Школа жизни Анатолия Калинина
статья по литературе
Краткие сведения о жизни и творчестве Донского писателя, его семье и жизненных принципах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение мечетинская средняя общеобразовательная школа зерноградского района
Школа жизни Анатолия Калинина.
Сообщение на областных литературных чтениях в х. Пухляковском.
2018 год.
Автор: Рыбкина Т. И.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ МСОШ; высшая квалификационная
категория.
2018
«С какого бы места ни взглянуть, отовсюду можно увидеть этот яр с его суглинистой красной грудью. И с правого берега, когда объезжаешь донскую петлю по верхней, степной, дороге, а он с отножинами как будто раскрылатился над Задонным. И с левого, низменного, берега, когда из-под перьев полыни, из нор, изрывших суглинок яра, то и дело вымётываются щуры на перехват пчёл, летающих над Доном за взятком. Так и норовят прервать эту золотую нить, сотканную пчёлами между берегами…».
Эта картина, с любовью написанная словами одного из самых известных писателей Дона Анатолием Калининым, открывалась перед глазами писателя, когда он стоял на крыльце своего дома в х. Пухляковском. Пейзажи родного края встречаются в большинстве его прозаических произведений.
В 1946 году тридцатилетний автор произведений «На юге», «Товарищи», «Эхо войны» и др. решает поселиться в полюбившихся ему местах. Это была не временная командировка, а постоянная жизнь, которая затянулась на более, чем сорок лет.
Надо было очень любить людей, с которыми прошёл войну, чтобы и после неё захотеть жить среди них, не останавливаясь перед трудностями, которые его ожидали: полуразрушенный дом (его пришлось восстанавливать, достраивать), мизерные гонорары, огород, хозяйство, в том числе и корова, ведь кормить надо было не только себя, но и семью, близких. Но тогда многие литераторы, ставшие впоследствии известными писателями, стремились не к бытовому комфорту, а к жизни среди людей, которые помогли понять эту самую жизнь и становились потом героями их произведений. К примеру, Виталий Закруткин, оставив кафедру в педагогическом институте, уезжает в станицу Кочетовскую К сальским хлеборобам, а потом на строительство Волгодонско-Донского канала отправляется Владимир Фоменко. Наверное, это стремление быть в гуще событий и позволило им всем писат так, что каждое их произведение находит и сейчас отклик в сердцах читателей. Быть там, где наиболее горячо, с теми, кому в данный момент труднее всего, - такова была жизненная установка писателя Анатолия Вениаминовича Калинина.
А. Калинин родился 22 августа 1916 года в станице Каменской (сейчас это город), жил в слободе Тарасовской, городых Миллерово и Новочеркасск, а с 1946 года жил в хуторе Пухляковском. К литературному творчеству приобщился через газету. Ещё пионером начал писать заметки о сельской жизни в газеты «Ленинские внучата» и «Пионерская правда». Потом работал корреспондентом «Комсомольской правды».
Анатолий Калинин пришёл в литературу, хорошо зная то, о чём пишет: крестьянский труд и быт, думы хлебороба, казачий уклад и быт. Первая книга его – «Курганы» - вышла в Ростове-на-Дону в 1940 году. Автору было 24 года. Она о колхозной нови в донском крае. Казаки-колхозники, надевшие по приказу Родины солдатские шинели, стали главными героями его произведений в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году в Ростове выходит его книга очерков «Казаки идут на запад», в 1944-1945 годах были опубликованы повести «На юге» и «товарищи».
На материале послевоенной жизни на Дону написаны книги «Неумирающие корни» (1947), «На среднем уровне» (1954), «Лунные ночи» (1955).
«С очерка «На среднем уровне» и последовавшего за ним очерка «Лунные ночи», - говорит Анатолий Калинин, - и начинаюсь я… Эти очерки опубликованы в «Правде». Они укрепили меня в сознании важности и необходимости того, что пишу».
Картины минувшей войны оживают в романе «Суровое поле» (1958), в повестях «Эхо войны) (1963), «Возврата нет» (1971). Последняя повесть задумана была неожиданно, но основана на подлинном факте, случившемся в годы войны неподалёку от того места, где жил автор. Книга вот о чём.
При отступлении наших войск от Ростова к Сталинграду подобрала героиня повести Анатолия Калинина на поле боя раненого командира батареи Николая Никитина. Спрятала его от вражеских глаз как раз в тот момент, когда в её доме расположился матёрый гестаповец, который на допросах приводил в чувство потерявших сознание пленных. Женщина, рискуя головой, выходила молодого лейтенанта и почувствовала, что полюбила его. Под постоянной слежкой немецкого денщика пробиралась Антонина к замаскированной яме в яру.
А комбат Никитин, ещё не окрепший как следует, однажды ночью ушёл туда, где шли бои, сражались и погибали его товарищи. И осталось Антонине одно воспоминание об этой поздней любви: как однажды Никитин, как будто впервые увидев её, сказал: «А ты красивая».
После войны ей пришлось стать председателем колхоза. Истинный писатель всегда заглядывает «за пределы видимых горизонтов», понимая, что масштабные исторические события всегда переплетены с эпизодами частной жизни. Много трудностей выпало да долю героини, но горе не сломило её. Калинин показывает яркий и многогранный характер русской женщины, её находчивость, человеческую щедрость. Судьба одарила её в самый трудный момент жизни неожиданным счастьем: возвращается к ней, казалось бы, безвозвратно потерянный Николай Никитин. Пятнадцать лет безоблачной и счастливой жизни пролетели как одно мгновение.
