Литературоведение . Анализ произведений.
учебно-методический материал по литературе

Берлянчик Оксана Сергеевна

Цель: уяснить особенности родовидовой и жанровой специфики художественного произведения в их историческом и современном аспектах; продемонстрировать умение анализировать художественные тексты различной видовой, родовой, жанровой специфики в соответствии с научной концепцией современного литературоведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturovedenie.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: уяснить особенности родовидовой и жанровой специфики художественного произведения в их историческом и современном аспектах; продемонстрировать умение анализировать художественные тексты различной видовой, родовой, жанровой специфики в соответствии с научной концепцией современного литературоведения.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Стихотворение было написано в августе 1857 года. Тютчев путешествовал из Овстуга в Москву. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Тема произведения – осенняя природа, размышление о жизни. Поднимается ряд проблем: связь человека и природы, труд и человек, смысл жизни.

Стихотворение относится к пейзажной лирике. В нем отражены мысли и чувства героя, восхищение природой. В произведении сочетается два направления: романтизм и реализм. Реализм с его точным воспроизведением картин природы, вплоть до мельчайших деталей, романтизм с его восторженностью, чувственностью, эмоциональностью.

Композиция стихотворения – три четверостишия, каждое из которых выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Законченность и истинный смысл четверостишия обретают лишь при прочтении всего стихотворения как единого целого. Размер стиха - ямб, рифма перекрёстная в первой- второй строфах и опоясывающая в 3-ей строфе; чередование женской и мужской рифм.

В центре стихотворения - образ осени. Для лирического героя это не просто очередное изменение в природе, а воплощение внутренних чувств, переживаний. Символ «грустно-сиротеющей земли» означает и всеобщее увяданье, и потерю молодости, воодушевления.

Лирический герой чувствует осень в своей душе, она отражает его состояние. Родство человека и окружающего мира подчеркивается связью всего живого. Размышления о неизбежности увядания помогают лирическому герою смириться со своей грустью и ждать неминуемого возрождения. Осень не может длиться вечно.

Эпитеты помогают передать всё восхищение поэта осенней природой: «дивная» пора, день «хрустальный», вечера «лучезарны». Они передают нежное, почти трепетное отношение к земле, к труду крестьян: «бодрый» серп, «праздная» борозда, «отдыхающее» поле.                                      Метафора: воздух «пустеет», лазурь «льётся».                                       Метонимия, её разновидность — синекдоха (когда единственное число употреблено вместо множественного, что подчёркивает предметы, придаёт им весомость): серп «гулял», колос «падал».                                         Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос- Теперь уж пусто всё», - особенно подчёркивающая изменения, происходящие вокруг.         Сравнение: «…день стоит как бы хрустальный» (хрусталь красив, но очень хрупок- миг природы прекрасен, но его так быстро может изменить погода.                Многоточие в конце первой строфы словно подчёркивает, как много ещё можно описывать эту красоту природы, просто невозможно остановиться. И в то же время оно позволяет понять, как природа настраивает человека на размышления, словно он тоже остановился, застыл, как она, начал думать о своей жизни.

Прочитанное стихотворение восхитительно, оно оставляет радость, умиротворение в душе, ощущение одухотворенности.

Анализ повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Сюжет основан на реальных событиях. В 1910 году знакомый Куприна (Любимов Д.Н.), рассказал писателю историю о том, как чиновник Желтиков влюбился в его жену и слал ей любовные письма, а однажды подарил гранатовый браслет. Александр Иванович серьезно отнесся к истории и приступил к созданию произведения, которое было окончено через год.

         В повести раскрывается тема безответной любви. Тематика повести «Гранатовый браслет» — это вечное сочетание вопросов, интересующих человека любой эпохи: любовь, музыка, семья, надежда.

Историю «Гранатового браслета» рассказывает сам автор. Этот прием писатель применяет для того, чтобы объективно изложить события. Голосом писателя говорит его персонаж генерал Аносов. 

         Повесть создана в рамках реалистического направления в литературе. Дoстоверно отображается окружающая действительность, герои, их действия и реплики смотрятся максимально живо и естественно. Детали усиливают атмосферу и веру читателя в происходящее. Он может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле. Жанр произведения определяется, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя малое число действующих лиц. Однако в то же время писатель снабжает сюжет множеством самых разнообразных деталей. В повествовании присутствуют названия реальных мест, что только увеличивает погружение читателя в сюжет.

Композиция повести не нарушена: экспозиция, в которой знакомят с семьей Шеиных; завязка, где княгиня получает письмо и браслет; кульминация- мы узнаем о любви Желткова; развязка – самоубийство, предсмертное письмо, где решается конфликт; финал – логичное завершение, когда героиня осмысливает произошедшее и примиряется с этим.

