Урок литературы в 5 классе с применением здоровьесберегающей технологии "Тема здоровья в русском фольклоре
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Дубинина Евгения Александровна

Методичекая разработка урока литературы с использованием здоровьесберегающей технологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Содержание теоретического и практического материала, включенного в урок имеет важное значение для здоровьесбережения и здоровьеформирования обучающихся. Все этапы урока последовательны и связаны между собой. Особое внимание уделено этапам мотивации и рефлексии, чтобы учащиеся смогли достичь желаемых результатов на уроке. Содержание изучаемых произведений рассматривается как в аспекте сохранения физического и психического здоровья, так и формирования духовно-нравственного, социального, эстетического и этического здоровья обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы  в 5 классе с применением здоровьесберегающей технологии.

Тема здоровья в русском фольклоре.

Методичекая разработка урока литературы с использованием здоровьесберегающей технологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Содержание теоретического и практического материала, включенного в урок имеет важное значение для здоровьесбережения и здоровьеформирования обучающихся. Все этапы урока последовательны и связаны между собой. Особое внимание уделено этапам мотивации и рефлексии, чтобы учащиеся смогли достичь желаемых результатов на уроке. Содержание изучаемых произведений рассматривается как в аспекте сохранения физического и психического здоровья, так и формирования духовно-нравственного, социального, эстетического и этического здоровья обучающихся.

Здоровье учащихся – одна из важнейших проблем современной жизни. Именно поэтому необходимо научить юного читателя осознавать себя как часть природы, ценить и беречь свое здоровье.

Цели урока:

1.Дать понятие народного представления о здоровье как одной из главных ценностей в жизни человека.

2.Развитие навыка самостоятельной работы с текстом, словарями, дополнительной литературой.

3.Формирование убеждения в сохранении своего здоровья, ответственности за здоровье, потребности в здоровом образе жизни.

Формировать УУД:

Предметные: понимание и определение понятия «здоровье», осознание ответственности за собственное здоровье.

Метапредметные: развитие ценностно- смысловой сферы личности.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; почувствовать потребность заботиться о здоровье.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Планируемый результат:

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); проводить анализ учебного материала;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята! Я вас уже приветствовала, но теперь говорю ещё раз здравствуйте с другой целью. С какой? (Учитель подводит к теме урока)

 

Включение внимания.

Ответы: Нет, это не только приветствие, но пожелание здоровья, здравия.

Постановка темы и целей урока

Мы с вами уже говорили, что в фольклоре отражено всё то, что ценил народ: трудолюбие, доброту, бескорыстие, любовь к родине, отношения в семье.

Посмотрите на доску. Прочитайте пословицы. О какой ценности мы поговорим сегодня?

Учащиеся читают по одному пословицы:

1.Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства.

2.Здоровью цены нет. Здоровье не купишь.

3.Болезнь человека не красит.

4.Здоровому все здорово.

5.Здорового и призор не берет.

6.Здоровье- всему голова.

7.Здоровье дороже денег.

8.Береги платье снову, а здоровье - смолоду.

9.Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.

Формулируют тему урока, цели.

Работа над темой урока

С самого малого возраста детей на Руси приучали к гигиене. Нянча малыша, мама пела ему пестушки (от слова пестовать – нянчит) – коротенькие песенки. Давайте изучим их содержание и посмотрим, какие же скрытые уроки в них содержались?

(Приложение1)

Учащиеся получают карточки с пестушками (по группам).

Каждой из групп за 3 минуты предлагается обсудить содержание пестушки и найти в нем урок для малыша.

Выступление представителей каждой группы (зачитывается пестушка и даётся к ней комментарий). Остальные могут дополнить выступление одноклассников.

Исходя из многолетнего жизненного опыта, русский народ придумал множество рецептов, помогающих выздороветь, укрепить свое здоровье. Это такие советы, которым можно следовать и по сей день.

Я вам предлагаю проанализировать, разбить советы на тематические блоки и сделать выводы: что же помогает сохранить здоровье? (Приложение2)

Коллективная работа.

На интерактивной доске расположены советы, которые нужно сгруппировать по темам.

Учащиеся выходят к доске и выполняют работу.

