Нравственный выбор главных героев по рассказу А. Коцоева «Пятнадцать лет» и новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок национально-регионального компонента в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                             Урок литературы в 7 классе

Тема

Нравственный   выбор главных героев по рассказу А. Коцоева «Пятнадцать лет» и новеллы Проспера  Мериме     «Маттео Фальконе»  

Класс

7

Дата

12.12.2020

Цель

Познакомить учащихся с творчеством осетинского писателя А. Б. Коцоева и французского писателя  Проспера  Мериме 

Тип урока

урок систематизации и обобщения знаний и умений

Планируемые образовательные результаты

Предметные: выразительно читать, пересказывать подробно и сжато; формулировать проблемный вопрос; отслеживать и наращивать новые знания по проблеме урока; участвовать в диалоге; строить связное сообщение исследовательского характера в устной форме

Метапредметные:

регулятивные:  формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики; предлагать пути исследования проблемной задачи; планировать алгоритм ответа;

 коммуникативные: проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач; участвовать в диалоге, моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров

Личностные: формировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости; формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию

Ресурсы

УМК:  Литература.  В. Я. Коровина

 «Антология осетинской прозы» Издательство «Ир», 1983

Ход урока

Эпиграф: - Что ты сделал? – воскликнула она.

                   - Свершил правосудие. (П. Мериме  «Маттео Фальконе»).

          

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение к деятельности)

 – Ребята, сегодняшний урок литературы я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

– Как вы понимаете ее смысл?

  • Ребята! Расскажите, каких осетинских писателей    вы знаете?

-Какие произведения вы читали?

  • Молодцы, вы отлично усвоили тему  прошлых уроков.

Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлые занятия, вспоминают произведения и писателей, проверяют домашнее задание.

Несколько учащихся читают записанные произведения, рассказывают  о чем они были.

Личностные УУД:

жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

2. Актуализация знаний и навыков выделения, необходимых для осознания темы урока.

Обозначение темы.

 На сегодняшнем уроке мы будем говорить о творчестве осетинского писателя А. Коцоева и французского писателя П. Мериме.

 Давайте вспомним основные моменты биографии А. Коцоева и  П. Мериме.

Формулирование ответов на вопросы учителя.

Ученики записывают в свои тетради краткие сведения о писателях.

  Подготовленные ученики рассказывают биографию писателей.

 

 Регулятивные УУД: целеполага    ние,  планирование, контроль

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.

умения ставить учебные цели и  определять мотивы для их

достижения.

3.Постановка учебной задачи (проблемы).

Я хочу прочитать вам стихотворение Ю. Левитана:

  Каждый выбирает для себя

  Женщину, религию, дорогу.

  Дьяволу служить или пророку –

  Каждый выбирает для себя.

  Каждый выбирает по себе

  Слово для любви и для молитвы.

  Шпагу для дуэли, меч для битвы,

  Каждый выбирает по себе.

  Каждый выбирает по себе

  Щит и латы. Посох и заплаты.

  Меру окончательной расплаты.

  Каждый выбирает по себе.

  Каждый выбирает для себя.

  Выбираю тоже – как умею.

  Ни к кому претензий не имею.

  Каждый выбирает для себя.

-Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения? Какое слово вы бы определили как ключевое в этом стихотворении? (Выбирает, выбор)

-Это слово будет и ключевым в теме нашего урока.  

Но вы должны были  из словаря выписать ещё одно слово, которое  в составе словосочетания с ключевым словом поможет нам сформулировать тему сегодняшнего урока. О каком слове я говорю?

(НРАВСТВЕННЫЙ - отличающийся высокой нравственностью; соответствующий нормам нравственности, требованиям морали. Н. человек)

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

Нравственный   выбор героев (По рассказу А. Коцойты «Пятнадцать лет» и новелле  Проспера  Мериме     «Маттео Фальконе»).



-Так  что  вам  хочется  обсудить  сегодня  на уроке,  о  чем  поговорить  в  связи  с прочтением произведений?

