М. Горький "Данко"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Колосова Полина Олеговна

Технологическая карта урока(презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx36.66 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Историко-филологический факультет
Кафедра литературы и методики ее преподавания

МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя

Технологическая карта урока
Тема: «М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)»

                                                                                                                                                                               Разработала:
                                                                                                                                                                              студентка 4 курса
                                                                                                                                                                              историко-филологического факультета
                                                                                                                                                                              Колосова Полина Олеговна
                                                                                                                                                                               Проверили:
                                                                                                                                                                               учитель русского языка и литературы
                                                                                                                                                                              Добарина Ирина Викторовна
                                                                                                                                                                              Групповой руководитель:
                                                                                                                                                                              Санькова Алёна Александровна
                                                                                                                                                                              Оценка за урок «
                                   »                         

                                    (подпись учителя)
                                     (подпись гр.рук.)                    

г. Ставрополь, 2018 г.

Дата проведения: 21.02.2018

Класс: 7 «В», МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя.

УМК: В.Я.Коровина, В.И.Коровин. В.П.Журавлёв,  «Литература 7 класс» - М.: «Просвещение», 2013 г.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:
Воспитывающие:

  • через анализ легенды способствовать воспитанию в учащихся уважения к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям;
  • воспитывать интерес к изучению литературы;
  • способствовать развитию интереса к литературе, а так же к её бережному отношению;
  • формировать положительную мотивацию обучения;
  •  создавать условия для приобщения обучающихся к высокому нравственному и духовному миру литературы и искусства;
  • способствовать формированию художественного вкуса, и интереса к творчеству М. Горького.

Обучающие:

  • создать условия для ознакомления учащихся с биографией М. Горького;
  • создать условия для ознакомления учащихся  с рассказом М. Горького «Старуха Изергиль»;
  • создать условия для анализа  легенды  о Данко с точки зрения её идейного и художественного своеобразия.

Развивающие:

  • способствовать развитию эмоционально-образного мышления;
  • способствовать формированию умений детей работать с информацией;
  • способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся;
  • развитие навыков критического мышления;
  • способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;
  • развивать читательские умения и навыки работы с текстом, активизировать аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

  • имеют представление о личности М. Горького;
  • умеют интерпретировать произведение М. Горького «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»);
  • умеют извлекать из текста нужную информацию, анализировать прозаический текст.

 Метапредметные:

  • способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;
  • умение поставить цель и организовать её достижение;
  •  владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Личностные:

  • осознание потребности в развитии и саморазвитии;
  • осознание ответственности за результаты своей учебы;
  • осознание литературы  как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентационный материал.

Ход урока:

I.        Организационно - мотивационный этап (5 мин.);

II.        Открытие нового знания  (25 мин.);

III.        Этап рефлексии (5 мин.);

IV.        Домашняя работа (5 мин).

Опорные понятия: легенда, герой, романтический герой, романтизм.

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Формируемые УУД:

Используемые методы, приемы и формы

I. Организационно-мотивационный этап

Цель этапа: подготовить обучающихся к уроку, заинтересовать к работе на уроке.  Сформулировать тему и  определить цель урока.

Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть.  Присаживайтесь. Сегодня мы с вами отправимся в романтическое путешествие в Бессарабию. А почему именно туда, вы поймете в течение урока.
Обратите  своё внимание на экран, вы узнаете этого писателя?

Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя.

 

Отвечаю, что это Максим Горький.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

Личностные: нравственно-этическая ориентация; любовь и уважение к своему языку;

Регулятивные: самоконтроль.

Словесный, приём – слово учителя.

 

II.        Открытие нового знания.  

Цель этапа: познакомить детей с биографией автора, с

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством такого писателя, как М. Горький. Но для начала, нам нужно с вами обратиться к его биографии.

Максим Горький родился в 1868 году. Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Этот человек был не только великим российским поэтом, но также знаменитым публицистом и общественным деятелем.  Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом. Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов». Детство Горького прошло в жестких, тяжелых условиях. С ранних лет будущий писатель был вынужден заниматься подработками, зарабатывая на жизнь чем только придется. К его известным рассказам относится пьес «На дне», «Мещане», а так же рассказ «Старуха Изергиль», о котором мы с вами сегодня поговорим.
 В мае 1936 года заболевает гриппом. Болезнь прогрессирует и к середине июня становится ясно, что поэт с ней не справится, 18 июня он умирает. На момент смерти Горькому было 69 лет.

Ну а теперь давайте обратимся  непосредственно к рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».

 Произведение «Старуха Изергиль» было написано Максимом Горьким в 1895 году в время его путешествий по Бессорабии. Рассказ относится к ранним произведениям, написанных Горьким. «Старуха Изергиль» - это одно из произведений Горького, наполненное духом романтизма.

А кто мне может пояснить, что же такое романтизм, как литературное направление?

Произведение состоит из трех частей: легенда о Ларре, жизнь «старухи Изергиль» и легенда о Данко. Все три истории различны, но у них есть общее, и это общее состоит в том, что Горький по средствам этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о смысле жизни».
Сегодня мы с вами ребята обратим свое внимание на третию историю в этом рассказе это «Легенда о Данко».

Кто мне сможет сказать, что же у нас с вами такое легенда?

Сейчас я вам предлагаю обратить свое внимание на доску.

-Какова же тема легенды? (подвиг Данко)

-Помогает ли нам описание природы прочувствовать душевное состояние людей? (приведите пример из текста)

-Какие качества вы можете отметить в Данко? (приведите цитаты из текста)

-Как люди отплатили Данко за своё спасение?

-Какой же смысл жизни был у Данко?

Дети слушают учителя, так же смотрят на презентационный материал. После чего открывают  тетради записывают число, тему урока и фиксируют некоторые факты из биографии автора.

Романтизм – это литературное направление конца 18 начала 19 века, с присущим ему стилем и методом написания.

Романтизм – это все то, что существует только в книгах: непонятные, невероятные и фантастические явления, в то же время сопряженные с утверждением личности через ее духовную и творческую жизнь. Главным образом события разворачиваются на фоне выраженных страстей, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом. Писатели эпохи романтизма делают упор на то, что главная ценность в жизни – личность человека. Каждая личность – это отдельный мир, полный удивительной красоты. Именно оттуда черпается все вдохновение и возвышенные чувства, а также появляется склонность к идеализации.

Легенда – повествования, рассказывавшие первоначально о житиях святых,  а порой и фантастические биографии исторических, а то и сказочных героев, деяния которых выражают народный характер.

Дети смотрят видео рассказ «Легенда о Данко».
Далее дети отвечают на вопросы учителя, которые приводят детей к осмыслению того, какой был «смысл жизни» у Данко.

«Молодой красавец»,

Красивые – всегда смелы.

Лучший из всех, в очах его светилось много силы и живого огня.

Был бодр и ясен.

Мужество вести, Любил людей, Желание спасти, Могучий огонь, Великая любовь к людям, смелое сердце.

(Весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце).

Познавательные: дети знакомятся с биографией М. Горького, с историей написания рассказа «Старуха Изергиль», проникают и занимаются исследованием по данному рассказа, ища ответ на вопрос: «Каков смысл жизни у Данко?»;

 

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее, задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности в сотрудничестве с партнером и коллективом.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления.

Личностные: нравственно - этическая ориентация; любовь и уважение к языку.

Словесный метод

Наглядный метод

Презентационный материал

Слово учителя

Видео материалы

Работа с учебником

Фронтальный опрос

III .        Этап рефлексии.

Цель этапа: подведение итога, оценивание своей работы на уроке, создание условий для совершенствования коммуникативных умений.

На этом наш урок подходит к концу. Давайте оценим с вами  вашу работу на уроке:

- Я узнал...
- Мне понравилось...
- Мне показалось сложным...
- Больше всего я запомнил(а)…
- Мое настроение...

Ребята отвечают на вопросы.
Обучающиеся анализируют, как усвоили материал, что получилось, и чего не получилось, почему не получилось. Формируют конечный результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: самооценка и самоконтроль;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное, подвести итог.

Словесный метод (обобщающая беседа)

IV.        Домашняя работа.

Цель этапа: продолжение работы по закреплению изученного материала дома, формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Записываем домашнее задание. Вам нужно написать сочинение-рассуждение не менее 50 слов:

-Напрасна ли смерть Данко?

-Можно ли назвать Данко героем и почему?

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы, которые у них возникают.  

Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения.;

Регулятивные: самоконтроль.

Словесный метод

Репродуктивный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Максим Горький ( 1868-1936)

Слайд 3

«Старуха Изергиль »

Слайд 4

Романтизм – литературное направление конца 18 начала 19 века с присущим ему стилем и методом написания. Романтический герой – один из художественных образов литературы романтизма. Он одинок. В его душе всегда идет борьба противоречий. Является безвольной игрушкой в руках судьбы. Для него свобода дороже всего.

Слайд 5

«Легенда о Ларре »

Слайд 6

«Жизнь старухи Изергиль »

Слайд 7

«Легенда о Данко »

Слайд 9

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение объемом не менее 50 слов: Напрасна ли смерть Данко ? Можно ли назвать Данко героем и почему? П о одной из двух предложенных тем.