Статья " Подготовка обучающихся к сочинению по литературе".
статья по литературе (8 класс)

Ольга Анатольевна Максименкова

В статье говорится о комментариях к теме сочинения, о моделях- основах для сочинения с анализом стихотворения, приводятся примеры тестовых заданий развивающего характера для модели рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx57.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Дубровская СШ

        C:\Users\user\Downloads\книга.jpg

                                    Статья

«Подготовка обучающихся к сочинению по литературе».

                                                                                                            Максименкова Ольга Анатольевна

                                                                                             Учитель русского языка и литературы

В своей статье я хочу поделиться своим опытом работы по подготовке обучающихся к сочинению  по стихотворениям русских поэтов.  Обучение искусству писать сочинения – одна из сложных и до сих пор не решенных проблем. Дети испытывают определенные трудности с определением темы сочинения, анализом стихотворения. Ученикам, безусловно, нужно помочь-научить работать с поэтическим текстом.

В своей статье я расскажу о том, как построить комментарий к теме сочинения, о моделях-основах для сочинения с анализом стихотворения, приведу   примеры тестовых  заданий развивающего характера в вопросах и ответах которых закладывается модель рассуждения.

Комментарий к теме сочинения

Учитель не просто называет  темы сочинения, а вначале дает комментарий,  после проводит анализ, рецензирование ученических работ.

Разумно предлагать для сочинения не менее 3 тем: одну – прокомментированную подробно, вторую – прокомментированную кратко, в общих чертах, третью – для самостоятельной работы.

Образцы комментариев:

Подробный комментарий к теме «Особенности конфликта в

стихотворении А.С. Пушкина «Поэт и толпа»

Тема сочинения предполагает исследование конфликта на всем его протяжении, от завязки к развязке, и обнаружение его особенностей. Начните с комментария к названию стихотворения: что за конфликт в нем отражен? Далее соотнесите название и эпиграф: на какое направление развития конфликта указывает эпиграф? Рассмотрите композицию стихотворения: какую роль она играет в отображении конфликта? Для этого разделите текст на смысловые части, соответствующие различным этапам развития конфликта, и прокомментируйте ваши действия. Отразите в вашем комментарии то, какими изображены взаимоотношения поэта и толпы в экспозиционной части стихотворения, какими эпитетами охарактеризованы обе стороны; как оценивает толпа искусство поэта, какие претензии высказывает, чего требует от него; в чем толпа видит назначение поэзии и долг поэта; чем отвечает поэт на упреки толпы и почему отказывается отвечать ее требованиям; в какой момент наступает кульминация и развязка конфликта и в чем это выражается.

Подытожьте сказанное, сформулировав особенности конфликта, связанные с его участниками и предметом спора. Напишите, чем заканчивается спор, кто, по вашему мнению, одерживает в нем победу по замыслу автора. Закончите, если хотите тем, какая из конфликтующих сторон вызывает вашу симпатию и почему.

Краткий комментарий к теме

«Как соотносятся начало и финал стихотворения

М.Ю. Лермонтова «Дума»»

Определитесь с объемом материала для анализа: выясните, что вы будете называть началом и финалом. Подумайте, как в принципе могут соотноситься начало и конец высказывания: как тезис и вывод, образуя смысловое кольцо, как-то еще. Проследите, что именно наблюдается в стихотворении Лермонтова. Обратите внимание на «колыбель» и «гроб» и их символику, звучание мотива «отцы и дети».

Модели-основы для сочинения с анализом стихотворения

Выполните разбор стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан», заполняя пропуски в опорном тексте:

Осваиваем содержание стихотворения

Поэт обращается (к кому?)…………….., привлекая внимание к картине, изображающей (что?)…………….. . Фонтан – это архитектурное сооружение, устроенное таким образом, что………………… .

С фонтаном Тютчев сравнивает …………………, говоря……………… .

Закон, по которому…………………… поэт называет………………….. .

Человеческая мысль, по Тютчеву, ………………………………, но в то же время она…………………………….. .

