Урок по творчеству Л. Н. Толстого
методическая разработка по литературе

Кыргыс Эмиля Банкет-ооловна

Проведение урока по творчеству Л. Н. Толстого имеет 2 пезетации и разработка урока. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ДЛЯ ЧЕГО ЖИТЬ, И ЧТО ТАКОЕ Я?» Бесконечность и Пьер Безухов.

Слайд 2

Внешность " массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках… Пьер был несколько больше других мужчин в комнате… умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной… Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения."

Слайд 3

Биография Внебрачный сын графа Кирилла Владимировича Безухова. В начале романа Пьер Безухов возвращается в Россию из-за границы, где он получал образование . Кирилл Владимирович Безухов умирает, перед смертью признав Пьера своим законным сыном, и передаёт ему всё своё состояние. Пьер становится одним из самых выгодных женихов России, и вскоре женится на Елене Васильевне Курагиной. Когда жена начинает открыто изменять Пьеру, тот вызывает на дуэль её любовника Долохова, после чего выгоняет Элен из дома, становится франкмасоном и уезжает в Москву.

Слайд 4

Биография в 1808 году становится главой петербургских масонов, но потом разочаровывается в идеалах этой организации. Пьер присутствует на поле битвы во время Бородинского сражения, после оккупации Москвы остаётся в городе и решает, что должен стать убийцей Наполеона. Воплотить замысел ему не удаётся, Безухов попадает в плен, где проводит некоторое время и знакомится с солдатом Платоном Каратаевым, в результате общения с которым постигает народное мироощущение.

Слайд 5

Биография В финале романа Пьер делает предложение Наташе Ростовой, в эпилоге они женаты и имеют четырёх детей, а сам Безухов изображён счастливым отцом семейства. Так же в произведении делаются намеки на то, что Пьер вошел в кружок декабристов.

Слайд 6

Этапы поисков и развития Пьера, его заблуждения .

Слайд 7

увлечен революционными идеями и Наполеоном: растрачивает свои силы в кутежах с Долоховым и Курагиным. На первых страницах романа Пьер

Слайд 8

После смерти отца Пьер-граф Безухов, богатейший и знатнейший человек, масса обязанностей (пустых), от которых ему не уйти.

Слайд 9

Женитьба на Элен Курагиной Пьеру так естественно казалось, что все его любят, он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Женитьба Пьера на Элен также следствие этого "кроткого и веселого опьянения", стремления не "огорчать" любящих его людей, не "лишать их ожидаемого".

Слайд 10

Дуэль с Долоховым

Слайд 11

В браке с Элен Пьер не обрел семью. Пьер поймет, что женитьба на Элен – это несчастье, ошибка его молодости, трагедия. Женитьба не позволил Пьеру решить важную проблему его жизни: он так и не обрёл семью. Он ведь был внебрачным сыном, не имел нормальных отношений с родителями, то есть не имел семьи в детстве. Женившись на Элен, он снова остался одиноким. После объяснения с женой Пьер отправляется в Петербург и на одной из станций встречает одного из известных масонов Осипа Алексеевича Баздеева.

Слайд 12

Пьер и масонство Масонство ему представлялось в виде братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, Пьер решил вступить на путь обновления и вступил в масонскую ложу. Масонство давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования; открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал.

Слайд 13

Разочарование в масонстве Автор приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием, революционному переустройству общества противопоставляет проповедь добра и истины. Пьер разочаровывается в масонстве. Замкнутый в мире нравственных проблем и собственных переживаний он вновь попадает в тупик.

Слайд 14

«Надо спастись от неё, только бы не видеть её.» «…Надо спасаться от жизни…»

Слайд 15

Во время Бородинского сражения Пьер думал над одной проблемой Но как могли про смерть забыть? Про смерть не помнят. Перед лицом ужаса и смерти только ярче горит в людях (простых солдатах в кавалерийском полку)жизнь, только теснее всё сливается в одно - в спасение Отечества от врагов.

Слайд 17

Чем труднее сражение , тем ярко на всех лицах горел огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Открывается ещё одна истина

Слайд 18

Истина происходящего, философия русской души перед общей бедой «Как ужасен страх! Надо войти в общую жизнь всем существом и проникнуться тем, что делает их такими. Ничем не может владеть человек, если боится смерти!»

