РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 КЛАСС
рабочая программа по литературе (10 класс)

Ярославцева Людмила Анатольевна

Материал представляет собой рабочую программу среднего (полного) общего образования по литературе для десятого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_lit_10_kl.doc347 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

10 КЛАСС

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования по литературе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 города Кузнецка, используя программу для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» под редакцией Коровиной В.Я. М: «Просвещение», 2016 г

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в средней (полной) школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного среднего (полного) общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения:
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

 Планируемые метапредметные результаты освоения ООП СОО

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

5.Предметные результаты обучения

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

 обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

 использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

 давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

 анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

 определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

 анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

 анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

 давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

 выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

II.        СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАССА

(105 часов)

Литература XIX века (90 час)

Введение (2ч)

 Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века (10ч)

Обзор русской литературы первой половины XIX века (1ч)   

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.  

А. С. Пушкин (4ч) 

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений). Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.  Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь (3ч) 

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Невский проспект» (возможен выбор другой петербургской повести).

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

Литература второй половины XIX века (79ч)

Обзор русской литературы второй половины  XIX века (1 час).

 Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

  1. А. Н. Островский (7ч)
  2.          Жизнь и творчество (обзор). Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”. А.Н.Островский в критике  («Луч света темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы ,трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

И. А. Гончаров (5ч )

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

Ф. И. Тютчев (3ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «О чем ты воешь, ветр ночной?» «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»«Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа — сфинкс…» 

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

А. А. Фет (3ч)

 Жизнь и творчество (обзор).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое».  Философская проблематика лирики.

Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.

 Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...»

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

А. К. Толстой (2ч)

Жизнь и творчество (обзор). 

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Острою секирой ранена береза...». «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения».

И. С. Тургенев (9ч)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Н. С. Лесков (3ч)

 Жизнь и творчество (обзор).

Бытовые повести и жанр «русской новеллы».

Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Повесть «Очарованный странник»и его герой Иван Флягин. Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя).Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Урок внеклассного чтения. «Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

М. Е. Салтыков-Щедрин (3ч)

 Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор). Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Тема народа и власти. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Н. А. Некрасов (6ч)

 Жизнь и творчество. Некрасов-журналист. Противоположность литературно художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на

позиции реализма.

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина.  Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»  

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».  Замысел поэмы. История создания, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Смысл названия поэмы. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

К. Хетагуров (1ч) 

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Ф. М. Достоевский (12ч)

Жизнь и творчество. 

Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Л. Н. Толстой (17ч) 

Жизнь и творчество.

Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». «Севастопольские рассказы».

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира». Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

Москва и Петербург в романе Изображение светского общества. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни  Пьером  Безуховым.  «Мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи.

 Народ и «мысль народная» в изображении  писателя.   Просвещенные  герои  и  их  судьбы в водовороте исторических событий. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Русский солдат в изображении Толстого. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Проблема национального характера. Философский смысл образа Платона Каратаева и и авторская концепция “общей жизни. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.

Философия истории. Внутренний монолог как способ выражения  «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

А. П. Чехов (9ч)

Жизнь и творчество. 

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). 

Рассказы: «Черный монах», «Случай из практики». Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.  

Комедия «Вишневый сад».  Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (4ч)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Г. де Мопассан (возможен выбор другого зарубежного прозаика).

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен (возможен выбор другого зарубежного прозаика).

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо (возможен выбор другого зарубежного поэта).

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).

Тема стихийности жизни, полной раскрепощённости и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу  художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОЛ-ВО ЧА-

СОВ

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ

2

Уроки 1-2.

Введение. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. 

Чтение и обсуждение статьи учебника, эмоциональный отклик, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление тезисов статьи. Истолкование ключевых слов и словосочетаний. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестовых и диагностических заданий.

Практическая работа. Изучение структуры учебника и выявление его учебных функций. Устная характеристика разделов учебника.

Раздел II.  ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

10

Урок 1.

Обзор русской литературы первой половины XIX века. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.  

Чтение и обсуждение статей учебника. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Формулирование вопросов по тексту произведений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного высказывания.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Творчество А.С.Пушкина

4

Урок 1.

А.С.Пушкин.

