Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс)

Миронова Татьяна Михайловна

интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  знакомит со способами урегулирования конфликта; предлагает сопоставить инструменты разрешения конфликтов на примере эпизода романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; формирует понятия «конфликт», «гражданский суд», «медиация»; предлагает  проанализировать межличностный конфликт с позиций литературоведения и обществознания; знакомит с медиативным подходом в урегулировании конфликта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediatsiya_integrirovannyy_urok_po_oneginu.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Ведущие: Холодова О.В., учитель высшей категории, руководитель ГМО учителей истории и обществознания; Миронова Т.М., учитель высшей категории

Тип урока: урок открытия нового материала

Технологии: проблемного обучения, интегрированного обучения, ИКТ, развития критического мышления.

Цели урока:

- формирование гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации подростков, в случае возникновения трудной ситуации.

Задачи:

- Познакомиться со способами урегулирования конфликта;

- сопоставить инструменты разрешения конфликтов на примере эпизода романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;

- сформировать понятия «конфликт», «гражданский суд», «медиация»;

-  проанализировать межличностный конфликт с позиций литературоведения и обществознания;

- познакомить с медиативным подходом в урегулировании конфликта;

- развивать умение анализировать информацию, создавать собственное высказывание по социальной проблеме;

- развивать умение анализировать художественные произведения литературы;

- способствовать формированию нравственных ценностей: любовь, уважение, честь, ценность человеческой жизни.

Оборудование и дидактические материалы к уроку:

фрагменты романа Пушкина «Евгений Онегин»;

видеозапись мюзикла «Демон Онегина»;

учительская презентация к уроку;

технические средства.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Слайд 1

Учитель литературы:  Добрый день, мы рады приветствовать вас на необычном занятии. Необычность нашего урока заключается в том, что мы с учителем обществознания Ольгой Владимировной объединились при его подготовке и поработаем в рамках одного урока по 2 предметам: обществознанию и литературе. 

  1. Постановка цели и задач урока.

Слайд 2

Учитель обществознания: Мы познакомимся с вами с различными способами урегулирования конфликта, сопоставим их с различных точек зрения и поподробнее обратимся к медиации как   одному  из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации на примере романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

  1. Актуализация знаний.

У Л: - Для начала обратимся к сюжету романа и вспомним основных героев.

Слайд 3

Итак, Евгений Онегин, что же это за персонаж?

Ученик 1 Это молодой богатый дворянин, наследник приличного состояния:

 "... Наследник всех своих родных....", по возвращении из путешествия ему 26 лет, родился и вырос в Петербурге "... Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы... , получил неплохое по тем временам образование, интересуется экономикой и читает модные книги Адама Смита:

"... Зато читал Адама Смита / И был глубокий эконом, / То есть умел судить о том, / Как государство богатеет, / И чем живет..."

Слайд 4 (включить видео по щелчку)

У Л: В Онегине "рано остыли чувства", он безразлично и холодно относится ко многим вещам, устав от светской жизни Петербурга, надеясь избавиться от хандры, отправляется в деревню, унаследованную им от почившего родственника. Именно там он знакомится со следующим участником конфликта. Кто это?

Слайд 5

Ученик 2. Владимир Ленский - молодой дворянин, богатый помещик и завидный жених. Его имение Красногорье находится недалеко от имения семьи Лариных, а также от владений Евгения Онегина:

 "... В свою деревню в ту же пору / Помещик новый прискакал..." "...от Красногорья, / Деревни Ленского..."  Возраст Владимира Ленского - 18 лет:

"...Он пел поблеклый жизни цвет / Без малого в осьмнадцать лет...".

Он образованный человек, закончил университет в Германии. Автор называет героя "полурусским", вероятно, за то, что тот провел за границей много лет:

 "... Он из Германии туманной / Привез учености плоды...""... Все дочек прочили своих / За полурусского соседа..."

Приехав из-за границы в свое имение, Владимир Ленский знакомится с новым соседом - Евгением Онегиным. Молодые люди становятся приятелями:

"...Так люди (первый каюсь я) / От делать нечего друзья..."

Слайд 6 (включить видео по щелчку)
Ученик 3. Владимир Ленский с детства знаком с семьей Лариных, живущей неподалеку, давно любит Ольгу, младшую из сестер Лариных. Девушка отвечает ему взаимностью. Юные влюбленные собираются пожениться

У Л: Сёстры Ларины, каковы они?