Слайд 19

Загадка души Платона Каратаева Во всех разговорах светится от старого солдата вера в таинственное благообразие жизни, от него лучилась радостно-любовная жизнь.

Слайд 20

Открыл истинный ответ на все вопросы «Разрушенный мир теперь двигался в его душе с новой красотой, на каких-то незыблемых новых основах.» Именно в это время он получил то спокойствие и довольство собой. Получил это спокойствие с самим собой только через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве. В душе его крепла и вырастала независимая от него сила жизни. Человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей.

Слайд 21

В Каратаеве Бог более велик, бесконечен и непостижим, чем признаваемом масонами архитектоне вселенной. Человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. узнал всем существом своим, жизнью, что счастье состоит в удовлетворении естественных потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка. на этапе он узнал еще новую утешительную истину – что на свете вообще нет ничего страшного. В плену он узнал новую истину

Слайд 22

Духовное прозрение Пьера Толстой подчеркивает «оптический самообман» героя, отчужденного от повседневной жизни: в обыденном он неспособен рассмотреть великое и бесконечное, видит только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное». Духовное прозрение Пьера — постижение ценности обычной, «негероической» жизни; «...Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем… и Потому бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей» (т. 4, ч. 4, XII), — подчеркивает Толстой.

Слайд 23

Теперь во всём близком он выучился видеть великое , вечное и бесконечное во всём и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь, и чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Бесконечность для Пьера

Слайд 24

Жизнь - есть всё. Жизнь есть бог. Любить жизнь, любить бога. Он не мог иметь цели, потому что теперь имел веру, веру живого , всегда ощущаемого Бога. Пьер открыл для себя великую философию народной мудрости о жизни

Слайд 25

Истина Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, он всю жизнь смотрел поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаза, а только смотреть перед собой. Выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменявшуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь



Предварительный просмотр:

Тема урока: Жизненные искания Андрея Болконского и     Пьера Безухова или «История двух бесконечностей»

                                  (2 часа)

Цель: Провести синтез и углубление знаний учащихся по образам Андрея Болконского и Пьера Безухова; проследить исторические процессы в стране  через судьбы героев,  поиск  ими смысла жизни; развивать умение рассуждать и выражать свои мысли.

 

Оборудование урока:

Опорные схемы, художественный фильм  «Война и мир» режиссёра Роберта  Дорн-Хельма..

                                              Оформление доски:

                                                  Наши недостатки продолжение наших

                                             достоинств.

                                                                             Л. Толстой

                                           Любовь, доброта и сострадание  - вот основа всего.

                                                                                     

                                                                                Далай-Лама  XIV

                                         …Чтобы жить, честно надо рваться, путаться, биться,

                                    ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и

                                    вечно бороться и лишаться. А спокойствие –  душевная

                                    подлость.

                                                                               Л. Н. Толстой.

                         

Ход урока:

  1. Организационный момент урока. Создание эмоционального настроя.
  2. Повторение пройденного материала.

 -Вот три высказывания об одной героине романа-эпопеи «Война и мир».

  О какой героине идёт речь?

 Задание 1.

-Запишите в тетрадях и укажите стрелкой  авторов высказываний.

«Я не жил прежде. Теперь только живу»                      Пьер Безухов

«У неё и характер плохой, и ума нет.

   И эдакое…»                                                                   Андрей Болконский

«Эта девушка такое сокровище…                      

Эта редкая девушка».                                                     Берг

    (взаимопроверка тетрадей учащимися)

Дополнение учителя:

- Наташа как чистое озеро притягивает положительных героев, а

отрицательные, недобрые герои около неё не задерживаются.

Задание 2.:

Ответьте на вопросы

-Какие герои возрождаются при помощи Наташи?

-Давайте с вами попробуем сравнить двух героинь романа «Война и мир» красавицу Элен и Наташу по таким понятиям как:

  • Красота;
  • Улыбка;
  • Сущность жизни;
  • Отношение к семейной жизни, цель супружества.

-Какими их показывает автор?  

Ответы учащихся

Выводы показать по следующей таблице. Учащиеся дополняют свои варианты.

Сравнительная характеристика

Наташа Ростова

Элен Курагина

           Красота

  • Внутренняя;
  • Излучающая душевной красотой
  • Полна теплоты и простоты;
  • Внешняя;
  • Орудие для достижения корыстных целей;
  • Холодная, пустая.

