Промежуточная аттестация
тест по литературе (11 класс)

Ревина Ирина Вениаминовна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

КИМ промежуточной аттестации по литературе для 5  класса

  1. Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки, с целью выявления степени освоения стандарта учащимися 5-х классов основной школы по литературе при переходе в 6-ой класс.
  2. Структура работы.

КИМ  состоит из трёх частей.

Первая часть включает 8 заданий, предполагающих выбор ответа.

Вторая часть включает 7 заданий, предполагающих краткий ответ.

Третья часть включает 1 задание, предполагающее развернутый ответ.

Таблица 1.

Часть        работы

Количество

заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть 1

8

8

С выбором ответа

2

Часть 2

7

14

С кратким ответом

3

Часть 3

1

9

С развернутым ответом

Итого

16

31

3. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

В работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса литературы:

Таблица 2. Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса литературы:

Содержательные разделы

№ задания

Теория литературы

1, 2, 3, 13

Литература 19 века.  Литература 20 века

4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16

Язык художественного произведения

12, 14, 15

Итого

16

Таблица 3 Распределение заданий по видам умений и способам действий

№ задания

Основные умения и способы действий  

Число заданий

Максимальный первичный балл

1

Знать литературоведческие термины

2

2

2

Знать особенности жанров и определять жанровую принадлежность художественного произведения

1

1

3

Знать содержание произведения

3

3

4

Знать биографические сведения писателя

1

1

5

Знать автора и название созданного им произведения

1

1

6

Правильно определять героя произведения, название  и автора произведения

3

9

7

Знать особенности языка художественного произведения. Уметь определять изобразительно-выразительные средства, использованные в произведен6ии

2

2

8

 Знать виды рифмовки и определять их

1

1

9

Уметь определять значение выражения, встречающегося в тексте

1

2

10

Уметь давать развернутый ответ на вопрос по художественному произведению, анализируя сюжет, образы героев.

1

9

Всего

16

31

4. Продолжительность итоговой работы.

На выполнение итоговой работы отводится 40 минут.

5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 31 баллами.

Каждое правильно выполненное задание 1-8, 12-14 оценивается 1 баллом.

Задания 15   оцениваются 2 баллами каждое  

Задание 9-11 оценивается 3 баллами каждое (по одному баллу за имя героя, название произведения, автора произведения).

Итого за задания базового уровня 22 балла.

Критерии оценивания задания 16, требующего написания связного ответа объёмом 3-4  предложения.

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).  

Критерии

баллы

К 1  Содержание ответа (сочинения):

Работа соответствует теме и заданию

 

1

Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания

0

К2

Речевое оформление ответа (сочинения):

Соблюдены смысловая цельность, речевая связность

и последовательность изложения

2

Допущена 1 логическая ошибка

1

Допущено более 1 логической ошибки

0

К3

Точность и выразительность речи

 

Прослеживается разнообразие грамматического строя

речи

 

2

Прослеживается однообразие грамматического строя

речи

1

Работа отличается бедностью словаря, однообразием

грамматического строя речи

0

К4

Грамотность Соблюдение речевых и грамматических норм

Грамматические нормы

Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет)

2

Допущены 1—2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Речевые нормы

Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых

2

ошибок)

1

Допущены 1—2 ошибки

0

Допущено более 2 ошибок

Максимальное количество баллов за всю письменную работу

9

Таблица перевода баллов по пятибалльной шкале:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

% выполнения

менее 40 процентов от заданий базового уровня

41% от заданий базового уровня-74% от общего количества баллов

75% и более от общего количества баллов

90% и более от общего количества баллов

Первичный балл

0 – 12

13 – 23

24 – 27

28 – 31

Приложение 1

Обобщённый план варианта КИМ промежуточной аттестации по литературе для 5 класса

Уровни сложности заданий: Б – базовый; В – высокий.

задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень

сложности

задания

Максимальный балл за

выполнение

задания

1

Теория литературы

Б

1

2

Теория литературы Литературоведческие термины Литературоведческие термины

Б

1

3

Теория литературы. Литературные жанры

Б

1

4

Содержание произведения

Б

1

5

Биографические  сведения о писател1

Б

1

6

Автор и название произведения

Б

1

7

Содержание произведения

Б

1

8

Содержание произведения

Б

1

9

Литература 19 века. Роль интерьера в художественном произведении.

Б

3

10

Литература 20века. Роль речевой характеристики

Б

3

11

Литература 20 века. Характеристика героя художественного произведения.

Б

3

12

Теория литературы. Язык художественного произведения.

Б

1

13

Теория литературы. Стихосложение.

Б

1

14

Теория литературы. Язык художественного произведения.

Б

1

15

Язык произведения. Объяснение значений выражения.

П

2

16

Литература. Образ героя художественного произведения.

В

9

Всего заданий – 16; из них

по типу заданий: С выбором ответа – 8;

с кратким ответом – 7; с развернутым ответом – 1;

по уровню сложности: Б – 14; П- 1 В – 1.

Максимальный первичный балл – 31.

Промежуточная аттестация

по литературе

5 класс

Дата ________________________________________________________

Имя, Фамилия _________________________________________________________

ВАРИАНТ I

Часть 1.

Обведи букву, под которой дан верный ответ.

1.К какому виду относятся сказки, в которых главными персонажами и участниками событий являются животные?

А) к волшебным сказкам; Б) к сказкам о животных;        В) к бытовым сказкам.

2. Что такое портрет?

А)  картины природы в художественном произведении;

Б)  внутренняя обстановка помещения (дома, усадьбы); бытовая обстановка, среда обитания людей;

В) изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в художественном произведении.

3. Как называется жанр литературы, к которому относится произведение Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

А) стихотворение;        Б) рассказ;        В) поэма.

