Конспект урока по теме "Все будет правильно. На этом построен мир..." (Тема добра и зла в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита")
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Урок с использованием инновационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока31.72 КБ

Предварительный просмотр:

 «Все будет правильно. На этом построен мир…»

(Тема добра и зла в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Урок литературы с использованием интерактивных технологий.

Класс: 11

УМК: Литература. 11 класс./ Под.ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2011.

Цели:  исследовать проблему добра и зла в романе; формировать духовные ценности и положительные душевные качества личности; способствовать совершенствованию  навыков коллективной работы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, листы бумаги А 4, двухчастная таблица

Оформление: иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита», портрет М.А.Булгакова

Предварительная работа:

  1. Подготовить проектную работу «Афоризмы о добре и зле»
  2. Подготовить мини – исследовательскую работу по теме: «Булгаков и власть. Из переписки»
  3. Подготовить мультимедийную презентацию на тему «Главные герои «Мастера и Маргариты»
  4.  Написать диаманту на тему «Добро – зло»
  5. Написать стихотворение на тему «Мастер и Маргарита»

Эпиграф:                                                                      В каждом человеке природа всходит либо

                                                                                        злаками, либо сорной травою; пусть же он

                                                                                        своевременно поливает первое и

                                                                                         истребляет второе.

                                                                                                                               Ф.Бэкон

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Учитель: «Не умереть, пока не закончу!» - написал М.А.Булгаков на одной из своих рукописей. Это была рукопись романа «Мастер и Маргарита», одного из самых неоднозначных произведений русской литературы, но однозначно одного из самых гениальных произведений мировой литературы. Каждый раз, перечитывая этот роман, для себя открываешь новую его грань.  Так, цель нашего урока – открыть что – то новое, неизведанное, но такое необходимое всем нам. 

  1. Стадия вызова.

Учитель: Что именно – чуть позже, а пока внимание на экран. ( Притча о добре и зле с мультимедийной презентацией. (См. сайт Светланы Копыловой «Притчи – песни) ):

           В больничной палате лежали два больных: один около окна, другой – около дверей. «Что там, за окном?» – спрашивал тот, который лежал у дверей. « За окном -  золотые облака, яркое солнце», - отвечал другой. «Что сегодня за окном?» - спрашивал тот, который очень хотел посмотреть в окно своими глазами.  «Цветочный луг, голубая лента реки, веселые рыбаки». «А сегодня что за окном?» - спрашивал тот, которого съедала черная зависть . « Идут влюбленные, полил дождь, радуга во все небо»,- весело отвечал другой.

             Однажды ночью тому, который лежал у окна, стало плохо, да так плохо, что не мог он нажать на кнопку и вызвать медсестру. Второй мог дотянуться до кнопки и попросить о помощи. Но он этого не сделал. Тот, который лежал у окна, умер.

             Наутро, когда пришли перестилать кровать умершего, тот, который лежал у дверей, попросился к окну. От увиденного больной пришел в ужас и отчаяние: за окном стоял высокий каменный забор! «Как он увидел облака, реку, влюбленных, радугу!!!» - завопил больной. «Он не мог ничего видеть, - сказала медсестра, - он слепой с детства. Это он утешить тебя хотел».

- О чем эта притча?

            (О добре и зле, о зависти и утешении, о правде и лжи, о красоте и уродстве нашей жизни)

 - Почему незрячий видит небо с белыми барашками, необыкновенный лес, а зрячий увидел только высокий каменный забор?

            (Сердце незрячего наполнено любовью,  глаза другого застили зависть и  злоба)

- От кого зависит это состояние души?

            ( Добр человек или зол зависит только от самого человека)

- Прав, видимо, был французский писатель Ф.Бэкон, который писал: «В  каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе» (Обращение к эпиграфу урока). И тогда «Все будет правильно. На этом построен мир…» (Обращение к теме урока)

- Так, на чем построен мир?

               (На вечной борьбе добра и зла)

- Эти философские категории и будут в центре нашего внимания.

3. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

Учитель: А легко ли отличить добро от зла? Чтобы ответить на этот, казалось бы, легкий,  вопрос, попробуем составить диаманту на тему «Добро – зло», «Зло – добро».

                   Добро                                                                       Зло

      Долгожданное, милосердное                             Проклятое, хитрое

Спасает, воодушевляет, освобождает               Губит, мучает, уродует

     Свобода, любовь, вера, жалость               Смерть, ненависть, грех, борьба

        Развращает, жалит, убивает                          Помогает, учит, возвышает

              Жестокое, лживое                                           Великое, жертвенное

                            Зло                                                                     Добро

- Мы убедились в том, что грань между добром и злом очень тонкая. Можем ли мы найти подтверждение этой мысли в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

              (Да, в эпиграфе: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гете «Фауст»))

Учитель: Итак, носителем доброго или злого начала является человек. М. Булгаков в своем романе так мастерски обрисовал характеры своих героев, что не сразу разберешь, кто перед нами: ангел или черт. Но все – таки попробуйте распределить следующих  героев «Мастера и Маргариты»  на группы в соответствии с их деяниями.  ( На доске висят таблички с надписью «Добро», «Зло», «?») : Мастер, Маргарита, Иешуа, Понтий Пилат, Иуда, москвичи, Берлиоз, Иван Бездомный, Воланд, Латунский, Алоизий Могарыч.