   

          Улыбка

  •  Проявление истинной радости и душевной доброты;
  • Жизнерадостная;

  • Лицемерная маска без проявления чувств;
  • Жеманная, адресованная только для избранного круга;

Сущность жизни

  • Любовь;
  • Забота о ближних.
  • Пустые развлечения;
  • Легкомыслие  к своей и чужой жизни.

Отношение к семье.

Цель супружества.

  • Любить и создать семью;
  • Жить для семьи.
  •  Преследует корыстные цели ради богатого состояния;
  • Жить для себя.

  1. Закрепление и обобщение изученного.

Слово учителя:

       -История двух бесконечностей. Сегодня на нашем уроке рассмотрим тему

  толстовской теории и философии  смысла жизни, и в чём  заключается вера в человека,  в бога, вера в жизнь, вера в любовь.  Проанализируем поиск смысла жизни двух героев: Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Принципы изображения Толстым положительных героев:

  • Человеческая натура многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане.
  • Человеку свойственна ошибка (обратить внимание на эпиграф урока.), умные люди учатся на своих и чужих ошибках.
  • У положительных героев Толстого всегда остаётся неудовлетворённость собою, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смысла жизни и настоящего места в ней.
  • Изображение  положительных героев  во всей душевной сложности и «текучести», в непрерывных поисках жизни.

Основываясь на этих принципах, рассмотрим историю жизни двух героев: Андрея Болконского и Пьера Безухова.

(Учащиеся записывают в тетрадях.)

1. Бесконечность и Андрей Болконский.

 Анализ эпизодов  из I главы

1.«Андрей Болконский на салоне Шерер»;

2.«Беседа двух друзей» (Андрея Болконского и Пьера Безухова).

      Чтение эпизодов и просмотр эпизодов из фильма.

      Вывод:  Испытывает скуку, тоску в светском обществе, мечтает о славе, о подвигах, о своем «Тулоне».

 -Что подразумевал Андрей Болконский под словом Тулон?

-Кто является кумиром молодого князя? На кого он хочет быть похожим?

Вывод Андрея Болконского: « Эта  (светская) жизнь не по мне, уйти на войну, совершить подвиги, добиться славы, известности».

Беседа:

- Как вы думаете, слава – это и есть то самое главное, что необходимо человеку?

- Правильно ли рассуждает Андрей Болконский?

- Хорошо ли человеку, достигшему славы,  участвуя на войне?

А война, сражение, бой – всё это может  представить прекрасное, величественное зрелище?

(Ответы учащихся)

     Просмотр эпизода из фильма «Шенграбенское сражение»

  1. Поле сражение глазами Болконского.

(Понял, что война - это уничтожение людей друг друга, боль и страдание, гибель… )

      2. Анализ эпизода «Аустерлицкое сражение». Просмотр эпизода фильма.  

       -Андрея Болконского тяжело ранили. Что он чувствует, лёжа на поле сражения?

      Работа с текстом:

     Чтение эпизода  «Раненый Болконский»

-Какие истинные понятия открыл для себя Болконский через боль и страдание?

(Ответы учащихся)

Выводы:

  • Открыл для себя мирное, бесконечное небо, с плывущими по ней облаками;
  • Наполеон (его кумир) оказался ничтожным, мелким, маленьким, счастливым от несчастья других.
  • Глядя в глаза Наполеону,  Болконский понял о ничтожности величия человека перед природой и вселенной.
  • Понял, что жизнь сама по себе прекрасна и понимал её теперь совсем иначе, чем раньше, ему она  казалось столь прекрасно. Он больше всего хотел, чтобы люди возвратили его к жизни.

Слово учителя:

-В мечтах о славе  проявляется его отвращение к светской жизни. Он молод, мечта свойственна молодому человеку. В этом нет ничего дурного. Когда человек мужает, находит себе призвание.

Работа с текстом:

1.Словарная работа: «Образ неба» и «Образ Наполеона» на фоне поля сражения. Учащиеся  самостоятельно выписывают из художественного текста основные образы: «Образ Неба», «Образ поля сражения» и «Образ Наполеона».

 2. Беседа о философии войны по Толстому.

Привести учащихся  к выводу о бесчеловечности идеи карьеризма на войне, о бесчеловечности идеи захватнической войны.  Выводы о том, что Болконский через боль и страдание, через ужасы войны понял ничтожность своих идей  «о  достижении своего Тулона»,  об ошибочности своего понятия о счастье.

     После Аустерлицкого сражения  его мечты о славе показались ему ничтожными, а Наполеон – его кумир, ничтожный и маленький.

Слово  учителя:

     -Странно смягчённый, изменившийся вернулся домой, с непривычно ласковыми словами, готовый к миру.

     На него обрушилась смерть жены, маленькой княгини Лизы. Он почувствовал себя виноватым. Это заставило его замкнуться, усугубило кризис. Эти переживания сделали его скептиком:  «Жить для себя, избегая только этих двух зол: угрызение совести и болезнь» - так теперь рассуждал, возвратившийся из войны, Болконский.

Выводы:

    Он страдает от отсутствия смысла жизни.

 Решает заняться  общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но потом понимает, что они оторваны от жизни.

Свидание с другом Пьером начинает менять его взгляды на мир.Встреча  с Пьером  было для князя новой эпохой, он внутренне изменился.

Слово учителя:

    Прошло два года. Раннею весною едет по опекунским делам в рязанские имения своего сына.

   Работа с текстом.

   «Образ дуба до встречи с Наташей Ростовой»

 На краю дороги высится огромный дуб. «Старым, сердитым, презрительным уродом стоял он между улыбающимися берёзами.

«Весна , любовь, счастье! Как не надоест вам всё один и тот же бессмысленный обман. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья… Стою и не верю вашим надеждам»

«Да, тысячу раз прав этот дуб. Пускай другие молодые поддаются на этот обман. А мы знаем, наша жизнь кончена. Надо прожить жизнь,  не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Задание:

   Учащиеся записывают в тетрадях «Образ дуба до встречи с Наташей Ростовой» в  таблицу самостоятельно

Образ дуба

до встречи с Наташей Ростовой

после встречи с Наташей Ростовой

И в эту тусклую жизнь врывается, как горячий поток солнечного света,  богиня жизни – Наташа Ростова. Чего не могло сделать высокое небо,  сделала  тоненькая девушка с чёрными глазами: отравленного  смертью князя она снова вдвинула в жизнь чарами кипучей своей жизненности, открыла ему, что жизнь это значительна, прекрасна и светла.

     -Возвращаясь,  Андрей Болконский снова встретился со старым дубом. Просмотр эпизода фильма.

 Работа с текстом.

  «Образ дуба после встречи с Наташей Ростовой». Учащиеся записывают образ дуба после встречи Андрея Болконского с Наташей Ростовой

Мысли Князя Болконского после этих встреч: «Оставим мёртвым хоронить мёртвых, а пока жив, и надо жить и быть счастливым».

Опрос:

-Ещё какие выводы делает для себя Болконский?

    -Любовь к Наташе. Увлечение Наташи Анатолем Курагиным, разрыв Андрея с Наташей. И Андрей снова сваливается в яму.

   Слово учителя:

      -Накануне Бородинского сражения он лежит в сарае и думает Мысли самые простые и самые страшные не оставили его в покое. Всё время живущая смерть теперь поднимает голову. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарём:

«Да вот они, те волновавшие и восхищавшие меня ложные образы»

И смерть начинает разрушать жизнь.

      Тяжело раненного князя приносят на перевязочный пункт. Он там увидел человека, плачущего как женщина,  у которого отрезали ногу, узнает в нём своего врага.

Князь Андрей не мог удержаться более, заплакал нежными любовными слезами над людьми, над собою и над их и своими заблуждениями.

«Сострадание, любовь к братьям, любовь к ненавидящим нас, к врагам, та любовь,  который бог проповедовал на земле., вот что оставалось мне, ежели я был жив».

Бесчувственного князя Андрея везут из Москвы. В первый раз очнулся он в Мытищах, в избе. Вспомнил, что у него теперь новое счастье. Счастье, находящееся вне материальных сил, счастье одной души, счастье любви. Любить ближнего, любить врагов своего. Открылось ему начало первой любви, но тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Сила этой любви – именно в бессилии, в отсечении от себя живых движений души, соприкоснувшись с жизнью, она умирает.