4. В какой из басен И. А. Крылова содержится приведённая ниже мораль?

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

А) «Волк на псарне»;        Б) «Свинья под Дубом»;        В) «Ворона и Лисица».

5. На кого из русских писателей XIX века благотворное влияние оказали бабушка и няня, которые ознакомили его с устным народным творчеством?

А) на И. А. Крылова;         Б) на В. А. Жуковского;        В) на А. С. Пушкина.

6. Кто из писателей XIX века является автором рассказа «Хирургия»?

А)  Н. В. Гоголь;        Б) И. С. Тургенев;        В) А. П. Чехов.

7. Произведение кого из писателей XIX века посвящено историческому событию — 25-летию Бородинского сражения?

А)         басня И. А. Крылова «Волк на псарне»;

Б)         стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»;

В)         рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

8. Как называется сказка, в которой «Свойство зеркальце имело: // Говорить оно умело»?

А)         «Спящая царевна» В. А. Жуковского;

Б)         «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина;

В)          «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского.

Часть 2.

Сформулируй и запиши краткий ответ на каждый вопрос.

9. Кому из литературных героев  «отвели над кухней каморку», которую «он устроил... себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; ...под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый...»?

Назовите героя, произведение и автора.

________________________________________________________________________________________________________________________________

10.. Кому из литературных героев принадлежат слова? «Не моет же я писать и думать в одно и то же время».

Назовите героя, произведение и автора.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. О ком из героев русской литературы XX века идёт речь в отрывке? «Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь».

Назовите героя, произведение и автора.

____________________________________________________________________________________________________________________________________ 

12. Какое изобразительно-выразительное средство языка использует А. Погорельский в предложении из сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»?

«В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай с красным хвостом».

__________________________________________________________________

 

13. Как называется рифма, использованная  Д. М. Кедриным в приведённой ниже строфе из стихотворения «Алёнушка»?

Стойбище осеннего тумана,

Вотчина ночного соловья,

Тихая царевна Несмеяна —

Родина неяркая моя!

__________________________________________________________________

 

14. Какое изобразительно-выразительное средство языка использует И. С. Никитин в приведённых ниже строках из стихотворения «Утро»?

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

__________________________________________________________________

15. Что обозначает устойчивое выражение «давать (дать) честное слово», взятое из литературной сказки А. Погорельского «Чёрная курица...»?         

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3.

16. Дайте развёрнутый ответ на вопрос (не менее 3-4 предложений): Почему в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»  водоём получил название по имени мальчика?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Промежуточная аттестация

по литературе

5 класс

Дата ________________________________________________________

Имя, Фамилия _________________________________________________________

ВАРИАНТ II

Часть 1.

Обведи букву, под которой дан верный ответ.

1. К какому виду относятся сказки, повествующие об обыденной жизни, повседневном народном быте?

А) к волшебным сказкам;        Б) к сказкам о животных;        В) к бытовым сказкам.

  1. Что такое пейзаж?

А)  картины природы в художественном произведении;

Б)  внутренняя обстановка помещения (дома, усадьбы); бытовая обстановка, среда обитания людей;

В)  изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в художественном произведении.

  1. К какому жанру литературы относится произведение А. П. Чехова «Хирургия»?

А)  стихотворение;        Б)  рассказ;                      В) повесть.

  1. В какой из басен И. А. Крылова содержится приведённая ниже мораль?

Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

А) «Волк на псарне»;        Б) «Свинья под Дубом»;        В) «Ворона и Лисица».

  1. Кого из писателей XIX века бабушка возила на лечение на Северный Кавказ, где он слушал горские легенды?

А) В. А. Жуковского;        Б) А. С. Пушкина;        В) М. Ю. Лермонтова.

  1. Кто является автором повести «Заколдованное место»?

А)  Н. В. Гоголь;        Б) И. С. Тургенев;        В) А. П. Чехов.

  1. Произведение кого из писателей XIX века является откликом на события Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон вошёл в оставленную полководцем М. И. Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы?

А)  басня И. А. Крылова «Волк на псарне»;

Б)  стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»;

В)   рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

  1. Как называется сказка, в которой герой получает конопляное семечко и просит: «чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне ни задали»?

А) сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна»;

Б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина;

В) сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

  1. Кто жил в таком месте, о котором идёт речь в приведённом ниже отрывке?

«Две струи света резко лились сверху, выделяясь полосами на тёмном фоне подземелья; свет этот проходил в два окна, одно из которых … в полу склепа, другое  подальше, очевидно, было пристроено таким же образом; стены были сложены из камня. Большие, широкие колонны массивно вздымались снизу и, раскинув во все стороны свои каменные дуги, крепко смыкались кверху сводчатым потолком».

Назовите героя, произведение и автора.

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кому из литературных героев принадлежат приведённые ниже слова?

«Фу ты, чёрт! Где же затеси? ...Всё этот глухарина! Понёсся, как леший, теперь вот думай, куда идти... Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак... Почти голая сосна у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг. Та-ак...»

Назовите героя, произведение и автора.

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. О ком из героев русской литературы XX века идёт речь в приведённом ниже отрывке?

«Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, — в обычае, в повадке, в языке, — опрятней и красивей одеты, своими мягкими кожаными бахилками, белыми, ладно увязанными онучами, чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами».

Назовите героя, произведение и автора.

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Какое изобразительно-выразительное средство языка использует А. С. Пушкин в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

И к царевне наливное,

Молодое, золотое,

Прямо яблочко летит...

__________________________________________________________________

13 Как называется рифма, использованная А. Н. Плещеевым в приведённой ниже строфе из стихотворения «Весна»?

        

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

__________________________________________________________________

 

  1. Какое изобразительно-выразительное средство языка использует И. С. Никитин в приведённом ниже примере из стихотворения «Утро»?

