План-конспект по чтению в 9 классе Тема: А. Чехов. «Злоумышленник».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

А.П. Чехов «Злоумышленник».

Цель: формировать представление о творчестве великого русского писателя А.П Чехова.

Задачи:

  1. добиваться выразительного, правильного чтения рассказа;
  2. учить определять художественную идею рассказа и авторскую позицию,
  3. воспитывать гражданскую позицию, негативное отношение к воровству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov._zloumyshlennikr.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида»

«Согласовано»

Руководитель МО

 Гармажапова Д.Ш.

«                « 2016г.

«Утверждаю»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Осколкова Л.А.

«                  « 2016г.

Урок по чтению в 9 классе

Тема: А. Чехов. «Злоумышленник».

Выполнила: Балдухаева Л.П.

2016г.

А.П. Чехов «Злоумышленник».

Цель: формировать представление о творчестве великого русского писателя А.П Чехова.

Задачи:

  1. добиваться выразительного, правильного чтения рассказа;
  2. учить определять художественную идею рассказа и авторскую позицию,
  3. воспитывать гражданскую позицию, негативное отношение к воровству.

Оборудование: портрет писателя, мультимедийная презентация.

Ход урока.

I.Организационный момент.

а) Над какой темой работали на прошлом уроке?

б) какой рассказ прочитали? Слайд №1, 2.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы продолжим работать над рассказом «Злоумышленник», будем учиться давать портретную характеристику  литературному герою, определять авторскую  позицию по отношению к главному герою и выразим своё отношение к такому негативному поступку, как  воровство. Слайд №3.

III.Показ фильма «Злоумышленник». Слайд №4.

Идейное содержание рассказа поднимает тему халатности. Кто виноват в том , что мужики вытаскивают гайки, в результате которой происходит авария, гибнут люди. Создаётся ли впечатление, что у Дениса был умысел- и он злостный нарушитель закона. Слайд № 5.

IV. Работа по плану.

Чтобы выяснить это, дайте характеристику Дениса по плану. Слайд № 6.

          План

  1. Место, занимаемое героем в произведении( является главным действующим лицом в произведен).
  2. Положение в обществе ( выходец из народа, климовский мужик).
  3. Портретная характеристика.
  4. Речевая характеристика.

V. Работа с учебником.

Выразительное чтение описания портрета Дениса Григорьева стр. 150 (со слов Перед судебным следователем и до слов     Он бос.)

Давайте посмотрим, каким представил нам его автор.  Слайд №7.

Он предстаёт босой, значит, он беден, и невод- это способ выживания. Разве можно его обвинять в том, что таким образом он добывает себе пищу. Ведь у него и в мыслях не было убивать невинных людей.

VI. Работа по плану-Детали портрета.

-О чём свидетельствуют детали портрета мужика? Слайд № 8.

Детали портрета. О чём говорит портрет мужика. Слайд №7.

1.Латаные порты  (бедность мужика).

2.Чрезвычайно тощий(трудная, голодная жизнь).

3. Пестрядная рубаха (одежда простолюдина).

4. Изъеденное рябинами лицо (тяжёлые болезни).

5. Обросшее волосами лицо, нависшие брови, нечесаные, путаные волосы ( о дремучести).

6.Угрюмая суровость, паучья суровость  (паук-символ дикости).

7.Почему в тексте употребляется слово –мужичонка, а не мужик?

(Слово мужичонка передаёт впечатление о герое как о жалком и ничтожном человеке).

Учитель: Чехов выступал за уважение в человеке человеческого достоинства.

Как понимаете значение слова. Слайд №9.

Достоинство-это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе, положительные качества. Таким образом, это самоуважение. А уважает ли себя Денис?

Обратим внимание на речь Дениса. Как ответил он на вопрос следователя- «Отвинчивал ли

 гайки?» (Знамо, было.) .

-О каких чертах характера это говорит? (простодушный, глуповатый.

-Для чего ему нужна гайка, как он это объяснил следователю? (свинец на дороге не найдёшь, купить надо, а гвоздик не годится.» Лучше гайки и не найтить…»  И тяжёлая, и дыра есть.).Слайд № 10.

-Что пытается объяснить следователь о последствиях этих действий7 ( могут привести к аварии). Следователь говорит: «Ты людей убил бы!»

VII. Выборочное чтение. Найдите строчки, как ему ответил Денис. (Избави, господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещёные или злодеи какие?).учебник стр.152.

Учитель: Как вы думаете, почему Денис не понимает, что его действия преступны. («тёмный, необразованный человек»).Слайд № 11.

-А вы понимаете, к чему ведут эти действия?

Учитель: Сейчас, когда в стране происходит массовое хищение металла, юмористический рассказ обретает печальную окраску. Такие люди, как Денис думают только о выгоде и не задумываются о последствиях.

4.Характеристика речи. Слайд №12.

-Назовите просторечные слова, не свойственные литературному языку.  («чаво», «ежели», «нешто»). Герои не понимают друг друга, они говорят на разных языках.

VIII. Выразительное чтение отрывка от слов «Так ты говоришь» и до слов «Ты людей убил бы»учебник стр.152.

Почему следователь считает, что Денис прикидывается идиотом, врёт? ( Он считает, что Денис Григорьев хочет сбить с толку следователя и уйти от ответственности).

Учитель: Следователь не верит мужику: мужик хитёр, скрытен и всегда готов обвести барина. «Учёный» следователь  и «тёмный « Денис  Григорьев говорят одни и те же слова, но не понимают друг друга. Это делает рассказ смешным, несмотря на грустный его конец. Приговор остаётся неизвестным. Чехов хотел, чтобы читатель вынес его сам.

IX. Итог урока.

Учитель: Давайте ещё раз посмотрим сцену допроса Дениса. Отношение автора  к герою выразилось в заглавии рассказа, окрашенном иронией, и в том, что вся сцена смешна, а финал драматичен. В прямом смысле слова Денис зла не замышлял, значит- название носит ироничный характер. Но ирония эта очень горькая. Такое стечение обстоятельств показывает горькую жизнь неразвитого человека, стоящего на низшей ступени социальной лестницы. Он злоумышленник поневоле. Но это не облегчает ситуацию. Денис так и не понимает, в чём его обвиняют. Но это не смешно, а грустно. Герой Чехова вызывает сочувствие, обвинять его сложно.

X. Задание на дом:  стр. 150-155, вопросы № 6, 7.

XI. Сообщение оценок учащимся.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по изобразительному искусству. 7 класс. Тема: «Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны».

Завершающий урок из блока уроков по теме: "Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны"....

План-конспект открытого урока в 6 классе. Тема "Лондон". УМК М. З. Биболетовой Н. Н. Трубаневой Enjoy English.

Урок называется "Охота за привидениями". Урок с использованием программы SMART Notebook. Урок - экскурсия по достопримечательностям Лондона. Учащимся предлагается стать охотниками за привидениями и от...

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).

План-конспект урока литературы в 11 классеТема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С....

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...