Женился сын Антонины от первого брака. Через какое-то время Антонина Каширина узнаёт, что у её Никитина и невестки Ирины любовь…
Казалось бы, отчаяние, горе, ненависть к двум этим людям должны были бы заполнить Антонину, но нет, не та перед нами женщина, и не тот перед нами писатель, чтобы всё было так банально и просто. «Я, слава богу, пятнадцать лет с ним счастливой была, и на том спасибо. У других женщин и этого не было. Может, всё это мне в наказание за то, что слишком радовалась своему счастью, когда кругом столько горя. Может, так и надо мне за то, что стала я совсем незрячей и сытой своим счастьем. И чтобы он теперь из благодарности вернулся ко мне – этого тоже не нужно мне».
Что-то неуловимое, может быть, сама атмосфера неумирающей любви, роднит Антонину Каширину с шолоховской Натальей. Да, такая женщина будет любить до конца дней своих, она не осудит Никитина и не упрекнёт его: «Я из тебя человека сделала». Это другие за неё скажут. А она будет только себя упрекать за потерю любимого человека.
Правда искусства Калинина отразила правду жизни, потому что он – человек страстный, убеждающий читателя не логикой и силой фактов, а силой человеческого чувства и неоспоримой логикой человеческой жизни и любви, о которой сам он писал: «..она – страданье и тревога, и бесконечная дорога, и красный цвет моей крови».
Сила таланта писателя Калинина такова, что после публикации повести «Эхо войны» в журнале «Огонёк» в редакцию пришло гневное письмо старой женщины из Белоруссии, адресованное героям повести Варваре Табунщиковой и её сыновьям.
Наверное, самое известное произведение Калинина – его роман «Цыган», который сложился из нескольких повестей. Писатель работал над ним с 1960 по 1974 годы. Роман, как и все книги Калинина, отличается идейной ясностью, психологической глубиной, лирической взволнованностью. Восемь лет понадобилось автору, чтобы сделать шаг ко второй части, пять лет – от третьей к четвёртой. Видимо, его серьёзно волновал вопрос: стоит ли продолжать? Ведь уже в первой части всё главное сказано, но, наверное, виделись в воображении дальнейшие судьбы героев, волновали не высказанные им до конца сокровенные мысли об их жизни. К тому же многие тысячи читателей не хотели расставаться с полюбившимися героями.
Нет необходимости пересказывать содержание этого романа. Но мне кажется, ещё раз нужно подчеркнуть идейно-философское содержание произведения, выраженное в системе образов. С одной стороны – люди нравственно красивые, благородные, честные и мужественные: Будулай, Клавдия Пухлякова, Привалов, Ожогин. С другой – люди, души которых искалечены бессмысленным накопительством, жаждой денег, чувством собственности. Таковы Лущилиха, спекулянтка Тамила, тунеядец пьяница Шелухин.
Анатолий Калинин не скрывает своей писательской позиции, которой остаётся верен во всех произведениях. О настоящих людях, замечательных героях-современниках он пишет любовно, лирично, романтически приподнято. А тех, кто живёт подло, расчётливо, Калинин клеймит жёстким и гневным словом. И опять же, герои «Цыгана»узнаваемы в тех людях, о которых Анатолий Калинин рассказывал в своих очерках и на многочисленных встречах с читателями.
А ещё можно рассказать о романе «Гремите, колокола», книгах о М. Шолохове, романе «Запретная зона», изданном в 2003 году и о поэтическом творчестве этого замечательного писателя и человека. Пусть читатель сам познакомится с этими произведениями, ощутив радость от встречи с талантом.
В одном из стихотворений о России Анатолий Калинин говорит: «…недаром же ею надышаться я не могу». Дыхание России, дыхание родного донского края мы чувствуем в каждом произведении Анатолия Вениаминовича Калинина. В картинах родной природы, в освещении характеров дорогих сердцу писателя много солнца, музыки. Того именно, чего так не хватает нам в сегодняшних буднях.
Жизнь самого писателя достойна того, чтобы о ней знали, по ней учились молодые люди выбирать себе достойную цель, учились добру и правде, служить России, как это всгда делал Анатолий Калинин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/23/picture-129928-1350983213.jpg)
Воспитательная программа "Школа жизни" (9 класс)
Отличительная черта современного мира – стремительные перемены. Изменение миссии человека ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/05/picture-236957-1365184340.jpg)
" Школа жизни"
Программа подготовки подростков, воспитанников детского дома, к самостоятельной жизни.В настоящее время актуальна проблема постинтернатной адаптации детей-сирот. Большинство вы...
"Школа Жизни" Ш. Амонашвили
Теоретический материал,полезный для практической работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/19/picture-422145-1395232714.jpg)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ЖИЗНИ» С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Модель школы старшей ступени представляет собой реализацию обязательной (базовой, профильной) и вариативной части основной образовательной программы старшей ступени образования, которая может быть обе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-676943-1443629858.jpg)
Инновационный проект "Кинолента. Школа. Жизнь" (Педагогическая инициатива-2015)
Авторский проект «Кинофестиваль «Кинолента. Школа. Жизнь» является одним из результатов успешной реализации общешкольного проекта в рамках ГСИП «Школьное телевидение как ресурс гражданско-патриотическ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-170462-1357666387.jpg)
Физика,школа-жизнь моя.
21 век-время технического прогресса и внедрения в методику преподавания новых технологий. Одним из таких направлений является сингапурская система обучения. Данная методика помогает активизировать дея...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980332-1512047349.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Седойкина Анатолия Владимировича
laquo;Приобщение учащихся к здоровому образу жизни, физическому развитию посредствам уроков физической культуры и внеурочной деятельности ». Цель: содействие всестороннему...