Как написать отзыв?
материал по литературе

Юлия Борисовна Алешина

Выступление на ШМО учителей-словесников

Для учащихся отзыв яваляется сложной жанровой формой сочинения. При этом педагоги часто предлагают ребятам подобные задания. Что же такое отзыв? Какие виды отзывов бывают? С чего начать и чем закончить? - ответы на эти вопросы в данном выступлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_metodika_napisaniya_otzyva.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по написанию отзывов.

1. Что такое отзыв?

Отзыв - это развернутое высказывание эмоционально-оценочного характера, которое содержит мнение автора отзыва о прочитанном произведении и аргументацию этого мнения.

Цель отзыва - поделиться впечатлениями о прочитанном, привлечь внимание к произведению, принять участие в обсуждении.

В отзыве преобладает автор отзыва. Он объясняет свой интерес, личное пристрастие к писателю или отдельному произведению. Возможно, для автора отзыва важно общественное значение поднятой в книге проблемы, ее актуальность - это тоже поясняется. Система аргументаций отзыва основана на личном читательском опыте, персональных вкусах и предпочтениях. Герои художественного произведения рассматриваются как литературные типы или человеческие характеры. Дается оценка их взаимоотношениям, поведению с морально-этической, нравственной, психологической точки зрения автора отзыва.

Ярко выраженная субъективность отзыва обеспечивает возможность свободной композиции при соблюдении логики высказывания. Наличие же какого-либо трафарета, каких-либо требований к отзыву ведет к стандартизации, «безликости» оценки произведения. Об этом говорит И. И. Тихомирова в своих работах: «Психология детского чтения от А до Я»,[1] «Как воспитать талантливого читателя»[2] Отвергая необходимость придерживаться строгой структуры она, тем не менее, попыталась систематизировать изученные ею способы выражения читательского восприятия. По мысли Ирины Ивановны содержание большинства отзывов, можно классифицировать следующим образом:

отзыв-отклик (ярко выражена восторженная эмоциональность впечатлений);

отзыв-исповедь (прочитанное становится поводом рассказать о себе);

отзыв-вопрос (автор отзыва задает вопросы себе или размышляет над основным вопросом в книге);

отзыв-рефлексия (осознание самого себя в контексте прочитанной книги);

отзыв-рекомендация (автор объясняет, почему он пытается заинтересовать книгой);

отзыв-деталь (внимание автора приковано к какой-либо художественной детали книги или эпизоду, которые помогают ему понять что-то в жизни, в отношениях людей);

отзыв-ассоциация (поразившая воображение книга вдохновляет на собственное творчество);

отзыв-воспоминание (прослеживаются впечатления от книги на протяжении собственных прожитых лет)

Резюмируя характеристику отзывов, следует еще раз подчеркнуть, что при всем многообразии их видов жанровыми признаками являются:

Субъективность, эмоциональность в оценке произведения. Особо обращается внимание, что это должна быть именно оценка, а не пересказ сюжета.

Обязательная личностная аргументация той или иной оценки. Аргументация строится на тезисе и его доказательстве.

Однако в некоторых источниках все же даются советы, о том, как конструктивно можно выстроить отзыв.

Во вступлении представляется тема произведения, отмечается степень ее актуальности. Затем пунктирно напоминается о содержании (время, место, конфликт). Здесь же может быть сформулировано, хотя и не обязательно, общее впечатление от прочитанного.

 Основная часть отзыва представляет собой рассуждение, в котором дается аргументированная оценка произведения, отдельных эпизодов, характеров и поведения и взаимоотношений персонажей. Высказываются мысли и чувства автора отзыва, навеянные произведением. В этой части, как правило, и проявляется тот или иной вид отзывов, из упомянутых выше.

В заключении дается обобщенная оценка данного произведения в сопоставлении его с другими произведениями того же автора, или по той же тематике, с другими мнениями читателей и т. д. Иногда может содержаться призыв к читателю с рекомендациями к прочтению или наоборот.

Данная композиция не является обязательной, однако она может стать отправной точкой для создания собственного отзыва.

2. Как писать?

С чего начать?

Как это не покажется парадоксальным, начинать надо… с себя. В дополнение к озвученным характеристикам отзывов, можно сказать, что отзыв – это способ коммуникации, общения автора отзыва с теми, кому отзыв адресуется, с теми, кто его будет читать. Следовательно, не мешает вспомнить об условиях успешной коммуникации. Для этого необходимо определить: кто Я, как автор отзыва, кто они, кому я адресую отзыв, каковы наши цели и ожидания.

От того, кем человек ощущает себя при написании отзыва, зависит стиль и вид отзыва. Если библиотекарь видит в себе превосходство знатока, Мессии, ученого, а в адресате своего отзыва – неразумность среднестатистического существа, его отзыв о книге будет, скорее всего, безликим, «никаким», напичканным литературоведческими терминами, взятыми в свою очередь в «критической» литературе, тяжеловесным по стилю.

Библиотекарь, выступающий как читатель, обращающий свой отзыв к равноправному другу-читателю, напишет его более легким, дружеским, свободным языком. Именно в этом случае в тексте можно будет увидеть исповедь, рефлексию, вопрос, ассоциации, а другими словами – личность автора отзыва. Именно такой отзыв интересен и достигает своей цели: обращает внимание на книгу, по которой он написан.            

Для того чтобы достичь поставленной цели, т.е. привлечь внимание к произведению, наверное, нужно почувствовать себя «немножко писателем»

Чтобы написать хороший отзыв, его нужно писать как литературное произведение. Более простой вариант: сравнить произведение, о котором пишется отзыв с неким эталоном. С тем, что делает произведение хорошим или плохим. Подобным эталоном может выступать, как уже сказано, собственный литературный вкус, житейский, общекультурный, читательский опыт. Эталоном может быть и «общепринятые» требования, предъявляемые к написанию художественного произведения.

Не важно, пишет ли библиотекарь обзор, аннотацию, текст публичного выступления, библиотечного мероприятия или отзыв - он все равно в какой-то мере писатель. И вечные законы литературы висят над ним, как дорожные знаки, которые лучше все-таки знать.

Работа до работы.

По мнению Л. Жуховицкого работа писателя над произведением начинается задолго, до того как он сядет за письменный стол. В наше время, естественно, за компьютер. Этот период иногда незаметно, но всегда и обязательно отражается на всем, что относится к произведению.

Соответственно и автору отзыва необходим этот этап: работа до начала написания собственно текста отзыва. Возможно, этот процесс будет происходить параллельно с чтением книги, или в ходе поиска дополнительных материалов.

В любом случае, автору отзыва, неплохо бы оценить, каким образом и насколько отражаются в книге:

Жизненный опыт автора произведения. Речь не идет о подробном пересказе биографии писателя. Желательно увидеть точки пересечения или отражения жизненных этапов писателя в его сочинении.

Воображение автора. Свой опыт использован в произведении? Или на основе чужого, писатель что-то нафантазировал? Считается, что лично пережитое эмоционально более глубоко излагается в произведении и затрагивает душу читателя. Так ли это?

Чаще всего, хотя и не обязательно, к периоду до непосредственного написания относится выбор названия книги. Это очень важный момент.

Если заглавие удалось сформулировать таким образом, что оно представляет собой отдельное произведение, законченную мысль, это сразу выделяет книгу из множества других.

        Автору отзыва предстоит оценить, насколько это удалось писателю. Заставляет ли его заглавие открыть обложку, заглянуть в книгу, улыбнуться, озадачиться вопросом: а что там дальше?

Скажем, увидев заголовок “Вторая древнейшая профессия”, мы как минимум возьмем книжку в руки - хотя бы для того, чтобы узнать, какая же древнейшая профессия была первой.[1] Кстати, и у отзыва может быть собственное оригинальное название, а не просто констатация, что это - «Отзыв на книгу…. такого-то»

Любое художественное произведение строится на конфликте: столкновении характеров, идей, мировоззрений, поведенческих и нравственных моделей. Конфликт является двигателем сюжета и всех, происходящих в книге изменений.

            Пишущий отзыв, всегда может подробно и личностно оценить насколько конфликт в произведении важен для героев, как он их меняет на протяжении книги.

Гоголевские Иван Иванович и Иван Никифорович навеки разошлись из-за слова, из-за “гусака”, но смехотворная вроде бы ссора сломала жизнь обоим. Чеховский Червяков всего лишь нечаянно чихнул на лысину чиновнику покрупнее - а кончилась история смертью...

Когда «неискушенный» читатель говорит, что книга интересная, скорее он имеет в виду занимательность.

Библиотекарю, как «профессиональному читателю» вполне уместно оценить в отзыве, как и чем писатель занимает внимание читателя. Скучно или не скучно он рассказывает свою историю, какими художественными средствами и приемами развивает конфликт.

По большому счету любая самая «толстая» книга может быть рассказана в виде анекдота (конечно, не о Чапаеве или Брежневе). Кратко в две-три фразы автор отзыва может представить основной смысл того, что происходит в произведении.

Анекдот - это та пружина, которая, распрямляясь, рождает сюжет.

“Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,

Что женщине не следует “гулять”

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,

Когда она жена и мать”.

Начинается работа над текстом книги или отзыва на книгу.

И, прежде всего, возникает проблема первой фразы. У первой фразы есть одна важнейшая задача - заставить читателя прочесть как минимум вторую фразу. А еще лучше - всю первую страницу. Также с ее помощью автор выбирает читателя - своего читателя.

Есть знаменитые первые фразы: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”.

В чеховской “Даме с собачкой” - возможно, лучшем рассказе всех времен и народов: “Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой”.

Короткая ведь фраза, а как бесконечно глубока. Мало написано - а сколько сказано!

Ясно, что речь идет о приморском городке, скорей всего курорте, ибо где еще по набережной могут прогуливаться дамы с собачками. Явно не сезон: появление нового лица сразу замечается. Скука, вялые сплетни - говорить особо не о чем, вот и говорят о даме с собачкой. И, наконец, сам предмет разговоров: это ведь не баба с псиной, даже не женщина с собакой - это дама с собачкой. Первая же фраза “Дамы с собачкой” с идеальной точностью вводит нас не только в обстановку, но и в настроение рассказа, герой еще не появился, а мы уже сопереживаем ему.

Начало романа - словно предупредительный знак. Любишь легкое чтение? Тогда это не для тебя. Не способен оценить наблюдательность автора, уровень его изощренной изобразительности? Иди к другой книжной полке, в этом романе тебе делать нечего.

Библиотекарь также может начать свой отзыв с какой-то необычной, неожиданной, даже шокирующей фразы.

Повествование, как правило, начинается с экспозиции, «введения» в текст, в тему, проблему.

Авторские описания – это, своего рода расстановка фигур на поле произведения. Эффективные и запоминающиеся лица, фигуры, обстановка, пейзажи, одежда, помещение, погода, эпоха, страна – все это гарантия того, что читатель эти места не «проскочит», а, хотя бы, просмотрит.

Замечается и тем более запоминается только то, что важно конкретному персонажу в конкретный момент.

У хорошего писателя все линии сюжета, перипетии героев, развитие их отношений и т. д. – все связано в определенные узелки, все скреплено чем-то, как бочонок обручем.

Война и Мир – всего лишь эпизод в долгой, трудной, но, в конце концов, счастливой любовной истории Наташи и Пьера. Роман главных героев железным обручем скрепляет роман Толстого.

Если автору отзыва удастся увидеть и оценить наличие или отсутствие, изящность или неуклюжесть архитектоники, т.е. строения, каркаса, опорных точек, узелков или обруча – это, несомненно, повысит привлекательность книги в глазах читателей и привлекательность самого отзыва.

От шока к шоку. Читатель, который следит в основном за действием, будет доволен неожиданными поворотами сюжета. Но сюжет не самоцель и не самоценность в произведении. Хороший писатель иногда придает его поворотам шоковое звучание для того, чтобы читатель сделал остановку в своей погоне за ответом на вопрос: а что там дальше. Писателю требуется рассказать не только о том, ЧТО происходит, но и КАК и ПОЧЕМУ?

Шокировать может неожиданное умозаключение или просто остроумная фраза, мудрость, - но шокирует и глупость: поэтому так мощно притягивают нас и Гамлет, и Хлестаков.

Автору отзыва самое время и место попытаться дать собственный ответ на предложенные писателем вопросы: как, почему, зачем, и своим примером мотивировать будущего читателя книги к подобным размышлениям.

Если после прочтения книги, возникает желание мысленно поаплодировать, значит, в книге получился стопроцентно дошедший до адресата финал.

Человеку, пишущему отзыв, совсем необязательно пересказывать сюжет, хотя читателю бывает любопытно: «чем же дело-то кончилось». Парадоксальность мышления. Парадокс - это крайняя форма неожиданности, когда подвергается сомнению несомненное. Неожиданный взгляд на что-то, казалось бы, давно известное, неожиданное сравнение сразу врубается в память.

Но читателю, поглощенному развитием сюжета, парадоксальность писательской мысли не всегда бывает видна, а иногда, кажется слишком сложной и мешающей читать. В отзыве будет уместна подсказка, по-своему интерпретирующая такие неожиданности, предлагающая создать читательский вариант парадокса на тему прочитанного.

Краткость - сестра таланта. Это когда в вещи нет ничего лишнего. Есть полным-полно длинных рассказов, а вот по четырехтомной эпопее Толстого можно учиться краткости. Надо уметь сокращать. Убирать необязательное.

Когда Родена спросили, как он создает свои скульптуры, ответ был такой: “Я беру кусок мрамора и убираю из него все лишнее”.

В наше время господства клипового, аудиального и визуального восприятия, краткость и одновременно смысловая объемность текста имеет иногда решающее значение. Упоминание в отзыве наличия или отсутствия этого достоинства может стать для читателя решающим мотивом при выборе книги для чтения.

Человек, взявшийся за написание отзыва, только тогда отразит свое личностное восприятие произведения, когда найдет в нем подобное воздушное пространство и наполнит его своими образами героев, своими чувствами, своим «прочтением» книги.

Анатомия айсберга. Каким образом создается настроение в тексте? Почему при чтении возникает тревога или радость или предчувствие чего-то необычного? По мысли Жуховицкого, это происходит за счет подтекста, когда за прямыми словами, описаниями угадывается совсем не то, что читается на самом деле.

У хорошего писателя, умеющего отсекать все лишнее, точно отразить остроту конфликта уже в названии, в первых строчках, удачно использующего парадоксальные сравнения и занимательность, остается на поверхности текста как у айсберга, только восьмая часть, все остальное прячется в подтексте, «затексте», в воздушном пространстве.

От того, увидит ли автор отзыва подводную часть литературного айсберга, сумеет ли ее оценить, зависит успех самого отзыва и возникновение мотивации к прочтению у читателя.

Таким образом, представленные в статье Л. Жуховицкого «контурные» ориентиры для начинающих писателей, могут послужить своеобразным эталоном для авторов отзывов, при сравнении своего собственного мнения о книге и оценки ее для представления читателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по творчеству Н.В. Гоголя « О правде жизни написал он»

 Тема: «О правде жизни написал он»(Урок, посвященный Н.В.Гоголю в 8 классе) Цель: Прививать учащимся любовь к творчеству Н.В.ГоголяЗадачи:1.Познакоми...

Презентация "Как написать сочинение-рассуждение" (в помощь 9-класснику)

Данная презентация поможет 9-класснику написать сочинение-рассуждение (С2.2.)...

как написать отзыв

Примерный план написания отзыва (материал для учащихся)...

Как написать сочинение? Описание игрушки.

1 урок-подготовка к написанию сочинения-описания предмета 2 урок- сочинениеСМ.презентацию к уроку...

Как написать хорошую научную статью.

В статье рассказывается о том, что должна содержать хорошая научная статья, рекомендуется структура статьи, указаны критерии и обрисована примерная стратегия написания научной статьи....

Как написать эссе грамотно.

Как грамотно написать эссе....