литературная гостиная "М. Горький и Нижний"
методическая разработка

Лужбина Наталья Владимировна

сценарий литературной гостиной "М.Горький и Нижний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

Литературной гостиной «Максим Горький и Нижний Новгород»

Звучит песня «Нижний Новгород.

ЧТЕЦ.

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как без оазиса пустыня

И как алтарь без божества.

На них основано от века

По воле бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

(А.С.Пушкин)

ЧТЕЦ.

В кремле

Красотою неброской

По-над Волгой сияй,

Славный Нижегородский

Удивительный край!

Ой вы, Дятловы горы

Над привольем Оки,

Голубые просторы

Древнерусской реки!

Ой ты, Русь молодая,

Вся в сиянии гроз,

Вся в кокошниках радуг,

В светлых бусинках рос!

Ты звучишь, точно песня,

И вблизи, и вдали…

Нет на свете чудесней

И прекрасней земли!

Величав, как преданье,

На высокой горе

Город стал у слиянья

Двух медлительных рек.

Как на счастье подкова,

Лег на купол земной,

Обнесен-окольцован

Крепостною стеной.

Ой ты, Русь, молодая!

Для тебя он оплот,

Видно дальние дали

С тех кремлевских высот.

От налетов свирепых

Берегла край родной

Неприступная крепость –

Нижний град над рекой.

Он, когда б ни случилась

Роковая беда,

Не сдавался на милость

Никому никогда.

Он стоял непреклонно, в гуле сумрачных дней

Собирал под знамена

Боевых сыновей.

- Русь в опасности, други! –

И рубили сплеча,

Лишь звенели кольчуги

От ударов меча.

…Пронеслись-пробежали

Годы легче, чем дым,

Но по-прежнему в дали

Кремль гладит часовым.

Ой ты, Русь моя милая!

И вблизи, и вдали

Славлю стойкость и силу

Нашей русской земли.

(Аркадий Чеботарев)

Ведущий 1.

Нижегородская земля богата талантами, истинными патриотами. Спасители российской государственности Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Ива́н Петро́вич Кули́бин, выдающийся русский механик-изобретатель, Никола́й Ива́нович Лобаче́вский, русский математик, создатель геометрии Лобачевского, Сеченов  Иван Михайлович, ученый физиолог, создатель русской физиологической школы, Семашко Николай Александрович, врач, в советское время организатор здравоохранения, Валерий Павлович Чкалов, летчик-испытатель, Герой Советского Союза., писатели Павел Иванович Мельников-Печерский, Владимир Галактионович Короленко и, конечно Алексей Максимович Горький.


Ведущий 2.

28 марта 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения Алексея Максимовича Горького. «В русской литературе явился какой-то самовольный писатель, самоучка, не интеллигент, не земец и даже не разночинец… За его рассказами стояла легенда о его жизни. Открытки с его изображениями покупались нарасхват. Этот человек с простым русским лицом рабочего и в простой блузе не напоминал никого из русских писателей. Публика не давала ему прохода, «глазея» на него… Репортеры гонялись за горьким по пятам», - писал в 1927 году известный литературовед Борис Михайлович Эйхенбаум.

Ведущий 1.

Почти треть своей жизни – 25 лет – писатель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) прожил в Нижнем Новгороде. Здесь он родился, здесь прошли его детские и юношеские годы, сюда он вернулся после первого «хождения по Руси» уже взрослым человеком, прошедшим свои «университеты». Славу горькому принесли не столько его произведения, сколько биография и судьба, которая вовсе не была лёгкой. Псевдоним, избранный писателем, отразил опыт его детства и юности, вполне подтверждённый и последующей жизнью.

Ведущий 2.

Сегодня мы совершим небольшую заочную экскурсию по горьковским местам Нижнего Новгорода. В нашем городе сохранились дома, в которых писатель жил, а также здания, связанные с его журналисткой и благотворительной деятельностью.

Ведущий 1.

«Горьковские места» - яркая черта нашего города. Многие из этих зданий – памятники истории культуры Нижнего Новгорода. Среди них 8 объектов федерального и 18 регионального значения.

Страница первая «Дом В.В.Каширина. Ул. Ковалихинская, 33, 33а (28 марта 1868 – весна 1871). Объект культурного наследия федерального значения.

Ведущий 2.

История жизни писателя Максима Горького начинается с дома № 33 и его флигеля № 33а по Ковалихинской улице, где родился будущий писатель.

Ведущий 1.

В 1864 году старшина красильного цеха Василий Васильевич Каширин купил в этом месте усадьбу с садом и небольшим домиком. Вскоре для более удобного хозяйства он заказал архитектору Р.Я. Килевейну проект на «постройку деревянных на каменном фундаменте дома и флигеля».

Ведущий 2.

