Проверочная работа по роману А.К. Толстого «Князь Серебряный». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих
методическая разработка по литературе (7 класс)

Виктория Николаевна Ганеева

Проверочная работа по роману А.К. Толстого «Князь Серебряный». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnaya_rabota_po_romanu_knyaz_serebryanyy.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя___________________

Проверочная работа по роману А.К. Толстого

«Князь Серебряный»

Ответы печатайте зелёным цветом

                                      I. Дайте ответы на следующие вопросы (26 баллов):

  1. В каком году происходят описываемые в произведении события (кроме последней главы)?  ____________
  2. Назовите имя и отчество князя Серебряного _____
  3. Почему князь Серебряный не знал об учреждении опричнины? _____
  4. Как ведет себя князь Серебряный при нападении опричников на деревню?

________

  1. Почему Елена Дмитриевна не хотела выходить замуж за Афанасия Вяземского? _____
  2. По какой причине Дружина Андреевич попал в немилость и царю Ивану Васильевичу? _________
  3. Каким образом царь Иван Васильевич дважды наказывает Дружину Андреевича? (главы «Дружина Андреевич и его жена», «Шутовской кафтан») (2 б.) _____
  4. Как наказал царь Иван Васильевич опального старого боярина на пиру (глава «Пир»)? _____
  5. Кто спас князя Серебряного от медведя в Александровской слободе?____
  6. Кто в первый раз спас князя Серебряного от казни в Александровской слободе?____
  7. Кто помог князю Серебряному спасти от гибели царевича Иоанна Иоанновича?  ______
  8. Почему Афанасий Вяземский осмелился напасть на дом Дружины Морозова и увезти его жену? ______
  9. Для чего Дружина Андреевич устраивает «поцелуйный обряд»? ________
  10. Какое решение принимает царь, чтобы «рассудить» Дружину Морозова и Вяземского? ______
  11. Кому принадлежать слова: «Правду сказать недолго, да говорить-то надо умеючи»? _____
  12. Кому принадлежать слова: «Не татары, а царь губит Родину!» ______
  13. Почему князь Серебряный отказывался бежать с разбойниками из темницы в Александровской слободе? _______
  14. О чём попросил Максим Скуратов князя Серебряного перед битвой с татарами? _______
  15. Почему Елена Дмитриевна не вышла замуж за князя Серебряного? _________
  16. Напишите, как сложилась судьба следующих героев романа:
  1. Князя Серебряного ______
  2. Дружины Андреевича Морозова _____
  3. Елены Дмитриевны ___
  4. Максима Скуратова ______
  5. Князя Вяземского ________
  6. Малюты Скуратова _______

II. О каком герое идёт речь? (16 баллов)

  1. «По улице шел человек лет сорока в одной полотняной рубахе. На груди его звенели железные кресты и вериги, а в руках были деревянные четки. Бледное лицо его выражало необыкновенную доброту, на устах, осененных реденькою бородой, играла улыбка, но глаза глядели мутно и неопределенно». ________
  2.  «Черные глаза его глядели твердо и проницательно; темная борода покрывала всю нижнюю часть лица, крепкие и ровные зубы сверкали ослепительною белизной. Судя по его одежде, можно было принять его за посадского или за какого-нибудь зажиточного крестьянина, но он говорил с такою уверенностью и, казалось, так искренно хотел предостеречь боярина, что князь стал пристальнее вглядываться в черты его. Тогда показалось князю, что на них отпечаток необыкновенного ума и сметливости, а взгляд обнаруживает человека, привыкшего повелевать.» ________

  1. «Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность. В его темно-серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы

необыкновенную, бессознательную и как бы невольную решительность, не позволявшую ему ни   на миг задуматься  в   минуту  действия.   Неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали на некоторую беспорядочность и непоследовательность в мыслях.  Но мягко и определительно изогнутый рот выражал честную, ничем непоколебимую твердость, а улыбка -беспритязательное, почти детское добродушие...» __________

  1. «Он был высок, строен и широкоплеч.  Длинная парчовая одежда его, испещренная узорами, была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями.  Драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков. Большой узорный крест висел у него на шее на золотой цепи.  Высокие каблуки красных сафьяновых сапогов были окованы серебряными скобами…Правильное лицо все еще было прекрасно; но черты обозначились резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнем и на челе явились морщины, которых не было прежде. Всего более поразили князя редкие волосы в бороде и усах.  … было от роду тридцать пять лет; но ему казалось далеко за сорок». ______

  1. «На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями, или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые плечи; голову покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьянные сапожки блестели золотою нашивкой.» ________
  2. «Наружность его вселяла ужас в самых неробких. Лоб его был  низок и  сжат,  волосы начинались почти над бровями;  скулы и челюсти,   напротив,   были  несоразмерно  развиты,  череп,  спереди  узкий, переходил без всякой постепенности в какой-то широкий котел к затылку,  а за ушами были такие выпуклости, что уши казались впалыми. Глаза неопределенного цвета не смотрели ни на кого прямо, но страшно делалось тому, кто нечаянно встречал их тусклый взгляд.  Казалось, никакое великодушное чувство, никакая мысль, выходящая из круга животных побуждений, не могла проникнуть в этот узкий мозг, покрытый толстым черепом и густою щетиной.  В выражении этого лица было что-то неумолимое и безнадежное». _______________
  3.  «Старик смотрел на исповедника и все более дивился. Правильное лицо … не являло ни одной порочной или преступной черты. То было скромное лицо, полное добродушия и отваги, одно из тех русских лиц, которые еще ныне встречаются между Москвой и Волгой, в странах, отдаленных от больших дорог, куда не проникло городское влияние». ________

  1. «А этот молодой черноглазый, в конце стола, с таким приветливым лицом? Черты его мне знакомы, но не припомню, где я его видел?» … «…, казалось, не отказывался ни от лакомого блюда, ни от братины крепкого вина; он был весел, занимал царя и любимцев его умным разговором, но ни разу не забывался. Черты … являли теперь, как и в начале обеда, смесь проницательности, обдуманного смирения и уверенности в самом себе. Окинув быстрым взором толпу пьяных и сонных царедворцев, молодой … неприметно улыбнулся, и презрение мелькнуло на лице его». _______

  1. «Темно-русые волосы с сильною проседью падали в беспорядке на умный лоб его, рассеченный несколькими шрамами. Окладистая борода, почти совсем седая, покрывала половину груди. Из-под темных навислых бровей сверкал проницательный взгляд, а вокруг уст играла приветливая улыбка, сквозь которую просвечивало то, что в просторечии называется: себе на уме. В его приемах, в осанистой поступи было что-то львиное, какая-то особенно спокойная важность, достоинство, неторопливость и уверенность в самом себе. Глядя на него, всякий сказал бы: хорошо быть в ладу с этим человеком! И вместе с тем всякий подумал бы: нехорошо с ним поссориться!» _______

  1. «То был молодой человек лет двадцати, необыкновенной красоты, но с неприятным, наглым выражением лица. Одет он был богаче других, носил, в противность обычаю, длинные волосы, бороды не имел вовсе, а в приемах выказывал какую-то женоподобную небрежность. Обращение с ним товарищей также было довольно странно. Они с ним говорили как с равным и не оказывали ему особенной почтительности; но когда он подходил к какому-либо кружку, то кружок раздвигался, а сидевшие на лавках вставали и уступали ему место. Казалось, его берегли или, может быть, опасались». _______

  1. «Немного подалее старик, с седою кудрявою головой, с длинною бородой, рассказывал молодежи какую-то сказку. Он говорил стоя и опершись на топор, насаженный на длинную палку. В этом положении старику было ловчее рассказывать, чем сидя. Он мог и выпрямиться, и обернуться во все стороны, и в приличном месте взмахнуть топором, и присвистнуть по-молодецки. Ребята слушали его с истинным наслаждением». ________

  1. «На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи. Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небрежно подпоясанного малиновым шелковым кушаком, с выпущенною в два конца золотою бахромой, с заткнутыми по бокам узорными перчатками. …. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером, которое качалось от каждого движения, играя солнечными лучами. Черные кудри …, выбегая из-под шапки, смешивались с его бородой, короткой и кудрявою. Легкий ус образовывал над верхнею губой не черную полосу, но лишь темную тень. Стан … был высок и строен; вид молод и весел». __________

  1. «Там, на скамье, перед входом, сидела …в черной одежде и в покрывале. Косые лучи заходящего солнца ударяли на нее сквозь густые клены и позлащали над нею их увядающие ветви. Лето приходило к концу; последние цветы шиповника облетали; черная одежда инокини была усеяна их алыми лепестками. Грустно следила … за медленным и однообразным падением желтых кленовых листьев, и только шорох приближающихся шагов прервал ее размышления». ________

  1. «Он[Михеич] посмотрел на князя и понял, что его пыльные доспехи, одежда, изорванная колючим кустарником, и встревоженное выражение испугали вратницу. В самом деле, черты … так изменились, что сам Михеич не узнал бы его, если бы не приехал с ним вместе». _________ 

  1. «…был жестоко поражен в своей гордости, и это мучительное чувство отразилось на его приемах и наружности. Он стал небрежен в одежде, высокий стан его согнулся, очи померкли, нижняя челюсть отвисла, как у старика, и только в присутствии других он делал усилие над собою, гордо выпрямлялся и подозрительно смотрел на окольных, не замечает ли кто в нем упадка духа. В эти минуты он был еще страшнее, чем во дни своего величия. Никогда еще Москва не находилась под таким давлением уныния и боязни». _________

  1. «…, шедший во главе посольства, был человек лет под пятьдесят, среднего роста, крепкого сложения, с быстрыми проницательными глазами, с черною, густою, но короткою бородой, подернутою легкою проседью…. улыбнулся скромно-лукавою улыбкой, и белизна зубов его как будто осветила его смуглое, загорелое лицо». _________

 Результаты:

1 оценка: 26-24 балла – «5», 23-19 баллов – «4», 18-13 баллов «3», 12 баллов и менее – «2».

2 оценка: 16 баллов – «5», 15-12 баллов – «4», 11-8 баллов – «3», 7 баллов и менее – «2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"

Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....

конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"

Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....

Урок литературы в 8 классе по роману А.К.Толстого "Князь Серебряный"

Интегрированный урок по предметам "Литература" (внеклассное чтение) и история. Проводится в нетрадиционноё форме "Урок - суд". Способствует привитию интереса к предметам гуманитарного и исторического ...

Выступление Проблема человеческого достоинства в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»

Современное положение общества характеризуется не только мировым кризисом, но и кризисом духовным.  Сказанные Ф.И. Тютчевым еще в 19 веке слова «не плоть, а дух растлились в наши дни»...

Урок-суд по роману А. К. Толстого "Князь Серебряный"

Интегрированный урок по предметам "Литература" и история. Проводится в нетрадиционной форме "урок - суд". Способствует развитию интереса к предметам гуманитарного и исторического ц...

Методическая разработка применения литературного произведения на уроке истории роман А. К. Толстого «Князь Серебряный»

Данная разработка содержит основную информацию о произведении, стилистике и сюжете. Разработаны разные типы заданий,которые можно использовать на всех этапах урока....

Проверочная работа по роману А.С. Пушкина "Дубровский". 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих

Проверочная работа по роману А.С. Пушкина "Дубровский". 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих...