Внеклассное мероприятие в 5 классе по литературе. «Дела давно минувших лет, преданье старины глубокой…»
методическая разработка по литературе (5 класс)
Литературия – это целый мир, неизведанная страна, которую ещё никто не исходил от края и до края. А когда человек попадает в незнакомую местность, ему помогает карта «Преданье старины глубокой…» - это устное народное творчество, которое является одним из истоков литературии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_vneklassnoe_meropriyatie.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие в 5 классе по литературе.
«Дела давно минувших лет, преданье старины глубокой…»
Учитель Фирсова Т.В.
Цели: вспомнить и повторить героев сказок, пословицы, поговорки и так далее; закрепить полученные знания; привить любовь к истокам литературы.
Задача: вспомнить пословицы и поговорки, отгадать загадки, скороговорки, героев сказок.
Оборудование: художественный плакат: «Преданье старины глубокой…», чудо-ромашка, карточки со словами, скороговорки, иллюстрации к сказкам.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово учителя.
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
ЛИТЕРАТУРИЯ.
Литературия – это целый мир, неизведанная страна, которую ещё никто не исходил от края и до края. Мы с вами только-только вошли в её пределы. А когда человек попадает в незнакомую местность, ему помогает карта.
Вот и у нас на доске висит карта «Преданье старины глубокой…» - это устное народное творчество, которое является одним из истоков (источников) литературии. По этой карте мы двинемся с вами в путь, но прежде нужно выбрать две команды: «Буратино», «Веснушки».
Первые островок нашего путешествия – это пословицы и поговорки.
- Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится.
2. Разминка: Пословицы, поговорки – меткие, крылатые выражения. Они связаны с одним словом. Каким? Нужно отгадать.
Первой команде задание:
- Её толкут в ступе и носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
- Ею нельзя разлить неразлучных людей.
- Её набирают в рот, когда молчат.
- В ней прячут концы несчастные люди, и они иногда выходят сухими из неё.
(вода)
Второй команде задание:
- Её заваривают, затевая какое-либо хлопотное дело.
- Потом расхлёбывают, распутывают дело.
- Её не сваришь с тем, с кем трудно договориться.
- Её просит рваная обувь.
- Она в голове у путаников.
(каша)
3. Первое задание.
Каждая команда получается картинки, предметы: (цыплята, шляпа, яблоко, шило)
- Назвать пословицу, в которой встречается название этого предмета (Цыплят по осени считают. Всё дело в шляпе. Шило в мешке не утаишь. Яблоко от яблони далеко не падает.)
4. Второе задание.
- Все вы знаете много поговорок – сравнений. Такие, как «Холоден как лёд».
Договорите поговорку:
Голоден как (волк)
Хитёр как (лиса)
Болтлив как (сорока)
Упрям как (осёл)
Труслив как (заяц)
Грозен как (лев)
5. Третье задание:
Участники игры, используя указанные ниже попарно соединённые слова, должны составить пословицы, в которых эти слова встречаются:
Журавль – синица.
Коса – камень.
Руки – скука.
Дело – потеха.
Свет – тьма.
6. Следующий островок – Скороговорки.
Задание: составить из слов скороговорку. Проговорите хором, кто быстрее составит:
Ткёт ткач ткани на платки Тане
Готовится один человек от команды и чихает 3 раза. Оценивается:
- Чистота произношения;
- Скорость (секундомер);
- Выразительность.
7. Следующий островок – Загадки.
Задание: Отгадайте загадки: кто вперёд:
1. Буквы - значки, как бойцы на парад;
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется… (Алфавит).
2. Снаружи смотреть – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём,
Но в нём книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай… (Библиотека).
3. Развернули дети
Голубые сети,
Но за партой,
А не в речке,
Не на рыб,
А на словечки. (Тетрадь).
4. Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (Букварь).
-Я знаю вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки!
8. Следующий наш островок это Сказка:
Задача 1.
1. Сколько раз ходил старик в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (5 раз)
2. Какой сказочный герой в русской народной сказке поплатился за обжорство? («Волк и семеро козлят»).
3. Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, всё видеть, всё слышать и есть не велел? (Машенька, «Маша и медведь»).
4. В какой сказке жительница морских глубин поручила жадину? («О рыбаке и рыбке», «Золотой Петушок»).
5. Чья сказка начинается такими словами и как она называется:
«Жил - был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он с согласья много лет…» (Жуковский «Спящая красавица»).
Задание 2: инсценирование сказки.
- Чудо-ромашка на лепестках название народных сказок. («Репка», «Колобок», и т.д.)
9. Задание болельщикам:
1. Возле леса на опушке
Трое их живут в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки,
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя»).
2. Колотил, да колотил,
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(«Лиса и журавль»).
3. Кто-то за кого-то
Ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть,
Ох, засела крепло.
Скоро помощники прибегут,
Победит упрямицу
Общий дружный труд. (Репка).
4. Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворе не узнает,
Откуда я и как я зовусь?
Но только лишь полночь настанет
К себе на чердак я вернусь.
(Ш. Перро «Золушка»).
10. Подведение итогов:
Мы вместе трудный путь прошли.
Ответы все мы отыскали.
К каждому выводу пришли,
Что нового сейчас узнали?
Узнали мы и про царей,
Про мишек, мышек и зверей,
Про буквы, ребусы, загадки,
Про алфавиты и тетрадки.
Мораль той викторины такова –
«Ученье – свет, а неученье – тьма».
- Учитесь и познакомьтесь со многими неизведанными местностями нашей страны ЛИТЕРАТУРИИ.
Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.
Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....
Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"
Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока: Былины. Б...
Урок в 6 классе "Преданья старины глубокой"
Урок с привлечением краеведческого материала и музейных экспозиций....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОСВЯЩЕННОЕ ПРАЗДНОВАНИЮ 200-ЛЕТИЯ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ».
ЦЕЛЬ:установить творческое взаимодействие всех участников мероприятия.ЗАДАЧИ: Воспитательные: в игровой форме воспитывать понимание хорошего вкуса в одежде и манерах, приобщать к истокам российск...
Внеклассное мероприятие "Преданья старины глубокой""
В материале представлены задания для проведения внеклассного мероприятия по литературе для 5-6 классов....
Историко-краеведческий вечер: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». ( страницы прошлого нашего города).
познакомить учащихся с историей своего города, народа, воспитание чувства гордости за дела своей страны, пробудить интерес к истории своего края....