Урок "Стихотворение в прозе "Воробей" И.С.Тургенева.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Федорова Надежда Анатольевна

Разработка урока в 5 классе "Стихотворение в прозе "Воробей" И.С.Тургенева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stih.v_proze_vorobey.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок литературы в 5 классе

 «Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей»

Учитель Федорова Надежда Анатольевна

Тема урока: «Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей».

Класс: 5

Эпиграф к уроку: «…Только её, только любовью держится и движется жизнь!» И.С.Тургенев.

Задачи урока:

1.Образовательные:

      -Знакомить учащихся с особенностями жанра стихотворения в прозе на примере лирической миниатюры « Воробей»;

-Систематизировать знания по составлению плана текста, работе с лексическим значением слов, с выразительными средствами речи;

2.Развивающие:

-Создать условия для развития  навыков выразительного чтения, связной речи;  формировать интеллектуальные умения;

     -Развивать эмоциональную сферу учащихся; создать в процессе проектной деятельности модель родителей;

3.Воспитательные:

-Воспитывать самые лучшие чувства как доброту и отзывчивость;

-Воспитывать уважение к родителям;

Технология: ИКТ.

Оборудование: Портрет И.С.Тургенева, компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, словарь С.И.Ожегова, лист А4.

 

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

И. С. Тургенев – прозаик, поэт, драматург, критик, переводчик. В последние годы жизни Тургенев пишет «Стихотворения в прозе». Всё пережитое и передуманное писателем нашло в них отражение. Сегодня мы ещё раз встретимся с непревзойденным мастером художественного слова. (Портрет И.С.Тургенева).

2.Выразительное чтение стихотворения в прозе «Воробей» (читает учитель, потом подготовленный ученик).  

3.Из теории литературы:  Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочли? (стихотворение в прозе)

        И.С.Тургенев создал новый для русской литературы жанр произведений – стихотворения в прозе. Это лирические произведения, в которых выражены мысли и чувства писателя. Они глубоко лиричны, эмоциональны, поэтому они и названы стихотворениями.  В тексте так много восклицательных предложений, передающих разные чувства героя и автора; эмоций, краткость формы, особый ритм.(1слайд)

      Миниатюра «Воробей» как бы является продолжением «Записок охотника». Связывает их образ охотника.(2 слайд)

4.Работа по тексту:

1.Учащиеся придумывают и задают друг другу вопросы по содержанию. Возможные вопросы и ответы:

- Что произошло, когда рассказчик возвращался с охоты? (Птенец упал из гнезда, и старый воробей бросился ему на помощь)

-Что поразило охотника в поступке воробья? (Удивительное самопожертвование воробья – такое, что даже собака остановилась).

-Какова тема стихотворения в прозе?  ( В стихотворении воспевается мужество и самопожертвование во имя любви).

2.А теперь слушайте вопросы учителя:

        - В каких строках  заключен главный смысл стихотворения?

( «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»). (2 слайд)

         -А что такое любовь? – (Любовь к Родине, природе, родителям, друзьям, учителям  и т.д.) (3 слайд)

     Любовь овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения…

          -А как вы понимаете слова «Благоговеть», «Смущённый»?

4.Словарная работа:

1.Благоговеть - благоговение – глубочайшее почтение

Благоговеть – относиться с благоговением к кому или чему – нибудь

                                                                      ( Словарь С.И.Ожегова)   (4 слайд)

2.  Смущённый:

               1. Значение слова

            2. Перевод  слова на марийский язык (вожылшо) (5слайд)

5.Групповая работа по тексту:

             1 группа – составить план к тексту;

             2 группа – выписать эпитеты, олицетворения, гиперболу;

             3 группа – сделать характеристики героев: охотника, пса Трезора, маленького птенца и старого воробья; (6 слайд)

6.Защита работ групп. Подведение итога по данному этапу.

7.Развёрнутый ответ на вопрос: Как вы можете объяснить благоговение, которое испытал Тургенев перед маленькой птицей? (7 слайд)

(слушание  ответов учащихся)

8. Этап моделирования  образа родителя.

9.Защита проектов (слушание творений учащихся)

   Итог этапа: Сила родительской любви сильнее страха и смерти

 

9. Итог. Рефлексия.  

    Нет ничего бескорыстнее родительской любви. С первого дня рождения птенца старый воробей живёт его дыханием, его радостями, его улыбкой, его слезами. В этом – смысл его жизни. В этом произведении Тургенев приходит к широкому обобщению, утверждает великую  силу любви, которой движется жизнь.

 10. Домашняя работа.

1.Перечитать миниатюру « Воробей»

2.Напишите сочинение-миниатюру на тему «Сила родительской матери»

 (8 слайд)

 9.Оценки.

Заключительное слово учителя.

Спасибо вам за работу на уроке. В заключении я хотела бы зажечь свечу – свечу любви. Пусть любовь живет в сердце каждого из вас к друзьям, родителям, учителям, к природе…, потому что любовь сильнее смерти и страха смерти!