Жизнь и творчество (обзор). Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии

Краткий рассказ о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». Составление плана устного и письменного высказывания. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы.

Урок 2.

"Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия.

Урок 3.

"Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия)

 Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос

Урок 4.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме.

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные.

Характеристика героев, комментирование текста.

Творчество М.Ю.Лермонтова

2

Урок 1.

М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики

Краткий рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет поэта». Составление плана устного и письменного высказывания. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы.

Урок 2.

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия.

Творчество Н.В.Гоголя

3

Урок 1.

Н.В.Гоголь: обзор жизни и творчества. Обобщающее значение гоголевских образов.

Краткий рассказ о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». Составление плана устного и письменного высказывания. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы.

Урок 2.

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

Подбор цитат из текста произведения по заданной теме. Составление плана и письменный анализ по плану.

Урок 3.

Рр   Сочинение по теме «Петербург в литературе первой половины XIX века»

Составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой, отбор литературного материала, логическое его выстраивание с учетом норм русского литературного языка.

Раздел III. ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

85

 Урок 1. 

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики второй половины XIX века. Россия во второй половине XIX века. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра

 Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.

Творчество А.Н.Островского

8

Урок 1.

  1.           А.Н.Островский. Жизнь и творчество (обзор). Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Краткий рассказ о жизни и творчестве А.Н.Островского. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». Составление плана устного и письменного высказывания. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Урок 2.

            Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.

Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом драматического произведения. Участие в коллективном диалоге. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Урок 3.

Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова

Пересказ отдельных эпизодов  пьесы, вспомнить понятие комедия, конфликт. Работа с литературоведческим словарем. Выразительное чтение фрагмента пьесы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии).

Урок 4.

Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины

Выразительное чтение фрагмента пьесы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии).

Урок 5.

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Работа с литературоведческим словарем. Выразительное чтение фрагмента пьесы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии).

Урок 6.

А.Н.Островский в критике  («Луч света темном царстве» Н.А.Добролюбова)

Восприятие текста литературно-критической статьи. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Уроки 7-8.

 Рр  Сочинение по драме А.Н.Островского “Гроза”

Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Творчество И. А. Гончарова

6

Урок 1.

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ о Гончарове. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». Составление плана устного и письменного высказывания. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Урок 2.

Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина».

Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Урок 3.

Рр   Анализ эпизода. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении

Выразительное чтение главы «Сон Обломова». Анализ средств выразительности эпизода, определение места и роли эпизода в произведении.

Урок 4.

Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

Подбор цитат из текста  по заданной теме. Составление плана (в том числе цитатного) характеристики героя романа, сравнительной характеристики героев.

Урок 5.

Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

Подбор цитат из текста  по заданной теме. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Урок 6.

Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н.А.Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Восприятие текста литературно-критической статьи. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Творчество Ф. И. Тютчева

3

Урок 1.

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Поэзия Тютчева и литературная традиция

Краткий рассказ о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет поэта». Составление плана устного и письменного высказывания. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы.

Урок 2.

Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой».

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия.

Урок 3.

Художественное своеобразие поэзии Тютчева

Анализ средств выразительности, языка поэта.

Творчество А.А.Фета

3

Урок 1.

А.А.Фет. Жизнь и творчество (обзор). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”.

Сообщение о поэте. Работа со словарем: «теория чистого искусства».

Пересказ фактов из биографии поэта. Анализ стихотворений.

Урок 2.

«Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое».  Философская проблематика лирики.

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия.

Урок 3.

Рр   Сочинение по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Творчество А. К. Толстого

2

Урок 1.                          

А.К.Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии

Краткий рассказ о жизни и творчестве А.К.Толстого. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет поэта и писателя». Составление плана устного и письменного высказывания. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы.

Урок 2.

      Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиций.

Подбор цитат из текста  по заданной теме. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Творчество И. С. Тургенева

9

Урок 1.

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество

Краткий рассказ о жизни и творчестве И.С.Тургенева. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». Составление плана устного и письменного высказывания. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы.

Урок 2.

Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России

Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Урок 3.

