М. Ю. Лермонтов "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Дивии Айрана Орлановна

урок русской литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл М. Ю. Лермонтов "Бородино"19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по литературе

Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение « Бородино»

Цель: познакомить с содержанием и композицией стихотворения, проанализировать стихотворение; развивать умение самостоятельно мыслить, доказательно высказывать своё мнение,  воспитывать интерес и уважение  к истории России;

Планируемые результаты:

Познавательные-анализ произведения  (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

-смысловое чтение текста (с выделением фактуальной,  смысловой, подтекстовой информации)

Коммуникативные-изложение своего мнения  в  учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

-осознанное  использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностные -аргументированно оценивать героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Задачи: познакомить с исторической Бородинского сражения; отработать навыки выразительного чтения литературного произведения;

Технологии: технология развития критического мышления

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, репродукция картины П.Гесса «Сражение при Бородине, 26 августа», репродукции фрагментов панорамы Ф.А.Рубо «Бородинское сражение»,  тематическая выставка книг, учебники; тетради, ТСО.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Актуализация знаний

-На прошлом уроке мы начали изучать творчество известного писателя М.Ю.Лермонтова. Давайте проверим себя, насколько  хорошо знаем творчество писателя.

Б) Тестирование

3.Мотивация к деятельности

А) Работа по репродукции картины П.Гесса «Сражение при Бородине, 26 августа».

- Что вы видите на картине? Как вы думаете, примерно, когда это происходило?

- Как мы называем людей, которые защищают родину?

- Какими должны быть солдаты?

- Назовите элементов  солдатской формы? Какую одежду носят современные солдаты.

Б) Словарная работа

- Какую одежду носили солдаты 1812 года? Как называется их солдатская форма? Как называются оружия того времени, виды войск?

- Подумайте и соотнесите стрелками слова и их значения.

1.Бивак

1.артиллерийский снаряд

2.картечь

2.высокий головной убор

3.драгун

3.стоянка войска в поле для ночлега или отдыха

4.улан

4.полевое укрепление, обнесенное валом

5.кивер

5.станок, на который укрепляется пушка

6.лафет

6.солдат легкой конницы

7.редут

7.солдат кавалерии

8.ликовать

8.судьба

9.досадно

9.радоваться

10. доля

10.обидно

Ответы: 1-3;2-1;3-7;4-6;5-2;6-5;7-4; 8-9;9-10;10-8.

3. Изучение нового материала.

- Данные слова встретятся нам в стихотворении « Бородино». М.Ю.Лермонтов прожил короткую жизнь, но за свою короткую жизнь он создал много замечательных произведений. Одно из них- стихотворение « Бородино».

Бородино- это село, вблизи  которого произошло большое сражение в 1812 году между французскими и русскими войсками.

А) Сообщение учащегося о Бородинском сражении.

Б) Чтение стихотворения учителем.

4. Вопросы по содержанию стихотворения

- Какая форма речи используется в стихотворении?

- Между кем идет диалог?

- Что интересует  солдат и чем они взволнованы?

- Каким вам кажется старый солдат?

– Как старый солдат называет воинов? Что говорит  об их судьбе?

– Почему, рассказывая о своих товарищах, солдат нигде не называет их по именам?

– Почему старые воины-старики ворчали перед боем? Чем они были недовольны?

– Прочитайте описание ночи перед боем.

– Как вели себя французы?

– Чем занимались перед боем русские солдаты?

– Кого вспоминает старый солдат?

– Какое напутствие  дал полковник перед боем своим солдатам, и что они обещали?

–Прочитайте описание сражения. Что вы видите во время боя?  

– Какое настроение в русской армии?  Что делают французы?

– Что вы можете сказать о старом солдате?

– Чему  учит это стихотворение?

4. Физминутка.

5. Чтение стихотворения учащимися

6. Самостоятельная работа.

Закончить предложения( вместо точек вставить слова или словосочетания.

Ведь были ж схватки …

Да, говорят, еще какие!

… помнит вся Россия

Про … …!

- Да, были люди в наше …

Не то, что нынешнее племя:

…- не вы.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться,  где на воле!

Построили …

Прилег вздремнуть я у …

И слышно было до рассвета,

Как …. Француз.

Но тих был наш … открытый:

Кто … чистил весь избитый,

Кто … точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Я на уроке работал активно..

-За урок я не устал…

- Мое настроение хорошее…

- Материал урока мне понятен…

8. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворение. Выучить отрывок.