Анализ драматических произведений на уроках литературы
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Юлия Крамаренко

Анализ драматических произведений на уроках литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика анализа

драматических произведений

на уроках литературы

( на основе системы уроков

                 по комедиям Н. В. Гоголя «Ревизор»,

А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Содержание

  1. Вступление. Особенности драматического произведения                        
  2. Цели изучения драматического произведения в школе                        5
  3. Изучение теории литературы на уроках                                                6
  4. Методика проведения уроков анализа драматических произведений        7
  1. Этапы изучения драматического произведения на уроках                        7
  2. Ознакомление с историко-культурным контекстом.
  3. Ознакомление с историей постановки пьесы на сцене.
  4. Организация  уроков выразительного чтения /прослушивания пьесы.
  5. Наблюдение над речью персонажей
  6. Организация мизансцен
  7. Роль композиции в понимании характеров персонажей и идейно-художественного содержания произведения.
  8. Проблемные вопросы на уроках изучения драматического произведения

1. Вступление. Особенности драматического произведения

 Произведения драматического рода являются наиболее сложными в изучении в школьном курсе литературы. Это обусловлено спецификой данного рода литературы, требующей не только анализа, но и воссоздания действия, предшествующего анализу. В. Г. Белинский утверждал, что драма является «высшим родом поэзии», синтезирующим характерные черты лирики и эпоса.

Многолетний опыт работы позволяет нам обобщить методы и формы анализа драматического произведения в школьной практике.

Специфика произведений рода «драма» заключается в отсутствии описательности, портретных и пейзажных определений, характерных для эпических произведений, а также авторских оценок, свойственных произведению лирическому. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене, и, следовательно, требуют первоначального воссоздания, и лишь затем литературоведческого анализа. «Пьеса – драма, комедия – самая трудная форма литературы. В романе, в повести люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он все время с ними, он показывает читателю, как нужно их понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур, оттеняет их настроения описаниями природы, обстановки. управляет их действиями, делами, словами, взаимоотношениями... Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора…» (А. М. Горький). Таким образом, характеры персонажей в драматическом произведении раскрываются через их поступки, действия, взаимоотношения, без авторской оценки.

Кроме того, сравнительно небольшой объем драмы не позволяет, подобно эпосу, глубоко и полно отобразить жизнь героев на протяжении значительного отрезка времени. Пьеса показывает наиболее характерные действия и поступки персонажей, как бы концентрируя временное поле. Отсюда динамичность, напряженность действия произведений драматического рода. Следует помнить, что объект изображения в драме – человек, а не событие, как в произведениях эпоса. Поэтому, рисуя черты характера, основные качества личности, драматург тем самым создает предпосылки конфликта, жизненных противоречий.

2. Цели изучения драматического произведения в общеобразовательной школе

  1. Понять специфику драматического произведения.
  2. Расширить знания по истории отечественного и мирового театрального искусства.
  3. Углубить знания теоретико-литературных понятий.
  4. Развить навыки выразительного чтения.
  5. Социализировать обучающихся.
  6. Формировать творческие способности учащихся.
  7. Реализовать принципы педагогики сотрудничества.
  8. Содействовать кооперативной деятельности учащихся.
  9. Формировать навыки самоорганизации и самостоятельной работы с текстом.

  1. Изучение теории литературы на уроках анализа драматических произведений

Изучение литературоведческих терминов на уроках концентрируется, главным образом, на содержании основных жанровых разновидностей драмы: комедии, трагедии, драмы. Следует проследить за усвоением обучающимися двух значений понятия «драма»: драма как род литературы и драма как жанровая разновидность. На уроках внеклассного чтения можно рассмотреть особенности понятий «мелодрама», «водевиль» (при изучении комедий А. Н. Островского), «символическая драма» (при изучении творчества М. Метерлинка), «интеллектуальная драма», «новая драма» (при изучении пьес Г. Ибсена), «лирическая комедия» (при изучении пьес А. Чехова»). Готовясь к инсценированию драматического произведения, обучающиеся поймут специфику понятий «действие», «явление», «акт». Анализ речи персонажей, индивидуальной стилистики автора немыслим без опоры на содержание художественно-выразительных средств (метафора, эпитет, гипербола, метонимия), а также фигур речи (риторический вопрос, инверсия и др.). Характеры персонажей комедий («Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Ревизор» Н. В. Гоголя) можно раскрыть с помощью приемов комического (ирония, юмор, сарказм, сатира).

