Способы выражения основной мысли текста.
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Дубинина Евгения Александровна

Сценарий элективного занятия курса "Смысловое чтение"в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_elektivnogo_kursa6_kl.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие элективного курса «Смысловое чтение»

6 класс.

Тема: Способы выражения основной мысли текста.

Цели:

1) обучающие

- формировать умение и навыки анализа языковых единиц, текста, совершенствование навыков работы с текстом художественного стиля; формировать умениеформулировать вопросы к тексту,  создавать свой текст; навыки использования средств выразительности.

2) развивающие

- развивать умение логически излагать свои мысли, умение аргументировать, доказывать, развивать умение слушать и распределять внимание во время слушания, умение задавать уточняющие вопросы, умение работать в группе;

3) воспитательные

- воспитывать уважительное, ценностное отношение к своей малой Родине и людям, посвятившим ей  свой труд.

Планируемые результаты:

Предметные – анализируют текст (определяют тему, идею, определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте,); получат возможность научиться правильно строить свою речь и высказывание в зависимости от речевой ситуации.

Метапредметные:

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; обобщают и систематизируют информацию текста; используют схемы для решения задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов; строят рассуждения.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют координировать различные позиции в сотрудничестве (слушают и понимают речь других); договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им; формулируют собственное мнение и позицию, простые выводы; создают свой текст; оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают, осваивают социальную роль обучающегося, выражают уважительное, ценностное отношение к своей малой Родине и землякам, почётным жителям района.

Ход урока:

  1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем цикл наших занятий по смысловому чтению и пригласили на урок гостей, чтобы они посмотрели, как мы работаем и чему уже научились.

- Ребята, чем мы занимаемся на уроках смыслового чтения? (учимся понимать текст)

- Зачем нам это нужно?

-Что такое текст?

- А без чего текст не может существовать? Что в нем всегда должно присутствовать? (Тема, основная мысль).

- В чем отличие? (тема – о чем говорит автор, основная мысль – отношение автора к тому, о чем он говорит).

Давайте прочитаем текст на слайде:

Среди районов Ямало-Ненецкого автономного округа  Шурышкарский является одним из богатейших по культурному потенциалу, по творческой активности населяющих его людей. Своеобразие Шурышкарского района связано, во­первых, с его пограничным положением (самая южная часть Ямала), во-вторых - с удивительной, по сравнению с другими районами, со­ хранностью традиционной культуры, в-третьих - с огромным количеством проживающих здесь замечательных людей.

Летит время, меняются поколения и их герои, совсем другими стали первостепенные задачи, но всегда будут люди, которые своими знаниями, своим трудом, культурными ценностями будут приумножать богатство нашей страны.

-Какова тема текста?  О чём он? (Шурышкарский район).

- С каким праздником (мы его отмечали совсем недавно) связана тема текста ( (День района, День Ямала)

- Какова основная мысль текста ?

Трудно было её определить? Почему?

Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?

Сформулируем тему Способы выражения основной мысли текста.

- Какие задачи перед собой поставим?

  • Учиться находить основную мысль текста
  • Видеть способы передачи осн. мысли
  • Учиться анализировать текст

Посмотрим ещё раз на текст.

Есть ли в нём слова, которые вам непонятны?

Потенциал-  возможности ; культурный потенциал – его возможности в культурной сфере

Пограничное положение – находится на границе чего-то..

Первостепенные – главные, значительные. Наиболее значимые

На сколько частей можно разбить текс ? (на 2)

-Почему?

-Сформулируем вопросы к каждой части (Запишем в тетрадь)

1.  В чем своеобразие Шурышкарского района?

2. Каковы люди Шурышкарского района?

- Дадим краткий ответ на каждый из этих вопросов. (запишем)

1. Особенность Шурышкарского района ЯНАО в том, что это самый южный район округа, что здесь хранят традиционную культуру, и что здесь живёт много замечательных людей

2. Несмотря на течение времени, всегда будут люди, которые своим умом, трудом и талантом будут приумножать богатство нашей страны.

-Что получилось? ( в 1 случае план, во втором – тезисы)

-Что мы сделали?

-Выяснили значение непонятных слов, Сжали текст, выделили основную мысль текста, составили его план.

-Для чего нам это может понадобиться?

( Понять смысл текста,  запомнить его, донесть информацию до кого-то другого).

Молодцы!

Вот мы говорили сейчас о том, что в нашем район живут замечательные, талантливые люди. Кого из знаменитых земляков вы знаете?

Посмотрим на слайд. Перед вами имена наших знаменитых земляков, прославивших наш район своей литературной деятельностью и  краткая информация о них. Прочитаем.

Юрий Николаевич Афанасьев (1940-2004) – родился в с. Питляр. Журналист, прозаик, детский писатель, автор знаменитой сказки по мотивам фольклора ханты «Сказки дедушки Ай-по»

Николай Фёдорович Дудников (1948-2008) –родился в с. Азовы, вырос в селе  Горки. Писатель, краевед, журналист, собственный корреспондент «Российской газеты» по районам Крайнего Севера России., журналист.

Иван Григорьевич Истомин (1917-1988)– уроженец с.Мужи, писатель и поэт, автор более 20 книг на русском и ненецком языках, автор романов «Живун», «Встань-трава»

Роман Прокопьевич Ругин (1939-2016) – родился в с. Питляр, писатель и общественный деятель, работал главным редактором журнала «Ямальский меридиан», автор 30 книг стихов и прозы

Микуль Иванович Шульгин (1940-2007) – родился недалеко от п. Азовы, закончил Мужевскую школу-интернат, работал в Горковском совхозе на звероферме. Хантыйский поэт, собиратель фольклора, перевёл на ханты язык произведения  А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», П.Ершова «Конёк-горбунок».

-Что объединяет эти имена?

- Какие факты вам показались наиболее яркими? Почему?

- Можно ли систематизировать эту информацию и записать её в виде таблицы?

Сформулируйте разделы таблицы: годы жизни, место рождения, деятельность.

Проверим себя (на слайде и на карточках таблица)

Задания. Выбрать необходимую информацию, заполнить таблицу, при необходимости сократить информацию.

ФИО

Годы жизни

Место рождения

Деятельность

На работу 7 минут.

Проверяем по образцу.

Таблица высвечивается на слайд. Обсуждаем, сходство и различия в заполнении таблицы.

- Можно ли как-то назвать эту таблицу? Как? (Писатели Шурышкарского района).

-Возможно ли по этой таблице дать обобщённую информацию? Составить связный рассказ? Кто попробует?

Вопросы –помощники:

  1. Какими людьми богат Шурышкарский район?
  2. Какие посёлки района можно назвать малой Родиной шурышкарских писателей?
  3. В какое время жили и творили эти люди?
  4. Каковы их заслуги?

Молодцы, ребята.  Получился у нас текст? Какова его основная мысль?

Каким способом можно ещё передать главную информацию текста? (в виде таблицы)

К сегодняшнему уроку, я попросила ребят выучить стихотворение одного из поэтов- наших земляков Романа Ругина. Называется оно «Родная земля. Давайте послушаем:

Хартаганов А, Дитц К.

Роман Ругин

Родная земля

С той поры, когда в родном селенье

Стал я понимать людскую речь,

Врезалось мне в память наставленье

Нашу землю вечную беречь.

Мать с отцом негромко и спокойно

Помогали истину постичь:

По земле всегда ступай достойно,

Попусту ножом в нее не тычь.

Сердцем от нее не отдаляйся,

Радость и печали с ней деля,

Пляшешь - не куражься, не кривляйся,

Помни: под ногой твоей – земля.

От нее – и зверь лесной и рыба,

И кедровых шишек урожай.

Говори ей мысленно: «Спасибо».

Словно мать родную, уважай.

Как она добра, щедра, красива –

Достоянье отчее твое!

И не только мускульная сила,

Ум и сердце – тоже от нее.

Отчая земля, леса и недра!

Я всю жизнь перед тобой в долгу.

Ты всегда мне помогала щедро –

Чем тебе сегодня помогу?

- Понравилось вам стихотворение?

- О чём оно? Какова его тема? Основная мысль?

Куражиться - вести себя заносчиво, нагло, безобразничать.

- Если мы будем рассматривать это стихотворение с точки зрения текста, то какие особенности выделим?

(Это поэтическая речь, художественная речь.)

- Что для неё характерно?

( рифма, ритм, средства художественной выразительности?)

- Помогают ли они раскрыть главную мысль текста? Как?

(С помощью средств изобразительности:  олицетворения (радость и печали с ней деля, ты всегда мне помогала щедро),  сравнения (словно мать родную), эпитеты (родная, вечная, добра, щедра, красива),

Родная земля для поэта – одухотворённая, живая, наполненнная силой, красотой и гармонией.

Поэтическая речь – особенность лирического мировосприятия человека. А в чём своеобразие лирики? (Выражение чувств, эмоций).

Почему именно в стихотворной форме автор выражает любовь к родному краю?

(Она позволяет передать настроение, душевное состояние человека).

 - Особую напевность создаёт и рифма и стихотворный размер .

Давайте определим стихотворный размер (5 стопный хорей), рифму (перекрёстная).

 - Подведём итог всему вышесказанному: что в художественном тексте помогает выразить главную мысль?

- Молодцы!

- Я думаю наставления, которые донёс до своего читателя Роман Ругин станут и для нас с вами теми незыблемыми законами, которые нельзя нарушать.

- Вспомним ещё раз, к чему призывает нас автор? Выпишем в тетрадь его главные уроки:

- береги родную землю, будь достоин своей земли, относись к ней уважительно, дели с ней радость и печаль, будь ей благодарен,  старайся помочь)

 Подведём итог сегодняшнему занятию:

-Что мы узнали на уроке? Чему научились?

-Что было самым сложным?

- Что далось легко?

- Где мы можем применить полученные знания?

 - Оцените свою работу на уроке:

помашите правой рукой те, кому было интересно на уроке, кто считает, что узнал много нового и полезного.

 Помашите левой рукой, те, кто считает, что материал был слишком сложным и вам не всё было понятно.

 Спасибо всем! До свидания!

Родная земля

С той поры, когда в родном селенье

Стал я понимать людскую речь,

Врезалось мне в память наставленье

Нашу землю вечную беречь.

Мать с отцом негромко и спокойно

Помогали истину постичь:

По земле всегда ступай достойно,

Попусту ножом в нее не тычь.

Сердцем от нее не отдаляйся,

Радость и печали с ней деля,

Пляшешь - не куражься, не кривляйся,

Помни: под ногой твоей – земля.

От нее – и зверь лесной и рыба,

И кедровых шишек урожай.

Говори ей мысленно: «Спасибо».

Словно мать родную, уважай.

Как она добра, щедра, красива –

Достоянье отчее твое!

И не только мускульная сила,

Ум и сердце – тоже от нее.

Отчая земля, леса и недра!

Я всю жизнь перед тобой в долгу.

Ты всегда мне помогала щедро –

Чем тебе сегодня помогу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема текста. Основная мысль текста.

В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фат...

Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"

Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение  и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...

5 класс . ТЕКСТ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА

Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника(без претензии на авторство)...

Текст. Основная мысль текста.

Текст. Основная мысль текста....

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.

Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...

«Текст. Основная мысль текста»

laquo;Текст. Основная мысль текста», ...