Белый пар по лугам расстилается.

__________________________________________________________________

 

15.Что обозначает устойчивое выражение «держать (своё) слово», взятое из литературной сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»?                 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3.

16. Дайте развёрнутый ответ на вопрос (не менее 3-4 предложений): Почему в рассказе И.С. Тургенева «Муму Герасим так сильно привязался к собаке?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ответы

1 вариант

2 вариант

1

б

1

в

2

в

2

а

3

в

3

б

4

в

4

б

5

в

5

в

6

в

6

а

7

б

7

а

8

б

8

в

9

Герасиму И.С. Тургенев «Муму»

9

Валек и Маруся В.Г. Короленко « В дурном обществе»

10

Королева, С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

10

Васютке, В.П. Астафьев «Всюткино озеро»

11

Хозяйка медной горы, П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»

11

Косцы И.А. Бунин «Косцы»

12

эпитет

12

эпитет

13

перекрёстная

13

перекрёстная

14

метафора

14

Метафора (олицетворение)

15

Давать (дать) честное слово — клятвенно уверять кого-либо в чём-либо, твёрдо обещать

15

Держать (своё) слово — исполнять, выполнять обещание, обещанное



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

КИМ промежуточной аттестации по литературе для 6  класса

  1. Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки, с целью выявления степени освоения стандарта учащимися 6-х классов основной школы по литературе при переходе в 7-ой класс.
  2. Структура работы.

КИМ  состоит из трёх частей.

Первая часть включает 6 заданий, предполагающих выбор ответа.

Вторая часть включает 9 заданий, предполагающих краткий ответ.

Третья часть включает 1 задание, предполагающее развернутый ответ.

Таблица 1.

Часть        работы

Количество

заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть 1

6

6

С выбором ответа

2

Часть 2

9

16

С кратким ответом

3

Часть 3

1

6

С развернутым ответом

Итого

16

28

3. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

В работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса литературы:

Таблица 2. Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса литературы:

Содержательные разделы

№ задания

Теория литературы

1, 2, 7, 8, 13

Литература 19 века.  Литература 20 века

3, 4, 5, 6,   9, 10, 11, 16

Язык художественного произведения

12, 14, 15

Итого

16

Таблица 3 Распределение заданий по видам умений и способам действий

№ задания

Основные умения и способы действий  

Число заданий

Максимальный первичный балл

1

Знать литературоведческие термины

1

1

2

Знать особенности жанров и определять жанровую принадлежность художественного произведения

1

1

3

Знать роды литературы  и определять родовую  принадлежность художественного произведения

1

1

4

Знать содержание произведения

2

2

5

Знать биографические сведения писателя

1

1

6

Знать автора и название созданного им произведения

1

1

7

Правильно определять героя произведения, название  и автора произведения

3

9

8

Знать особенности языка художественного произведения. Уметь определять изобразительно-выразительные средства, использованные в произведен6ии

2

2

9

 Знать виды рифмовки и определять их

1

1

10

Уметь определять стихотворные размеры

1

1

11

Уметь определять значение выражения, встречающегося в тексте

1

2

12

Уметь давать развернутый ответ на вопрос по художественному произведению, анализируя сюжет, образы героев.

1

6

Всего

16

28

4. Продолжительность итоговой работы.

На выполнение итоговой работы отводится 40 минут.

5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 31 баллами.

Каждое правильно выполненное задание 1-8, 12-14 оценивается 1 баллом.

Задания 15   оцениваются 2 баллами каждое (по одному баллу за имя героя, название произведения, автора произведения).

Задание 9-11 оценивается 3 баллами каждое (по одному баллу за имя героя, название произведения, автора произведения).

Итого за задания базового уровня 22 балла.

Критерии оценивания задания 16, требующего написания связного ответа объёмом 3-5  предложений.

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).  

Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.

Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла.

Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» выставляется 0 баллов.

Критерии

баллы

К 1  \соответствие ответа заданию:

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста

приведённого фрагмента  

2

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого

фрагмента/

1

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

0

К2

Привлечение текста произведения для аргументации:

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне

анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют

2

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне

пересказа произведения или общих рассуждений о его

содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки

1

Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ авторская позиция искажена,

И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки

0

К3

Логичность и соблюдение речевых норм

 

Отсутствуют логические, речевые ошибки

2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок

1

Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу

6

Таблица перевода баллов по пятибалльной шкале:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

% выполнения

менее 40 процентов от заданий базового уровня

41% от заданий базового уровня-74% от общего количества баллов

75% и более от общего количества баллов

90% и более от общего количества баллов

Первичный балл

0 – 10

11 – 20

21 – 24

25 – 28

Приложение 1

Обобщённый план варианта КИМ промежуточной аттестации по литературе для 5 класса

Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.

задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень

сложности

задания

Максимальный балл за

выполнение

задания

1

Теория литературы.  

Б

1

2

Теория литературы  Роды литературы  

Б

1

3

Содержание произведения

Б

1

4

Биографические  сведения о писателе

Б

1

5

Автор и название произведения

Б

1

6

Содержание произведения

Б

1

7

Теория литературы.  Виды жанра

Б

1

8.

Теория литературы. Стихотворные размеры

Б

1

9

Литература 19 века. Характеристика героя литературного произведения

Б

3

10

Литература 20 века. Роль речевой характеристики

Б

3

11

Литература 20 века. Характеристика героя художественного произведения.

Б

3

12

Теория литературы. Язык художественного произведения.

Б

1

13

Теория литературы. Стихосложение.

Б

1

14

Теория литературы. Язык художественного произведения.

Б

1

15

Язык произведения. Объяснение значений выражения.

П

2

16

Литература. Образ героя художественного произведения.

В

9

Всего заданий – 16; из них

по типу заданий: С выбором ответа – 6;

с кратким ответом – 9; с развернутым ответом – 1;

по уровню сложности: Б – 14; П- 1 В – 1.

Максимальный первичный балл – 31.

ВАРИАНТ I

Часть 1.

Обведи букву, под которой дан верный ответ.

1. Как назывались песни, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т. д.?

А) колядки;   Б) масленичные песни;        В) веснянки.

2. К какому роду литературы относится «Сказание о белгородском киселе»?

А)  эпос;

Б)  лирика;

В) драма.

3. В какой из басен И.А. Крылова содержится приведённая ниже мораль?

Случается нередко нам

 И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

А) «Осёл и Соловей»;         Б) «Листы и Корни»;        В) «Ларчик».

4. В каком учебном заведении учился А.С. Пушкин?

А) в Царскосельском лицее;        

Б) в Московском университетском благородном пансионе;        

В) в Ярославской гимназии.

5. Кто является автором сказа «Левша»?

А)  Ф.А. Искандер; Б) А.П. Платонов; В) Н.С. Лесков

6. Кто из героев романа А.С. Пушкина «Дубровский» ходил по дому и насвистывал: «Гром победы раздавайся»?

А)Андрей Гаврилович Дубровский;       Б) Кирила Петрович Троекуров;        В) Марья Кириловна Троекурова.

Часть 2.

Сформулируй и запиши краткий ответ на каждый вопрос.

7. Как называется жанр устного народного творчества, который соответствует следующему определению: «Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль»?

__________________________________________________________________

8. Определите стихотворный размер следующих строк:

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

                        (С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...»)

9. О ком из героев русской литературы XIX века идёт речь в отрывке? «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».

Назовите героя, произведение и автора.

____________________________________________________________________________________________________________________________________ 

10.. Кому из героев произведений XX века принадлежат приведённые ниже слова? «Как же ты один живёшь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?»

Назовите героя, произведение и автора.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. О ком из героев русской литературы XX века идёт речь в отрывке? Ей «было уже пять лет, и отец начинал всё мягче и мягче улыбаться, посматривая на её нервное, доброе личико, когда, сидя у него на коленях, она трудилась над тайной застёгнутого жилета или забавно напевала матросские песни — дикие рёвостишия. В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впечатление танцующего медведя, украшенного голубой ленточкой»

Назовите героя, произведение и автора.

____________________________________________________________________________________________________________________________________ 

12. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»:

«...алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда»?

__________________________________________________________________

 

13. Как называется рифмовка, использованная в приведённой ниже строфе из стихотворения А.С. Пушкина «Узник»?

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,

__________________________________________________________________

 

14. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведённых примерах из рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»:

«...лодка... рвалась вперёд, откидывая на стороны волны», «...лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперёд»? __________________________________________________________________

15. Что означает выражение «рог изобилия»?          

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3.

16. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания. Сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого. фрагмента. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1.1. Охарактеризуйте участников диалога. На чьей стороне Ваши симпатии?

— Эх, детство, детство! — сказал кандидат. — Ну, садитесь за стол, друзья. Все сели за стол. И Глеб Капустин сел. Он пока помалкивал. Но — видно было -подбирался к прыжку. Он улыбался, поддакнул тоже насчёт детства, а сам всё взглядывал на кандидата — примеривался.

За столом разговор пошёл дружнее, стали уж вроде и забывать про Глеба Капустина... И тут он попёр на кандидата.

— В какой области выявляете себя? — спросил он.

— Где работаю, что ли? — не понял кандидат.

— Да.

— На филфаке.

— Философия?

— Не совсем... Ну, можно и так сказать.

— Необходимая вещь. — Глебу нужно было, чтоб была — философия. Он оживился. — Ну, и как насчёт первичности?

— Какой первичности? — опять не понял кандидат. И внимательно посмотрел на Глеба. И все посмотрели на Глеба.

— Первичности духа и материи. — Глеб бросил перчатку. Глеб как бы стал в небрежную позу и ждал, когда перчатку поднимут. Кандидат поднял перчатку.

— Как всегда, — сказал он с улыбкой. — Материя первична...

— А дух?

— А дух — потом. А что?

— Это входит в минимум? — Глеб тоже улыбался. — Вы извините, мы тут... далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься — не с кем. Как сейчас философия определяет понятие невесомости?

— Как всегда определяла. Почему — сейчас?

— Но явление-то открыто недавно. — Глеб улыбнулся прямо в глаза кандидату. — Поэтому я и спрашиваю. Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия — совершенно иначе...

— Да нет такой философии — стратегической! — заволновался кандидат. —Вы о чём вообще-то?

— Да, но есть диалектика природы, — спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. — А природу определяет философия. В качестве одного из элементов природы недавно обнаружена невесомость. Поэтому я и спрашиваю: растерянности не наблюдается среди философов?

Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один. И почувствовал неловкость. Позвал жену:

— Валя, иди, у нас тут... какой-то странный разговор!

Валя подошла к столу, но кандидат Константин Иванович всё же чувствовал неловкость, потому что мужики смотрели на него и ждали, как он ответит на вопрос.

                                                                     В. М. Шукшин «Срезал»  ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ВАРИАНТ II

Часть 1.

Обведи букву, под которой дан верный ответ.

  1. Как назывались песни, которые люди не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши?

 А)  колядки; Б)  масленичные песни; В)  веснянки.

  1. К какому роду литературы относится «Сказание о белгородском киселе»?

А)  к эпосу;          Б)  к лирике;             В) к драме.

  1. В какой из басен И.А. Крылова содержится мораль

«Избави Бог и нас от этаких судей»?