Делают вывод:

 Сохранить здоровье помогают:

Сон, умеренность в еде, баня, травы и овощи.

Ещё один важный аспект сохранение здоровья – это отдых. Но и отдыхать нужно уметь так, чтобы восстановить силы, приумножить энергию. Этому способствовали старинные русские забавы – фольклорные игры. В них участвовали и дети, и взрослые. Любая народная игра, это показатель лучших человеческих характеристик. Девицам важно было показать свою стать, проворность, физическую крепость, характер и готовность быть хорошей хозяйкой. У молодцев игры развивали смекалку, смелость, благородство, чувство коллективизма, физическую готовность быть воином.

Я вам тоже предлагаю поиграть.

Проводится игра «Золотые ворота»

В этой игре двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Получаются «ворота». Остальные встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. А «ворота» в это время произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те игроки, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все игроки становятся «воротами».

Говоря о русском фольклоре, нельзя обойти вниманием самый любимый детьми жанр – сказку.

Как вы думаете, как отражаются представления народа о  ценности здоровья?

Какие волшебные предметы помогают положительным героям исцелиться или приобрести силу?

Ребята, кроме физического здоровья есть нравственное здоровье. Как вы понимаете эту фразу. Докажите свою точку зрения примерами из русских народных сказок.

Ответы детей: Иван (главный положительный герой) всегда сильный и выносливый, а героиня – Красна девица- румяная, роботящая – это говорит о хорошем, крепком здоровье. И наоборот – отрицательные герои немощные, ленивые, дряхлые.

Ответы детей: живая вода, молодильные яблоки, травы, корни и т.д.

Вывод: сама природа дарит героям силу и здоровье.

Ответы детей:

В сказках практически всегда добро побеждает зло. Положительный сказочный герой – добрый, справедливый, честный, смелый и, естественно, здоровый человек.

Подведение итогов

-Что нового мы узнали на уроке?

-Как надо относиться к своему здоровью, по мнению наших прадедов?

-Что помогает нам сберечь и укрепить здоровье?

-Что вы порекомендуете своей семье, вооружившись ценной информацией?

Ребята отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия

Составим синквейн на тему ЗДОРОВЬЕ (структура синквейна прецируется на доске)

Пример:

Здоровье.

Крепкое, богатырское.

Достигается, сохраняется, поддерживается.

С самого детства ведите здоровый образ жизни!

Счастье.

Приложение1.

1.Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки,

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

2.Тяги, тяги, потягушеньки,

На Катю порастушеньки!

Расти, доченька, здоровая,

Как яблонька садовая;

На кота потягушки,

На дитя порастушки.

3.Вода текучая,

 Дитя растучее,

 Вода книзу,

А дитя кверху.

4.Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.        

5.Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

- Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса.

Приложение2

Сон.

1.Сон лучше всякого лекарства.

2.Сон дороже лекаря.

3.Ляг да усни; встань да будь здоров!

4.Выспишься - помолодеешь.

Умеренность в еде.

1.Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век до полна.

2.Где пиры да чаи, там и немочи.

3.Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

4.После обеда полежи, после ужина походи!

Травы, овощи.

1.И собака знает, что травой лечатся.

2.Лук от семи недуг.

3.Хрен да редька, лук да капуста - лихого не попустят.

Баня.

1.Баня парит, баня правит.

2.Когда б не баня, все б мы пропали.

3.Баня - мать вторая. Кости распаришь, все тело поправишь.

4.Наешься луку, ступай в баню, потрись хреном да запей квасом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по информатике в 6 классе с применением здоровьесберегающей технологии «Редактирование текста».

Структуру урока составляет 9 основных этапов. Каждый этап логически завершен, подведен итог и настроен на восприятие следующего этапа.Нагрузка на уроке менялась путем чередования различных форм обучен...

урок по теме "Официально-деловой стиль речи" 6 класс с применением здоровьесберегающей технологии

приведены этапы урока, подобран тематический (по здоровьесбережению)материал, представлен результат работы в группах...

Урок информатики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий

Урок информатики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий по требованиям ФГОС...

"Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий"

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры,-главная цель развития отечесвтенной системы школьного образования. Система образования отк...

Урок русского языка в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоро...