Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 классы
рабочая программа по литературе (8 класс)

Рабочая программа по родной (русской) литературе литературе для 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев  2010год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodn_lit_8kl.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10имени Героя Советского Союза Д.Е.Кудиноваг. ВЯЗЬМЫ   СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрено

Руководитель МО

________/__Морозова Т.В.

                                ФИО

Протокол № ___

от   «___» _______ 2019г

Согласовано

Заместитель руководителя      

 по УВР МБОУ СОШ № 10      

________/

                             ФИО

от   «___» августа 2019г

«Утверждено»

Приказ №

от  

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по родной литературе

(русской)

        8 а,б классы         

Соответствует Федеральному  государственному образовательному

стандарту основного общего образования

(Пр. № 1897 от 17.12.2010)

Кусакина Марина Леонтьевна

(первая категория)

Ф.И.О. учителя, категория

2019/2020 учебный год

        

Пояснительная записка

Рабочая программа по родной (русской) литературе литературе для 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев  2010год). Программа рассчитана на 34 часа.  Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перчень учебно-методического обеспечения Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1.Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2.Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3.Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4.Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному)  небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных  компетенций.  Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном миреДеятельностный подходотражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми Основой целеполагания  является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе  гуманитарного образования, отражающего важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и   публицистических произведений;

выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

    осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно  художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

   умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Перечень учебно-методического обеспечения.

В 2016-2017 учебном году литературное образование в  школе на базовом уровне  осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина а также в соответствии с Информационно-методическими материалами по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово».\ Москва, «Русское слово». 2017год.

Учебник «Литература. 8 класс.» автор-составитель: МеркинГ.С.,\ Москва, «Русское слово», 2017 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования .

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета  «Родная (русская) литература» в 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 рабочие недели согласно учебному плану) Срок реализации рабочей программы – 1 год

Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература» 

Введение. 1ч


Смоляне в древнерусской литературе - 4 часа "Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Теория: понятие древнерусская литература, жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть)



Война 1812 года - 3 часа Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы. Денис Давыдов на Смоленской земле.

 Декабристы-смоляне -2 час"Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка удалая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.).

Для самостоятельного чтения Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Декабристы-смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н.Волоконской".

 19  ВЕК -4ч
А.С.Грибоедов  Прототипы комедии «Горе от ума» Усадьба Хмелита

А.С.Пушкин

Н.В.Гоголь

А.Н.Островский
20век  18ч
А.Беляев - основоположник советской научной фантастики -2час 

Своеобразие личности и творчества фантаста. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана.

М.Булгаков - 2 час "Записки юного врача", Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова. Сатирическое и фантастическое изображение действительности.

М.Пришвин - 2 часа Жизнь и творческая деятельность Пришвина. М.Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.

И.С.Соколов-Микитов - 1часХудожественный мир И.С.Соколова-Микитова. Природа и люди в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки").
Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти»Малая и большая родина в его творчестве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы.


Произведения о Великой Отечественной войне 5ч

Повторительный обобщающий урок - 1 час

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п\п

Наименование разделов

Количество часов

1.

Введение

1

3.

Древнерусская литература

4

5.

Литература 19 века

11

6.

Литература 20 века

18

ИТОГО

34

Приоритетные формы  работы с обучающимися:

  • беседы по материалам уроков
  • практикумы

Приоритетные формы  контроля:

  • письменный и устный анализ литературных произведений
  • тестирование

 Календарно-тематическое планирование уроков по  родной русской литературе 8А, 8Б КЛ.  КУСАКИНА М.Л.

№ урока

Тема урока

1

Введение.

2

«Сказание  о Борисе и Глебе»

3

«Повесть о Меркурии Смоленском»

4

«Житие Авраамия Смоленского» как образец духовной литературы.

5

Контрольная работа (входной контроль)

6

Произведения об Отечественной войне 1812 года на Смоленщине. Н. Дурова «Кавалерист-девица»

7

Произведения об Отечественной войне 1812 года на Смоленщине. Д. Давыдов «Записки партизана»

8

Ф. Глинка. «Письма русского офицера»

9

«России верные сыны». Декабристы на Смоленщине, их литературное творчество

10

И.Д.Якушкин

11

 Контрольная работа

12

А.С.Грибоедов  Прототипы комедии «Горе от ума» Усадьба Хмелита

13

Выразительное чтение монологов комедии

14

А.С.Пушкин»»Роль пейзажа в повести «Капитанская дочка»

15

Н.В.Гоголь и театр. Комедия «Женитьба»

16

А.Н.Островский  Пьесы Островского на сцене театра

17

А.Р.Беляев  . Роман «Человек- амфибия».

18

А.Р.Беляев  Роман «Человек- амфибия». Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана.

19

М.Булгаков и Смоленщина. «Записки юного врача».

20

«Записки юного врача». Художественные особенности рассказов.

21

М.Пришвин. Жизнь и творческая деятельность. Очерк «Школьная робинзонада»

22

Тема добра в творчестве М. Пришвина. Очерки «Охота за счастьем», «Мирская чаша».

23

Природа и люди в творчестве И.С.Соколова-Микитова. Рассказы «Медовое сено», «Глушаки».

24

Н.Рыленков Страницы жизни и творчества

25

Смоленские страницы жизни и творчества М.Исаковского. Исаковский – поэт-песенник.

26

А.Т.Твардовский. Малая и большая Родина в творчестве поэта.

27

Контрольная работа

28

Б Васильев «А зори здесь тихие»

29

Б Васильев «А зори здесь тихие» Женщина и война

30

Б Васильев «В списках не значился»

31

Военные дороги Смоленщины в произведениях К.Симонова

32

«Строка, оборванная пулей». Стихи поэтов, погибших на Смоленщине в годы ВОВ. Н Майоров, В. Стрельченко, Б.Богатков.

33

Контрольная работа

34

Подведение итогов

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

          средняя общеобразовательная школа № 10

               имени Героя Советского Союза Д.Е.Кудинова

             г. Вязьмы Смоленской области

        Рассмотрено        

Руководитель МО

________/__Морозова Т.В.

                                ФИО

Протокол № ___

от   «___» _______ 2019г

Согласовано

Заместитель руководителя      

 по УВР МБОУ СОШ № 10      

________/

                             ФИО

от   «___» августа 2019г

«Утверждено»

Приказ №

от  

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по родной русской литературе

        8 а,б классы         

Кусакина Марина Леонтьевна

(первая категория)

Ф.И.О. учителя, категория

2019/2020 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....