И к осени 1865 года дом - в пять окон, с подъездом, верандой, доходной квартирой и магазином для мелкой торговли был готов. Во дворе построили флигель с жилыми комнатами и скорняжно-красильной мастерской.

Ведущий 1.

Незадолго до этого дочь Василия Васильевича Каширина Варвара вышла замуж за Максима Савватьевича Пешкова – обойщика и столяра-краснодеревщика. Поначалу молодые снимали комнату на Суетинском съезде, в 1866 году перебрались на Ковалиху во флигель. Здесь 28 марта 1868 года у них родился сын Алексей.

Ведущий 2.

На седьмой день жизни, 3 апреля Алексей Пешков был крещён в церкви святой Великомученицы Варвары, что находилась на пересечении Дворянской (сейчас Октябрьская) и Варварской улиц. В записи «О родившихся» метрической книги церкви записано, что 28 марта в семье пермского мещанина Максима Савватиевича Пешкова и законной жены его Варвары Васильевны, оба православного исповедания, родился сын Алексей.

Ведущий 1.

Скоро торговые дела деда стали ухудшаться, и в 1869 году он продал дом и усадьбу и вернулся в свой старый дом на Успенском съезде, где жили его сыновья Михаил и Яков. Семья Пешковых ещё оставалась на Ковалихинской у нового хозяина дома. Весной 1871 года они уехали в Астрахань, куда Максим Савватиевич был послан как доверенное лицо пароходчика и заводовладельца И.С.Колчина.

Ведущий 2.

Впоследствии дом на Ковалихинской не раз менял своих хозяев. В 1990-е годы здесь случился пожар, но все строения сохранились.

Страница вторая «Домик Каширина. Почтовый съезд, 21 (1871 – 1872). Объект культурного наследия федерального значения.

Ведущий 3.

В 1871 году Алёша Пешков заболел холерой. Максим Савватиевич не отходил от него и спас сына, однако заразился и умер сам. Ранняя смерть отца оставила глубокий след в сердце будущего писателя. После, приехав из Астрахани, Алексей с матерью поселились в доме-усадьбе деда Каширина на успенском съезде (сейчас Почтовый съезд, 21)

Ведущий 4.

«Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми: она отравляла взрослых и даже дети принимали в ней живое участие», - написал горький в повести «Детство», признанных сегодня одним из выдающихся произведений мировой литературы XX века.

Ведущий 3.

Семья из шестнадцати человек размещалась в пяти жилых комнатах. Самым большим помещением была кухня, где в основном проходила вся жизнь Кашириных: здесь ели, работали по вечерам, устраивали редкие праздники, спали, иногда даже дрались.

ЧТЕЦ.

Отрывок из повести «Детство» («Драка»)

Ведущий 4.

По субботам дед порол внуков, наказывая их за провинности, совершенные за неделю. Первую порку Алёша запомнил на всю жизнь.

ЧТЕЦ.

Отрывок из повести «Детство» («Порка»)

Ведущий 3.

Дед научил Алешу читать: «перед ужином он читал со мною Псалтырь, часослов или тяжёлую книгу Ефрема Сирина, а поужинав, снова становился на молитву…». А бабушка «изумительно добрая и самоотверженная старуха» Акулина Ивановна познакомила внука с народными поэтическими образами: пела песни, рассказывала сказки и были.

ЧТЕЦ

«В домике Каширина»

бабушкины сказки

Длится зимний вечер

В садике пороша,

Бабушкины сказки

Слушает Алеша.

Вот Иван Царевич

Побеждает змея.

Вот выходит замуж

Ведьма за Кощея.

Вот русалка в море

Ожерелье прячет,

В перелеске леший

Охает и плачет.-

В уголке лампадка

Золотит иконы.

Бабушкины сказки

Слушает внучонок.

У него от сказки

Сердце защемило,

Далеко за Волгу

Сказка поманила.

Где-то жизнь большая

Для него в зацвете,

Где-то солнце правды

На дорогу светит.

Во дворе конюшня

Да фонарь без света,

Зябнет клён высокий,

Догола раздетый.

За окном узорным

Рой снежинок вьётся,

Огоньки погасли,

Спят нижегородцы.

Кружева старушка

Тихо-тихо вяжет,

Кот на лавке лапой

Перепутал пряжу.

А сверчок болтливый.

Устали не зная,

Будто бы минуты

На часах считает.

Длится зимний вечер,

В садике пороша,

Бабушкины сказки

Слушает Алёша.

(Михаил Тимонин)

Ведущий 4.

Стихотворение Максима Горького «Девушка и смерть» содержит и библейские, и фольклорные сюжеты, которые с дества впитал в себя Алёша Пешков.

