Развитие творческих способностей на уроках чтения
статья по литературе (5 класс)

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках чтения

 

«Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»- Паустовский К. Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методы и приемы28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках чтения

«Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»- Паустовский К. Г.

    Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение и предполагает свободное развитие личности.

  Заметить детскую одаренность – важнейшая задача педагога. Ведь все радости начинаются с творчества. У каждого ребенка есть способности, таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых. Когда учитель во главу угла ставит развитие творческих способностей, то он непременно пробудит в каждом ребенке интерес, научит чувствовать, переживать.

     В настоящее время отсутствие традиций семейного чтения приводит к тому, что читающих детей становится все меньше, наблюдается спад читательского интереса. Изменить ситуацию, способствовать развитию творческих способностей детей я стремлюсь через использование нестандартных подходов при организации и проведении уроков чтения.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, оживляют познавательный процесс, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.

 

        Процесс развития творческих способностей обучающихся происходит через использование системы различных видов творческих работ на уроках чтения. Если в системе применять эффективные методы и приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение, восприятие, мышление.

         Поэтому перед педагогом  стоят следующие задачи:

- замечать любые творческие проявления обучающихся;

- развивать творческое мышление детей и способность к решению проблем;

 - формировать инициативную позицию;

 - стимулировать познавательные способности обучающихся;

- поддерживать и улучшать самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества;

 - формировать развитое воображение и восприятие;

 - развивать любознательность, самостоятельность;

-дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

      Курс чтения предполагает вовлечение всех обучающихся в

творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от

склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы

методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности обучающихся и развитие творческих способностей на уроках

чтения:

1.Словесное развертывание образов произведения.

2.Театральная творческая деятельность.

3.Изобразительная творческая деятельность.

Словесное развертывание образов произведения на уроках чтения

При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. Целью данного метода является активизация художественного восприятия как в начале изучения произведения так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом. Творческое чтение – основа формирования высокого художественного вкуса и им движет любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания, постановка на уроке учебной проблемы.

Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность основанная на вдумчивом анализе текста содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:

  1. Передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль.
  2. Прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение.
  3. Прочитай предложение с разной интонацией.

Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.

Выразительное чтение самих детей (наизусть или по книге) – это своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретация, практически выполняемая ребенком не только для себя, но и других. Такую работу можно проводить в виде конкурса чтецов.

Для развития творческих способностей детей я использую методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, - интерпретация сказки.

Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.

Вот примеры некоторых заданий.

  1. Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
  2.  «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
  3. Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.

 Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок

1. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

- Что нужно сделать бабушке Красной Шапочки, чтобы ее не съел волк?

2. «Выворачивание сказки наизнанку».

Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.

- Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где:

  • Белоснежка встретила в лесу семь великанов.
  • Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

3. Сочинение сказки по началу или по концу.

Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок. Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок, М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» придумать продолжение истории о дружбе кошки и собаки (2 класс УМК «Школа 21в.»). При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.

4. Создание собственной оригинальной сказки.

Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет.

5. Прием «Свободное выступление»

Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Начиная с 1 класса, дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением.

Приемы создания собственных текстов:

  1. Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
  2. Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.
    Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.
    Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.

Театральная творческая деятельность на уроках чтения

Игра-драматизация.

Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. Работа с иллюстрацией

Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин. Уже на уроках обучения грамоте начинаю работу над иллюстрациями, обращаю внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажей. Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус.

Креативная игра-драматизация способствует приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения.


Инсценирование произведения

Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста. Я применяю общую схему работы по инсценированию:

  1. Восприятие материала, который предстоит инсценировать.
  2. Анализ произведения (обстановка, образ героев и их поступков).
  3. Постановка исполнительских задач: Что нужно передать, разыгрывая сценку?
  4. Выбор выразительных средств (как это сделать).
  5. Пробы (этюды), анализ.
  6. Подведение итогов, его анализ.
  7. Заключительный показ, его анализ.

Более сложная форма драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.

Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции. Пантомима – форма театра.

Изобразительная творческая деятельность на уроках чтения

Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы:

  1. рисование эпизода, который больше понравился;
  2. рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;
  3. изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;
  4. составление рисованного диафильма;
  5. аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;
  6. составление картинного плана.

В работе над произведением я использую рисование по мотивам прочитанных произведений. В рисунке проявляются свободные ассоциации. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию. Так собирается книга-самоделка. Иллюстрирование одного из эпизодов – это эмоциональный отклик детей, отражающий понимание ими содержания текста и личностное отношение к прочитанному.

Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

Данный урок способствует изучению строения и формы вулканов, развитию  логического мышления, анализу, развитию речи, творческих способностей,воспитанию умения правильно действовать в экстре...

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Публикация "Развитие творческих способностей на уроках истории"

В публикации предложены различные упражнения, игры, которые помогут педагогу развить творческие способности ученика....

Развитие творческих способностей на уроках чтения

Развитие творческих способностей на уроках чтения...