Необходимо помнить, что изучение литературоведческих понятий не должно ограничиваться теоретическим освоением материала. Актуализировать данные понятия помогут следующие задания.

  1. Составление словарика литературоведческих терминов.
  2. Литературный диктант.
  3. «Литературная дуэль» (работа в парах, основанная на взаимопроверке понимания содержания терминов).
  4. Составление ремарок к пьесе.
  5. Игра «Заполни паузу».
  6.  Коллективный проект «Художник сцены».

  1. Методика проведения уроков анализа драматических произведений

4.1.         Этапы изучения драматического произведения на уроках.

Оптимальная методическая модель изучения драматического произведения на уроке состоит из следующих этапов

  1. Вводная часть, кратко характеризующая историю, теорию, специфику драматических жанров.
  2. Актуализация основных литературоведческих понятий, связанных с родом «драма» (род и жанр «драма», комедия, трагедия, конфликт, композиция, действие, акт, явление, ремарка, реплика, мизансцена и др.)
  3. Ознакомление учащихся с историей создания пьесы.
  4. Изучение биографии автора, историко-литературного контекста эпохи.
  5. Ознакомление с историей постановки пьесы на сцене.
  6. Выразительное чтение пьесы учителем и учащимися.
  7. Прослушивание и просмотр пьесы или ее фрагментов.
  8. Сравнение и анализ различных интерпретаций пьесы.
  9. Выявление особенностей конфликта произведения.
  10.  Определение принципов организации сюжета.
  11.  Актуализация знаний и умений учащихся, связанных с понятием «композиция»: пролог, экспозиция, завязка, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог.
  12.  Выявление роли композиции в понимании идейно-художественного содержания пьесы.
  13.  Понимание характера персонажей пьесы посредством анализа речи персонажей, их поступков, оценки их другими действующими лицами.
  14.  Определение авторской позиции.
  15.  Выявление идейно-художественной концепции пьесы.
  16.  Ознакомление с оценками критики о пьесе.
  17.  Создание собственного высказывания о характерах персонажей, особенностях конфликта, идее драматического произведения.
  18.  Собственная интерпретация пьесы учениками (инсценирование).
  19.  Подведение итогов анализа произведения с учетом корреляции смыслов в результате последней самостоятельной интерпретации.
  20.  Творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия).

4. 2. Ознакомление с историко-культурным контекстом.

В связи с отсутствием в драматическом произведении повествовательно-описательного плана огромное значение приобретает визуализация бытовых деталей эпохи. На первых этапах работы с пьесой предлагается детальное изучение

  • репродукций;
  • фотографий;
  • иллюстраций;
  • комментариев драматурга;
  • свидетельств современников;
  • фрагментов спектаклей и экранизаций;
  • мемуаров и писем зрителей;
  • рецензий и отзывов критики.

Эффективными формами обобщения материала на данном этапе является

  •  составление меню трактира (пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор»);
  •  воспроизведение диалога в модной лавке (пьеса А. Островского «Бесприданница»);
  •  составление словарика устаревших слов (пьеса А. Грибоедова «Горе от ума»).

4.3. Ознакомление с историей постановки пьесы на сцене.

История постановки многих произведений связана с неудачами и острым негативным восприятием критики. «Горе от ума» А. Грибоедова, завершенное в 1824 году, поставлено лишь после смерти автора, в 1834. Причем текст пьесы был настолько искажен цензурой, что это дало право одному из современников заметить: «… в этой пьесе осталось только горе, столь искажена она была ножом бенкендорфовской управы».

После премьеры «Ревизора» Н. В. Гоголя император Николай I, выходя из зала, заметил:

– Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!

Это дало основание реакционной критике начать травлю писателя, называя его пьесу «грязным творением», «глупым фарсом», недостойным искусства и ничего общего не имеющим с действительностью.