ЧТЕЦЫ

Максим Горький — Девушка и Смерть

ЧТЕЦ

По деревне ехал царь с войны.
Едет — черной злобой сердце точит.
Слышит — за кустами бузины
Девушка хохочет.
Грозно брови рыжие нахмуря,
Царь ударил шпорами коня,
Налетел на девушку, как буря,
И кричит, доспехами звеня:
«Ты чего,- кричит он зло и грубо,-
Ты чего, девчонка, скалишь зубы?
Одержал враг надо мной победу,
Вся моя дружина перебита,
В плен попала половина свиты,
Я домой, за новой ратью еду,
Я — твой царь, я в горе и обиде,-
Каково мне глупый смех твой видеть?»
Кофточку оправя на груди,
Девушка ответила царю:
«Отойди,- я с милым говорю!
Батюшка, ты, лучше, отойди».
_______

Любишь, так уж тут не до царей,-
Некогда беседовать с царями!
Иногда любовь горит скорей
Тонкой свечки в жарком божьем храме.
_______

Царь затрясся весь от дикой злости,
Приказал своей покорной свите:
«Ну-те-ко, в тюрьму девчонку бросьте,
Или, лучше,- сразу удавите!»
Исказив угодливые рожи,
Бросились к девице, словно черти,
Конюхи царевы и вельможи,-
Предали девицу в руки Смерти.

ЧТЕЦ

Смерть всегда злым демонам покорна,
Но в тот день она была не в духе,-
Ведь весной любви и жизни зерна
Набухают даже в ней, старухе.
Скучно век возиться с тухлым мясом,
Истреблять в нем разные болезни;
Скучно мерять время смертным часом —
Хочется пожить побесполезней.
Все, пред неизбежной с нею встречей,
Ощущают только страх нелепый,-
Надоел ей ужас человечий,
Надоели похороны, склепы.
Занята неблагодарным делом
На земле и грязной, и недужной.
Делает она его умело,-
Люди же считают Смерть ненужной.
Ну, конечно, ей обидно это,
Злит ее людское наше стадо,
И, озлясь, сживает Смерть со света
Иногда не тех, кого бы надо.
Полюбить бы Сатану ей, что ли,
Подышать бы вволю адским зноем,
Зарыдать бы от любовной боли
Вместе с огнекудрым Сатаною!

ЧТЕЦ

Девушка стоит пред Смертью, смело
Грозного удара ожидая.
Смерть бормочет,- жертву пожалела:
«Ишь ты, ведь, какая молодая!
Что ты нагрубила там царю?
Я тебя за это уморю!»-
«Не сердись,- ответила девица,-
За што на меня тебе сердиться?
Поцеловал меня впервые милый
Под кустом зеленой бузины,-
До царя ли мне в ту пору было?
Ну, а царь, на грех, бежит с войны,
Я и говорю ему, царю,
Отойди, мол, батюшка, отсюда!
Хорошо, как будто, говорю,
А — гляди-ко, вышло-то как худо!
Что ж?! От Смерти некуда деваться.
Видно, я умру, не долюбя.
Смертушка! Душой прошу тебя —
Дай ты мне еще поцеловаться!»
Странны были Смерти речи эти,-
Смерть об этом никогда не просят!
Думает: «Чем буду жить на свете,
Если люди целоваться бросят?»
И на вешнем солнце кости грея,
Смерть сказала, подманив змею:
«Ну, ступай, целуйся, да — скорее!
Ночь — твоя, а на заре — убью!»
И на камень села,- ожидает,
А змея ей жалом косу лижет.
Девушка от счастия рыдает,
Смерть ворчит: «Иди, скорей, иди же!

ЧТЕЦ

Вешним солнцем ласково согрета,
Смерть разула стоптанные лапти,
Прилегла на камень и — уснула.
Нехороший сон приснился Смерти!
Будто бы ее родитель, Каин,
С правнуком своим — Искариотом,
Дряхленькие оба лезут в гору,-
Точно две змеи ползут тихонько.
«Господи!»- угрюмо стонет Каин,
Глядя в небо тусклыми глазами.
«Господи!»- взывает злой Иуда,
От земли очей не поднимая.
Над горою, в облаке румяном
Возлежит господь,- читает книгу:
Звездами написана та книга,
Млечный путь — один ее листочек.
На верху горы стоит архангел,
Снопик молний в белой ручке держит.
Говорит он путникам сурово:
«Прочь идите! Вас господь
не примет!»
«Михаиле!- жалуется Каин,-
Знаю я — велик мой грех пред миром!
Я родил убийцу светлой Жизни,
Я отец проклятой, подлой Смерти!»-
«Михаиле!- говорит Иуда,-
Знаю, что я Каина грешнее,
Потому что предал подлой Смерти
Светлое, как солнце, божье сердце!»
И взывают оба они, в голос:
«Михаиле! Пусть господь хоть слово
Скажет нам, хоть только пожалеет —
Ведь прощенья мы уже не молим!»
Тихо отвечает им архангел:
«Трижды говорил ему я это,
Дважды ничего он не сказал мне,
В третий раз, качнув главою, молвил:
«Знай,- доколе Смерть живое губит,
Каину с Иудой нет прощенья.
Пусть их тот простит, чья сила может
Побороть навеки силу Смерти».
Тут Братоубийца и Предатель
Горестно завыли, зарыдали
И, обнявшись, оба покатились
В смрадное болото под горою.
А в болоте бесятся, ликуя,
Упыри, кикиморы и черти
И плюют на Каина с Иудой
Синими, болотными огнями.