Слайд 7

Ученик 1. Старшая сестра Татьяна, девушка из небогатой провинциальной семьи дворян, живет с матерью и младшей сестрой Ольгой в имении. Отец семейства умер некоторое время назад, является девушкой на выданье. По мнению соседей, ей пора выходить замуж. Судя по всему, на момент знакомства с Онегиным Татьяне около 17 лет 

У Л: О возрасте Татьяны в романе не говорится ничего прямо, но Пушкин указывает возраст Татьяны, например, в письме своему другу П. А. Вяземскому:

 "...Дивлюсь, как письмо Тани очутилось у тебя [...] если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!..." (Пушкин Вяземскому, 29 ноября 1824 г.)
Ученик 1. Татьяна - печальная, молчаливая, боязливая и задумчивая девушка. Она избегает общества людей и предпочитает бывать в одиночестве, любит природу, верит в приметы и гадания. В отличие от сестры, её с детства не интересуют игры, зато она любит читать. Юная Татьяна влюбляется в Евгения Онегина и прямо признается ему в любви в письме. Однако Евгений отвергает ее любовь и заявляет ей, что не создан для семейной жизни. Девушка тяжело переживает этот отказ.

Слайд 8 (включить видео по щелчку)

Слайд 9
Ученик 2. Поэт представляет Ольгу в образе милой, послушной девушки, воплощающей женственность и грацию, у героини голубые глаза, легкое улыбчивое лицо, стройная фигуру и светлые локоны.

Девушка отличается жизнерадостностью, кокетливостью, не испытывая душевных переживаний, пленяя своей очаровательностью окружающих мужчин. Однако внутренний мир Ольги не богат душевным содержанием, поскольку девушка живет, не думая о жизненных проблемах, скрывая свою бездуховность и пустоту.

С точки зрения автора, данный тип женщин широко распространен и является отражением типичного портрета романтических героинь любовных романов, отличающихся простотой, непосредственностью, живущих в силу привычки и не способных к каким-либо рассуждениями и обсуждениям.

Слайд 10 (включить видео по щелчку)

У Л: Что ж мы познакомились с основными героями. Теперь давайте обратимся к причинам конфликта между Онегиным и Ленским, следствием которого становится дуэль.

Слайд 11

«Ввод понятия»

Конфли́кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

Как известно, Владимир Ленский вызывает Евгения Онегина на дуэль после именин Татьяны. Что происходит на этих именинах?

Слайд 12

Ученик 4. Во-первых, на именинах Татьяны Онегин скучает и злится на Ленского за то, что тот привез его на этот праздник, обещая, что на празднике будет лишь ближний круг, а не всё местное общество.  Кроме того, Онегина раздражает вид влюбленной в него Татьяны Лариной. Онегин решает отомстить Ленскому за этот скучный вечер у Лариных:

 "...Поклялся Ленского взбесить / И уж порядком отомстить..."

Для этого Онегин танцует несколько танцев с невестой Ленского, ветреной Ольгой Лариной. Молодой человек прекрасно знает, что у Ольги и Ленского скоро свадьба, но это его не останавливает:

"...Онегин, втайне усмехаясь, / Подходит к Ольге. Быстро с ней / Вертится около гостей..."

Ленский и остальные гости наблюдают за сценой танца и не понимают, что происходит: "...Вновь с нею вальс он продолжает; / Все в изумленье. Ленский сам / Не верит собственным глазам..."

Евгений Онегин, танцуя с Ольгой, шепчет ей что-то на ушко:

 "...И, наклонясь, ей шепчет нежно / Какой-то пошлый мадригал..." 

Ученик 2.  Ольге приятны ухаживания Онегина. Она не понимает, что это ранит ее жениха Владимир Ленского:

 "...и запылал / В ее лице самолюбивом / Румянец ярче..."

Слайд 13

Ленский решает вмешаться. Он приглашает Ольгу на танец, но та продолжает танцевать с Онегиным. Не в силах перенести эту измену, Ленский вызывает Онегина на дуэль:

 "...Не в силах Ленский снесть удара; / Проказы женские кляня, / Выходит, требует коня / И скачет. Пистолетов пара, / Две пули – больше ничего — Вдруг разрешат судьбу его..."

У Л: Таким образом ветреность Ольги, слепая ревность Ленского и жестокость Онегина все вместе становятся причинами страшной дуэли.

  1. Первичное усвоение новых знаний

Учитель обществознания: Давайте представим, что подобная ситуация произошла в наши дни. Что говорит закон о подготовке и проведении дуэли.

Слайд 14

УК РФ Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью: «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

УК РФ Статья 105. Убийство: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».

Слайд 15

УК РФ Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью: «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, - наказывается лишением свободы на срок до восьми лет».

УК РФ Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью: «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Слайд 16

УК РФ Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью: «Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев».

УК РФ Статья 116. Побои: «Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, - наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

Слайд 17

КоАП РФ Статья 6.1.1. Побои: «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо

административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов».