Пафос стихотворения можно назвать (драматическим, трагическим, романтическим, возвышенным – нужное подчеркните), так как……………. .

Рассматриваем композицию стихотворения и рифму

В стихотворении………………. строфы, каждая из которых состоит из………. стихов. В первой изображен фонтан, во второй - ……………… .

Такую композицию можно назвать «зеркальной», потому что……………………. .

Важную композиционную роль в стихотворении играет рифма, потому что она (парная, перекрестная, кольцевая – нужное подчеркните), благодаря чему возникает эффект……………………… .

Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема» и «нисхождения». В первой строфе на границе ….. и ….. стихов, во второй - …… и……. .

Изучая образный, лексико-грамматический строй поэтической речи

Рисуя фонтан, поэт стремится к наибольшей выразительности картины, для чего использует различные изобразительно-выразительные средства, например (приведите названия тропов) ………………………………. .

Многоцветность радужного блеска воды изображается при помощи……………….. .

Чтобы усилить впечатление от картины, автор прибегает к повторению……………… .

Употребление подряд трех глаголов (………………….) придает описанию (динамичность, статичность – нужное подчеркните).

В первых четырех стихах глаголы ………… вида употреблены  в форме ……… времени. В последующих четырех это глаголы (деепричастия) …………. вида, употребленные в ……………….. времени. Этим подчеркивается, что действия (повторяются, длятся во времени, закончены - нужное подчеркните).

Важные по смыслу слова……………………………. вынесены в конец строфы. Они отличаются особой выразительностью, так как их стилистическая окраска………………………………… .

Во второй строфе стихотворения, где Тютчев уподобляет ………………… фонтану, особой выразительностью обладают эпитеты…………………. . Это дополнительно усилено тем, что они рифмуются.

Метафора «длань незримо-роковая» (может, не может - нужное подчеркните) быть истолкована буквально, так как……………………….. .

Последнее слово в стихотворении……………………….. . Оно уже звучало в сопровождении эпитета ………………. . Теперь оно звучит по-другому, потому что……………………….. .

Рассматриваем поэтический синтаксис

Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединенные общей рифмой, представляют собой (тип)………………. предложение с главным, состоящим из одного слова – «смотри», которое содержит обращение и призыв. Повтор союза «как» привлекает внимание к объекту изображения – фонтану, связывая между собой глаголы «клубится», «пламенеет», «дробится», что помогает сделать картину зримой. Важную стилистическую роль играет инверсия  (примеры), подчеркивающая значимость слов, положение которых в предложении необычно. Вторая строфа начинается с риторического (вопроса, обращения, восклицания - нужное подчеркните), роль которого - усилить  ……………………. .

Анафора (цитата) выполняет ту же роль. Далее следует риторический (вопрос, восклицание - нужное подчеркните) (цитата), содержащий повтор…………………….. .

Антитеза ……………………. завершает поэтическую мысль.

Наблюдаем за метрической, интонационной и фонетической стороной стихотворения

Стихотворный метр, которым пользуется Тютчев – это ……….. стопный……………… .

Однако стихов, в которых ритмический рисунок полностью соответствует контрольному ряду, всего………………. . Они расположены симметрично в центре каждой из строф. Почти во всех стихах встречаются двусложные стопы без ударения (название). Они возникают на месте слов, состоящих более чем из двух слогов, или на стыке слов. Слоги без ударения произносятся (быстрее, медленнее ударных - нужное подчеркните). Это разнообразит звучание, выделяет особо значимые слова, придает интонации взволнованность, эмоциональность.

В последних двух стихах ритмический рисунок (одинаковый, разный - нужное подчеркните). Это придает стихотворению стройность, завершенность, изящество.

Эффект ярких красок в картине, изображающей фонтан, подкрепляется соответствующей звуковой инструментовкой. Сочетание глухих, сонорных и звонких согласных звучат разнообразно и ярко: см-тр-бл-кл-пл-др-вл в словах:……………………….. .

В начале второй строфы явственно обозначается аллитерация на «м» (в словах: ……………………).  Она как бы возвращает нас к звуковому ряду первого стиха, где наблюдалось такое же звуковое явление в словах………………….. .

Звуковая перекличка усиливает важную смысловую связь между словами………………………. . Особенно выразительная аллитерация в последних четырех стихах. Звук «р», грозный, раскатистый, слышится здесь в сочетании с согласными…………………… в словах:…………….. .

Это делает финал (мощным, спокойным, трагическим, бодрым, эмоциональным, энергичным -нужное подчеркните). Мы начинаем чувствовать (понимать), что (напишите о своем впечатлении)....................... .

Тестовые задания развивающего характера

В вопросы и ответы закладывается модель рассуждения.

Пример. Разбор стихотворения К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…». Вопросы к анализу выстраиваются как тест:

  1. Лирический герой этого стихотворения:

А) энергичен, прагматичен, расчетлив, равнодушен к окружающему миру;

Б) увлекается экзотикой, путешествиями, стремится к ярким впечатлениям;

В) меланхоличен, погружен в свои переживания, безразличен к внешнему миру;

Г) умеет возвыситься над мирской суетой, испытать яркое эмоциональное переживание.

2) «Уходящие тени» в стихотворении – это:

А) аллегория: подразумеваются тени предков;

Б) тени, которые отбрасывают предметы, освещенные солнцем;

В) образ-символ, не имеющий однозначного истолкования;

Г) просто рифма к слову «ступени».

3) «Башня» в стихотворении – это:

А) развалины старинного замка;

Б) высокое строение, расположенное в гористой местности;

В) «башня» Вяч. Иванова – место встречи художников-единомышленников;

Г) нечто невещественное, исполненное тайного смысла.

4) Следующее истолкование лирического содержания не противоречит замыслу автора:

А) в башне, вероятно, живет возлюбленная лирического героя, он нетерпеливо поднимается к ней по ступеням, предвкушая романтическое свидание;

Б) в башне ветхие ступени, подниматься по ним опасно, но лирический герой – человек решительный, достигающий своей цели;

В) образ мира, созданный поэтом, позволяет рассматривать башню как некую пространственную «вертикаль», связанную с идеей восхождения, стремлением вверх, к идеальному;

Г) башня символизирует высокомерие лирического героя, его презрение ко всему низкому, земному.

5) Эмоциональная кульминация лирического сюжета стихотворения:

А) не определяется, т.к. композиция размыта;

Б) соответствует моменту достижения вершины башни;

В) соответствует моменту достижения вершины башни;

Г) соответствует моменту появления звуков в изображаемой поэтом картине.

6) «Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего … отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь – из окна». В высказывании К.Я. Бальмонта, автора стихотворения, пропущено слово:

А) акмеисты;

Б) символисты;

В) романтики;

Г) фантасты.

Соединяя вопрос с ответом, ученик получает словесную конструкцию, которая выглядит как оформленное суждение.

     Восточная мудрость гласит: «  Учителя только открывают двери, дальше идите сами».    Желаю успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...

статья "Подготовка учащихся к сочинению по картине на уроках развития речи"

Ни для кого не секрет, что работа по картине является одной из самых трудных, но она необходима, так как специфические функции картины являются источником высказывания, помогают формировать определенн...

Материал для подготовки к итоговому сочинению по литературе

Материал содержит образцы сочинений по многим темам, аргументы, высказывания великих людей. Все это может пригодиться для написания сочинения...

Материалы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Вашему вниманию предлагаются 5 вариантов вступлений и подборка цитат к итоговому сочинению по литературе по тематическим направлениям: Дом, Путь, Время, Любовь, Книга....

Статья. Подготовка к итоговому сочинению ( из опыта работы).

Статья представляет собой опыт работы по подготовке к итоговому сочинению по направлениям  2017 - 2018 гг. В работе рассмотрены основные критерии оценки итогового сочинения и приёмы работы ....