Смерть проснулась около полудня,
Смотрит,- а девица не пришла!
Смерть бормочет сонно: «Ишь ты, блудня!
Видно ночь-то коротка была!»
Сорвала подсолнух за плетнем.
Нюхает, любуется, как солнце
Золотит живым своим огнем
Лист осины в желтые червонцы.
И на солнце глядя, вдруг запела
Тихо и гнусаво, как умела:
«Беспощадною рукой
Люди ближнего убьют
И хоронят. И поют:
«Со святыми упокой!»
Не пойму я ничего!-
Деспот бьет людей и гонит,
А издохнет — и его
С той же песенкой хоронят!
Честный помер или вор —
С одинаковой тоской
Распевает грустный хор:
«Со святыми упокой!»
Дурака, скота иль хама
Я убью моей рукой,
 


Но для всех поют упрямо:
«Со святыми упокой!»

Спела песню — начинает злиться,
Уж прошло гораздо больше суток,
А — не возвращается девица.
Это — плохо. Смерти — не до шуток.
Становясь все злее и жесточе,
Смерть обула лапти и онучи
И, едва дождавшись лунной ночи,
В путь идет, грозней осенней тучи.
Час прошла и видит: в перелеске,
Под росистой молодой орешней
На траве атласной, в лунном блеске
Девушка сидит богиней вешней.
Как земля гола весною ранней.
Грудь ее обнажена бесстыдно.
И на коже шелковистой, ланьей
Звезды поцелуев ярко видны.
Два соска, как звезды, красят грудь,
И — как звезды — кротко смотрят очи
В небеса, на светлый Млечный путь,
На тропу синеволосой ночи.
Под глазами голубые тени,
Точно рана — губы влажно алы.
Положив ей голову в колени,
Дремлет парень, как олень усталый.
Смерть глядит, и тихо пламя гнева
Гаснет в ее черепе пустом.
«Ты чего же это, словно Ева,
Спряталась от бога за кустом?»
Точно небом — лунно-звездным телом
Милого от Смерти заслоня,
Отвечает ей девица смело:
«Погоди-ка, не ругай меня!
Не шуми, не испугай беднягу,
Острою косою не звени!
Я сейчас приду, в могилу лягу.
А его — подольше сохрани!
Виновата, не пришла я к сроку,
Думала — до Смерти недалеко.
Дай еще парнишку обниму:
Больно хорошо со мной ему!
Да и он — хорош! Ты погляди,
Вон какие он оставил знаки
На щеках моих и на груди.
Вишь, цветут, как огненные маки!»
Смерть стыдясь тихонько засмеялась:
«Да, ты будто с солнцем целовалась.
Но — ведь у меня ты не одна,-
Тысячи я убивать должна!
Я ведь честно времени служу,
Дела — много, а уж я — стара,
Каждою минутой дорожу,
Собирайся, девушка, пора!»
Девушка — свое:
«Обнимет милый,
Ни земли, ни неба больше нет.
И душа полна нездешней силой,
И горит в душе нездешний свет.
Нету больше страха пред Судьбой
И ни бога, ни людей не надо!
Как дитя — собою радость рада,
И любовь любуется собой».
Смерть молчит задумчиво и строго,
Видит — не прервать ей этой песни!
Краше солнца — нету в мире бога,
Нет огня — огня любви чудесней!

Смерть молчит, а девушкины речи
Зависти огнем ей кости плавят,
В жар и холод властно ее мечут,
Что же сердце Смерти миру явит?
Смерть — не мать, но — женщина, и в ней
Сердце тоже разума сильней;
В темном сердце Смерти есть ростки
Жалости и гнева, и тоски.
Тем, кого она полюбит крепче,
Кто ужален в душу злой тоскою,
Как она любовно ночью шепчет
О великой радости покоя!
«Что ж,- сказала Смерть,-
пусть будет чудо!
Разрешаю я тебе — живи!
Только я с тобою рядом буду,
Вечно буду около Любви!»

С той поры Любовь и Смерть, как сестры,
Ходят неразлучно до сего дня,
За любовью Смерть с косою острой
Тащится повсюду, точно сводня.
Ходит, околдована сестрою,
И везде — на свадьбе и на тризне
Неустанно, неуклонно строит
Радости Любви и счастье Жизни.