А)  А) «Осёл и Соловей»;         Б) «Листы и Корни»;        В) «Ларчик».

  1. В каком учебном заведении учился М.Ю. Лермонтов?

А) в Царскосельском лицее;

Б) в Московском университетском благородном пансионе;

В) в Ярославской гимназии.

  1. Кто является автором сказки – были  «Неизвестный цветок»?

А)  Н.С. Лесков;        Б) А.П. Платонов;        В) В.М. Шукшин.

  1. Кто из героев произведений русской литературы играл вместе со своим учеником в «замеряшки»?

А) француз-учитель Дефорж (А.С. Пушкин. «Дубровскии»);

Б) учитель французского языка Лидия Михайловна (В.Г. Распутин. «Уроки французского»);

В)  учитель математики Харлампий Диогенович (Ф.А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»).».

Часть 2.

Сформулируй и запиши краткий ответ на каждый вопрос.

7. Как называется жанр устного народного творчества, который соответствует следующему определению: «Краткое мудрое изречение, часть суждения без вывода, без заключения»?

__________________________________________________________________

8. Определите стихотворный размер следующих строк:

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

                                     (А.А. Блок. «Летний вечер»)

9. О ком из героев русской литературы XIX века идёт речь в отрывке«...только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем»?

Назовите героя, произведение и автора.

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Кому из литературных героев принадлежат приведённые ниже слова?

««...я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может»..»

Назовите героя, произведение и автора.

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. О ком из героев русской литературы XX века идёт речь в приведённом ниже отрывке?

««Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности».».

Назовите героя, произведение и автора.

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»: «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча...»?

__________________________________________________________________

  1. Как называется рифмовка, использованная в приведённой ниже строфе из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи»?

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную

__________________________________________________________________

 

  1. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»:

 «Стоял он [соседский дом] сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни»

__________________________________________________________________

 

15.Что обозначает устойчивое выражение «яблоко раздора»?                 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3.

16. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания. Сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого. фрагмента. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 1.1.  На основе анализа приведённого текста выявите черты тонкого, проявившиеся в данном фрагменте.

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого,— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий,— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

— Милый мой! — начал тонкий после лобызания,— Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий,— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился?

— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый,— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

— Ну, полно! — поморщился толстый,— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

                                                  А. П. Чехов «Толстый и тонкий»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ответы

1 вариант

2 вариант

1

а

1

в

2

а

2

а

3

в

3

а

4

а

4

б

5

в

5

б

6

б

6

б

7

пословица

7

поговорка

8

хорей

8

ямб

9

Левша Н.С. Лесков «Левша»

9

Толстый  А.П. Чехов  «Толстый и тонкий!

10

Девочка Даша А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

10

Левша, В.П. Н.С. Лесков «Левша»

11

Ассоль А. Грин «Алые паруса»

11

Григорий А.И.Куприн «Чудесный доктор»

12

сравнение

12

сравнение

13

парная

13

перекрёстная

14

олицетворение

14

 Олицетворение

15

Выражение «рог изобилия (Амалфеин рог)» является символом богатства, изобилия

15

Выражение «яблоко раздора» употребляется в значении «предмет, причина спора, вражды»



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

КИМ промежуточной аттестации по литературе для 8  класса

  1. Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки, с целью выявления степени освоения стандарта учащимися 8-х классов с ОВЗ VII  вида основной школы по литературе при переходе в 9 - ой класс.
  2. Структура работы.

КИМ  состоит из трёх частей.

Первая часть включает 10заданий, предполагающих выбор ответа.

Вторая часть включает 4 заданий, предполагающих краткий ответ.

Третья часть включает 1 задание, предполагающее развернутый ответ.

Таблица 1.

Часть        работы

Количество

заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть 1

10

12

С выбором ответа

2

Часть 2

4

8

С кратким ответом

3

Часть 3

1

9

С развернутым ответом

Итого

15

29

3. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

В работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса литературы:

Таблица 2. Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса литературы:

Содержательные разделы

№ задания

Теория литературы

1, 2, 9, 11, 14

Литература 19 века.  Литература 20 века

3, 4, 5, 6, 7, 8,   10,    12, 13, 15

Язык художественного произведения

   3

Итого

15

Таблица 3 Распределение заданий по видам умений и способам действий

№ задания

Основные умения и способы действий  

Число заданий

Максимальный первичный балл

1

Знать литературоведческие термины

2

4

2

Знать особенности жанров и определять жанровую принадлежность художественного произведения

1

1

3

Знать литературные направления

1

1

4

Знать содержание произведения

3

3

6

Знать автора и название созданного им произведения

3

6

Уметь определять стихотворный размер

1

1

7

Правильно определять героя произведения, название  и автора произведения

2

6

12

Уметь давать развернутый ответ на вопрос по художественному произведению, анализируя сюжет, образы героев.

1

9

Всего

15

29

4. Продолжительность итоговой работы.

На выполнение итоговой работы отводится 40 минут.

5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 29 баллами.

Каждое правильно выполненное задание 1-4, 6-11, 14 оценивается 1 баллом.

Задание 5, 12-13 оценивается 3 баллами каждое (по одному баллу за имя героя, название произведения, автора произведения или за каждое названное художественное средство).

Итого за задания базового уровня 20 баллов.

Критерии оценивания задания 16, требующего написания связного ответа объёмом 3-4  предложения.

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).  