Двое учащихся читают наизусть заранее выученное стихотворение;

Находят ключевое слово.

Отвечают на вопросы учителя.

Зачитывают слово из тетради, выписанное дома из словаря.

.

Самостоятельно формулируют тему урока.

Пытаются формулировать цели урока.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог,

4. Получение новых знаний

Вы  прочитали  рассказ А. Коцойты «Пятнадцать лет» и новеллу  Проспера  Мериме     «Маттео Фальконе».   Сегодня на уроке разберём и сравним эти два произведения.

Сильный психологический прием, являющийся характерной особенностью формы рассказов Арсена Коцоева, не только не препятствует реализму, но и усиливает и углубляет их. Сам писатель хорошо сознавал эту очень важную черту своего творчества. У него был свой, особенный взгляд на существующую действительность, то есть то, что составляет сущность жизни. Обыденность явлений и казенный взгляд на вещи его не интересовали. Поэтому он делал героями своих рассказов необычных людей, а их сюжетами – невероятные события. Но в них с гораздо большей вероятностью отражалась сущность жизни, нежели в героях и событиях, лишь внешне копирующих действительность. Реализм Арсена Коцоева – это и есть верность художественного отражения жизни в ее социальной сущности. Таковы основные принципы жизни в рассказах писателя. И в этом отношении его прозаическое творчество – очень значительное и оригинальное явление в национальной классической литературе. 

Коста Хетагуров в этнографическом очерке «Особа» писал о кровной мести у горцев: «Отомстить за кровь или, как говорят осетины, взять свою кровь, вовсе не значит убить самого убийцу, который мог быть хромым, косым, горбатым, старым; нужна жертва, если не больше, то, по крайней мере, равная её потере. Вот почему вся семья и фамилия такого убийцы попадали в осадное положение и если противники были сильнее, то без вины виноватые никуда не показывались, пашни и сенокосы их оставались невспаханными и нескошенными. Хлеб, если он ещё был на корню, выкашивался или вытаптывался, скотина их падала под выстрелами и ударами шашки». 

Учащиеся знакомятся с содержанием рассказа.

Слушают историю создания рассказа

 

Познавательные УУД: выделять главное, извлекать информацию;  анализировать, сравнивать, устанавливать особенности, закономерности; преобразовывать информацию из одной формы в другую; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

Коммуникативные УУД: строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы, ответы на вопросы

ФИЗМИНУТКА

 

5.Актуализация знаний на основе прошлых уроков

 Беседа по рассказу А. Коцойты: «Пятнадцать лет»

 - Какие чувства вызывает рассказ «Пятнадцать лет»?

- Кто главный герой?

- Какова тема рассказа?

- Почему рассказ назван «Пятнадцать лет»?

- Почему Кавдын ждал целых 15 лет?   

- Как вы относитесь к поступку Кавдына? Есть ли оправдание его действиям?

- Принесла ли месть удовлетворение? Докажите.  

- Почему он пожелал умереть?  

- Кто виноват в этой истории?

- Чему учит рассказ?

 

Беседа по новелле  Проспера  Мериме     «Маттео Фальконе».

1. Расскажите о семье Фальконе. Кто является надеждой и продолжателем рода Фальконе?

2. Вспомните, что произошло в доме в момент, когда «…Маттео с женой отправились в маки поглядеть свои стада…»

4. «Мой отец – Маттео Фальконе!» – что этим хочет подчеркнуть Фортунато? Почему эту фразу он повторяет два раза?

5. Что заставляет мальчика все же потянуться к часам?

6. Страшен ли для Фортунато момент «сдачи» Санпьеро, момент предательства?

7. Что заставляет отца так жестко поступить с сыном? Прав ли он?

Отвечают на вопросы учителя

Задумываются над проблемными вопросами.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

6. Работа в группах.

  1. 1 группа:        Какими        качествами обладает главный герой рассказа Кавдын Долойты?
  2. 2 группа: Похож ли этот герой рассказа на героя  новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе»? Чем?

3 группа:        Почему автор назвал рассказ «Пятнадцать лет»?        Придумайте своё название.

Учащиеся организовываются в группы     и думают над вопросами учителя.

Высказывают свои точки зрения. Затем происходит обсуждение всего класса.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей.

Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

7.Составление характеристик героев. Самостоятельная работа

Сравниваем героя рассказа «Пятнадцать лет» Кавдына Долойти с героем  новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе»,  ищем  общее и индивидуальное.

Примерный план характеристики литературного героя (на каждой парте)

1. Место, занимаемое героями в произведении.

2. Общественное и семейное положение героев; обстановка, в которой они живут.

3. Манера держаться, внешность, особенности костюма.

4. Речь героев.

5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.

6. Понимание героями целей жизни, их основные интересы.

7. Чувства героев, их отношение к другим действующим лицам.

8. Отношение других действующих лиц к героям.

9. Отношение авторов к героям и значение их образов  в раскрытии идеи произведения.

Учащиеся оформляют работу в тетради.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей.

Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками.

8. Обобщение знаний

  1. Кто же они, Маттео Фальконе и Кавдын Долойты, герои  или убийцы?
  2.  Какой нравственный выбор делают наш герои?
  3. О чём заставляют нас задуматься поступки героев?
  4. Осуждают или оправдывают авторы своих героев?
  5. Вернёмся к эпиграфу урока:

  « - Что ты сделал? – воскликнула она.

       - Свершил правосудие»

    Свершили ли герои ПРАВОСУДИЕ?

Формулируют итоговые выводы о правильности нравственного выбора героев 

Коммуникативные: закрепление изученного материала.

Регулятивные: умение делать выводы на основе полученных знаний.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Я понял, что…

- Урок дал мне для жизни…

- Я приобрёл…

- Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее?

- На будущее я учту…

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности; определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД: соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить связанное монологическое высказывание.

 Познавательные УДД: Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы

10. Информация о домашнем задании

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Нравственный   выбор главных героев рассказа А. Коцойты «Пятнадцать лет» и П. Мериме «Маттео Фальконе»».

Осознают цель домашнего задания; записывают домашнее задание в дневник

Познавательные УДД: создавать письменный текст.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерный план характеристики литературного героя.

1. Место, занимаемое героями в произведении.

2. Общественное и семейное положение героев; обстановка, в которой они живут.

3. Манера держаться, внешность, особенности костюма.

4. Речь героев.

5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.

6. Понимание героями целей жизни, их основные интересы.

7. Чувства героев, их отношение к другим действующим лицам.

8. Отношение других действующих лиц к героям

9. Отношение авторов к героям и значение их образов  в раскрытии идеи произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Антитеза как средство раскрытия образов главных героев» (по рассказу М.Горького "Челкаш")

Разработка урока по рассказу М.Горького "Челкаш" (план-конспект и презентация)...

Роль "говорящих" фамилий в создании образа главного героя в рассказах А.П.Чехова.

В данной работе представлена методическая разработка к урокам литературы при изучении творчества А.П.Чехова...

«Научи меня, Боже, любить…» анализ образа главного героя в рассказе Л. Андреева «Ангелочек».

Данный урок разработан в рамках требований ФГОС ООО, подразумевает работу с детьми по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Апробирован на конкурсе "Педагогические надежды" ...

Праздники и будни в жизни главного героя в рассказе И.А.Бунина "Подснежник"

Данный урок предназначен для внеклассного чтения в 5 классе....

Открытый урок в рамках муниципального учебно- методического семинара «Роль семьи в формировании личности главного героя в рассказе А.Платонова «Никита»

Цели урока :Образовательные:• Повышать качество чтения.• Учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел.• Добиться понимания сюжета и проблематики рассказа.Развив...

Презентация к уроку по роману А.С. Пушкина "Дубровский". Истоки нравственного выбора главного героя.

Презентация к уроку позволит учащимся понять причины поведения и некоторых поступков Владимира Дубровского....

«Нравственные ценности главного героя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» и современных школьников»

  Исследовательская работа по литературе «Нравственные ценности главного героя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» и современных школьников». Автор работы...