Скрам - урок по литературе на тему "К. Г. Паустовский. Сказка "Теплый хлеб".
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Описание технологии

 

Скрам - это метод, в котором ведущая роль в образовательном процессе частично или полностью переходит от учителя к ученикам. Это новый тип образования, который поможет ученикам не только приобрести новые навыки, но и развить личную ответственность. Используя данную технологию, мы реализуем запрос государства: развиваем проектную деятельность школьников на уроках. Под продуктом деятельности учащихся понимаются   те знания, умения и навыки, которые ученик получает после изучения темы. Работа над одной темой организуется в форме спринта. Обычно это 3-4 урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skram_v_obrazovanii.docx429.55 КБ

Предварительный просмотр:

Скрам в образовании

Описание технологии

Скрам - это метод, в котором ведущая роль в образовательном процессе частично или полностью переходит от учителя к ученикам. Это новый тип образования, который поможет ученикам не только приобрести новые навыки, но и развить личную ответственность. Используя данную технологию, мы реализуем запрос государства: развиваем проектную деятельность школьников на уроках. Под продуктом деятельности учащихся понимаются   те знания, умения и навыки, которые ученик получает после изучения темы. Работа над одной темой организуется в форме спринта. Обычно это 3-4 урока.

Действующие лица

1.Владелец продукта (учитель) 

Обязанности:

  • составляет маршрутный лист на основе программы по предмету
  • консультирует учеников в случае необходимости
  • продумывает варианты контроля и рефлексии

2. Скрам - мастер (ученик) 

Обязанности:

  • поддерживает благоприятную среду в команде
  • планирует проведение спринта
  • перемещает стикеры на доске задач

3. Команда (состоит из 4-5 человек)

 Обязанности:

  • выполнять задачи под руководством Скрам-мастера
  • слышать и уважать мнение друг друга
  • добиться цели

Инструменты

1.Маршрутный лист 

В нем обозначены следующие пункты:

  • название темы
  • знания, умения и навыки, которые получит ученик после завершения спринта
  • даты и формы предстоящего контроля
  • перечень источников теории и заданий по практике
  • временные рамки

 Маршрутный лист выдается каждому ученику. Он дает четкое понимание того, ЧТО ждет от них учитель. Это очень важно. Так как один из самых распространенных страхов у детей перед уроком - страх неизвестности. Так мы создаем на уроках более комфортную обстановку.

2. Доска задач

https://lh4.googleusercontent.com/gN-SiyyRFXXOuBY0zUaYo-6GQ9ZojmCFbDMcB1XIRCwUsGkPIjSg6Ajn7ztUQgjC-9ANoPeUNpqUt-uCinbloKVhDYtqjz3c5HUWOKHr8uOpAdO98V9NdYX4JBqHSQ0PB7Ltme5T

Доска содержит три или более столбца:

  • Нужно сделать. В этом столбце каждая команда прикрепляет стикеры с задачами. Одна задача - один стикер.   
  • В работе. Сюда приклеиваются стикеры с теми задачами, над которыми команда работает в данный момент.
  • Сделано. В этот столбик перемещаются выполненные задачи.

3.Лист самоконтроля

Имя 

знаю

знаю

знаю

знаю

умею

умею

умею

Основные факты из жизни писателя

Когда и где родился А.П.

Чехов

Какие рассказы написал А.П.Чехов

Определение слова юмор, сатира

Давать характеристику персонажам  по их речи

Отличать рассказ от повести

Находить в произведении средства выразительности

Иванов

+

+

+

+

+

+

-

После заполнения такого листа каждый ученик понимает, что ему нужно повторить перед контрольной работой. 

4. Контрольная работа

В ней обычно содержатся задания, которые составлены на основе листа самоконтроля. Главная задача - не застать детей врасплох, а проверить и закрепить их умения и навыки.

5. Сертификат

Каждый участник команды, выполнившей все задания быстрее всех и правильно, получает подарочный сертификат. Он дает право повысить оценку по литературе единожды.

https://lh4.googleusercontent.com/0c1qEfy-hELfJu-8nT3_7d4OoygRRChjX8uTzRGb74QFDuUU_y7keCtjUVU9nJV8xsbm1U8r-SZVFCW5lXIdgwLey2dmQxNG7Hmqy05dyq8SuEd8nkskVxUQ5mYFP_eWAvfq-TYe

Процессы

  1. Подготовка
  2. Планирование
  3. Реализация
  4. Демонстрация результатов
  5. Рефлексия
  6. Контроль
  7. Корректировка

Скрам - урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского

                                             “Теплый хлеб”.  

Цели урока

Образовательная:

  • Отработка навыков выразительного чтения
  • Умение пользоваться текстом для доказательства своего суждения
  • Обучение обобщению изученного материала

Развивающая:

  • Умение размышлять над поступками героев и их последствиями
  • Развитие речи при составлении устного рассказа

Воспитательная:

  • Умение выслушать всех членов команды, уважать их мнение
  • Умение самостоятельно оценивать свою деятельность
  • Формирование черт характера: доброта, отзывчивость, ответственность за свои поступки, уважение к труду.

Этапы урока

  1. Подготовка
  2. Планирование
  3. Реализация
  4. Демонстрация результатов
  5. Рефлексия
  6. Контроль
  7. Корректировка

Тип урока - урок изучения нового материала.

 

 

 

 

Маршрутный лист для изучения темы

Рассматриваемые вопросы:

  1. К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.
  2. Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».  Реальные и фантастические события и персонажи.

  1. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке.

Требования к изучению темы:

Знать: 

  • Основные события биографии К.Г. Паустовского. Персонажей сказки “Теплый хлеб”. 
  • Определение понятий реальность и фантастика.
  • Содержание сказки.

Уметь:

  • Выразительно читать сказку К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”.
  • Пересказывать эпизоды сказки.
  • Находить сравнения и эпитеты в художественном произведении

Вид время контроля знаний и умений.

 

  1. Основные события биографии К.Г. Паустовского. История персонажей сказки “Теплый хлеб”. Определение понятий реальность и фантастика - 23.03
  2. Итоги работы в группах, демонстрация результатов - 26.03
  3. Устранение пробелов в знаниях - 30.03
  4. Контроль знаний - 2.04











Оборотная сторона маршрутного листа

  1. Посмотреть видео https://lh6.googleusercontent.com/CPS5sjNib8peh4XmmiyCkFPBjMyAVcHCE9vilKU5glIMiSQQvxFBYqf6qj43thaQqIa_Cv28y0nB8eNsq7MgMAxCqWWzlIjFYzOPMJE52CTmTEjrHHmNCT9fIKyuhc49qgG7MXXv
  2. Конспект и пересказ статьи учебника.
  3. Выполни задание “Лови ошибку!” Нужно исправить ошибки в тексте.
  • Действие сказки разворачивается в деревне Башмачки.
  • Конь принадлежал Панкрату, кормил его только он.
  • Панкрат рассказал Фильке историю про злого мужика и солдата.
  • В сенях у бабки жила сорока.
  • Я, дедушка Панкрат, завтра соберу ребят.
  • Филька протянул коню хлеб. Конь сразу взял его.
  • Сорока сердито трещала, и все ее слушали.

  1. Используя “Толковый словарь” В. И. Даля, дайте определения понятиям: реальность, фантастика, доброта, отзывчивость, ответственность. 

https://lh5.googleusercontent.com/fQX1Zh4_YPWGSqiyH6mQgZNBsmG2NXZlf8EIqMdRHNR7kzd6ItMurf7_txc999KYL5WfB1TNBwbs7ZkkWJ7JS4YiIBnuMs93zxcNvbDxlcN96hssZKo2iO43OxTWIpuEUAYBJE_N

  1. Работа с эпизодом “Диалог бабушки и Фильки”
  • Зачем бабушка рассказывает историю столетней давности? 
  • Почему истории так похожи? 
  • Подготовьте выборочное выразительное чтение эпизода.

Общий вопрос: легко ли Фильке идти к мельнику?

  1. Заполните таблицу:

Филька до разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим

Отношение к лошади

Речевая характеристика (как разговаривает герой?)

Вывод


  1. Инсценируйте эпизод “Филька у мельника”.

Общий вопрос: как характеризует Фильку его рассказ?

  1. Подготовьте описание природы. Как она меняется по ходу сказки?

Сочините синквейн на тему природа в сказке.

  1. Дайте определение понятиям сравнение и эпитет.

Выписать сравнения и эпитеты из сказки в тетрадь.

  1. Составить список вопросов по произведению. Самые удачные вопросы войдут в контрольную работу.

Лист самоконтроля

Имя 

знаю

знаю

знаю

знаю

умею

умею

умею

Основные факты из жизни

 К. Г. Паустовского

Героев сказки “Теплый хлеб”

Что отличает реальность от фантастики

Содержание сказки “Тёплый хлеб”

Читать выразительно сказку “Теплый хлеб”

Пересказывать эпизоды из сказки “Теплый хлеб”

Находить в произведении средства выразительности














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Работа на уроке проходила в группах. Исследователи находили черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"....

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет  учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Цель деятельности учителя:1. На примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.2.Учить выделять детали, необх...

Конспект урока литературы в 5 классе. Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

В работе представлен урок по литературе в 5 классе (УМК Коровиной). Тип урока - урок по закреплению новых знаний и способов деятельности, который включает в себя деятельностную цель (формирование у уч...

Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Развиватет навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения»,  монологическую речь, умение  ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать вывод...

Презентация к уроку литературы по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб" 5 класс

Презентация к уроку литературы в 5 классе . Паустовский "Теплый хлеб"...