Ведущий 3

В 1872 году Каширин произвёл раздел с сыновьями. Дом на успенском съезде достался Якову, дом в Канавине – Михаилу, а сам Василий Васильевич с Акулиной Ивановной и внуком Алексеем на Полевой улице (современная Максима Горького).

Ведущий 4.

С 1938 года в доме на Почтовом съезде музей детства Горького «Домик Каширина». Создатели музея, строя экспозицию, опирались прежде всего на повесть «Детство», на воспоминания Кашириных, на план дома, начерченный писателем в последние годы жизни.

Ведущий 3.

Инициатором создания музей и его первым директором был Ф.П. Хитровский – журналист, краевед, работавший в 1896 году вместе с Горьким в газете «Нижегородский листок.

Ведущий 4.

В музее много предметов, принадлежавших семье Кашириных (часть посуды, иконы, стулья), в комнате деда по образцам, найденным во время реставрации, восстановлены исторические «каширинские» обои.

Страница третья «Дом В.В. Каширина на Канатной. Ул. Короленко, 42 (1872 – 1876). Объект культурного наследия федерального значения.

Ведущий 1.

Продолжая путешествие по «нижегородской» биографии Максима Горького, мы отправляемся на улицу короленко, бывшую Канатную. Случилось это в 1872 году. «Новый дом был нарядней, милей прежнего; его фасад выкрашен теплой и спокойной темно-малиновой краской; на нем ярко светились голубые ставни трёх окон… Крышу с левой стороны красиво прикрывала густая зелень вяза и липы», - писал Горький в повести «Детство».

Ведущий 2.

История этого дома известна с середины 19 века, у него сменилось несколько хозяев, здание было перестроено.В 1918 году здание переоборудовали под жилые квартиры. Сейчас этот дом сохраняет некоторые элементы постройки XIX века, но в основном его облик отражает стиль строительства 1910-х годов.

Страница четвёртая «Канавинская слобода»:

«Дом Чеснокова, ул. Алёши Пешкова, 44 (1877 – 1881). Объект культурного наследия регионального  значения.

«Слободское Кунавинское начальное училище, ул. Коммунистическая, 27 (1879 – 1879). Объект культурного наследия регионального  значения.

Ведущий 3.

В 1877 году, окончательно разорившийся Василий Васильевич Каширин продал дом на Канатной и «снял две тёмные комнаты в подвале старого дома…», в доие купца Чеснокова в Канавине на улице Пирожникова (сейчас – улица Алёши Пешкова, 44).

Ведущий 4.

С Канавинской слободой у Горького  связано много детских воспоминаний. Здесь будущий писатель ходил в начальное училище, здесь умерла от скоротечной чахотки его мать Варвара Васильевна.

Ведущий 3.

В Канавине Алёша занимался ветошничеством: «… по праздникам, рано утром, брал мешок и отправлялся по дворам, по улицам собирать тряпки, бумагу, гвозди. Пуд тряпок, бумаги, железа ветошники скупали по двугривенному».

Ведущий 3.

О первом дне в слободском Кунавинском училище, что находилось на Елизаветинской улице (ныне улица Коммунистическая) Горький напишет так: « Я пришёл туда в материных башмаках, в пальтишке, перешитом из бабушкиной кофты, в жёлтой рубахе и штанах навыпуск. Всё это сразу было осмеяно, за жёлтую рубаху я получил прозвище «бубнового туза». С мальчиками я скоро поладил, а учитель и поп невзлюбили меня».

Ведущий 4.

Учился Пешков прилежно, получив по окончании похвальный лист. Продолжать обучение он не смог: денег в семье не было. После скоропостижной смерти матери, дед отправил внука «в люди»: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…». Началась новая глава в жизни писателя.

Страница пятая

«Дом Порхунова, ул. Горького, 74 (1879 – 1880). Объект культурного наследия регионального значения.

«Дом Гогина, ул. Звездинка, 5б (1880 – 1881, 1883-1884). Объект культурного наследия регионального значения.

Ведущий 1.

В доме купца Порхунова на улице Горького, 74 (ранее – Полевая) начался новый этап в жизни Алёши Пешкова: «Я – в людях, служу «мальчиком « при магазине «модной обуви», на главной улице города, - пишет Горький в повести «В людях».

Ведущий 2.

Чтобы самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, одиннадцатилетний Алексей днём работал в магазине Порхунова на Большой Покровской, а утром и вечером трудился в хозяйском доме: занимался уборкой, чисткой платьев и обуви хозяев, приносил дрова для печи. Он скучал по бабушке, по товарищам из Кунавинской слободы: «…жизнь раздражала, показывала мне свою неказистую, лживую изнанку», - напишет Горький в повести «В людях».

Ведущий 1.

