М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство».
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Бурмистрова Анна Сергеевна

Конспект урока по литературе в 7 классе.

М. Горький . Слово о писателе. Автобиографический характер повести "Детство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m._gorkiy.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство».
Цель урока: углубить знания учащихся о понятиях «автобиографическая повесть»; совершенствовать умения анализировать прочитанное, характеризовать героев, объяснять причины их поступков; отрабатывать навыки пересказа эпизодов, выделение важных событий в произведении; развивать логическое мышление, связную речь; воспитывать человечность, отзывчивость.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Мотивация учебной деятельности на основе субъективного опыта учащихся

Для успешного обучения необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать над вопросом: Подумайте и вспомните: Что такое автобиографическая проза? Какие произведения в этом жанре вы читали? Что такое легенда? Какие легенды вы знаете? Что вы знаете о Максиме Горьком?

  1. Актуализация учебной деятельности.
  2. Постановка цели и задач урока

Мы узнаем о жизни и творчестве Максима Горького и познакомиться с двумя очень разными его произведениями: с «Детством» и «Легендой о Данко»; узнать, что такое романтический пафос произведения.
Вы сможете развить навыки осмысленного чтения, анализа художественного произведения.
Словарь литературоведческих терминов:
- Автобиографическая проза — это художественные произведения, основанные на реальных событиях из жизни автора.
- Легенда — устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушателем как достоверные.
- Тема произведения — круг жизненных явлений, изображённых в произведении.
- Идея произведения — основная мысль художественного произведения.
- Портрет — изображение внешности героя в произведении.

  1. Работа над темой урока

Методический комментарий. Максим Горький — псевдоним писателя Алексея Максимовича Пешкова. Максим Горький прожил большую, интересную и очень трудную жизнь. Вот что он рассказывал о себе:
«Родился в 1868 году… в Нижнем, в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и пермского мещанина Максима Савватиева Пешкова, по ремеслу драпировщика, или обойщика... Отец умер в Астрахани, когда мне было пять лет; мать в Кунавине — слободе.
По смерти матери дедушка отдал меня в магазин обуви; в ту пору имел я 9 лет от роду и был дедом обучен грамоте по псалтыри и часослову. Из „мальчиков" сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход в поварята, потом в помощники садовника. В сих занятиях прожил до пятнадцати лет, всё время занимаясь усердно чтением...»

С детства Горький обладал наблюдательностью будущего писателя и склонностью к анализу: «...Я с детства видел бессмысленную жестокость и непонятную мне вражду людей, был поражён тяжестью труда одних и животным благополучием других...»
Впечатлительный мальчик с непростым детством Алёша Пешков вырос в писателя с горьким именем: «...цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать всё для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...»

  1. Начало работы над темой урока

Повесть «Детство» написана в 1913 году и принадлежит к числу автобиографических произведений. Автобиографическая проза — это художественное произведение, основанное на реальных событиях из жизни автора. Литературная автобиография — это попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
Вся трилогия Максима Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты») знакомит нас со «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни».
«…правда выше жалости, и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил – да и по сей день живёт – простой русский человек».

Горький не ограничивается только показом «страшной обстановки», но с большой художественной силой выражает свою веру в русский народ, глубокую надежду на светлую, радостную жизнь.
Вспомним произведение с такой же темой, и даже с таким же названием — «Детство» Льва Толстого. Сравнение этих произведений поможет нам провести чёткую грань между темой и идеей произведения. Тема относится скорее к форме — о чём книга? Книги Толстого и Горького – о детстве авторов. Но ясно видно на этом примере, что писатели взялись за перо в этом случае с разными целями. Если Толстой сосредоточен более на внутренних мироощущениях главного героя, на самоанализе, на развитии души, то Горький скорее пишет о восприятии внешнего мира главным героем, и о тех впечатлениях, которые Алёша вынес из этой жизни.

  1. Романтический характер «Легенды о Данко»

По воспоминаниям современников, рассказывая о себе, Максим Горький «биографии своей почти не касался».
Казалось бы, такой писатель как Горький должен придерживаться традиций критического реализма, проникнутого пафосом протеста против социального неравенства, нищеты и бесправия. Но первые же произведения Максима Горького отличались резкой противопоставленностью друг другу: одни были чисто реалистическими, другие отличались своей романтической направленностью, яркими образами сильных, героических личностей, людей с «солнцем в крови». К последним относится «Легенда о Данко».
Легенда — устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушателем как достоверные.

В современном обиходном значении легендой часто называют произведение, отличающееся поэтическим и «сверхъестественным» вымыслом и одновременно претендующую на некую достоверность в прошлом.
«Легенда о Данко» является одной из трёх частей рассказа «Старуха Изергиль». Рассказ был напечатан в 1895 году и поразил читателей своим содержанием, построенным на легендарно-фантастической основе.
Романтические герои Максима Горького провозглашали любовь к людям и любовь к жизни, отвергали культ одинокой личности, замкнутой и оторванной от мира людей.

Герой легенды Данко — плоть от плоти своего народа, которого враги загнали в непроходимые болота, и в начале легендарного повествования он ничем не отличается от других: о нём просто не идёт речь. Но яркие, сильные, героические личности — люди с «солнцем в крови» — проявляют себя как раз в экстремальных ситуациях: в экстремальных ситуациях проявляется сила духа человека или его слабость. Данко берёт на себя миссию вывести народ к светлым полям и лугам, привести к победе (леса и болота символизируют в этой легенде гнетущую действительность, Данко – вождя, способного пожертвовать даже своей жизнью во имя светлого будущего людей). Данко пожертвовал своим сердцем во имя «великой любви к людям»: вырвав из груди своё сердце, он осветил им путь через дремучий лес и болото, не задумываясь о собственной участи.

  1. Работа с учебником.

Выполните задание на оценку: прочитать легенду "Данко", стр. 85-89. Ответить на вопрос учебника 1(письменно), стр. 89.

  1. Подведение итогов урока

Основные выводы:
• Максим Горький вышел из простых людей в великие писатели благодаря трудолюбию, любознательности, любви к чтению, наблюдательности и неравнодушию к людям.
• Максим Горький писал в самых разных направлениях, от критического реализма до романтизма;
• О теме произведения мы узнаём до или в начале чтения, идею произведения понимаем чаще после прочтения произведения.
• Основными чертами романтизма является:
Идея свободы, пафос борьбы за свободу
Интерес к истории и сильным личностям
Противостояние двух миров, напряжённость чувств героев
Статичность образа героя, у героя нет прошлого
Субъективность и эмоциональность авторского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7-м классе М. Горький. Слово о писателе. «Детство»

google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Задачи: Образовательная - отработка т...

Презентация по теме И.С. Тургенев. Автобиографический характер повести "Ася"

Данная презентация поможет в объяснении нового материала...

М. Горький. Повесть «Детство» (главы по выбору). Становление характера мальчика.

    На данном уроке отрабатывается термин “автобиографическая повесть”, проводится  работа с текстом и словом писателя, анализируются  ключевые сцены, эпизоды повести....

«А.С. Неверов. «Ташкент – город хлебный». Слово о писателе. «Взрослое» детство в повести. Противостояние нравственной красоты юной души страшным реалиям большого мира»

Цель данного урока: воспитание личности, обладающей активной жизненной позицией. Основные задачи: пробудить интерес к литературе, открыть новое имя писателя А.С. Неверова, ра...

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность».

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность»....

Конспект урока по предмету «Чтение» по теме «М. Горький. Слово о писателе», 8 класс

Конспект урока по предмету «Чтение» по теме «М. Горький. Слово о писателе»  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...