Даже А. П. Чехов, тесно сотрудничавший с МХАТом, не избежал подобной участи при постановке «Вишневого сада». Премьера пьесы во МХАТе полностью исказила концепцию автора, «сгубила» пьесу. И лишь постановка комедии в Харькове Всеволодом Мейерхольдом интерпретировала пьесу в соответствии с указаниями А. Чехова.

Исключением является, пожалуй, лишь история постановки «Грозы» А. Н. Островского, работа над которой началась в июне – июле 1859 года и была поставлена на сцене Малого театра 16 ноября 1859 года.

Подобный материал должен быть всесторонне представлен на уроке, так как именно он дает возможность показать правомерность различных трактовок драматического произведений.

4.4. Организация уроков выразительного чтения (прослушивания) пьесы.

Первые уроки цикла целесообразно начинать с изучения афиши. Обучающимся предлагается

  • раскрыть роль говорящих имен (фамилий);
  •  составить устный словесный портрет действующих лиц;
  •  изучить ремарки и следовать авторским указаниям по мере чтения пьесы;
  •  определить особенности пространственно-временного континуума в пьесе.

Обучающихся, как правило, удивляет тот факт, что действие комедии А. Грибоедова «Горе от ума», несмотря на обилие действующих лиц и сюжетных ситуаций, разворачивается на протяжении одного дня. И это относится не только к драматическим произведениям эпохи классицизма, ориентированным на соблюдение трех единств.

Так, протяженность действия пьесы Д. Фонвизина «Недоросль» – около недели.

 Между 3 и 4 действиями пьесы «Гроза» А. Островского проходит 2 недели. Поэтому важно научить читателей представлять, что думают, чувствуют, как живут персонажи в этот временной промежуток.

 На уроках по организации выразительного чтения следует проверить, понимают ли обучающиеся требования к выразительному чтению и повторить их.

Критерии оценивания выразительного чтения

  1. Техника речи, включающая

 – контроль за дыханием;

 – диапазон голоса;

 – тон голоса;

 – правильную дикцию;

 – соблюдение орфоэпических норм.

  1. Уровень владения интонированием, включающий:

 – владение логическим ударением;

 – соблюдение логических и психологических пауз;

 – правильный выбор темпоритма;

 – адекватную содержанию громкость;

 – выбор эмоциональной окраски;

 – правильную тембровую окраску;

 – соответственную содержанию мелодику.

  1. Невербальные средства выражения, включающие:

 – мимику;

 – жесты;

 – позу чтеца.

Для прослушивания мы рекомендуем исполнение пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» актерами О. Андровской, О. Лабзиной, Л. Золотухиным, В. Белокуровым, Б. Петкером, А. Кедровым. Чтецы Александр Клюквин и Евгений Терновский прекрасно интерпретировали пьесу А. С. Грибоедова «Горе от ума». Работа этих исполнителей является хорошим образцом сценической речи.

Полезной базой для учителя - словесника на уроках выразительного чтения станут такие ресурсы, как

  • http://gold.stihophone.ru – Виртуальный поэтический театр «Золотой Стихофон»;
  • http://www.audiopedia.su /– Школьная фонохрестоматия, аудиозаписи радиопередач;
  • http://edu-lider.ru/category/shkolnaya-kollekciya/kollekciya-audio/ – Школьная коллекция аудиозаписей

 

4.5. Наблюдение над речью персонажей

Ученики с интересом воспринимают задания, основанные на наблюдении и заключающиеся в соревновании команд на постановку вопросов к тексту пьесы.

  • Какая ремарка является самой распространенной в пьесах А. П. Чехова? Как она помогает понять идею произведений?
  • Почему манера речи городничего изменяется в зависимости от его обращения к почтмейстеру, Землянике, Ляпкину-Тяпкину, купцам?
  • Почему Тихон и Варвара обращаются к Кабановой на «вы», а Катерина на «ты»?
  • Каким образом властная Кабанова допустила появление в доме неугодной невестки? (на основе наблюдений за речью Кабанихи).
  • Почему опытный плут-городничий не узнал «самозванца» в заезжем чиновнике? (на основе наблюдений за сценой безудержного вранья Хлестакова).
  • Почему замкнут и неразговорчив Кнуров?
  • С кем не избегает общения Кнуров? Почему?
  • Чем обусловлен разный характер приветствий в экспозиции драмы А. Островского «Бесприданница»?
  • Охарактеризуйте интонационные особенности реплик Трофимова, Гаева, Лопахина, Раневской в диалоге о гордом человеке.