Сюжет, композиция, система образов романа

Подбор цитат из текста  по заданной теме. Составление плана (в том числе цитатного) характеристики героя романа, сравнительной характеристики героев.

Урок 4.

Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова

Подбор цитат из текста  по заданной теме. Составление плана (в том числе цитатного) характеристики героя романа, сравнительной характеристики героев.

Урок 5.

"Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе

Подбор цитат из текста  по заданной теме. Составление плана (в том числе цитатного) характеристики героев романа, сравнительной характеристики.

Урок 6.

      “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство)

Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Урок 7.

      Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания.

Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Урок 8.

      Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д.И.Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Восприятие текста литературно-критической статьи. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Урок 9.

Рр   Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева “Отцы и дети”

Составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой, отбор литературного материала, логическое его выстраивание с учетом норм русского литературного языка.

Творчество Н.С.Лескова

3

Урок 1.

      Н.С.Лесков. Жизнь и творчество (обзор). Бытовые повести и жанр «русской новеллы».

Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники

Чтение статьи учебника о Лескове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

Урок 2.

       Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя).Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Урок 3. Вн.чт

«Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Подбор цитат из текста  по заданной теме. Составление плана (в том числе цитатного) характеристики героинь произведений, сравнительной характеристики.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

3

Урок 1.

                  М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор).

Составление тезисов статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» и статьи «Всегда с нами» из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Пересказ статьи учебника (сжато), презентация информационного проекта с комментариями и обоснованными суждениями.

Урок 2.

     «История одного города» (обзор). Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев».

Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Урок 3.

        Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа

Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Творчество Н.А.Некрасова

9

 Урок 1.

Н.А.Некрасов.

                Жизнь и творчество (обзор). Некрасов-журналист. Противо-положность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма.

Составление тезисов статьи учебника «Н.А.Некрасов». Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Некрасова. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Урок 2.

     Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя.

Составление плана и письменный анализ стихотворения. Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. Сравнительная характеристика со стихотворениями Пушкина А.С. со сходной тематикой.

Урок 3.

     Поэма «Кому на Руси жить хорошо».  Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа.  

Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Урок 4.

     Смысл названия поэмы. Русская жизнь в изображении Некрасова  

Выразительное чтение  поэмы. Анализ поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии).

Урок 5.

       Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Народное представление о счастье.

Выразительное чтение поэмы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Урок 6.

       Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи».

Составление плана и письменный анализ стихотворения. Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. Сравнительная характеристика со стихотворениями Пушкина А.С. со сходной тематикой.

Урок 7.

        Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Особенности стиля Некрасова.

Выразительное чтение поэмы. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Уроки 8-9.  Рр

Сочинение по творчеству

Н.А.Некрасова

Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Письменный ответ на проблемный вопрос (в том числе с использованием цитирования).

Творчество К.Хетагурова

1

Урок 1.

 К.Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки.

Составление тезисов статьи учебника «Коста Хетагуров». Устный рассказ о поэте.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов.  

Творчество Ф.М. Достоевского

12

Урок 1-2.

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество

 Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Урок 3.

    Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение

Выразительное чтение отрывков повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Урок 4.

       Особенности сюжета и       композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа.

Выразительное чтение отрывков повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Урок 5.

     Теория Раскольникова и ее развенчание

Выразительное чтение отрывков повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Урок 6.

        Раскольников и его “двойники”

Выразительное чтение отрывков повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Урок 7.

       Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи.

Выразительное чтение отрывков повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Урок 8-9.

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.

Выразительное чтение отрывков повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Урок 10. Рр

Анализ эпизода. Роль эпилога.

Выразительное чтение эпизода. Анализ средств выразительности эпизода, определение места и роли эпизода в произведении.

Урок 11.

     “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора.

Выразительное чтение отрывков повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Урок 12. Рр

Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой, отбор литературного материала, логическое его выстраивание с учетом норм русского литературного языка.

Творчество Л.Н.Толстого

17

Уроки 1-2.

       Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». «Севастопольские рассказы»

Составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Л. Н. Толстого. Выразительное чтение отрывков повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания повести с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Самостоятельная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос

Урок 3.

     «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания повести с реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Урок 4.

     Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира».

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания повести с реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Урок 5.

      Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания повести с реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Урок 6.

     Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания повести с реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Урок 7.

    Москва и Петербург в романе. Изображение светского общества.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Уроки 8-9.

    Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни  Пьером  Безуховым.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания повести с реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Урок 10.

    «Мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания повести с реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Урок 11.

        Нравственно-психологичес-кий облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания повести с реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Урок 12.

     Народ и «мысль народная» в изображении  писателя.  

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания повести с реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Урок 13.

     Просвещенные  герои  и  их  судьбы в водовороте исторических событий. Толстовская философия истории.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания повести с реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Урок 14.

    Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания повести с реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Урок 15.

    Русский солдат в изображении Толстого. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Проблема национального характера. Философский смысл образа Платона Каратаева и и авторская концепция “общей жизни. Образы Тушина и Тимохина.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания повести с реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Урок 16.

   Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания повести с реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Урок 17.  Рр

   Подготовка к домашнему сочинению по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой, отбор литературного материала, логическое его выстраивание с учетом норм русского литературного языка.

Творчество А.П.Чехова

9

Урок 1.

         А.П.Чехов. 

Жизнь и творчество. 

Составление тезисов статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя и драматурга.

Урок 2.

 Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов.

Выразительное чтение рассказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устная и письменная характеристика героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Игровые виды деятельности: конкурс на лучший пересказ или рассказ о герое произведения, литературная викторина. Практическая работа. Сопоставление сюжетов, персонажей рассказов  Различение образов рассказчика и автора-повествователя в рассказах.

Урок 3.

    Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу.

Урок 4.

   Комедия «Вишневый сад».  Особенности сюжета и конфликта пьесы.

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

Уроки 5- 6.

       Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани.

 Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

Урок 7.

        Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга.

Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

Уроки 8-9. Рр

    Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Письменный ответ на проблемный вопрос (в том числе с использованием цитирования).

Раздел IV. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА  

7

Уроки 1-2.

   Обзор зарубежной литера-

туры второй половины XIX  

века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Чтение и обсуждение статей учебника. Составление лексических и историко-культурных комментариев

Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарём литературоведческих терминов

Уроки 3-4.

    Г. де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор).Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Составление тезисов статьи учебника «Г.де Мопассан». Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя и драматурга.

Чтение и обсуждение фрагментов новеллы. Формулирование вопросов по тексту произведений. Подбор цитат из текста по заданной теме. Характеристика героев и средств создания их образов, а также сопоставительная характеристика персонажей (в том числе с использованием цитирования).

Уроки 5-6.

    Г.Ибсен.  Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом»

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм.

Составление тезисов статьи учебника «Г.Ибсен». Устный рассказ о драматурге. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя и драматурга.

Выявление специфики жанра драматического произведения: работа со словарем (драма, конфликт, интрига, сюжет). Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану). Характеристика сюжета и композиции произведения, их тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства.

Урок 7.

       А.Рембо. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощен-ности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу  художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

Составление тезисов статьи учебника «А.Рембо». Устный рассказ о поэте. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для произведений тем, образов и приёмов изображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа основного общего образования по литературе 7 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7го класса(2 часа в неделю,68 часов в год)...

Рабочая программа основного общего образования (ФГОС) литература 5-9 классы

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями освоения основнойобразовательной программы основного общего образования, представленной вФедеральном государственном образовательном стандар...

"Рабочая программа основного общего образования по литературе для 6 класса"

В соответствии с учебным планом школы курс «Литература» изучается в объёме 552 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений...

Рабочая программа по истории для среднего (полного) общего образования 10 - 11 классов (базовый уровень)

Программа курса по истории на базовом уровне составлена на основе  программы курса «История». Базовый уровень. 10-11 классы / авт.-сост. Л.А. Пашкина  в соответствии с федеральны...

Рабочая программа основного общего образования по литературе 6 класс

Рабочая программа основного общего образованияпо литературе МОУ СОШ с. Вадинск 6 класс...

Рабочая программа основного общего образования по литературе 7 класс

Рабочая программа основного общего образованияпо литературе МОУ СОШ с. Вадинск 7 класс...