Однажды, разогревая судок со щами, Алексей опрокинул его себе на руки и с сильным ожогом попал в больницу, оттуда вернулся к бабушке и деду.

Ведущий 2.

Осенью 1880 года Акулина Ивановна отвела внука к своему племяннику, чертежнику и подрядчику Василию Сергееву, жившему в доме №11 на улице Звездинке, в доме Гогина. Подросток с утра и до поздней ночи: «Работы у меня было много, я исполнял обязанности горничной, по средам мыл пол в кухне, чистил самовар и медную посуду, по субботам мыл полы всей квартиры и обе лестницы. Колол и носил дрова для печей, мыл посуду, чистил овощи, ходил с хозяйкой по базару, таскал за ней корзину с покупками, бегал в лавочку, в аптеку» - читаем мы в повести «В людях».

Ведущий 1.

Однообразную, наполненную каждодневной работой жизнь скрашивала радость приобщения к книгам, которые ему давали женщины, жившие по соседству: «… и грустно, и смешно вспоминать, сколько тяжёлых унижений, обид и тревог принесла мне быстро вспыхнувшая страсть к чтению!», - вспомнит Горький в повести «В людях».

Ведущий 2.

У Сергеевых Алексей жил с перерывами с 1880 по 1884 год. В одну весну он убежал и работал на пароходе посудником: «получил около восьми рублей, первые крупные деньги», - вспоминал Горький.

Ведущий 1.

С осени 1882 года и до весны1883-го Пешков учился в иконописной мастерской, которая находилась ан Готмановской улице (сейчас улица Костина) в доме купчихи Салабановой (дом не сохранился). Большую часть дня Алексей проводил в иконой лавке Салабановых в качестве помощника приказчика. Летом 1883 года он вернулся к Сергееву, но уже в качестве десятника строительных работ на ярмарке.

Страница шестая

1888 - 1902 годы

Нижегородская городская управа, ул. Большая Покровская, 1 (4 января 1990г.). Объект культурного наследия регионального значения.

Ведущий 3.

С 1884 по 1888 год горький жил в Казани, куда уехал в надежде поступить в Казанский университет. Мечтам не суждено было сбыться. Но это время сформировало его характер и во многом определило жизненный путь: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих университетов».

Ведущий 4.

В 1888 году Алексей Пешков вернулся в Нижний Новгород. Затем совершает два странствия по Руси, также какое-то время живет в Самаре. Вместе с тем в последнее десятилетие 19 века много времени проводит и в Нижнем Новгороде.

Ведущий 4.

В это десятилетие Горький в Нижнем Новгороде жил сменил несколько квартир. Он жил на улице Нестерова, улице Минина, Ильинской, Полевой (ныне ул. Горького), Нижегородской, Канатной. В это десятилетие он становится известным русским писателем.

Ведущий 3.

Алексей Максимович Горький вёл активную общественную жизнь в Нижнем Новгороде. В 1900 году он решил организовать ёлки для бедных ребятишек. В газете «Нижегородский листок» он опубликовал статью, где всего прочего писал: «Я покорнейше прошу редакцию открыть подписку на ёлку для бедных детей. На собранные средства можно будет во время праздников устроить ёлку с раздачей бедным детям обуви, белья, тёплого платья и всего того, что представляется возможным, можно будет накормить их сытным обедом».

Ведущий 4.

Местом проведения было выбрано здание Нижегородской городской управы (ул. Большая Покровская ,1). 4 января была устроена первая бесплатная ёлка для пятисот беднейших детей города с раздачей подарков: валенок, шапок, рукавичек, ситца на рубахи и платья, платков и сластей.

Страница седьмая. Ночлежный дом имени А.П.Бугрова, ул. Рождественская, 2. Объект культурного наследия регионального значения.

Пьеса «На дне» (1902 г.)

Ведущий 1.

Одно из наиболее знаменитых зданий, связанных с личностью Горького, - Ночлежный дом имени А.П.Бугрова на Рождественской улице, построенный в 188-1883 годах на средства нижегородского купца, мецената Николая Александровича Бугрова в честь отца Александра Петровича Бугрова. Архитектор здания – Ф.Н.Фалин. В настоящее время здание является частной собственностью.

Ведущий 2.

«Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжёлые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, всё – некрашеное, грязное», - с этого описания начинается пьеса «На дне», герои и сюжет которой во многом схожи с действительной жизнью ночлежки.

Ведущий 1.

Например, образ Барона был списан с реального барона-босяка Бухольца: когда в 1897 году в ночлежном доме проводилась перепись, этот человек продемонстрировал свой паспорт, подтверждающий дворянское происхождение.

Ведущий 2.

Главный герой пьесы, Сатин, тоже имел прообраз: в ночлежном доме жил босяк, отбывший каторгу за убийство мужа своей сестры, обидевшего её.