Критерии

баллы

К 1  Содержание ответа (сочинения):

Работа соответствует теме и заданию

 

1

Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания

0

К2

Речевое оформление ответа (сочинения):

Соблюдены смысловая цельность, речевая связность

и последовательность изложения

2

Допущена 1 логическая ошибка

1

Допущено более 1 логической ошибки

0

К3

Точность и выразительность речи

 

Прослеживается разнообразие грамматического строя

речи

 

2

Прослеживается однообразие грамматического строя

речи

1

Работа отличается бедностью словаря, однообразием

грамматического строя речи

0

К4

Грамотность Соблюдение речевых и грамматических норм

Грамматические нормы

Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет)

2

Допущены 1—2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Речевые нормы

Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых

2

ошибок)

1

Допущены 1—2 ошибки

0

Допущено более 2 ошибок

Максимальное количество баллов за всю письменную работу

9

Таблица перевода баллов по пятибалльной шкале:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

% выполнения

менее 40 процентов от заданий базового уровня

41% от заданий базового уровня-74% от общего количества баллов

75% и более от общего количества баллов

90% и более от общего количества баллов

Первичный балл

0 – 11

12 – 21

22 – 26

27 – 29

Приложение 1

Обобщённый план варианта КИМ промежуточной аттестации по литературе для 8 класса

Уровни сложности заданий: Б – базовый;  ; В – высокий.

задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень

сложности

задания

Максимальный балл за

выполнение

задания

1

Теория литературы.   Виды жанра

Б

1

2

Теория литературы  Литературные направления  

Б

1

3

Автор и название произведения

Б

1

4

Содержание произведения. Определение эпиграфа произведения

Б

1

5

Содержание произведения. Персонажи

Б

3

6.

Содержание произведения с исторической точки зрения

Б

1

7

Содержание произведения.  

Б

1

8.

Теория литературы. Стихотворные размеры

Б

1

9

Теория литературы.   Виды жанра

Б

1

10

Автор и название произведения

Б

1

11

Теория литературы.   Литературные понятия

Б

3

12

Литература 18-19 века

Б

3

13

Литература 19веква

Б

1

14

Теория литературы.   Литературные понятия

     Б        

1

15

Литература. Определение собственного отношения

В

9

Всего заданий – 15; из них

по типу заданий:

С выбором ответа – 10;

с кратким ответом – 4;

с развернутым ответом – 1;

по уровню сложности: Б – 14;   В – 1.

Максимальный первичный балл – 29.

Промежуточная аттестация по литературе

(адаптированная)

8 класс

Дата _______________________________________________________

Имя, фамилия __________________________________________________

ВАРИАНТ I

Часть 1.

Обведи букву, под которой дан верный ответ.

  1. Исторические песни - это:

А) народные песни, в которых рассказывается об исторических событиях;

Б) народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях;

В) произведение древнерусской литературы о военных походах, сражениях, нашествиях, подвигах воинов;

Г) небольшие лирические песни, обычно имеющие форму четырёхстрочного рифмованного куплета.

 

2. К какому литературному направлению относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

А)  классицизм;        Б)  романтизм;        В)  реализм.

  1. Кто является автором сборника «Петербургские повести»?

А) А. С. Пушкин;        Б)  М. Ю. Лермонтов;        В)  Н. В. Гоголь;        Г)  А. П. Чехов.

4. Эпиграфом к какому произведению стала пословица: «Береги честь смолоду»?

А) «Капитанская дочка» А. С. Пушкина;          Б) «Мцыри» М. Ю. Лермонтова;

В) «Ревизор» Н. В. Гоголя;                                  Г) «Старый гений» Н. С. Лескова.

  1. Выберите трёх отрицательных героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

а) Госпожа Простакова

б) Милон

в) Софья

г) Митрофанушка

д) Правдин

е) Вральман

 

  1. Кто возглавлял крестьянское восстание, описанное в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина?

А) Степан Разин;

Б) Емельян Пугачёв;

В) Кондратий Булавин;

Г) Иван Болотников.

 

  1. Что случилось с Мцыри в финале поэмы?

А) убежал из монастыря;

Б) остался в монастыре;

В) умер;

Г) поступил на военную службу.

  1. Каким стихотворным размером написано стихотворение А.Н. Майкова

«Поле зыблется цветами, // В небе льются света волны…»

А) ямбом;

Б) хореем;

В) амфибрахием;

Г) анапестом.

9. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» относится к произведениям:

А) автобиографическим;

Б) фантастическим;

В) приключенческим;

Г) историческим.

10.. Автором рассказа «Фотография, на которой меня нет» является

а) В. Г. Распутин

б) В.П. Астафьев

в) И.И. Пантелеев

Часть 2.

11. Сопоставьте литературное понятие с определением

Литературное понятие

Определение

А. Завязка

1. Момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения

Б. Кульминация

2. Начало конфликта, события, с которого начинается действие в художественном произведении

В. Экспозиция

3. Заключительная часть произведения, сообщающая о судьбе действующих лиц после изображённых событий

4. Разрешение конфликта в литературном произведении

5.Вводная часть произведения, изображающая обстановку, условия возникновения конфликта, расстановку действующих лиц

 

12. Соотнесите произведение и персонажей

Автор, произведение

Персонаж

А. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

1. Хлестаков

Б. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

2. Митрофанушка

В. Н. В. Гоголь «Ревизор»

3. Петр Гринёв

13. Назовите имя героини, в честь которой называется произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

__________________________________________________________________

14.Как называется разговор двух или более героев между собой в художественном произведении?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3.

15. Дайте развёрнутый ответ на вопрос (не менее 5-7 предложений): Какое произведение из курса литературы 8 класса запомнилось и почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

1 вариант

1

а

2

а

3

в

4

а

5

а, г, е

6

б

7

в

8

б

9

а

10

б  

11

А2, Б1,  В5

12

А2, Б3, В1

13

Маша Миронова

14

диалог



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

КИМ промежуточной аттестации по литературе для 11  класса

  1. Назначение работы – оценить уровень освоения обучающимися основной образовательной программы по литературе соответствующим  требованиям федерального государственного стандарта.
  2. Структура работы.

