Урок-суд по драме А.Н.Островского «Гроза»
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок-суд по драме А.Н.Островского «Гроза»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-delovaya_igra_po_drame_ostrovskogo_.docx | 39.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-суд по драме А.Н.Островского «Гроза»
Тема: «Встать! Суд идёт!» Заседание суда по расследованию причин гибели Катерины Кабановой по пьесе Островского «Гроза».
Цель: определить причины гибели Катерины и выявить виновников ее смерти в форме деловой игры - театральной постановки.
Метод: “деловая игра” относится к активным формам обучения.
Оформление: зал заседаний.
Вступительное слово учителя.
– Уважаемые студенты и гости! Сегодня в рамках предметной недели «Общественно социальных и гуманитарных дисциплин» мы проведем урок-суд по произведению А.Н.Островского « Гроза».
Ведущий. Сегодняшний открытый урок будет проходить в форме деловой игры – в форме суда над виновниками смерти Катерины. Такая форма как нельзя лучше подходит к пьесам А.Н. Островского, ведь он их писал по материалам суда, где работал писцом. У нас на уроке будет проходить как бы обратный процесс. Островский писал пьесы по материалам суда, а мы проводим судебный процесс по материалам пьесы А.Н. Островского «Гроза». Во времена Островского и вплоть до XX века считалось, что «Гроза» написана по следам одного реального нашумевшего дела в Костроме. Сюжет пьесы был очень похож на этот случай: в Волге был найден труп молодой женщины, которая покончила с собой, не выдержав издевательств свекрови и безразличия мужа. Однако потом выяснилось, что пьеса была написана раньше этого происшествия. О чём это говорит? Это говорит о том, что пьесы А.Н. Островского жизненны и их не зря называли “пьесами жизни”.
Судебное заседание по расследованию причин гибели Катерины Кабановой по пьесе Островского «Гроза».
Судья . Встать! Суд идёт. Заседание посвящено расследованию причин гибели Екатерины Кабановой. В заседании участвуют: присяжные заседатели, следователь, свидетели, родственники покойной, приглашённые. Излагаю суть дела. В Волге найден труп молодой женщины. Как установлено следствием, тело принадлежит Екатерине Кабановой, проживавшей в городе Калинове совместно с мужем, свекровью и сестрой мужа. Просьба зачитать заключение судебной экспертизы. (Зачитывается членом суда присяжных.) Присяжный. Следствие констатировало самоубийство, решающую роль в котором играют: семья Кабановых и Борис Григорьевич (племянник Савёла Прокофьевича Дикого). Судья. Что привело молодую женщину к такому решению – броситься с обрыва в Волгу? На этот вопрос мы и должны сегодня ответить. Для дачи показаний вызывается свидетель Тихон Иванович Кабанов, муж покойной. Допрос ведёт следователь. Судья. Встать! Кабанов Тихон Петрович Следователь. Фамилия, имя, отчество? Тихон. Кабанов Тихон Петрович. Следователь. Место рождения и проживания? Тихон. Город Калинов. Следователь. Социальное положение?
Тихон. Из купцов.
Следователь. Семейное положение?
Тихон. Вдовец.
Следователь. Род занятий?
Тихон. Помогаю в делах маменьке. Следователь. Судимость? Тихон. Нет. Следователь. Пытались ли вы защищать от нападок своей матери жену? Тихон. Да заездили они меня совсем, не чаял вырваться. До защиты ли мне? Следователь. Значит, нет. Что вы ответили жене, когда она умоляла вас взять её в поездку? Тихон. “Ты ещё навязываешься”. Следователь. Чем вы занимались в отъезде? Тихон. Всю дорогу гулял и в Москве гулял, “так, чтобы уж на целый год отгуляться! Ни разу про дом-то не вспомнил”. Следователь. Что такое “гулял”? Тихон. Да пил, конечно! Следователь. Что вы ответили Кулигину, когда он советовал вам простить жену? Тихон. “Да пойми ты, Кулигин, я-то бы ничего, а маменька-то... разве с ней сговоришься? Где уж мне своей волей жить!” Следователь. Били ли вы свою жену? Тихон. По приезде побил немного, да и то маменька приказала. Следователь. Итак, Тихон Кабанов не был опорой для жены. Это бесхарактерный человек, пьяница, во всём слушался маменьку. Могла ли Катерина любить такого человека? Она старалась изо всех сил, но сам Тихон отталкивал её. И это послужило одной из причин гибели молодой женщины. Судья. Для очной ставки вызывается свидетель Марфа Игнатьевна Кабанова. Очную ставку проводит следователь.
Следователь (к Кабановой). Знаете ли вы этого человека? Кабанова. Да, это мой сын Тиша.
Следователь (Тихону). Знаете ли вы эту женщину? Тихон. Да, это моя маменька. Следователь. Воспроизведите сцену наставлений Тихона Катерине. Кабанова. Я ему говорила: “Что же ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя”. Тихон. Да она, чай, сама знает. Кабанова. Разговаривай ещё! Ну, ну, приказывай! Чтобы я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли всё исполнила. Тихон. Слушайся маменьку, Катя! Кабанова. Скажи, чтобы не грубила свекрови. Тихон. Не груби! Кабанова. Чтобы почитала свекровь, как родную мать! Тихон. Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!
Кабанова. Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня.
Тихон. Работай, выполняй дела по дому.
Кабанова. Чтоб в окны глаз не пялила!
Тихон. Да маменька, когда же она...
Кабанова. Ну, ну!
Тихон. В окна не гляди.
Кабанова. Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!
Тихон. Да что же это, маменька, ей-богу!
Кабанова. Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. Оно всё лучше, как приказано-то.
Тихон. Не заглядывайся на парней!
Следователь (Кабановой). Марфа Игнатьевна, почему вы старались унизить Катерину при людях?
Кабанова. Чтоб не зазнавалась. Я люблю, чтобы мне все в доме подчинялись, боялись. А молодые много воли взяли, старых порядков не знают совсем, старших не почитают.
Следователь. Почему вы постоянно донимали её бранью, упрёками?
Кабанова. За непослушание, непочтительность. Гордая она была больно, независимая. А я хозяйка дома – все мне должны повиноваться. Мои деньги – и воля, и законы мои.
Следователь. Почему вы не пустили сына вытаскивать Катерину?
Кабанова. Вот ещё! Из-за неё да себя губить, стоит ли она этого. Сказала: “Прокляну, по миру пойдёшь. Вытащут: взглянешь”.
Следователь. Вот, господа судьи, вы видите, в какой обстановке приходилось жить молодой женщине. Постоянные унижения, попрёки со стороны свекрови, её деспотизм и самодурство – всё это делало невыносимой её жизнь и толкало к пропасти.
Судья. Для дачи показаний вызывается племянник Дикого Савёла Прокофьича Борис Григорьевич. В ходе расследования установлено, что Катерина Кабанова имела с вами тайную любовную связь. Что вы можете рассказать суду о ваших отношениях с Катериной Кабановой?
Борис. Я любил Катю. Мы встречались с ней всего десять деньков, когда Тихон Иванович уехал в Москву по делам маменьки. Потом всё кончилось.
Следователь. Кто дал вам знать об отъезде мужа Катерины?
Борис. Варвара Ивановна, она всё и устроила.
Следователь. Что вам сказала Катя, когда вы впервые встретились?
Борис. Она всё повторяла: “Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски...”
Следователь. Где вы встречались?
Борис. В овраге, за садом.
Следователь. Кто ещё знал о ваших встречах?
Борис. Никто, кроме Варвары и Кудряша. И никто бы не узнал про нашу любовь с Катей, если бы она сама не рассказала. Следователь. Вы считаете, что она поступила неправильно? Борис. Конечно. Нам было хорошо, да и времени было довольно... Но Катя всё испортила. Она не умела таиться, хитрить, да и не хотела. Кто же знал, что за нашу любовь так мучиться придётся. Следователь. Катя просила вас взять её с собой в Сибирь. Почему вы ей отказали? Борис. Не по своей воле я в Сибирь-то ехал: дядя посылал. Следователь. Таким образом, получается, что вы бросили свою возлюбленную на произвол судьбы. Итак, господа судьи, ещё одна причина гибели Катерины – это трусость, безволие её возлюбленного. Судья. Спасибо. Для дачи показаний вызывается сестра мужа покойной Варвара Ивановна Кабанова. Следователь. Какие у вас были отношения с покойной? Варвара. Очень близкие. Я была в курсе всех её дел, она советовалась со мной. Следователь. Что вы можете сказать о личности погибшей? Варвара. Странная она была! Не похожа на других. Уж очень совестливая. Врать не умела, потому мужу и свекрови всё рассказала. В Бога очень верила и решительная была. Как-то в детстве её обидели чем-то (это она мне рассказывала), она и убежала на Волгу, села в лодку и всю ночь “каталась”. На следующий день вёрст за десять нашли. Я её всё с птицей сравнивала – с такой большой белой птицей. Как-то она сказала мне: “Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица... Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела”. Но вольная птица попала в железную клетку. И билась, и тосковала, пока не освободилась. Теперь её душа свободна. Следователь. Как вы думаете, мог бы быть для Кати другой выход? Варвара. Я думаю, что да! Промолчала бы, хотя с её характером не избежать ей было смерти. Вот её слова: “Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь”. Судья. В суд присяжных поступила записка от свидетеля Кулигина, который сам не смог явиться в суд. Зачитайте, пожалуйста. (Зачитывает секретарь): “Жестокие нравы царят в нашем городе, жестокие! Стяжательство, зависть, духовное обеднение прочно укоренились здесь. В мещанстве вы ничего кроме грубости да бедности нагольной не увидите. Вот какой у нас городишко! У всех ворота заперты и собаки спущены. И не от воров они запираются, а чтоб люди не ведали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что за этими замками разврату тёмного да пьянства! И всё шито и крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! А у потерпевшей характер был свободолюбивый, независимый, вот и не вытерпела она. Просьба учесть эти обстоятельства в ходе расследования”. На трибуну вырывается Дикой. Что это вы тут судите-рядите? Кто позволил? Кто волю давал? Я в городе голова, у меня деньги, я и судья! Захочу – помилую, захочу – раздавлю. А Кулигин этот ваш – грубиян. Державиным каким-то шантажировал. Да за это его к городничему! А то и в Сибирь. Всех в Сибирь! Ишь ты, демократию развели! А Кабаниха – кума моя. Не трожь! Судья. Савёл Прокофьич, вам никто слова не давал, сядьте, пожалуйста. (Охранники успокаивают Дикого.)
Заключительный этап урока
Судья
Кабанова и Ваш сын Кабанов Тихон обвиняетесь в смерти Катерины Кабановой. Кабанова Я живу как и мои предки жили: Подобает поучати мужем жен своих с любовью и благоразсудным наказанием; жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, богу и мужу угодити и дом добре строити; и во всем ему покорятися; и что муж накажет, то с любовью принимати, и говорити по его наказанию. Первие: имети страх божий... Востав от ложа своего и молебная совершив, женам и девкам дело указати дневное всякому рукоделию, что работы: дневные яства варити, и которои хлеба печи: ситные и решетные; а сама бы знала как мука сеяти, как квашна притворити и замесити и хлебы валяти в печи, и квасны и бухоны, и выпеклися; а колачи и пироги тако же, и колко муки возмут, и колко испекут. Иколко чего родится из четверти, или из осмины или из решота, и колко высевок и колко испекут; мера знати во всем; а еству мясную и рыбную, и всякие пироги и всякие блины и всякие каши и кесели, и всякие приспехи печи и варити, всё бы сама государыня умела: ино умеет и слуг научити, и все сама знает. А жена сына моего не соблюла правил, по которым и мать моя, и мать матери моей жили. А любовь-то должна быть между мужем и женой. Адвокат Кабановых Катерина Кабанова нарушила одну из заповедей Моисея: не прелюбодействуй. Ее соблазнитель нарушил другую заповедь: не возжелай жены ближнего своего. В Библии же сказано: И приступили к Иисусу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Иисус говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. (Цитата из Библии Мф.19)
Именно поэтому в супружестве от христианина требуется, чтобы он всегда прощал своему партнеру и оставался ему верен. Тихон Кабанов простил свою жену, а Катерина Кабанова пошла на поводу у своих страстей. Полученное ею воспитание, не помогло ей сохранить благочестие, значит она могла расторгнуть брак, обратившись в суд. Секретарь В зал суда приглашается специалист по вопросам брака и семьи. (историк) Историк Зачитывается справка. в которой говорится, что по закону вплоть до 20 века расторгнуть брак нельзя. Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод ("распуст") разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с 16 века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался. Все источники свидетельствуют, что в эпоху средневековья чрезвычайно велика была роль ее главы. Он представлял семью в целом во всех ее внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителей, в городском вече, позже - в собраниях. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имуществом и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых он мог выдать замуж или женить против воли. Церковь порицала его только в том случае, если он доводил их при этом до самоубийства. Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических. "Домострой" - энциклопедия русского быта 16 века - прямо указывала, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением. Судья. А может быть, она психически не совсем здорова? Вы помните, что она, когда сверкнула молния, рассмотрела это явление как гнев Божий. Секретарь В зал суда приглашается специалист оп психическим расстройствам (психолог) Психолог. Справка по суициду. Катерина Секретарь . Встать! Господа присяжные заседатели, Вам предстоит вынести вердикт и объявить, кто же виновен в смерти Катерины Кабановой. Объявляется пятиминутный перерыв. (Ребята делятся на группы не более 5 человек, которые должны объективно подойти к вине или невиновности Катерины, Кабанихи и Тихона, Бориса, общества и т.д.). Предложить наказание в виде программы отношений между родными.
Ведущий Этот перерыв позволит нам обсудить поступок героини с современной точки зрения.
- Ваше отношение к поступку Катерины с позиций человека нашего времени.
Реплика
– В наше время человек просто развёлся бы. Ведь сейчас насильно не выдают замуж. Хотя в нашей жизни бывают такие мужья и свекрови. Правда, если случится подобное в глухой деревне, девушка живёт под замком, а когда начнёт, например, жить в городе, трудно перестроиться.
Реплика
– Я думаю, что человеку трудно покончить жизнь самоубийством; безусловно, Катерина была человеком сильным.
Ведущий Да, .... прав, Катерина была человеком сильным. Она глубоко верующая, а раньше к самоубийцам относились очень плохо, даже хоронили за кладбищенской оградой.
Из зала. А может быть, она психически не совсем здорова? Вы помните, что она, когда сверкнула молния, рассмотрела это явление как гнев Божий.
Реплика. Сейчас много таких Катерин!
Ведущий. Да, но возможен ли такой исход отношений мужчины и женщины? Из зала.
– Да, я уже говорил, в деревнях, наверное, такое возможно! Мало знают, попадают в такую ситуацию и не справляются с ней.
– А вот сестра Тихона приспособилась!
– У Катерины честность через край, а иногда ложь бывает необходима.
– Я считаю, что Борис должен был забрать её с собой.
Ведущий. Я согласна с Антоном. Воспитание виновато – набожность, природа, романтика, замкнутый образ жизни: дом, вышивание, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами.
Реплика. Тихон виноват. Он пил, очень слушал маменьку. Он более всех виноват.
Ведущий. А как вы считаете, Кабанова в молодости была как Катерина или как Варвара?
Реплика. У неё был другой, собственный характер. Женщине дали власть!
Объявляется приговор.
Присяжный. Итак, перед нами предстала страшная картина жестоких нравов, царящих как в семье Кабановых, так и в целом в наших городах. Что мы видим? Невежество, стяжательство, грубость, серость, дикое ханжество, самодурство и деспотизм. В семьях насаждается домострой, при котором у женщины нет никаких прав. Право на свой выбор, право любить, право жить по своим убеждениям и понятиям – ничего этого нет. И жить в этом обществе душе свободолюбивой, гордой, независимой, честной, любящей, такой, как у Кати? Смириться? “Лучше могила”, – говорит Катерина. Лучше смерть, чем рабство. Такому сердцу душно и тошно жить в этом обществе. И для такого характера один выход – смерть. И вина тому – жестокие нравы, царящие в купеческих семьях, в купеческих городах!
Виновным считать:
1. Общественный уклад
2. Отношения между детьми и родителями
Судья. На этом заседание объявляется закрытым.
Преподаватель: А.Н. Островский - не просто писатель-драматург. Его по праву считают отцом русской драмы. Ведь до него в литературе 19 века театральное искусство развивалось очень слабо. Пьесы Островского были новыми, свежими и интересными. Именно благодаря этому автору люди снова потянулись в театры. Одна из самых известных пьес - "Гроза".
В заключение отметим бесправное положение Катерины на основе «Домостроя». Мы можем сделать вывод о том, что проблема главной героини будет актуальна, пока из сознания российского общества окончательно не исчезнет патриархальный уклад жизни.
Слово жюри. Жюри подводит итоги (оценки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.Н. Островский . Пьеса "Гроза".(Мультимедийная презентация к уроку по изучению пьесы А.Чехова "Гроза")
Представлена мультимедийная презентация по изучению пьесы А.Островского "Гроза"...
1-й урок по драме А. Н. Островского "Гроза". 10 класс
А. Н. Островский "Гроза". 1-й урок. В презентации содержатся материалы о теме и идее произведния, об основном конфликте пьесы, о композиции и жанровом своеобразии драмы. Материалы о жизненной ос...
Из опыта работы. Урок. Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”. Своеобразие конфликта.
Урок литературы в 10 классе. Смысл названия пьесы Островского "Гроза"...
Презентация к уроку по пьесе А.Н.Островского "Гроза"
Прошлое и настоящее бессмертной драмы. Для 10 класса...
Методическая разработка урока по пьесе А.Н.Островского "Гроза"
В данной разработке урока применяется Метод проектов....
урок с презентацией по драме Островского "Гроза"
Этот урок в форме игры станет уроком закрепления изученного материала, будет интересным и познавательным для учащихся....
Презентация к уроку по произведению А.Н. Островского "Гроза"
Тест на знание текста А.Н. Островского "Гроза"...