Следовательно, любая подготовка к дуэли, а тем более ее проведение, не зависимо от последствий, квалифицируется как правонарушение, причем, большинство деяний содержат признаки преступления.

Если бы Онегин и Ленский захотели решить спор, не нарушая закон, то им понадобилось бы обратиться в гражданский суд.

Слайд 18

«Ввод понятия»

Гражда́нский проце́сс (гражда́нское судопроизво́дство) —  урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства, связанная с рассмотрением и разрешением по существу гражданских дел, а также деятельность органов принудительного исполнения судебных актов, принятых в результате такого рассмотрения и разрешения. 

Слайд 19

Классическое, «состязательное» правосудие не всегда разрешает споры, оно их лишь пресекает, поскольку судья не может (и не должен) руководствоваться интересами спорящих, так как он обязан следовать букве закона,  зачастую спор между сторонами дела не разрешается - в нем всего лишь обнаруживается победитель и проигравший, так как решение было навязано, а участников далеко не всегда оно устраивает.  А, значит, спор будет тлеть и дальше - чтобы при первой же возможности вспыхнуть с новой силой.

Выходом из такой ситуации может явиться медиация. Она не только разгружает судебную систему, освобождая ее от «лишних» споров, но, что гораздо важнее, способствует сокращению подобных споров в будущем. Ведь, в отличие от суда, медиация действительно разрешает спор, доводит его до логического конца, когда спорщики находят взаимоприемлемое решение. А, значит, этот спор уже не возникнет вновь. Более того, бывшие спорщики получают опыт диалога, опыт совместного поиска решений - и с большой долей вероятности можно предположить, что, попав в будущем в схожую ситуацию, они сумеют решить свои проблемы самостоятельно.

Слайд 20

У Л: Медиация– примирительная процедура, в основе которой лежат переговоры конфликтующих сторон с участием медиатора (независимого посредника) с целью выработки взаимовыгодного соглашения сторон по спорным вопросам.

Слайд 21

  Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества и взаимного уважения интересов сторон. Основные принципы медиации это: добровольность, равноправие и сотрудничество сторон, конфиденциальность процедуры, беспристрастность и независимость медиатора.

  В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами, так как медиатор не наделён полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора.

  Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

  Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия, сблизить свои позиции; в некоторых случаях — помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.

У Л: Итак, сейчас мы попробуем наглядно продемонстрировать медиативную встречу и представить, как можно разрешить конфликт между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским.

Учитель обществознания: В роли медиатора выступит учитель литературы, а ребята сыграют роли Онегина и Ленского.

  1. Первичная проверка понимания

Слайд 22

МЕДИАТИВНАЯ РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ КОНФЛИКТОМ

  • Здравствуйте. Как вы знаете, меня зовут Татьяна.
  • Как бы Вы хотели, чтобы к Вам обращались на этой встрече? / К каждому из участников /
  • Я бы хотела поблагодарить вас за то, что вы пришли сюда. Сегодня мы сосредоточимся на том событии, которое произошло. Мы поможем обсудить вашу проблему, но не собираемся выяснять, кто прав, а кто виноват..
  • Давайте договоримся, что будем держать в тайне все, что услышим во время нашей встречи.
  • Согласны вы слушать друг друга и не перебивать?
  • Согласны вы говорить с уважением и не оскорблять друг друга?
  • Согласны вы говорить только правду?
  • Согласны вы приложить все усилия, чтобы решить проблему?
  • Кто первый хотел бы рассказать о том, что произошло?
  • Ленский: Я пригласил Онегина на именины Татьяны, так как хотел, чтобы он не отказывался от общения с соседями, да и в доме Лариных ему, кажется, ему было приятно находиться. К тому же Ольга и её мать попросили меня пригласить Евгения. На празднике Онегин, прекрасна зная о моих чувствах к Ольге и о том, что у нас скоро свадьба, начинает оказывать ей знаки внимания. Моя невеста – очень общительная и открытая девушка, немного увлекающаяся. Ольга ведь даже не знает, что Онегину она совсем е нравится, и принимает всё за чистую монету. Желая защитить честь своей возлюбленной, я решил вызвать его на дуэль.
  • Правильно ли я поняла, что вас задели действия Онегина? Какие чувства вызвала у вас эта ситуация?
  • Ленский:  Да. Эта ситуация оскорбила мня до глубины души, я доверял Евгению, делился с ним всеми своими чувствами, советовался с ним. А он так поступил со мной! К тому же его действия я расцениваю как оскорбление чести и достоинства.
  • Правильно ли я поняла, что действия Онегина оскорбляют вашу честь и достоинство?
  • Ленский: ДА.
  • Дадим слово другому участнику (Онегину).
  • Правильно ли я вас поняла, что вы не обратили внимание на то, как ваши действия обижают вашего друга? Какие чувства вызвала у вас эта ситуация? Правильно ли я вас поняла, что вы не восприняли всерьёз вызов на дуэль?
  • Онегин: Не совсем так. У меня были достаточно веские причины не посещать более дом семьи Лариных, но я бы  не хотел сейчас распространяться о них.  Тем не менее, не желая обижать Ленского, я согласился, так как он пообещал, что там будет лишь близкий круг. Но приехав на именины, я обнаружил, что дом полон гостей, к чему совсем был не готов. Я чрезвычайно разозлился на друга и решил ему слегка отомстить, чтоб в следующий раз он думал прежде, чем обманывать.
  • Правильно ли я вас поняла, что лукавство Ленского задело ваши чувства?
  • Онегин: Да. Я решил немного потанцевать с его невестой, чтобы Ленский почувствовал ревность. На тот момент мне показалось это хорошим  вариантом лёгкой мести. После мазурки, я увидел, что добился своей цели и получил у девушки согласие на второй танец. Ленский пытался пригласить свою невесту, но она сказала ему, что обещала котильон мне. Я, видя возмущение друга, почувствовал себя отомщённым. Танцуя с Ольгой, я заметил уход Ленского, и котильон перестал доставлять удовольствие. Моя партнёрша тоже заскучала. После ужина я, не задерживаясь более, вернулся к себе домой. На утро ко мне пришёл Зарецкий с запиской от Ленского, в которой был вызов на дуэль. Я понял, что вчерашняя шутка глубоко затронула чувства друга, мне следовало предвидеть это заранее, зная вспыльчивость юноши. Как старший, я должен был найти способ уладить это недоразумение.
  • То есть вы были готовы принести свои извинения?
  • Онегин: Безусловно.
  • (Ленскому) Итак, теперь вы слышали слова Онегина, он готов извиниться за свой поступок. Вам есть, что добавить к сложившейся ситуации?
  • Ленский: Я не знал, что у Онегина были причины, по которым он не хотел ехать к Лариным. Касательно ситуации, предшествующей дуэли, могу добавить, что получив согласие Онегина, сперва я был доволен и решил рассказать всё Ольге, чтобы она смутилась своим вчерашним поведением. Но приехав в дом Лариных, увидел радость Ольги от встречи со мной и узнал, что она очень скучала без меня весь вчерашний вечер. Я также понял, что погорячился, Евгений вовсе не соперник мне и девушка любит меня по-прежнему.
  • Правильно ли я вас поняла, что сейчас вы уже не чувствуете тех чувств, во власти которых вызывали оппонента на дуэль?
  • Ленский: Всё верно.
  • То есть вы готовы  извиниться за свою ложь во время приглашения Онегина на именины Татьяны?
  • Да
  • Вы оба переживаете из-за этого происшествия?
  • Онегин. ДА.
  • Ленский. ДА.
  • Онегин: Я хочу вернуть друга и сделаю для этого все…
  • Ленский: Я тоже ценю нашу дружбу и хотел бы её продолжить.
  • Медиатор: Правильно ли я поняла, что вы оба хотите сохранить вашу дружбу и готовы сейчас же принести извинения друг другу?
  • ОБА: ДА

Звучат слова извинений каждого персонажа

  • Что ж… Вы пришли к соглашению и сохранили свои отношения, спасибо вам за работу.

Крепкое рукопожатие.

  1. Первичное закрепление.

 Учитель обществознания: Итак, только что мы увидели, как можно было бы урегулировать конфликт при помощи медиативной встречи. Подобный опыт позволяет выходить из ситуации, понимая суть конфликта и чувства людей, вовлечённых в него. Ведь всё вырастает из недопонимания. Стороннее лицо помогает лишь обеспечить комфортную обстановку, в которой участники диалога смогут не только высказать своё мнение, но и услышать друг друга, а в это самое главное.

Слайд 23

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель литературы: Мы узнали о способах разрешения конфликтных ситуаций в современном обществе, такие как применение силовых методов, гражданский суд и медиативная встреча. Сейчас я предлагаю вам выбрать, какой из них наиболее удачен и удобен в современном обществе.

Ученики голосуют за понравившийся способ: дуэль, гражданский суд или медиативная встреча.

Слайд 24

Спасибо за внимание.

Слайд 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Проверочная работа по литературе по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Тип урока: контрольный. Тема: идейное содержание романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Форма урока: индивидуальное выполнение заданий по карточкам. Класс: 9 класс (рекомендуется для 9 –...

Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  знакомит со способами урегулирования конфликта; предлагает сопоставить инструменты ...