Рабочая программа внеурочной деятельности "Выразительное чтение"
рабочая программа по литературе (8 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Выразительое чтение" (8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnoe_chtenie.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования г. Саяногорск

«Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»

Принята на заседании

педагогического  Совета

протокол № 6

от 31.08.2018

Утверждена

приказ № 285

 от 03.09.2018

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Выразительное чтение»

для 8 классов

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

Коробова Ирина Петровна

педагог-библиотекарь

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Выразительное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением.

Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи, выразительного чтения и творческих способностей школьников. Программа  реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   учебным планом МБОУ «Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева».

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации занятий, в будущем станут основой для успешного решения заданий олимпиадного характера, организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение,  и учебные занятия курса предполагают ежеурочные победы, что,  в свою очередь, формирует у ребят ситуацию успеха.        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время подходы:  компетентностный, личностно -  ориентированный,  деятельностный.  

Курс «Выразительного чтения» выполняет следующие функции: 1) прививает интерес к учебному предмету и углубляет содержание базового учебного предмета «Литература», 2) вырабатывает навыки выразительного чтения; 3) развивает все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), 4) интегрирует содержание предметов гуманитарного цикла; 5) совершенствует важнейшие практические умения и навыки, обучает универсальным учебным действиям; 6) формирует речевое творчество через систему комплексной работы со словом, предложением, текстом, повышая языковую и речевую компетенции школьников.        

Концептуальная основа курса – две ведущие идеи: понимание главной  цели  обучения чтению для обеспечения единства языкового, речемыслительного, литературного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, культурологического развития школьников, центральная роль языка и взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Цель – разностороннее развитие личности. Задачи:формирование образа мира средствами выразительного чтения, развитие устной и письменной формы речевого творчества, приобщение к ценностям культуры, к традициям индивидуального и семейного чтения. Ключевые понятия предметного содержания: ГОЛОС, ПОСТАНОВКА ГОЛОСА, РЕЧЬ, КУЛЬТУРА РЕЧИ, ОБЩЕНИЕ, КНИГА, ТЕКСТ, СМЫСЛОВОЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Занятия не ставят своей задачей «накачать», «напичкать», «нагрузить» учащихся знаниями для более быстрого оперирования абстрактно-логическими понятиями.

Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволит ученику не утратить ход естественного развития и послужит нравственной и психологической основой для развития жизненной позиции личности, дальнейшей самореализации. Ориентир на творческую деятельность развивает в ребенке уверенность в собственных силах, подчеркивает личностную значимость, создает ситуацию успеха и удовольствия от творческой деятельности.  На первое место ставятся не технические аспекты деятельности, а его мотивация – интерес, желание, ценности и цели.

Отличительные  особенности курса

«Выразительное чтение»

1. Решает задачу формирования активной творческой личности.

2. Формирует личностные мировоззренческие позиции «Я – часть мира и

мое отношение к этому миру».

  1. Закладывает основы для приобщения ребенка к культурно-творческой

деятельности, нравственных правил и ключевых социальных компетенций, обобщенных способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

4. Реализует идею сотрудничества и взаимопомощи.

5. Учит ученика ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей; делать выбор между добром и злом; видеть связь между предметами и явлениями; сравнивать, делать выводы и обобщения, не бояться принимать самостоятельные решения; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, приобретать опыт решения конфликтных ситуаций, навыки сотрудничества, основанные на миролюбии, доброжелательности, доверии и взаимопонимании; комплексной, системной и последовательной, аналитической работе с текстом.

.

Метапредметными результатами изучения курса «Выразительного чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– соблюдать правила культурного и вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,

 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,

 - использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

 - отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Место учебного курса «Выразительное чтение»

в плане внеурочной деятельности

Объём учебного времени, отводимого на изучение спецкурса – 1 час в неделю,  34 часов в год.  Преподавание курса« Выразительное чтение» рассчитано на учащихся 8 классов. Преподавание программы курса «Выразительное чтение» проводится  во второй половине дня.

Участники программы: дети 14-15 лет.

Календарно – тематический план

34 часа (1час в неделю)

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

план

факт

I. Давай познакомимся (3 часа)

1.

Разрешите познакомиться. Мастер-мастерская-подмастерье.

1

5.09

2.

Голос – великое богатство! Учись развивать свой голос!Учись слышать и слушать.

2

12.09

19.09

II. Учись настраивать голос. (6 часов)

3

Развивай силу голоса

2

26.09

3.10

4

Учись понижать и повышать свой голос

2

10.10

17.10

5

Учись правильно произносить скороговорки

2

24.10

7.11

III. Соблюдай культуру речи( 13часов)

6

Учись читать, чтоб больше знать!

Учись читать внимательно

2

14.11

21.11

7

Читать хорошо – это трудно и легко!

Учись читать выразительно

2

28.11

5.12

8

Учись читать громко и тихо

2

12.12

19.12

9

Учись правильно ставить знаки в конце предложения.

2

26.12

16.01

10

Учись знаки изображать жестами

2

23.01

30.01

11

Учись говорить выразительно! Распознавай невыразительную речь.

2

6.02

13.02

2

Речевые задачи

1

20.02

IV. Учись читать с разной интонацией. ( 12часов)

13

Что такое техника выразительного чтения?Обращай внимание на знаки препинания!Учись понимать, что знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения!

Тренировка

1

27.02

14

Учись определять разную интонацию.

1

6.03

15

Учись выразительно обращаться

2

13.03

20.03

16

Учись выразительно читать о природе.

2

3.04

10.04

17

Учись выразительно читать по ролям.

2

17.04

24.04

18

Учись выразительно читать рассказы.

2

8.05

15.05

19

Учись выразительно читать и напевать песенки

1

22.05

20

Подведем итоги

1

29.05

Всего

34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лабиринты выразительного чтения»

      В  основу данной программы заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем  умение писать.Курс «Лабиринты ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чтение- вот лучшее учение".( 5 класс)

Программа внеурочной деятельности «Чтение – вот лучшее учение» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 (6) классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнен...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-7 классах «Мастерство выразительного чтения».

          Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерство выразительного чтения» составлена  в соответствии с требованиями Федерального госуда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ и ПИСЬМА"

Составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Искусство письма»О.С.Бордовских, О.А.Шитикова. .- М.: Просвещение, 2010. Учебно-методическое пособие [Элек...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и работа с текстом. Календарно-тематическое планирование для 7-8 классов, ФГОС.

В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых, понимание и интерпрет...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом)

Программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) основана на принципах, которые определяют отношение к чтению как к средству...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Стратегии и приёмы смыслового чтения"

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом универсальны. Их можно использовать  на любом уроке урочной и внеурочной деятельности....