Временные рамки повести сжаты: около двух суток. О предшествующих событиях читатель узнает из диалогов персонажей. Повесть легко разграничить на три композиционные части: день рождения Веры, где зарождаются последующие события, и читатель получает разгадку образа загадочного Г.С.Ж.; объяснение мужа Веры и брата с Желтковым; княгиня видит усопшего, слышит его исповедь внутри своего сознания.

События разворачиваются со дня именин Веры. Праздник в кругу родных. В середине торжества княгиня получает гранатовый браслет в качестве подарка. Даритель подписался в записке инициалами ГСЖ. Это давнишний почитатель Веры, неизвестный ей человек, отправляющий ей любовные послания. Муж и брат княгини на следующий день идут к нему на квартиру, чтобы вернуть подарок и потребовать прекратить преследование Веры. В бедном жилище они видят сконфузившегося при их появлении чиновника Желткова, тот покорно соглашается забрать обратно презент и дает обещание никогда не тревожить княгиню. Он просит, чтобы ему разрешили сделать прощальный звонок княгине и убедиться, что она не желает иметь с ним ничего общего. Вера Николаевна говорит Желткову, чтобы он забыл ее. Наутро последующего дня газеты сообщают, что какой-то чиновник совершил самоубийство. В его предсмертной записке была указана причина смерти - растрата казенного имущества. 

Обращение к символам: перемена погоды в начале действия — символ перемен в судьбе, число гостей – 13, что намекает на грядущую трагедию. Подарок супруга Вере, серьги из жемчуга, подаренная Анной записная книжка, переделанная из старинного молитвенника, – все намекает на предстоящую гибель одного из героев. 

На гранатовом браслете, который дарит Желтков, камни загораются, «точно кровь», предсказывая смерть. Среди красных гранатов оказывается необыкновенный сорт граната – зеленый. Он, по преданию, дарует женщинам возможность предвидеть. Вера и впрямь чувствует беду. 

Музыка и описание природы также помогают создать нужное настроение - осенний пейзаж готовит читателя к печальным событиям. Музыка – это сила, помогающая человеку познать истину. Слушая любимую Желтковым сонату Бетховена, Вера Николаевна осознает, что той любви, о которой грезит любая женщина, больше не будет в ее жизни. 

Важная роль имеют детали. В момент прощания Веры Николаевны с погибшем Желтковым, она поразилась «умиротворенному выражению его лица», словно перед смертью он постиг глубокую тайну бытия. Очень богат язык писателя, он использует изобразительные языковые средства. Через описание природы, речевой и портретной характеристики, автор изобразил действующий лиц «Гранатового браслета», передал их мысли и чувства. 

В повести достаточно много действующих лиц, центральными из которых являются: 

Вера Николаевна Шеина (в девичестве Мирза-Булат-Тугановская) - молодая дама, представительница высшего света.  После самоубийства Желткова Вера Николаевна понимает, что утратила настоящую, искреннюю любовь.

Господин Желтков, мелкий чиновник. Искренний и бескорыстный человек, давно и безнадежно влюбленный в Веру Шеину. После визита к нему мужа и брата Веры и ее телефонной просьбы оставить ее в покое, совершает самоубийство

Персонажи второго плана: 

Анна Фриессе (в девичестве Мирза-Булат-Тугановская) – младшая сестра Веры;

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – родной брат Веры Шеиной, заместитель прокурора;

Василий Львович Шеин - князь, супруг Веры, переживает финансовый кризис;

Яков Михайлович Аносов – друг семьи Шеиных, генерал. 

Изображая общество того времени, писатель показывает холодность и формализм, царящее в умах людей, которые стремятся лишь к обывательскому благополучию и боятся настоящей жизни с её страстями. Смысл повести «Гранатовый браслет» заключается в том, что не спокойствие и комфорт являются источниками счастья, а именно любовь, искренняя, горячая и прекрасная.

Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос»- визитная карточка творчества.

Анализ пьесы А.Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь».

Пьеса написана в 1861 году. Опубликована в том же году в сентябре в журнале Достоевского Ф.М. «Время». Пьеса «За чем пойдешь, то и найдешь» замыкает трилогию о Бальзаминове. В этой трилогии есть пьесы: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!».

Эту пьесу можно отнести к зрелому периоду творчества Островского (он был уже очень известным и уважаемым писателем).

Неудачно сложилась театральная судьба «Женитьбы Бальзаминова». Островский просил заведующего репертуарной частью петербургских императорских театров П.Федоровапринять его новую пьесу «так же благосклонно, как и все прежние», но Литературно-театральный комитет, состоявший в большинстве из недоброжелателей Островского, рассмотрев пьесу, постановил: «Не одобряется к представлению». В защиту выступила пресса, под давлением общественности комитет пересмотрел свое решение. Александринский театр показал пьесу 1 января 1863 года. В 1964 на киностудии «Мосфильм» была поставлена экранизация пьесы — фильм «Женитьба Бальзаминова».