4.6. Организация мизансцен

Мизансцена – расположение, расстановка актеров на сцене, их позиции по отношению друг к другу и атрибутам сценического пространства.

Следует обратить внимание обучающихся на важность мизансцен, подчеркивающих идейную направленность произведения, позволяющих понять характеры, мотивы поступков, взаимоотношения действующих лиц.

После анализа мизансцен, определенных авторскими ремарками, целесообразно предложить учащимся самостоятельно продумать мизансцены, мотивировав их; затем попробовать реализовать их на сцене. Это первый этап инсценирования драматического произведения, приобщающий детей к сценической культуре.

Более сложным заданием является наблюдением за изменением мизансцен в рамках одного действия, акта или явления. Например:

  • Объяснение изменение мизансцен в IV действии пьесы М. Горького

«На дне»

Такое изменение, как правило, связано с развитием конфликта, резким поворотом сюжетной линии или внезапным осознанием персонажа своей роли, положения и т. д.

Выбор для анализа мизансцен с большим количеством персонажей позволяет развить у детей навыки кооперативной, партнерской деятельности. Такими являются, например, заключительная, «немая» сцена пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»; сцена встречи Паратова в городе в «Бесприданнице» А. И. Островского.

Пониманию роли мизансцены помогает высказывание М. Метерлинка: «Сцена – это то место, где умирают великие произведения». Можно предложить учащимся раскрыть его содержание.

4.7. Роль композиции в понимании характеров персонажей и

  1.  идейно-художественного содержания произведения.

На первых этапах работы ученикам предлагается актуализировать содержание основных композиционных понятий: пролог, экспозиция, завязка, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог.

 Для углубленного изучения драматического изучения целесообразно определить роль композиционных приемов в пьесе.

Так, например, при изучении пьесы Б. Шоу «Пигмалион» обучающимся предлагается задание: проследить композиционную роль сцены несостоявшегося «саморазоблачения» Элизы Дулиттл в салоне миссис Хиггинс.

При анализе пьесы «Вишневый сад» можно предложить вопросы и задания:

  • Какие художественные приемы использует автор для создания атмосферы напряженности в кульминации пьесы?
  • Раскройте подтекст финальной сцены. Кому адресованы слова Фирса: «Жизнь-то прошла…»?

Интересна в композиционном отношении пьеса А. П. Чехова «Три сестры». Определить идейно-художественное значение пьесы помогут следующие задания.

  • Оцените своеобразие экспозиции в пьесе.
  • Объясните значение приема антитезы в 1-м и 2-м действиях пьесы «Три сестры».
  • Объясните роль внесценического действия (вызова на дуэль) в интервале между 3-м и 4-м действиями.
  • Определите значение ретардации (замедления действия) в  4 действии пьесы.

4.8. Проблемные вопросы на уроках изучения драматического произведения.

Драматический род литературы предоставляет огромные возможности для развития мышления школьников. Проблемные вопросы активизируют познавательную деятельность обучающихся, стимулируют самообразовательную деятельность, позволяя обращаться в поисках ответа к тексту произведения и критической литературе.

– Почему критик характеризует драмы Э. Ионеско как «стон одинокого человека, не умеющего общаться с другими людьми»?

– Есть ли будущее у «новой драмы»?

– Согласны ли вы с тем, что родители формируют социальную судьбу своих детей? Обоснуйте свое мнение (по пьесе Г. Ибсена « Кукольный дом»)

– Какую роль в пьесе У. Шекспира «Гамлет» вы выберете для исполнения и почему?

Приводим примеры проблемных заданий, вызывающих неизменный интерес обучающих, и направленных на выявление идейно-художественных задач произведения.