           В царство мёртвенно-безжизненной любви врывается  опять носительница живой горячей жизни Наташа. Живая жизнь начинает бороться опять с холодной вечностью, отрицающий жизнь  Андрей смотрит на сидящую рядом Наташу: «Я люблю её больше жизни, что же делать мне, ежели я её люблю?».

  Грозная,  высокомерная вечность не в силах терпеть рядом с собою такого ничтожного пустяка как жизнь.

        «Что такое любовь? Что мешает смерти? Умереть – значит мне, частице    любви, вернуться к общему и вечному источнику»

Анализ эпизода «Смерть Андрея Болконского»

     «Князь засыпает, и всё время думает о смерти. Любовь есть жизнь. Любовь есть бог, и умереть значит мне, частице любви, вернуться к общему источнику.

 Ему снится, что в дверь ломится оно; он изо всех сил держит дверь, но усилия напрасны, дверь отворилась. Оно вошло, и оно есть смерть. Андрей умер, в то же мгновенье он проснулся.

     Но проснулся другим, чем был раньше, «он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной странной лёгкости бытия.

Он понимал что-то другое, такое чего не понимали и не могли понять живые.

   Всю свою жизнь князь Андрей ощущал над собой что-то «грозное, вечное, неведомое и далёкое» Теперь оно стало ему близко, но не тем, что спустилось к нему, а тем, что унесло его к себе, в ледяное своё царство, куда не достигнуть ни одному звуку жизни»

Вывод:

         Философия бесконечности князя Андрея Болконского: всё в жизни одинаково ничтожно, жалко с точки зрения вечности.

    Скорбным клочком мутного тумана колеблется над могилою тень похороненного бойца

                Помню я толпе без счёта,

                Ряд ступеней, столб, топор…

                Умирать я шёл за что-то,

                Но за что забыл с тех пор.

Учащиеся записывают в тетрадях

 «Основные этапы поиска смысла жизни князем Андреем Болконским».

2.Бесконечность и Пьер.

Слово учителя

      -Параллельно с историей исканий Князя Андрея в романе идёт история искания Пьера Безухова. Параллелизм этот не случаен. Именно в нём скрыта глубочайшая идея самого великого из творений Толстого.

   

   -Какие вопросы волновали Пьера Безухова?

( Что дурно? Что хорошо? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь и смерть? Какая сила управляет всем?)

    - Какой ответ находит Пьер в начале романа?

          («Умрёшь - всё кончится»)

- Какие ответы он ищет  на протяжении всего романа?

  1. Удовлетворение находит в масонстве. (Ведь он учился заграницей). Его  привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род и «противоборствовать злу, царствующему в мире. Пьер воспринял в масонстве не религиозную, а нравственную идею. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал Желание обрести что-то устойчивое, цель жизни приводит Пьера в масонство.

         Убеждается, что многие масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много.  Видя социальную несправедливость  мира, снова не принимает мысли о социальном преобразовании общества.

 Автор приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием., революционному переустройству общества противопоставляет  проповедь добра и истины. И эти предложения в масонском обществе не приняты. Пьер разочаровывается в масонстве. Замкнутый в мире нравственных проблем и собственных переживаний он вновь попадает в тупик, и которого выходит в 1812 году.

Этапы поисков и развития Пьера, его заблуждения.

  1. Увлечение революционными идеями и Наполеоном: растрачивание  своих сил в кутежах с Долоховым и Курагиным.
  2. Пьер-граф Безухов, богатейший и знатнейший человек, масса обязанностей от которых не уйти, и пустых.
  3. Женитьба и дуэль с Долоховым.
  4. Кризис и масонство.

-Какой вопрос  больше всего волновал  его в то время, чего он боялся больше всего?

       

 «Надо спастись от неё, Только бы не видеть её».

Беседа с учащимися:

-Во время бородинского сражения Пьер  открыл для себя одну истину. В чём заключается эта истина?

-Над чем больше всего удивляется Пьер?

«Но как могли про смерть забыть?

Про смерть не помнят. Перед лицом ужаса и смерти только ярче горит  в людях (простых солдатах, в кавалерийском полку) жизнь, только теснее всё сливается в одно - в спасение Отечества от  врагов.

Бородинское сражение глазами Пьера:

Начинается бой. Перед глазами растёт и разворачивается та могучая сила жизни, перед которою в бессильном недоумении стоит сухая логика. Люди гибнут, сражаются. Чем  труднее сражении,  тем ярко на всех лицах горел огонь, за разгоранием которого следил Пьер.

