М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Разработка урока предназначена для учащихся 8 класса. Цель урока: познакомить с фактами биографии М.А.Осоргина и рассказом "Пенсне", выявить роль художественных средств в раскрытии авторского замысла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osorgin_pensne.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Литература     8а   класс    урок №50        15.03.21

Тема:     М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика

Цели: познакомить с фактами биографии писателя М.А. Осоргина, рассказом «Пенсне»; повторить тропы: метафору, олицетворение, сравнение; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; воспитывать внимание к внутренней, духовной жизни человека, к окружающему нас предметному миру.

Планируемые результаты

Личностные:  формирование внимательного отношения к окружающему нас предметному миру; формирование доброжелательного уважения к другому человеку, его мировоззрению.

Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.

Предметные: выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора;  понимание литературы как особого способа познания жизни;  воспитания читателя, способного аргументировать своё мнение; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Тип урока: приобретение новых знаний и умений

Оборудование: учебник, тетрадь, портрет писателя

Ход урока

1.Организационный момент

2. Мотивация. Целеполагание

На доске картинки с изображением предметов из рассказа (письмо, ножницы, кресло)

- Как вы думаете, почему я разместила на доску именно эти предметы, какое отношение они имеют к уроку литературы?

Слова на доске:

 «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…».

Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать об этом человеке? (Писатель, оказавшийся в дали от родины. Эмигрант…)

Это высказывание принадлежит писателю

Михаилу Андреевичу Осоргину.(Портрет)

 

«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…», – с болью в душе обращался писатель к М. Горькому, страдая вдали от родины от невозможности печататься в России.

Это имя вам пока мало известно.

Сообщение темы урока

Формулирование целей урока (совместно):

  • Познакомимся с краткими сведениями о жизни и творчестве писателя.
  • Проанализирум рассказ «Пенсне»;
  • Разберем художественные приемы, которые использует автор в тексте.

3. Усвоение нового знания

А) Знакомство и с биографией М.А.Осоргина

Задание: прочитайте статью учебника (стр. 115-116) и составьте тезисный план статьи

Тезис – это кратко сформулированные основные мысли в одном предложении. 

Один ученик пересказывает статью учебника по составленному плану.

Б) Аналитическая беседа по рассказу «Пенсне»

– Кто знает, что такое пенсне? (Словарь: пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу).

– Рассказ вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться?

(Это риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?».)

- В чём нас хочет убедить рассказчик?

- Предметы быта обладают своим «лицом», своим «характером», более того, они наделены «разумом».

Давайте посмотрим в тексте, как «живут» предметы

- «часы шагают, хворают, кашляют»,

- «печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров), 

- «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.,  

- «раздвинутые ножницы кричат» (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать»,

- «кресло сидит» (рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди,

- «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках» (когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга

  • Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:

- «шляпа передразнивает своего владельца»,

- «лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»  

- «чайник – «добродушный комик»,

- «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,

- у некоторых вещей «страсть к путешествиям».

  • Мало того, вещи даже имеют социальный статус и политические убеждения:
  • «демократический стакан»,
    «реакционная стеариновая свечка»,
  • «интеллигент-термометр»,
  • «неудачник из мещан – носовой платок»
  • «вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка».

– Какие художественные приёмы использует Осоргин, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

Вещам присущи человеческие качества- это олицетворение (страсть к путешествиям, демократический стакан, интеллигент)

Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний- есть некое сравнение, но открыто оно не выражено – это метафора (часы шагают, письмо подмигивает, ножницы кричат)

- Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

- Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

- Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

- Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

  • Все предметы, описанные Осоргиным, реальны
  • Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.
  • Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
  • Кто из писателей ΧІΧ века использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина? (Н.В.Гоголь «Нос»)

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

Какова основная мысль рассказа?

Идея рассказа - это заставить читателей фантазировать,

Осоргин убеждает, что наши вещи живут своей тайной жизнью. Люди уверены, что они обладают разумом и они сами всё решают, а автор предлагает дать свободу вещам проявить их индивидуальность ,чтобы посмотреть, что из этого выйдет, какие страсти закипят и куда приведёт эта.

Рассказ учит наблюдательности, отчасти отбросить логику и тогда жизнь намного интереснее: привычные вещи покажутся очень необычными, жизнь не будет скучной.

Смысл названия рассказа? (прямой смысл и переносный)

ПЕНСНЕ (взгляд на жизнь, стекло-препятствие или наоборот способ внимательно присмотреться к окружающему миру)

Резерв: составить синквейн на тему «Пенсне»

Итог урока.

- Каковы ваши впечатления от рассказа?

- Верите ли вы в то, что предметы живут своей жизнью?

Домашнее задание: Прочитать «Древняя история», стр.124-133


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Урок. Н.В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Реальность и фантастика в повести.

Урок литературы в 10 классе. Гоголь "Невский проспект". Образ Петербурга, реальность и фантастика в повести....

Тест по произведению М.А.Осоргина "Пенсне"

Тест по произведению М.А.Осоргина "Пенсне"...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс

Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока:  знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...

Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»Подготовила:   учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Ак-ДовуракаСодунам Анжида Калин-ооловна...

Тема: М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика

Тема: М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика Цели: познакомить с фактами биографии писателя М.А. Осоргина, рассказом «Пенсне»...