– Оформите афишу пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор». Обоснуйте цветовое и пространственное решение.

– Составьте анонс к пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

– Как известно, пьесы «новой драмы» имеют открытый финал. Предложите финал одной из пьес.

– Напишите письмо от лица Гамлета, обращенное к товарищу по университету.

– Можно ли утверждать, что Гамлет – дитя своей эпохи? Составьте и произнесите монолог: «Я – Гамлет наших дней».

– Составьте речь от лица ученого об ответственности за последствия научных открытий (по пьесе Б. Брехта «Жизнь Галилея»).

– Представьте, что вы стали зрителем представления XVII века в театре «Глобус». У вас есть возможность подойти к Шекспиру и поблагодарить его за спектакль, автором которого он является.

– Составьте и произнесите речь Прометея, обращенную к человечеству (по пьесе Эсхила «Прометей прикованный»).

– Разыграйте диалог между Офелией и ее братом, в котором она признается в чувствах к Гамлету

4. 9.Инсценировка драматического произведения

Работа над инсценированием драматического произведения продолжается на каждом из этапов темы. Инсценирование, как и итоговая творческая работа, является закономерным финалом понимания пьесы.

Эффективными являются деловые игры: «Взгляд из зрительного зала», «Режиссер – ты», «Объект критики».

Активизировать деятельность обучающихся можно с помощью заданий и вопросов:

– Вы – Кулигин в 1-м действии «Грозы» А. И. Островского. Какая картина разворачивается перед вами? Опишите ваши чувства и состояние.

– Вы – городничий, направляющийся в гостиницу с целью представиться новому чиновнику. Что вы чувствуете? Куда вы могли бы зайти по пути?

В классах с профильным обучением можно предложить классу информацию о принципах театров К. С. Станиславского, В. Мейерхольда, Б. Брехта. Неизменный энтузиазм у обучающихся вызывает предложение мини -инсценировки известного произведения (это может быть сказка с простым сюжетом, несложным конфликтом, но большим количеством действующих лиц) в соответствии с принципами вышеупомянутых концепций.

Обучающимся полезно также ознакомиться с постановкой пьесы «Ревизор» в театре Сатиры в 1982 году, где главные роли были блестяще исполнены Андреем Мироновым и Анатолием Папановым.

Один из уроков внеклассного чтения целесообразно посвятить сравнительному анализу постановок пьесы «Горе от ума» А. С.  Грибоедова.

Классическая постановка пьесы 1952 года, возможно, не заинтересует ребят, покажется им слишком традиционной. А вот спектакль, поставленный в 1977 году на сцене Малого театра, с прекрасными исполнителями: Виталием Соломиным, Михаилом Царевым, Еленой Гоголевой глубоко и точно передает замысел автора, а также является образцом для подражания сценической речи. Эту постановку можно предложить для оценки в виде отзыва или рецензии. Следует лишь предостеречь учеников от увлечения модными неформальными тенденциями, продемонстрированными постановкой Юрия Любимова в Малом театре на Таганке в 2007 году, а также спектаклем Олега Меньшикова. К сожалению, эти интерпретации формальны, не являются образцом хорошего вкуса, делают акцент на внешнее действие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в использовании интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах

В статье представлены инновационные технологии, которые можно использовать при интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах....

Интерпретация драматического произведения на уроках литературы в старших классах как методическая проблема

В статье рассказывается об интерпретации драматического произведения как методической проблеме....

К проблеме формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения на уроках литературы в современной школе

В статье представлены способы формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения....

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье говорится об использовании творческих заданий при изучении драматических произведений на уроках литературы....

Технологии интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах

В статье представлены технологии интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах....

Интерпретация драматического произведения на уроках литературы в старших классах как методическая проблема

Одной из ключевых и наиболее актуальных задач литературного образования в школе является подготовка читателя, которому доступно глубоко личностное, самостоятельное понимание литературного произв...

К проблеме формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения на уроках литературы в современной школе

Методика обучения интерпретированию драматического произведения современных учащихся – одна из сложнейших и до сих пор нерешенных проблем в российской образовательной системе. Во многом это обус...