    - Расскажите о состоянии Пьера после боя.

     -Какие выводы делает Пьер, лёжа на постоялом дворе после Бородинского сражения?

  «Как ужасен страх! Надо войти в общую жизнь всем существом и проникнуться тем, что делает их такими. Ничем не может владеть человек, если боится смерти?»

Возникает другой вопрос!

 -Как можно любить эту жизнь, которая полна таких ужасов и мук?

 Решение этой проблемы находит Пьер во время плена.

-  Кто помогает ему в этом? С кем больше времени проводит Пьер во время плена?

    В его глазах французы расстреляли поджигателей. В глазах французов, совершавших казнь Пьер увидел тот же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце. В это время в его душе уничтожилась вера в благоустройство мира, вера в человеческую и свою душу, и вера в Бога. Он чувствует, что не в силах вернуться к той вере. В его душе вновь поселился тупик.

        - С кем  знакомится Пьер среди пленных?

        -Какую роль сыграла эта встреча для Пьера?

        -В чём заключается сила и внутренняя красота этого человека?

      (Он встретил Платона Каратаева. Во всех разговорах светится от старого солдата вера в таинственное благообразие  жизни, от него лучилась радостно-любовная жизнь)

       -Что чувствовал Пьер во время плена?

    Пьер для себя открыл абсолютную истину:

           «Разрушенный мир теперь двигалась в его душе с новой красотой, на каких-то незыблемых новых основах».

 Именно в это время он получил то спокойствие и довольство собой. Получил это спокойствие с самим собой только через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве. В душе его крепла и вырастала  независимая от него сила жизни. Человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении  естественных человеческих потребностей.

 В последние  три недели похода в плену, он узнал ещё новую истину, - он узнал, что на свете нет ничего страшного.

    Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Любить жизнь, любить бога. Он не мог иметь цели, потому что теперь имел веру, веру живого, всегда ощущаемого бога.

В Каратаеве бог более велик, бесконечен и непостижим, чем признаваемом масонами архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое перед ногами. Он всю жизнь смотрел поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а всего лишь смотреть перед собой.

    Пьер не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чём. Он чувствовал, что  оно должно быть где-то и искал его.

        Теперь во всём близком он  выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всём и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь.     И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен».

  Вывод: Если сравнить жизненные искания этих двух героев, то приходим к выводу, что толстовская теория и философия  смысла жизни заключается в вере в человека,  в бога, вера в жизнь, вера в любовь.  И она не должна быть для человека каким-то непостижимым, а должно быть рядом. Пьер приходит к  более реальным, ощутимым, близким к себе понятиям о жизни. А  в Болконском есть бесконечность стремления, есть отрешённость и холодность. От жизни хочет совершенства и справедливости. Она должна быть  ясною, яркою как абсолют – небо. И он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. И этот разрыв кончился для Андрея Болконского трагически. Но погиб героически, он отдал жизнь на спасение   Отечества от захватчиков. А  Пьер о нём говорит, если бы  князь Андрей был бы жив, он  стал бы декабристом. Этих двух героев сближает многое.  Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности.

    Учащиеся  записывают в тетрадях основные этапы поиска смысла жизни Пьера Безухова.

  1. Домашнее задание.

     Составить  развёрнутый план к  сочинению

 «Жизненные икания Пьера Безухова и Андрея Болконского»        

                 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по творчеству Л.Н. Толстого ("Кавказкий пленник")

Презентация и разработка к уроку....

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого (1-й урок в системе уроков)

Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого представлена отдельными фрагментами....

Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого

Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого...

Серия уроков по творчеству Л.Н. Толстого в 10 классе

Дана серия уроков по изучению творчества Л.Н. Толстого в 10 классе.( "Севастопольские рассказы", "Война и мир")...

"Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"

quot;Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"...

Презентация к уроку по творчеству Л.Н.Толстого

В презентации представлены фотоматериалы жизни и творчества Льва Николаевича Толстого....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Из опыта работы: система уроков по творчеству Л.Н. Толстого»

Данная методическая разработка помогает систематизировать знания о творчестве Л.Н. Толстого, формирует навыки самостоятельной работы в исследовательской деятельности, обучающиеся развивают умение анал...