Главные вкладки

    Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
    план-конспект урока по литературе (10 класс)

    Кузнецова Ирина Петровна

    Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx19.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:   «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

    Цель урока: рассмотреть сущность конфликта между «отцами» и «детьми», развивать навыки составления портретных характеристик и их сопоставления.

    Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления изученного

    Учебно-методическое обеспечение урока: тексты романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», портрет И.С. Тургенева, мультимедийная презентация.

    Формируемые УУД:

    Регулятивные:

    • самостоятельно формулировать тему и задачи урока;
    • вырабатывать критерии своей оценки своей деятельности.

    Познавательные:

    • работа с понятиями «спор», «принцип»;
    • исследовать основные «точки» идеологического спора между двумя оппонентами: Е.Базаровым и П.Кирсановым;
    • определить позицию автора романа, аргументированно объяснить;
    • на основе анализа составление обобщающей таблицы.

    Личностные:

    • формирование мировоззрения учащихся;
    • развивать навыки формулирования доказательства, умения отстаивать свою точку зрения, используя для этого свои аргументы, отстаивания своей собственной позиции.  

    Коммуникативные:

    • создавать устный аргументированный ответ;
    • развивать навыки работы с художественным текстом  (анализ материала, систематизация);
    • слушать и слышать других, умение принимать иную точку зрения, по возможности уметь скорректировать свою точку зрения;
    • стремиться к координации действий при работе в группе.

    Этапы урока:

    1. Вызов.

    а) формулировка целей урока;

    б) актуализация знания учащихся.

           2. Осмысление.

                а) проверка синквейнов, составленных по образам Базарова и Кирсанова;

               б) составление кластеров «Основные темы споров Базарова и Кирсанова»

               в) работа по группам – работа с текстом произведения;

               г) выступление групп, преставление своей точки зрения;

               д) заполнение таблицы

         3. Рефлексия.

    Ход урока.

    1. Вызов.
    1. Формулировка целей урока.

    Что я хочу понять сегодня?

    Чему хочу научиться?

    Удалось ли на уроке выполнить задуманное?

    Если нет, то что этому помешало?

    Учитель: «Заполните первые две строчки, чтобы можно было определить, какова цель нашего урока». Учащиеся после заполнения таблицы называют свои ответы. Сообща формулируется цель урока «Понять, о чем спорят герои, в чем суть конфликта, чью сторону занимает И.Тургенев».

    1. Актуализация знаний учащихся.

    Словарная работа с понятиями «спор», «конфликт» (подобрать синонимы к этим словам – поединок, пикировка, столкновение, дуэль, противоборствующие стороны).

    1. Осмысление.
    1. Проверка синквейнов, составленных дома по характеристикам Базарова и Кирсанова П.П.

    П.П. Кирсанов                                                                                                           Е.В. Базаров

    Аристократичный, гордый                                                                           Работящий, гордый

    Бывший служащий, любит брата, спорит                                            Лечит, отрицает, доказывает

    Отстаивает принципы дворянства                                                       Не признает старого

    Аристократ-дворянин        Нигилист, труженик

    Вывод: характеристики главных героев основаны на принципе противопоставления, начиная с внешности и заканчивая отношением к различным сферам жизни. Неудивительно, что между ними возникает конфликт, причем непримиримый.

    1. Составление кластеров «Основные темы споров Базарова и Кирсанова»

            Спор на тему

    Природа        Русский народ        Искусство

            Дворянство        Нигилисты

    1. Работа по группам – работа с текстом романа «Отцы и дети».

    Учитель: делимся на 6 групп, по 4 человека; 1-5 группы ищут в тексте романа цитаты, раскрывающие отношение героев к тому понятию, указанному в конкретной теме спора; 6 группа анализирует авторские ремарки с целью проследить, как меняется тональность разговора между Базаровм и Кирсановым, стиль их поведения, манера говорить.

    1. Выступление групп, представление своей точки зрения.

                 Учащиеся  представляют найденные в тексте высказывания героев по поводу той или иной темы спора, зачитывают цитаты из текста. Учитель параллельно показывает слайды, где записаны данные цитаты. Учащиеся заполняют таблицы в тетрадях.

    Мнение П.П. Кирсанова

    Мнение Е.В. Базарова

    Отношение к русскому народу

    Народ чтит традиции, предания, использует в своей жизни приметы, следует обрядам.

    Народ слишком верующий, безграмотный, косный, не стремится к самосовершенствованию.

    Отношение к природе

    Природа – это храм, требует уважения, преклонения.

    Природа – не храм, а мастерская, порядочный химик лучше обычного поэта…

    Отношение к искусству, к любви

    Искусство – вечно, к нему относятся с почтением, возвышают. Любовь – это таинство, светлое чувство.

    Искусство наживать деньги…Любовь – это гниль, романтизм, чепуха.

    Отношение к дворянству

    Дворяне – основа высшего света общества, образованные, культурные, грамотные, именно они представляют собой цвет государства.

    Дворяне «отставные люди», их песенка спета, от них толку никакого.

    Отношение к нигилистам

    Без принципов могут жить только болваны, пустые люди, а теперь и нигилисты.

    Всё отрицать, всё разпрушить, а строить – это уже не их дело.

     

    1. Рефлексия.

    Итоги: установили ли герои истину? А была ли у них цель – установить истину? Или просто  устроить на пустом месте спор?   Чего не хватило обеим сторонам, чтобы противоположная сторона их услышала? На чьей стороне автор?

    Заполнение таблицы, которую начинали заполнять в начале урока: что удалось в уроке, выяснили ли суть конфликта между героями, что не удалось, если да, то почему.

    Задание на дом: Чью точку зрения – Базарова или Кирсанова – вы разделяете и почему – небольшое сочинение в тетради.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-проект "Нигилизм и его последствия" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

    Данный урок является конечныи результатом исследования краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Цель урока- презентовать готовый исследовательский продукт....

    Опорный конспект "Базаров и Одинцова" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

    Опорный конспект окажет помощь при подготовке к урокам по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"....

    Опорная схема для анализа эпизода "Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова" (урок литературы в 10 кл. по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

    Одним  из самых интересных моментов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", безусловно, является спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, который выявляет полярность их мировоззрений, жизненн...

    Разработка урока по теме: Евгений Васильевич Базаров (роман И.С.Тургенева "Отцы и дети")

    Цель данного урока:    обобщение образа Е.В.Базарова в системе других образов, т.е. в отношениях с родителями, любимой женщиной, в его отношениях с братьями Кирсановыми, а особенно...

    Споры Базарова и П.П.Кирсанова в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

    Извечное желание писателя разобраться в том, что происходит в стране,присузе И.С.Тургеневу. Противопоставление двух мировоззрений, двух политических направлений - отражено в романе....

    Урок литературы в 10 классе по теме: «Кто такой Евгений Базаров?» Подготовка к сочинению. ( по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

    Урок литературы строится на основе скрайбинга. Участвуя в обсуждении по ходу урока, ученики делают наброски, схемы к предлагаемым заданиям....