КИМ  состоит из трёх частей.

Первая часть включает 7заданий, предполагающих краткий ответ, связанный с эпическим, или лироэпическим, или драматическим произведением.

Вторая часть включает 5 заданий, предполагающих краткий ответ, связанный с лирическим произведением.

Третья  часть включает 2 задания, предполагающих развернутый ответ ограниченного объёма (5-10 предложений)

Таблица 1.

Часть        работы

Количество

заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть 1

7

7

С кратким ответом

2

Часть 2

5

5

С кратким ответом

3

Часть 3

2

12

С развернутым ответом

Итого

14

24

3. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

В структурном отношении два комплекса заданий части 1-2 выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня, нацеленных на проверку теоретико-литературных знаний (1–7 и 10–14). Задание части 3 относится к заданиям повышенного уровня обобщающего типа.  В работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса литературы:

Таблица 2. Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса литературы:

Содержательные разделы

№ задания

Теория литературы

1, 2, 7, 8, 13

  Литература 20 века

3, 4, 5, 6,   9, 10, 11, 16

Итого

14

Таблица 3 Распределение заданий по видам умений и способам действий

№ задания

Основные умения и способы действий  

Число заданий

Максимальный первичный балл

1

Знать содержание изученных литературных произведений

1

1

2

Уметь анализировать эпизод (сцену)

изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

2

12

3

Уметь определять жанрово-родовую специфику литературного

произведения

2

2

4

Знать особенности языка художественного произведения. Уметь определять изобразительно-выразительные средства, использованные в произведен6ии

5

5

5

 Уметь определять стихотворные размеры

1

1

6

Знать элементы композиции и уметь определять их

1

1

7

Владение литературоведческой терминологией

2

2

Всего

14

24

4. Продолжительность итоговой работы.

На выполнение итоговой работы отводится 40 минут.

5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 24 баллами.

Каждое правильно выполненное задание 1-12 оценивается 1 баллом.

Итого за задания базового уровня 12 баллов.

Критерии оценивания задания 16, требующего написания связного ответа объёмом 5-10  предложений.

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).  Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.

Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла.

Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» выставляется 0 баллов.

Критерии

баллы

К 1  \соответствие ответа заданию:

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста

приведённого фрагмента  

2

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого

фрагмента/

1

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

0

К2

Привлечение текста произведения для аргументации:

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне

анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют

2

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне

пересказа произведения или общих рассуждений о его

содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущены одна  фактическая ошибки

1

Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ авторская позиция искажена,

И/ИЛИ допущено две или более фактические ошибки

0

К3

Логичность и соблюдение речевых норм

 

Отсутствуют логические, речевые ошибки

2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок

1

Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу

6

Таблица перевода баллов по пятибалльной шкале:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

% выполнения

менее 40 процентов от заданий базового уровня

41% от заданий базового уровня-74% от общего количества баллов

75% и более от общего количества баллов

90% и более от общего количества баллов

Первичный балл

0 – 9

10 – 17

18 – 21

22 – 24

Приложение 1

Обобщённый план варианта КИМ промежуточной аттестации по литературе для 8 класса

Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.

задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень

сложности

задания

Максимальный балл за

выполнение

задания

1

Теория литературы.   Виды жанра

Б

1

2

Теория литературы.  Элементы композиции  

Б

1

3

Художественные выразительные средства

Б

1

4

Содержание произведения.

Б

1

5

Теория литературы. Художественные приёмы

Б

1

6

Теория литературы.  Владение литературоведческой терминологией

Б

1

7

Теория литературы.  Владение литературоведческой терминологией

Б

1

8

Теория литературы.   Виды жанра

Б

1

9

Теория литературы.   Стилистические приёмы

Б

1

10

Теория литературы. Художественные приёмы

Б

1

11

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства

Б

1

12

Теория литературы. Стихосложение

Б

1

13

Развёрнутый ответ на вопрос

П

6

14

Развёрнутый ответ на вопрос

П

6

Всего заданий – 14; из них

по типу заданий:  

с кратким ответом – 12; с развернутым ответом – 2;

по уровню сложности: Б – 12; П- 2  

Максимальный первичный балл – 24

ВАРИАНТ I

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания  

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали ездить Данко.

— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!

— Вы сказали: «Веди!» — и я повёл! — крикнул Данко, становясь против них грудью. — Во мне есть мужество вести, вот потом}’ я повёл вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их ещё более.

— Ты умрёшь! Ты умрёшь! — ревели они.

А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого ещё ярче загорелось в нём сердце, ибо эта их дума родила в нём тоску.

А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.

— Идём! — крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивлённо качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слёз. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.

  1. Укажите жанр, к которому относится произведение М. Горького «Старуха Изергиль».

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

 

  1. Легенда о Данко является важной частью повествования, сюжетно перекликающейся с другими. Каким термином обозначается взаимосвязь и расположение частей в художественном произведении?

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

 

3. «Оно пылало так ярко, как солнце», «люди же, изумлённые, стали как камни». Как называется данный приём?

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

 

4.Установите соответствие между тремя персонажами «Старухи Изергиль» и соответствующими цитатами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

ЦИТАТЫ

А) Данко

1) «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»

Б) Ларра

2) «мрачные все, как демоны, .А ведь ты молодой и сильный»

В) Повествователь

3) «красивые — всегда смелы»

4) «всё лицо у него было изрублено крест-накрест саблями»

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

                                              A        Б        В

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

 

                 

5. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало! Какой приём использует автор для усиления художественного высказывания?

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

 

6. Каким термином обозначается описание природы в художественном произведении («а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река»)?

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

 

7. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В   впишите   два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Данко — _____________ герой. Он смел, горд, готов к самопожертвованию, он личность исключительная в исключительных обстоятельствах. Главный из жизненных принципов Данко выражен средством речевой выразительности — ______ «факел великой любви к людям».

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

 

Часть 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с клёнов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

С. А. Есенин, 1921

10. Назовите жанр классической поэзии, черты которого присутствуют в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...».

 Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

 

11. Как называется стилистический приём, основанный на повторе одинаковых согласных в строке: «Дух бродяжий! ты все реже, реже...»?

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

 

12. Назовите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие по сходству (например, «белых яблонь дым», «увяданья золотом охваченный»).

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

 

13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.

1) повтор

2) сравнение

3) гротеск

4) анафора

5) риторический вопрос

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

 

14. Каким размером написано стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»? (Дайте ответ без указания количества стоп.)

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

 

Часть 3

15. Какие черты романтического повествования присутствуют в легенде о Данко?

Почему размышления поэта о прощании с молодостью, так трагично звучащие в стихотворении, завершаются светло и спокойно?

   Выполняя задание,  сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

16. Почему размышления поэта о прощании с молодостью, так трагично звучащие в стихотворении, завершаются светло и спокойно?

   Выполняя задание,  сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ВАРИАНТ II

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания  

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, — и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были — добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать — дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца — то за точкой, то за запятой. Каждая проходка — день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

— Притесняют меня, Игнатич, — жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. — Иззаботилась я.

Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

— Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, — говорила она о торфе. — Ну и местечко, любота одна!

— Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

— Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько — тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

1. Назовите жанр, к которому принадлежит произведение А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

2. Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным изображением действительности и принципы которого нашли отражение в «Матрёнином дворе».

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

3. Каким термином обозначаются слова, далёкие от литературной нормы, встречающиеся в речи Матрёны («любота», «летось», «сколища» и т. п.)?

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

4. Установите соответствие между персонажами «Матрёнина двора» и их характеристиками.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

ХАРАКТЕИСТИКИ

А) Фаддей

1) председатель колхоза

Б) Ефим

2) приезжий, учитель математики

В) Игнатьич

3) муж Матрёны, пропавший на войне

4) брат Матрёниного мужа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

                                              A        Б        В

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

 

5.В приведённом фрагменте душевные качества Матрёны противопоставлены бездушию бюрократов. Каким термином обозначается подобное противопоставление?

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

6. Задание 6 № 1298

Как называется выразительная подробность в художественном тексте (пачка «важных» бумажек, плетёный кузов Матрёны и т.п.)?

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

7. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. Впишите   два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

В произведении А. И. Солженицына «Матренин двор» _______________________ праведника, в роли которого выступает главная героиня Матрёна, является ключевым. По жанру «Матрёнин двор» является __________________________.

 

Часть 2.

Сформулируй и запиши краткий ответ на каждый вопрос.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания

                               Вл. Соколову

Зимний лес! От края и до края

Он застыл смолистою стеной,

Сердце беспокойное смущая

Неправдоподобной тишиной.

Он меня гнетёт своим величьем,

Полным отрешеньем от всего

И высокомерным безразличьем

К жизни за пределами его.

Будто нет весёлого сиянья

Городов, затерянных вдали,

Будто нет ни счастья, ни страданья,

Будто нет вращения Земли.

Лишь порой взлетает ворон круто,

Потревожив царственную ель,

И бушует целую минуту

Маленькая тихая метель.

                                    (К. Я. Ваншенкин, 1955))

8. Каким термином обозначается образ человека, от лица которого выражаются чувства и мысли в лирическом произведении (в данном случае — в стихотворении К. Я. Ваншенкина)?

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

9. Как называется описание природы в художественном произведении («Зимний лес! От края и до края / Он застыл смолистою стеной…»)?

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

10. Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк:

Будто нет ни счастья, ни страданья,

Будто нет вращения Земли.

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных К. Я. Ваншенкиным в своём стихотворении (цифры укажите в любом порядке

1) риторическое восклицание

2) сравнение

3) неологизм

4) гротеск

5) эпитет

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

12. Определите размер, которым написано стихотворение К.Я. Ваншенкина (ответ дайте без указания количества стоп).

Ответ -----------------------------------------------------------------------------------------

Часть 3.

13. Какие черты характера Матрёны раскрываются в приведённом фрагменте?

  

 Выполняя задание,  сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Каким настроением проникнуто стихотворение К. Я. Ваншенкина о зимнем лесе? 

   Выполняя задание,  сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ответы

1 вариант

2 вариант

1

рассказ

1

рассказ

2

композиция

2

реализм

3

сравнение

3

просторечие

4

312

4

432

5

повтор

5

антитеза

6

пейзаж

6

деталь

7

Романтический метафорой

7

Образ рассказом

8

элегия

8

Лирический герой

9

аллитерация

9

пейзаж

10

метафора  

10

анафора

11

125  

11

125  

12

хорей

12

хорей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая и промежуточная аттестация учащихся

В данной документе даны критерии оценки учащихся как итоговой так и промежуточной....

Материал промежуточной аттестации для 5 класса

Материал промежуточной аттестации для 5 класса является итоговым контролем коммуникативной компетенции в области говорения и чтения....

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ для проведения промежуточной аттестации по предмету «Алгебра и начала анализа» в 10 классе

Контрольная работа содержит 4 задания по темам: «Тригонометрия» и «Производная».Приведены критерии оценок и решения всех вариантов....

аналитическая справка по промежуточной аттестации

Аналитическая справкапо итогам промежуточной (годовой)аттестации в 2010-2011 учебном году....

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ЕН.01 МАТЕМАТИКА основной профессиональной образовательной программы по специальности: 19.02.01 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ форма проведения промежуточной

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины математика разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего...