Зачем школьнику нужна поэзия, и как привить любовь к лирике на уроках литературы
статья по литературе

Бурцева Анастасия Александровна

Давно замечено, что маленькие дети любят стихи. Малыши радостно притоптывают в такт считалочке «Мой веселый звонкий мяч». Став постарше, ребята с удовольствием слушают и повторяют пушкинские строки «У лукоморья дуб зеленый.». Им нравятся звучные и мелодичные слова. Хотя дети ничего не знают о поэзии, они стихийно любят ее. И если в ребенке эту любовь поддерживать чтением хороших, доступных возрасту стихов, то у него появится предрасположенность, восприимчивость к поэтическим явлением. Возможно, это позволит школьнику легче преодолеть критический период, когда неумение понимать стихи может заморозить и даже полностью погасить любовь к поэзии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бурцева Анастасия Александровна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ «Кудровский ЦО N1». Ленинградская область.

Зачем школьнику нужна поэзия, и как привить любовь к лирике на уроках литературы

В минуты радости иль грусти,

Когда ответов больше нет.

Откроет дверь совсем неслышно

И на порог войдет поэт.

Заварен чай с душистой мятой,

Любимый томик на столе.

И на странице тридцать пятой

Поэт расскажет о тебе.

С тобою погрустит немного

И между строчек даст совет.

Он улыбнется и нестрого

На твой вопрос найдет ответ.

Уже рассвет туманный ярок.

В окно стучится солнца свет.

И новый мир –его подарок

Откроет для тебя поэт.

(Бурцева А.А.)

Давно замечено, что маленькие дети любят стихи. Малыши радостно притоптывают в такт считалочке «Мой веселый звонкий мяч». Став постарше, ребята с удовольствием слушают и повторяют пушкинские строки «У лукоморья дуб зеленый.». Им нравятся звучные и мелодичные слова. Хотя дети ничего не знают о поэзии, они стихийно любят ее. И если в ребенке эту любовь поддерживать чтением хороших, доступных возрасту стихов, то у него появится предрасположенность, восприимчивость к поэтическим явлением. Возможно, это позволит школьнику легче преодолеть критический период, когда неумение понимать стихи может заморозить и даже полностью погасить любовь к поэзии. А ведь она необходима любому школьнику и, может быть, особенно подростку.

Почему? Нет возраста, более нуждающегося в правде, доброте и воздействии красоты,-а все это несет в себе поэзия. Подросток начинает размышлять над проблемами бытия,-поэзия поможет ему увидеть сложность жизни или хотя бы задуматься о ней. Нередко именно в 5-6 классах появляется интерес к собственному внутреннему миру- поэзия позволяет растущему человеку открыть самого себя. Если учитель раскроет перед школьником поэтическое богатство русской классики, он поможет воспитанию человека, гражданина ,мыслителя и даже поэта .Известно ,что поэзия обладает способностью действовать на эмоциональный мир человека, помогая ему увидеть и понять чувства ,переживания другого и одновременно «присвоить « их себе.Чем раньше хотя бы самые элементарные частицы высоких человеческих чувств, выражаемых поэтами, дойдут до сознания, сердца и памяти наших детей среднего школьного возраста, тем больше будет надежда вырастить их эмоционально грамотным, душевно чуткими и общественно активными людьми.

«Формулы», выведенные поэтами, учат любить Родину, ненавидеть подлость, уважать человеческое достоинство, ценить красоту.

Настоящий поэт всегда открывает мир чувств и мыслей, способных обогатить человека. Было бы поэтому непростительно не использовать таящихся в поэзии запахов духовной энергии для воспитания гражданского и человеческого сознания школьников.

Хочется особо подчеркнуть важность поэзии для эмоционального воспитания именно подростков. Школьник этого возраста, сталкиваясь с непониманием, несправедливостью или кажущейся враждебностью окружающих, нередко замыкается в себе, озлобляется, становится грубым или вызывающим. Смягчающая, облагораживающая сила поэзии может явиться в подобных случаях помощником в борьбе за «выпрямление «человека.

Неизмеримо велика роль поэтического слова в воспитании культуры речи учащихся. Язык поэзии –лаконичный, образный, емкий-является превосходным противоядием многословия, языковой неряшливости и грубости. Знакомство с поэтическим словом не просто обогащает словарный запас школьника, но прививает отвращение к шаблону, к словесному штампу, канцелярской сухости в родном языке. Сколько раз приходилось встречаться с откровенными признаниями пяти,-шестиклассников «Не нравятся мне стихи, потому что непонятно их читать» И очень важно, чтобы на помощь растерявшемуся при самостоятельной встрече с поэзией ученику пришел умный помощник-советчик и друг. Лучше и естественнее всего было бы ожидать помощи от учителя литературы-человека высшей «читательской квалификации» Однако стихов в школьной хрестоматии немного и уроков интересных тоже маловато: сначала учитель объясняет новые слова потом говорит, когда и о чем написано стихотворение, потом читает и ставит вопросы к каждой строфе. Если до вопросов что-то еще оставалось интересным и таинственным, то когда осуществили «текстурный анализ», читать стихотворение не хочется, оно надоело.

В настоящее время в методике достаточно интересно разработан вопрос о вступительном слове или беседе на уроке по изучению лирических произведений. Но до сих пор узким местом остается собственно анализ. логика вопросов и необходимость расчленения непосредственных впечатлений иногда приглушаются, а то и совсем гасят эмоциональность первоначального восприятия.

Часто на уроках ограничиваются анализом одного, указанного в программе стихотворения, не вызывают дополнительных ассоциаций, не учат видеть за стихотворением поэта, за поэтическим произведением –поэзию в целом. Недостаточно добиваться при изучении стихотворений только знания текста. необходимо, чтобы при чтении стихов у учащихся закладывались представления о многообразии человеческих переживаний и развивалась способность испытывать сложные чувства или хотя бы понимать их возможность и ценность.

Пробуждению и воспитанию чувств подростка способствует сопоставление различных состояний природы о отношении к ней различных поэтов. (Есенина и Фета, Тютчева, Бунина)

Кроме воспитания способности чувствовать и откликаться на эмоции других важно развивать в детях умение видеть и представлять написанное. Если эта способность окажется развитой, человек всегда будет испытывать радость, встречаясь с явлениями настоящего искусства: если нет-будет искать в стихах лишь прямые аналогии с собственной жизнью и откладывать в сторону произведения, где не найдет их. Но как научить видеть написанное?

У К. Паустовского в «Золотой розе» художник учит писателя: «Попробуйте смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками…через два месяца вы научитесь видеть, и вас уже не надо будет побуждать к этому.»

Нечто подобное советует ученику и учитель, когда дает задание представить, мысленно нарисовать картины, возникающие в стихотворении.

Пробудить художника-значит вызвать у ребят активное отношение к стихотворению. Поэтому важно, чтобы ученики не только сами представляли картины, но умели и другим передать свое видение. могли рассказать о нем. Это разовьет внимание учеников, даст работу их воображению и постепенно приучит «видеть» без специального побуждения к этому.

Развитию в школьнике воображения и пробуждения художественного начала служат и такие задачи, как составление кадропланов или небольших сценариев, создание образов, проникновение в психологический подтекст.

Анализ любого стихотворения школьной программы подчиняется еще одной задаче: вызвать уважение к труду поэта. Поэтому перед ребятами становились вопросы о личности автора, отразившейся в стихотворении, о его отношении к изображаемому, выявлялась творческая индивидуальность поэта и его эстетическая позиция. Важно, чтобы уроки, посвященные поэзии, отличались друг от друга своим, если можно так сказать, звучанием, чтобы они были то грустными, то сосредоточенно главными ,то весёлыми зависимости от содержания стихотворения.

Стихам о природе лучше всего аккомпанирует мягкость и задушевность тона урока. Уроки о поэзии нуждаются в праздности, нарядности, они должны приносить ребятам радость.

Создать атмосферу нарядности и праздничности помогают живопись, музыка. Бывают случаи, когда необходимо усилить эмоциональное звучание урока, и тогда смежные чувства незаменимы. Однако, на уроках основное внимание уделяется самой поэзии, поэтическому слову. Задачей урока литературы является анализ прежде всего литературы.

В методике изучения лирики особое место должно отводиться выразительному чтению как органической части анализа текста. Рекомендуется также использование музыкальных произведений с целью воссоздать образ _переживание автора, мир чувств лирического героя. Многозначность слова в поэзии требует внимания к его эмоциональному звучанию. Иногда учитель-словесник идет к стихотворению поэта от непосредственных жизненных впечатлений школьников. Так, например, работа над пейзажными стихотворениями предваряется экскурсией в парк со всем классом или заданием учащихся над чем-то понаблюдать самим. Задание усложняется, когда они пишут небольшое сочинение об увиденном.

Психологически подготовив учащихся к восприятию стихотворения словесник выразительно читает его наизусть, стараясь, чтобы оно взволновало, захватило их. Вслед за чтением учителя стихотворение перечитывается школьниками вслух. На уроках по лирике школьники должны получить и начальные понятия о стихотворной речи. Это речь мерная, ритмичная: она состоит из стихотворных строк, стихов, сравнимых между собой. В стихотворении особенно заметно каждое слово. Стихотворная речь пронизана бывает сильными чувствами, послушно передает и усиливает оттенки настроения, которыми проникнуты картины и образы, созданные поэтом.

Результат уроков литературы по изучению поэзии в школе-это не только и не сколько умение отличать ямб от хорея, но и любовь учащихся к поэтическому слову, потребности читать стихи. О качестве уроков по стихотворным произведениям надо судить не только по ответам учащихся в классе, но и по тому, как с книжных полок библиотек разбираются сборники стихов, как много в школе хороших чтецов, насколько охотно их слушают на литературных вечерах, появляются ли собственные стихотворения учащихся в стенных газетах и школьных журналах. И не только школьных.



Предварительный просмотр:

Бурцева Анастасия Александровна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ «Кудровский ЦО N1». Ленинградская область.

Зачем школьнику нужна поэзия, и как привить любовь к лирике на уроках литературы

В минуты радости иль грусти,

Когда ответов больше нет.

Откроет дверь совсем неслышно

И на порог войдет поэт.

Заварен чай с душистой мятой,

Любимый томик на столе.

И на странице тридцать пятой

Поэт расскажет о тебе.

С тобою погрустит немного

И между строчек даст совет.

Он улыбнется и нестрого

На твой вопрос найдет ответ.

Уже рассвет туманный ярок.

В окно стучится солнца свет.

И новый мир –его подарок

Откроет для тебя поэт.

(Бурцева А.А.)

Давно замечено, что маленькие дети любят стихи. Малыши радостно притоптывают в такт считалочке «Мой веселый звонкий мяч». Став постарше, ребята с удовольствием слушают и повторяют пушкинские строки «У лукоморья дуб зеленый.». Им нравятся звучные и мелодичные слова. Хотя дети ничего не знают о поэзии, они стихийно любят ее. И если в ребенке эту любовь поддерживать чтением хороших, доступных возрасту стихов, то у него появится предрасположенность, восприимчивость к поэтическим явлением. Возможно, это позволит школьнику легче преодолеть критический период, когда неумение понимать стихи может заморозить и даже полностью погасить любовь к поэзии. А ведь она необходима любому школьнику и, может быть, особенно подростку.

Почему? Нет возраста, более нуждающегося в правде, доброте и воздействии красоты,-а все это несет в себе поэзия. Подросток начинает размышлять над проблемами бытия,-поэзия поможет ему увидеть сложность жизни или хотя бы задуматься о ней. Нередко именно в 5-6 классах появляется интерес к собственному внутреннему миру- поэзия позволяет растущему человеку открыть самого себя. Если учитель раскроет перед школьником поэтическое богатство русской классики, он поможет воспитанию человека, гражданина ,мыслителя и даже поэта .Известно ,что поэзия обладает способностью действовать на эмоциональный мир человека, помогая ему увидеть и понять чувства ,переживания другого и одновременно «присвоить « их себе.Чем раньше хотя бы самые элементарные частицы высоких человеческих чувств, выражаемых поэтами, дойдут до сознания, сердца и памяти наших детей среднего школьного возраста, тем больше будет надежда вырастить их эмоционально грамотным, душевно чуткими и общественно активными людьми.

«Формулы», выведенные поэтами, учат любить Родину, ненавидеть подлость, уважать человеческое достоинство, ценить красоту.

Настоящий поэт всегда открывает мир чувств и мыслей, способных обогатить человека. Было бы поэтому непростительно не использовать таящихся в поэзии запахов духовной энергии для воспитания гражданского и человеческого сознания школьников.

Хочется особо подчеркнуть важность поэзии для эмоционального воспитания именно подростков. Школьник этого возраста, сталкиваясь с непониманием, несправедливостью или кажущейся враждебностью окружающих, нередко замыкается в себе, озлобляется, становится грубым или вызывающим. Смягчающая, облагораживающая сила поэзии может явиться в подобных случаях помощником в борьбе за «выпрямление «человека.

Неизмеримо велика роль поэтического слова в воспитании культуры речи учащихся. Язык поэзии –лаконичный, образный, емкий-является превосходным противоядием многословия, языковой неряшливости и грубости. Знакомство с поэтическим словом не просто обогащает словарный запас школьника, но прививает отвращение к шаблону, к словесному штампу, канцелярской сухости в родном языке. Сколько раз приходилось встречаться с откровенными признаниями пяти,-шестиклассников «Не нравятся мне стихи, потому что непонятно их читать» И очень важно, чтобы на помощь растерявшемуся при самостоятельной встрече с поэзией ученику пришел умный помощник-советчик и друг. Лучше и естественнее всего было бы ожидать помощи от учителя литературы-человека высшей «читательской квалификации» Однако стихов в школьной хрестоматии немного и уроков интересных тоже маловато: сначала учитель объясняет новые слова потом говорит, когда и о чем написано стихотворение, потом читает и ставит вопросы к каждой строфе. Если до вопросов что-то еще оставалось интересным и таинственным, то когда осуществили «текстурный анализ», читать стихотворение не хочется, оно надоело.

В настоящее время в методике достаточно интересно разработан вопрос о вступительном слове или беседе на уроке по изучению лирических произведений. Но до сих пор узким местом остается собственно анализ. логика вопросов и необходимость расчленения непосредственных впечатлений иногда приглушаются, а то и совсем гасят эмоциональность первоначального восприятия.

Часто на уроках ограничиваются анализом одного, указанного в программе стихотворения, не вызывают дополнительных ассоциаций, не учат видеть за стихотворением поэта, за поэтическим произведением –поэзию в целом. Недостаточно добиваться при изучении стихотворений только знания текста. необходимо, чтобы при чтении стихов у учащихся закладывались представления о многообразии человеческих переживаний и развивалась способность испытывать сложные чувства или хотя бы понимать их возможность и ценность.

Пробуждению и воспитанию чувств подростка способствует сопоставление различных состояний природы о отношении к ней различных поэтов. (Есенина и Фета, Тютчева, Бунина)

Кроме воспитания способности чувствовать и откликаться на эмоции других важно развивать в детях умение видеть и представлять написанное. Если эта способность окажется развитой, человек всегда будет испытывать радость, встречаясь с явлениями настоящего искусства: если нет-будет искать в стихах лишь прямые аналогии с собственной жизнью и откладывать в сторону произведения, где не найдет их. Но как научить видеть написанное?

У К. Паустовского в «Золотой розе» художник учит писателя: «Попробуйте смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками…через два месяца вы научитесь видеть, и вас уже не надо будет побуждать к этому.»

Нечто подобное советует ученику и учитель, когда дает задание представить, мысленно нарисовать картины, возникающие в стихотворении.

Пробудить художника-значит вызвать у ребят активное отношение к стихотворению. Поэтому важно, чтобы ученики не только сами представляли картины, но умели и другим передать свое видение. могли рассказать о нем. Это разовьет внимание учеников, даст работу их воображению и постепенно приучит «видеть» без специального побуждения к этому.

Развитию в школьнике воображения и пробуждения художественного начала служат и такие задачи, как составление кадропланов или небольших сценариев, создание образов, проникновение в психологический подтекст.

Анализ любого стихотворения школьной программы подчиняется еще одной задаче: вызвать уважение к труду поэта. Поэтому перед ребятами становились вопросы о личности автора, отразившейся в стихотворении, о его отношении к изображаемому, выявлялась творческая индивидуальность поэта и его эстетическая позиция. Важно, чтобы уроки, посвященные поэзии, отличались друг от друга своим, если можно так сказать, звучанием, чтобы они были то грустными, то сосредоточенно главными ,то весёлыми зависимости от содержания стихотворения.

Стихам о природе лучше всего аккомпанирует мягкость и задушевность тона урока. Уроки о поэзии нуждаются в праздности, нарядности, они должны приносить ребятам радость.

Создать атмосферу нарядности и праздничности помогают живопись, музыка. Бывают случаи, когда необходимо усилить эмоциональное звучание урока, и тогда смежные чувства незаменимы. Однако, на уроках основное внимание уделяется самой поэзии, поэтическому слову. Задачей урока литературы является анализ прежде всего литературы.

В методике изучения лирики особое место должно отводиться выразительному чтению как органической части анализа текста. Рекомендуется также использование музыкальных произведений с целью воссоздать образ _переживание автора, мир чувств лирического героя. Многозначность слова в поэзии требует внимания к его эмоциональному звучанию. Иногда учитель-словесник идет к стихотворению поэта от непосредственных жизненных впечатлений школьников. Так, например, работа над пейзажными стихотворениями предваряется экскурсией в парк со всем классом или заданием учащихся над чем-то понаблюдать самим. Задание усложняется, когда они пишут небольшое сочинение об увиденном.

Психологически подготовив учащихся к восприятию стихотворения словесник выразительно читает его наизусть, стараясь, чтобы оно взволновало, захватило их. Вслед за чтением учителя стихотворение перечитывается школьниками вслух. На уроках по лирике школьники должны получить и начальные понятия о стихотворной речи. Это речь мерная, ритмичная: она состоит из стихотворных строк, стихов, сравнимых между собой. В стихотворении особенно заметно каждое слово. Стихотворная речь пронизана бывает сильными чувствами, послушно передает и усиливает оттенки настроения, которыми проникнуты картины и образы, созданные поэтом.

Результат уроков литературы по изучению поэзии в школе-это не только и не сколько умение отличать ямб от хорея, но и любовь учащихся к поэтическому слову, потребности читать стихи. О качестве уроков по стихотворным произведениям надо судить не только по ответам учащихся в классе, но и по тому, как с книжных полок библиотек разбираются сборники стихов, как много в школе хороших чтецов, насколько охотно их слушают на литературных вечерах, появляются ли собственные стихотворения учащихся в стенных газетах и школьных журналах. И не только школьных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кому и зачем нужна поэзия

Урок по литературе 5 класс...

Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?

Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?Самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят чит...

Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс

Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...

Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...

статья "Формирование навыков анализа пейзажной лирики на уроках литературы"

Прислушайтесь к звукам поэзии! Они помогут нам по-настоящему почувствоать красоту и чудодейственность природы....

Как привить любовь к чтению старшим школьникам

Проблемы детского чтения, с которыми сталкиваются сегодня родители, преподаватели и психологи, это то, что ребенок-школьник никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами или читает очень...

Урок-размышление. Зачем нам нужна ненависть? Всегда ли спасительна любовь? 11 класс

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА НЕНАВИСТЬ?ВСЕГДА ЛИ СПАСИТЕЛЬНА ЛЮБОВЬ?(УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО ТЕКСТАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.Горького)...