Жанр пьесы- комедия (автор вносит уточнение: картины московской жизни). У Островского целый цикл произведений обобщен этим названием, он подчеркивает будничность, простоту и повсеместность описываемых ситуаций. Комедийный конфликт разрешим (Бальзаминов принимает часы и соглашается на женитьбу) Все герои являются носителями определенной черты характера, которая все о них говорит. Бальзаминова постоянно советуется, ищет гадалку, большое значение придает снам, так как она сама не может ничего решить. Бальзаминов тоже не может сам принять решение. Автор использует прием повтора в ситуации со сном. В начале спит Бальзаминов, приходит и рассказывает свой сон и дважды свои сны рассказывает Бальзаминова. Это показывает, что Бальзаминовы живут мечтами, другой реальностью. Красавина пытается заработать, а Белотелова мается от своего богатства.

По типу композиция простая, поскольку все действие происходит вокруг одного героя. Но автор осложняет ее, так как дает две параллельных ситуации: история Бальзаминова и кража Чебаковым невесты.

В пьесе 3 части: 1-ая картина, в которой 9 явлений; 2-ая картина, в которой 8 явлений и 3-я картина, в которой 9 явлений. Композиция симметричная. Массовых сцен нет, все камерные.

Основной конфликт «Женитьбы» - социальный – между героями и обществом.

Внешний конфликт - конфликт Бальзаминова и Красавиной; внутренний – несоответствие запросов героя и его социального статуса. Выражается он в   несоответствии реальности и того, каким он себя воображает. Ходил за деньгами – их и нашел, а думал, что ходил за счастьем.

Внутренний конфликт неразрешим, так как общество не поменяет своих принципов, и сам Бальзаминов не хочет менять своих, а пытается подстроиться под общественные стандарты. А внешний конфликт разрешается в тот момент, когда, волею случая, Бальзаминов оказывается в полном влиянии свахи. Конфликт межличностный, так как в нем участвуют все герои. Конфликт социальный, так как одной из причин этого конфликта является социальное положение Бальзаминова. Конфликт субстанциональный – между героем и обществом.

Причина конфликта – бездействие Бальзаминова. Он только мечтает о счастье, а ничего для этого не делает, только ходит и ждет счастливого случая.

Завязка начинается в 1 картине, 4 явлении (Бальзаминов «Я еще и говорить-то с тобой не хочу. Вот что!»)

Появляются два враждующих лагеря: Бальзаминов с мамой и кухаркой; Красавина и невесты.

Кульминация находится во 2 картине, 7 явлении.

Развязка находится в 3 картине, 9 явлении (Красавина. «Да что тут сумлеваться-то! Хоть завтра же свадьба! Так он ей понравился, что говорит: "Сейчас подавай его сюда!" Ну сейчас, говорю, нехорошо, а завтра я тебе его предоставлю. "А чтоб он не сумлевался, так вот снеси ему, говорит, часы золотые!" Вот они! Отличные, после мужа остались. Ну, что, ожил теперь?» Бальзаминов (вскакивает). «Ожил! Ожил! Давай их сюда!» (Берет часы.)

Язык в комедии простой, разговорный, бытовой с использованием упрощенных слов и поговорок. Например, в речи Бальзаминовой мы встречаем (кабы, мудреного, перезабыла). Красавина чаще всех использует в речи поговорки (У всякого плута свой расчет; За чем пойдешь, то и найдешь; А вот стрелец-то твой подстрелил лебедь белую).  Бальзаминов в разговоре с Чебаковым прибавляет к словам –с для того, чтобы выказать свое почтение (вы здесь-с; говоритъ-с; в сумерках-с).

Пьеса неоднократно ставилась в театрах разных городов России. Немало современных постановок, есть музыкальная комедия, написан мюзикл, снята экранизация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"

Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...

Схема сравнительного анализа произведений искусства

Данная схема поможет обучающимся увидеть общее и выявить различия в произведениях музыки и изобразительного искусства, закрепит понимание формы, лада, жанра, характера мелодии....

«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»

Тема: «НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока: комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их...

«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»

«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока:комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их поведение в...

Использование метода сравнительно-типологического анализа произведения в литературном контексте при изучении литературы в школе.

Одной из отличительных особенностей моей методики преподавания литературы считаю системное обращение к сравнительно-типологическому анализу художественного произведения в литературном контексте. Сравн...

Композиция художественного произведения. Компазиционный анализ произведения.

Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художест...

Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"

Авторская программа "Татар  hәм рус  әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма  анализ ярдәмендә  өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...