Ведущий 1.

Первый спектакль по пьесе «На дне» был поставлен в Московском художественном театре в 1902 году великими русскими режиссёрами Константином Сергеевичем Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко.

Ведущий 2.

Максим Горький присылал им фотографии босяков и интерьеров Бугровской ночлежки, специально снятыми нижегородским фотографом М.П.Дмитриевым, чтобы режиссёры и актёры смогли проникнуться атмосферой этого заведения.

Ведущий 1.

К премьере готовилась вся труппа вместе с автором пьесы. С утра до вечера проводил Алексей Максимович в общении с артистами. Помогал Станиславскому, Москвину, Качалову входить в столь необычные для них роли Сатина, Луки, Барона, создавать образы людей обездоленных, но не потерявших человеческого достоинства, людей, по-своему обаятельных, заслуживающих и уважения, и симпатий.

Ведущий 2.

И вот наступил долгожданный вечер. Уютно и просто выглядели стены зала, окрашенные в серовато-зеленые тона, скромно поблескивали серебряные линии на потолке.

Медленно раздвинулся занавес. Перед зрителями предстало мрачное подземелье ночлежки. Оно и впрямь напоминало дно, затянутое тиной. И глухо зазвучали голоса, надрывный чахоточный кашель, приглушенные всхлипы. Обитатели дна повествовали о горестной своей судьбе, взывая к справедливости, мечтая о настоящей человеческой жизни под солнцем, которого они лишены в жестоком царстве нищеты и бесправия.

Сцены из пьесы «На дне».

1. Лука – актер;

2. Пепел – Наташа;

3. Сатин – Барон.

Ведущий 1.

Было очевидно, что показываемые на сцене «подонки общества» отнюдь не бунтари. Они не способны ниспровергать устои. Все это так... Но многие думали: вот придет время, и мечтателей, резонеров, циников сменят люди действия, рыцари борьбы, разрушители старого и строители нового. Они заговорят — уже не со сцены, а в жизни голосом своего певца — Буревестника.

А Горький в тот вечер молчал. Слишком сильно было потрясение. После мучительного ожидания его ошеломила буря зрительских восторгов, лавина рукоплесканий, несмолкающие крики «браво!».

Страница восьмая. Максимальная память.

Ведущий 3.

Памятные места, связанные с жизнью и творчеством Максима Горького, не ограничиваются домами, где он жил и бывал или напоминающими о прототипах героев его книг. Это и памятники Максиму Горькому.

Ведущий 4.

Памятник Алёше Пешкову. Почтовый съезд, 21. Автор – скульптор Андрей Викторович Кикин. Мраморная фигура, изображающая маленького Алёшу Пешкова – мечтательного мальчика с книгой в руках, - была установлена в 1960-м году в сквере музея «Домик Каширина».

Ведущий 3.

Памятник Максиму Горькому. Набережная Федоровского. Автор – скульптор Иван Петрович Шмагун. В 1957 году проект памятника был представлен на художественной выставке в Москве, где его приобрела администрация нашего города. Сначала монумент был установлен перед домом учителя в Зеленом городе, а в 1972 году его перенесли на набережную Федоровского.

Ведущий 4.

Памятник Горькому. Парк имени 1 мая. Автор не установлен. В 1896 году в Нижнем Новгороде проходила 17-я Всероссийская промышленная выставка, которую Горький освещал в двух газетах – «Нижегородский листок» и «Одесские новости». В 1951-м году на части бывшей территории выставки разбили парк имени Первого мА. На одной из аллей парка был установлен памятник писателю – гипсовая фигура Горького с книгой в руке.

Ведущий 3.

Скульптурная группа «Горький среди детей». Ул. Октябрьской революции, 23. Автор – скульптор Александр Иванович Колобов. В 1940 году рядом со станцией «Родина» Детской железной дороги, получившей имя писателя, была установлена композиция «Горький среди детей». В нашем городе она стала одной из первых скульптур, изображающих писателя.

Ведущий 4.

Памятник А.М.Горькому. Площадь Горького. Автор – скульптор Вера Игнатьевна Мухина. Открытие памятника состоялось 2 ноября 1952 года. Семиметровая бронзовая фигура молодого Горького установлена на четырёхгранном постаменте высотой более семи метров, как бы вырастающей из гранитной скалы. Памятник высоко поднят над площадью и хорошо просматривается со всех сторон.


ЧТЕЦ

Памятник Горькому.

Запылилось устало лето.

Дождь прошёл.

В камень ссохлась грязь.

А он смотрит на всё на это

Молчаливо, не шевелясь.

Солнце в небо идёт всё выше,

А потом опадает зной.

Он в дневной жаре неподвижен,

Неподвижен во мгле ночной.

И ничто его не разбудит –

Ни луна,

Ни зори утра.

Но он дивом кажется людям,

Как приходит его пора.

Та пора – три-четыре ночи,

Ночи летней большой грозы,

Как сверкает он,

Как грохочет,

Как живёт он в эти часы.

Хлещет ливень,

Вода как море,

Поднимает под пьедестал,

И, громам беспрерывным вторя,

Не смолкая, гудит металл.

Грозовое белое пламя

Жжёт со всех сторон небеса,

Немигающими глазами

Смотрит он,

Как идёт гроза.

И плывёт сквозь дожди без оглядки

В струях огненного дождя.

А с чугунной его крылатки

Молодая течёт вода.

(Михаил Шестериков)

Звучит песня о Нижнем Новгороде

Заочную экскурсию по «горьковским» местам Нижнего Новгорода для вас провели…..


К премьере готовилась вся труппа вместе с автором пьесы. С утра до вечера проводил Алексей Максимович в общении с артистами. Помогал Станиславскому, Москвину, Качалову входить в столь необычные для них роли Сатина, Луки, Барона, создавать образы людей обездоленных, но не потерявших человеческого достоинства, людей, по-своему обаятельных, заслуживающих и уважения, и симпатий.

Важно было достоверно воссоздать на сцене реальную бытовую обстановку «дна». Ради этого артисты, режиссеры, декораторы не раз хаживали из Камергерского на Хитровку, предводительствуемые знатоком московских трущоб, всезнающим «королем репортеров» Гиляровским.

Сцена сценой, но требовал к себе внимания и зрительный зал. Надо было открыть доступ на премьеру не только завзятым театралам, эстетствующим снобам, скучающим барыням, щеголяющим туалетами, но и широкой публике, трудовым москвичам, тем, ради которых, собственно, и создавался театр как «художественно-общедоступный». Тут уж Морозов хлопотал вовсю, наставляя билетных кассиров, контролеров, капельдинеров. Кроме галерки, по традиции заполняемой молодежью, в распоряжение студенческой братии предоставлялись дешевые «стоячие» места в ложах, приставные стулья в проходах партера.

И вот наступил долгожданный вечер. Уютно и просто выглядели стены зала, окрашенные в серовато-зеленые тона, скромно поблескивали серебряные линии на потолке.

Медленно раздвинулся занавес. Перед зрителями предстало мрачное подземелье ночлежки. Оно и впрямь напоминало дно, затянутое тиной. Будто подводные камни выглядели неподвижные вначале человеческие фигуры. И глухо зазвучали голоса, надрывный чахоточный кашель, приглушенные всхлипы, когда «камни» эти начали постепенно оживать. Обитатели дна повествовали о горестной своей судьбе, взывая к справедливости, мечтая о настоящей человеческой жизни под солнцем, которого они лишены в жестоком царстве нищеты и бесправия5.

Пусть же задумаются преуспевающий адвокат в крахмальной манишке и офицер в парадном мундире, их декольтированные дамы — все, кто заполняют первые ряды партера и ложи,— пусть задумаются они о тяжкой доле «простонародья», на которое до сей поры было принято смотреть сверху вниз.

И да возрадуются слову правды, громко звучащему со сцены, парни в студенческих куртках и девушки-курсистки на притихшей галерке.

Было очевидно, что показываемые на сцене «подонки общества» отнюдь не бунтари. Они не способны ниспровергать устои. Все это так... Но многие думали: вот придет время, и мечтателей, резонеров, циников сменят люди действия, рыцари борьбы, разрушители старого и строители нового. Они заговорят — уже не со сцены, а в жизни голосом своего певца — Буревестника.

А Горький в тот вечер молчал. Слишком сильно было потрясение. После мучительного ожидания его ошеломила буря зрительских восторгов, лавина рукоплесканий, несмолкающие крики «браво!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Литературная Самара XIX-XX в.Горький в Самаре."

Данный урок является первым из цикла уроков "Литературная Самара XIX-XXв.Горький в Самаре."С самарским краем связаны имена многих выдающихся писателей и поэтов XIX-XXв.Пребывание Горького в Самаре ост...

Литературные цитаты в речи Актёра (по пьесе М.Горького «На дне»)

Реминисценции, небольшие цитаты, упоминания произведений, литературных героев в монологах действующих лиц пьесы «На дне» - своеобразный авторский приём, тонко раскрывающий характер персонажа....

Экскурсия Горький в Нижнем на английском

Презентация для районного конкурса" Горький в Нижнем" на английском языке...

Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне"

Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне" помогут при подготовке  урока по литературе в старших к...

Проект "Нижний Новгород - город детства писателя А.М. Горького"

Проект "Нижний Новгород - город детства писателя А.М. Горького" составлен Мироновой Валентиной Евгеньевной к 155-летнему юбилею писателя в 2022 - 2023 годах,  включает мероприятия, разр...