Урок литературы в 6 классе по теме Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Стихотворение "Парус".
план-конспект урока (6 класс)

Хисамова Фания Фаузятовна

Урок литературы в 6 классе по теме Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Стихотворение "Парус".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Отражение судьбы поэта в стихотворении « Парус»

1. Организационный момент урока.

  Сегодня у нас встреча с М. Ю. Лермонтовым . На уроке познакомимся с личностью и необычайной  судьбой поэта. Выясним , что общего между жизнью и творчеством поэта на примере стихотворения « Парус». Запишите  тему урока «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Отражение судьбы поэта в стихотворении «Парус».

2. Биография поэта.

Прочитайте биографию поэта:

М. Ю Лермонтов был младшим современником А. С. Пушкина, восхищался его поэтическим даром, глубоко был потрясён трагической гибелью поэта.

Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской жизни.

-Давайте поближе познакомимся с судьбой и личностью поэта. Подумаем  над вопросами:

-Что необычного в судьбе поэта вы заметили?

-Какие черты характера сформировались в детские и юношеские годы?

3.  Вспоминая детские годы М.Ю Лермонтов писал: « Я сын страданья»

Прочитайте материал учебника страницы 146 – 147.

 

4.Но детство кончилось. Елизавета Алексеевна переезжает с внуком в Москву, чтобы он продолжил обучение. В 1828 году поступает в пансион при Московском  университете. Эта была замечательная школа, вроде Царскосельского лицея. Особенно воспитанники любили литературу. Пробовали сочинять сами. В 14 лет Лермонтов начинает писать стихи, которые становятся его дневником. Но вскоре его жизнь ломается. Лермонтову пришлось переехать в Петербург, мечтал потупить В Петербургский университет, но получил отказ от администрации. Вынужден был поступить в школу гвардейских подпрапорщиков, где жизнь его была теперь заполнена строевыми занятиями. Эти годы были для поэта самыми тяжёлыми. Именно в это трудное  для него время он пишет стихотворение « Парус».

Лермонтов рано лишился матери, был свидетелем ссор между отцом и бабушкой, несмотря на любовь бабушки, чувствовал себя одиноким, обладал многими талантами.

Черты характера, сформировавшиеся в детские и юношеские годы: был человеком чуткой души, любил фантазировать, мечтать.

5.Анализ стихотворения « Парус».

Стихотворение имеет свою историю. Мы уже знаем, что, находясь в Петербурге, был вдали от дома, друзей, в чуждой ему обстановке. Однажды он отправился на прогулку, вышел к побережью и увидел раскинувшуюся морскую гладь.

- Как вы думаете, какие чувства мог испытывать в это время поэт?

Конечно достоверно ответить на этот вопрос нельзя, но мы можем предположить, о чём думал поэт, что чувствовал.

(чувствовал одиночество, грусть, тоску, может быть восхищался величественным простором.)

Близость моря всегда поражает человека, хочется  размышлять о чём-то сокровенном, серьёзном.

-Давайте узнаем, о чём размышлял поэт, увидев море и белеющий парус. Прочитайте стихотворение.

ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?...

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

- Как мало слов, но так много сказано о море, о судьбе паруса, о чём-то пока ещё не уловимом.

- Какое настроение появляется при чтении этого стихотворения? Это и радость от того, что парус выдержал бурю, но в то же время грусть, тревога и сожаление.

-Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения, которая создаётся выразительными средствами языка: эпитетами и сравнениями.

Казалось бы яркий мир должен рождать чувство радости .Однако первый эпитет, относящийся  к парусу разрушает это восприятие, вызывая грусть, тревогу.

- В последней строфе Лермонтов называет парус « мятежный» , значит  тревожный , неспокойный.

- Как вы думаете почему?

( Он не удовлетворён спокойной жизнью, он любит борьбу)

- Есть что-то общего между судьбой поэта и «одиноким парусом»? Оба одиноки, не удовлетворены спокойной жизнью, судьба паруса неясна и туманна, как  неясна судьба и самого поэта. Парус похож на гордого и смелого человека, таким и был в жизни  М. Ю. Лермонтов.

- А какие чувства испытывали вы , читая это стихотворение?

Ответьте на этот вопрос письменно.

6. Вывод

Сегодня мы лишь познакомились  с некоторыми страницами жизни удивительного поэта и рассмотрели  на примере стихотворения « Парус», как жизнь поэта  отражена в его творчестве.

8. Домашнее задание .  

Выучить стихотворение «Парус».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...

Презентация к уроку в 6 классе по теме: "Жизнь и творчество В.А.Моцарта"

Презентация к уроку в средних классах по теме: "Жизненный и творческий путь В.А.Моцарта"....

Презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество м.Ю. Лермонтова"

Презентация представляет яркие моменты жизни и творчества известного русского поэта....

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

Урок в 6 классе по теме "Жизнь и творчество А.П. Чехова. Рассказ "Толстый и тонкий""

Конспект урока, дидактический материал к урокуСсылка на презентацию к уроку...

Разработка урока в 10 классе по теме "Жизнь и творчество Шекспира"

Урок по теме "Жизнь и творчество Вильяма Шекспира" направлен на развитие  самостоятельной, творчески  мыслящей личности, а также на воспитание у учащихся чувство прекрасного, любви...