(Ученики работают в парах, используется прием «Аквариум»: сначала работает одна пара, вторая анализирует, затем вносит изменения. Все спорные персонажи переносятся под знак вопроса.

 Учитель: Единственный герой, который не вызвал никаких сомнений,  это «человек лет 27.Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова была прокрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью…». Это, конечно, Иешуа. (Слайд №№ 3 – 4)

- Так, какое «преступление» совершил этот человек?

             (Сказал правду; звал в мир истины, свободы и света; называл людей добрыми)

- Подробнее об этом герое узнаем из сообщения вашей одноклассницы. (Анализ эпизода «Иешуа и Понтий Пилат»)

- Почему у Булгакова Иешуа – не сын божий, а смертный человек?

              (Булгакову важно было показать, что вечное стремление людей к добру неодолимо, что носителем этого добра может быть простой смертный человек, боящийся смерти, боли, но не отрекающийся от своих идей, потому что он знает, что правда на его стороне)

- Каково значение этой главы для понимания всего произведения?

             ( Произошло предательство Добра.  Люди не готовы принять истину.  Они не готовы это сделать и через две тысячи лет. Люди не достойны того, кто погиб за них )

Учитель: «Добрые люди» убили того, кто хотел рассказать всю правду о счастливой жизни. Мир потерял равновесие, а без него, по мнению автора, мир не может существовать. Эту миссию в романе выполняет самый неоднозначный герой – «иностранец.  Был он   высокого роста в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он  лихо заломил за ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет 40 с лишком.  Рот какой – то кривой. Брюнет. Правый глаз – черный, левый – почему – то зеленый.» (Слайд №№  11 – 17)

- Это, конечно же, Воланд, персонаж, который вызвал у вас много споров. Попробуем выяснить: Воланд все – таки носитель зла или добра? (Прием «Перекрестная дискуссия»  с заполнением двухчастной таблицы)

             ( Наказание бюрократов, чинодралов, взяточников и других мошенников; участие в судьбе Мастера и Маргариты; попытка восстановить справедливость делают Воланда чуть ли не положительным героем в наших глазах, но Воланд – Князь Тьмы, противоположная сторона Света; наказание, месть – не удел добра, удел добра – всепрощение;  Воланд искушает, обманывает, издевается, а это зло)

- Какой вывод делает Воланд из своего визита в Москву?

             (Люди как люди: любят деньги как и раньше, только квартирный вопрос их испортил…Учение Иешуа (или Христа) люди не были готовы принять в 29 году, не готовы и сейчас, догматики вроде Берлиоза выбивают из людей последние остатки веры в добро, справедливость, истину)

Учитель: Полюса определены. В романе между двух этих полюсов находится «бритый, темноволосый мужчина, с острым носом, встревоженными глазами и свешивающимся на лоб клоком волос, лет примерно 38». Это Мастер, человек без имени, чья судьба складывается под воздействием разнонаправленных  могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь за собой. (Слайд №№19 – 22)

- Попробуем разобраться в этом непростом герое. Предлагаю интеллектуальную игру «Как вы думаете?»

(Ученики по очереди вытягивают карточку с вопросом, на который должны дать исчерпывающий ответ:

  1. Как вы думаете, почему Мастер запретил называть себя писателем?
  2. Как вы думаете, почему Мастер достоин не света, а покоя?
  3. Как вы думаете, какую миссию выполняет Мастер на этой земле?
  4. Как вы думаете, почему Воланд согласился помочь Мастеру?
  5. Как вы думаете, чем Мастер похож на Иешуа, чем отличается?
  6. Как вы думаете, отличается ли Мастер от своего создателя Булгакова?) и др.

             (Таким образом, у Мастера от Бога дар, талант. У него особая, очень сложная миссия: еще раз напомнить людям о высшем благе, об истине, но Дьявол его искушает, проверяет  злыми людьми. Эту проверку он не прошел, сдался, проявил малодушие, продал душу дьяволу).

-  Можем ли мы осуждать Мастера? Можно ли вынести то, что испытал на себе Мастер, и остаться человеком? А Булгаков? Ответить на эти вопросы поможет следующее сообщение - мини - исследование  одноклассника «Булгаков и власть. Из переписки» (Приложение 1)

Учитель: За все страдания, муки и лишения Бог даровал Булгакову, а он своему герою высшее проявление добра – Любовь. «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

- О любви прозой говорить нельзя, только языком поэзии, тем более о великой любви Мастера и Маргариты. ( «Мастер и Маргарита» - стихи собственного сочинения в исполнении ученика) (Приложение 2)

3. Рефлексия.

Учитель: Урок подходит к логическому завершению. О добре и зле сказано на протяжении всего существования человечества очень много. Борьба продолжается, но каждый из нас должен понять, что мир будет таким, каким МЫ его сделаем.  А мы подводим итоги словами великих людей. (Слово дается ученице, работавшей над проектом «Афоризмы о добре и зле». В начале урока ученица получает задание выбрать несколько афоризмов, подтверждающих мысли, которые прозвучали на уроке):

  1. Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней.  (О. де Бальзак)
  2. Зло подавляй в зародыше! Если упущено время и укрепилась болезнь, что тут поделает врач? (Овидий)
  3.  Добро есть свобода. Лишь для свободы или в свободе состоит различие между добром и злом. (Кьеркегор)
  4.  Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет!  (Ш.Руставели)

Учитель: И еще:

Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь – это море,

Из благих деяний построй корабль

И по волнам плыви. (Рудаки)

Приложение 1. Материалы к мини – исследованию.

И.В.Сталину (июль,1929 год.)

      …Все мои произведения получили чудовищные отзывы, мое имя ошельмовано.

         Силы мои надломлены. Затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к вам и прошу об изгнании меня за пределы СССР вместе с женою .

                                                                                                                      М Булгаков

А.С.Енукидзе (сентябрь, 1929 года)

        Ввиду того, что абсолютная неприемлемость моих произведений для советского общества очевидна, ввиду того, что совершается полное запрещение мои произведений в СССР обрекает меня на гибель, ввиду того, что уничтожение меня как писателя уже повлекло за собой материальную катастрофу, прошу разрешить мне вместе с женой выехать за границу на тот срок, который правительство найдет нужным назначить мне.

                                                                                                                       М.Булгаков

Правительству СССР (март, 1930 года)

           … За 10 лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них похвальных было 3, враждебно – ругательных – 298.

          Героя пьесы «Дни Турбиных» называли «сукиным сыном», а автора рекомендовали как «одержимого собачьей страстью». Обо мне писали как о «литературном уборщике, подбирающем объедки после того, как «наблевала дюжина гостей».

           Писали так: «Мишка Булгаков в залежалом мусоре шарит…»

           Я с документами в руках доказываю, что вся пресса СССР в течение всех лет с необыкновенной яростью доказывала, что произведения М.Булгакова в СССР существовать не могут. И я заявляю, что советская пресса совершенно права.

                                                                                                                       М.Булгаков

И.В.Сталину (май, 1931 года)

        Я хвораю тяжелой формой нейрастении с припадками страха и сердечной тоски, и в настоящее время я прикончен.

        Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый – он все равно на пуделя не похож. Отказаться от своей профессии я не могу – это малодушие.

         Сейчас все мои впечатления однообразны, замыслы повиты черным, я отравлен тоской и привычной иронией.

                                                                                                                       М.Булгаков

Приложение 2.

                                                                                                            Алексей Матвеев

МАСТЕР И МАРГАРИТА


Весна шла по улицам шумным,
Заманчиво пахла сирень.
И Мастер на Бронной, чуть сонный,
Заметил красавицы тень.

Идет грациозно и смело,
Прекрасней попробуй найди.

Кудри ей ветром трепало,

А в взгляде - тоска -  не пройти.


В руках, осыпаясь, мелькает

Мимозы желтеющий цвет.
И Мастер  в сей миг  понимает:

Всевышнего это привет...

Взлелеянный  Музы любовью,
В каморке подвальной своей,
Роман, что наполнен был скорбью,

Читал о Спасителе ей.

Она ему шапку вязала…

Трещали в камине дрова…

Маргарита герою шептала

Нежности вечной  слова…


Но  позавидовал счастью

Сосед Алоизий, злодей,

Подверг их разлуке  напрасной
Библейского Иуды хитрей.

Не ведали люди убогие:

В них сердце - одно на двоих.

Сквозь тернии к звездам немногие

Смогли дотянуться до них…

И Дьяволу проданы души,

И роман спасен из огня,

И земные наполнены чаши -

Кони мчатся, копытом звеня…

                                           (Февраль, 2014)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Правильное построение предложений с деепричастным оборотом"

Урок русского языка в 6 классе по программе М.Разумовской. Ребята знакомятся с предложенным теоретическим материалом и находят ответ на вопрос: "Как правильно построить предложение с деепричастным обо...

тема добра и зла в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Данная презентация является дополнительным материалом к уроку "Тема добра и зла в романе Дубровский". Наглядно представлены образы главных героев, образы-символы добра и зла. Учащимися подготовлены пр...

Конспект урока по русской литературе на тему «Добро и зло» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» 6 класс

Тип урока: педагогическая мастерская с применением ИКТ.Методы: проблемный, исследовательский.Цели урока:Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, и...

Открытый урок литературы в 10 классе с использованием ИКТ на тему: Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Л.Н. Толстой

Цель урока: сравнить образы Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир»; узнать, как раскрываются они автором в романе, соответствуют ли реальным историческим личностям, рассмотреть вопрос...