Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс.
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Варава Елена Александровна

Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.a.varava._konspekt_uroka.docx50.76 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО  учителя

Варава Елена Александровна

Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск

 Пуровского района ЯНАО

Должность

учитель  русского языка, литературы,  риторики

Предмет

литература

Класс

11

Тема

урока  

Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов «серебряного века».

Цели и задачи

урока

  1. представление  поэзии «серебряного века» как составной части русской литературы, продолжение и развитие её великих традиций;
  2. пробуждение  желания учащихся  глубже познакомиться с творчеством поэтов  «серебряного века»;
  3. развитие навыков выразительного чтения, совершенствование умений  по созданию устных высказываний, использованию мультимедийных ресурсов для систематизации  необходимой информации.

Тип урока

урок - устный журнал

Необходимое

техническое обеспечение

интерактивная доска; электронные образовательные ресурсы, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР  http://school-collection.edu.ru.

Ход урока.

I.Вступительное слово учителя.

Тема Родины - одна из центральных в творчестве едва ли не каждого из русских поэтов, хотя аспекты её рассмотрения у всех разные: от поэтизации старой, уходящей Руси, вдохновенного осмысления истории страны – к её трагическому настоящему горькому переживанию человеческих и моральных жертв революции и гражданской войны.

Но во многих стихах наиболее чутких, талантливых и патриотически настроенных поэтов звучит и тема будущего, стремление прозреть за кровавой анархией первых десятилетий века «иные дни, иные годы», когда «в искушеньях долгой кары, «перетерпев судьбы удары» окрепнет Русь». Эти раздумья были свойственны не только поэтам, но и философам начала века: В.С.Соловьеву, Н.А. Бердяеву, П.А. Флоренскому, СН. Булгакову, Е.Н. Трубецкому, И.А. Ильину и многим другим. Причем мотивы поэтических и философских раздумий совпадали. Ярче всего их выразил Н.А. Бердяев в книге «Судьба России»: «России принадлежит великое будущее».

II.Страницы  устного  журнала.

Страница первая: литературоведческая справка.

«О светло светлая и украсно украшена земля русская. И многими красотами удивлена еси: озёры многими удивлена еси, реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными,... городы великими, селы дивными ... Всего еси исполнена земля русская...».

Это строки древнего летописца. За «светло светлую и украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое имя Россия стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев браться за кисть, оно звучало в музыке композиторов, слове поэтов. С древних времен родная земля, ее победы и беды, тревоги и радости, была главной темой отечественной литературы. Руси, России посвящали вдохновенные строки едва ли не все поэты XIX века: Жуковский, Рылеев, Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Некрасов, Тютчев…

«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков», - писал А.С. Пушкин.

Особенно усилилось национальное мышление на переломе веков. Интерес в фольклору, мифологии, истории России захватил философов (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, Е.Н. Трубецкой, Г.П. Федотов, И.А. Ильин и др.), музыкантов (СВ. Рахманинов, B.C. Калинников, И.Ф. Стравинский), живописцев (М.В. Нестеров, В.М. и A.M. Васнецовы, Н.К. Рерих), писателей и поэтов. «Назад, к национальным истокам!» - гласил клич этих годов.

«Первый долг для нас - долг самопознания - упорный труд по изучению и осмыслению нашего прошлого. Что из тяжелого, богатого наследия предков останется с нами как вековая святыня, что брошено как мертвый груз? Где чистые ключи, чтобы утолить нашу жажду? » (Г.П. Федотов). В творчестве многих писателей и поэтов «серебряного века»: И.А. Бунина, А.Н. Толстого, A.M. Ремизова, Н.А. Клюева, А. Белого, С.М. Городецкого, А.А. Блока, С.А. Есенина - размышления о прошлом и настоящем своей страны становятся главным мотивом творчества.

Страница вторая.   «Россия будет великой…»: А.Блок, М.Цветаева, М.Волошин.

Сообщение первого учащегося.

«Стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - писал А. Блок.  В начале века усилился интерес к народному творчеству. Гамаюн, сказочная птица с человеческим лицом, прорицающая будущее, чей образ часто встречался в древнерусских рукописях, на лубочных картинах, на предметах домашнего обихода, поразила воображение художника В.М. Васнецова (проецируется). Откликом на картину стало стихотворение А. Блока «Гамаюн, птица вещая».

Чтец:               На гладях бесконечных вод,
                           Закатом в пурпур облеченных,
                           Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных...

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых ...

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

                   Уста, запекшиеся кровью!..

     Тревожные и личностные размышления А. Блока об истории страны, ее прошлом, настоящем и будущем отразились в цикле «На поле Куликовом», написанном в 1908 году и состоящем из пяти стихотворений. Вот первое из них.

Чтец:  

 Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.
Над скудной глиной жёлтого обрыва

В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -

Я не боюсь
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь ...
И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль ...
Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль ...
И нет конца! Мелькают версты, кручи ...

Останови!
Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Это не просто страница русской истории – решающая схватка славянских ратников с Мамаевой ордой, знаменовавшая освобождение Руси от татарского ига. Величайшее в русской истории и народной памяти событие XIV века дало возможность поэту высказать сокровенные мысли «о времени и о себе». Блок сопроводил цикл «На поле Куликовом» следующим примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Для поэта битва на берегах Непрядвы и Дона - только один из этапов «вечного боя», который ведет Россия за свою целостность, независимость и национальную гордость. Поразителен образ Родины в этом цикле. Русской поэзии XIX века было свойственно ассоциировать Россию с матерью. Вспомним у Некрасова:

Родина-мать, по равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким.

 А у Блока - другое чувство:

                                 О, Русь моя! Жена моя! ...

Родина воспринимается поэтом напряженно-интимно, как личная лирическая тема. Слиянность и неразрывность судеб Родины и поэта пронизывают весь этот цикл:

Я - не первый воин, не последний,

                          Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

                           Мила друга, светлая жена!

Сообщение  второго учащегося.

Ощущение катастрофичности времени, чреватого общественными потрясениями, ожидание того, что неизбежны «невиданные перемены, неслыханные мятежи» было свойственно едва ли не всем художникам «серебряного века». И когда наступил 1917 год, его встретили по-разному: от резкого и категорического неприятия (И. Бунин, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Вяч. Иванов и многие другие) до столь же категорического утверждения: «Моя революция!» (В. Маяковский). Но стихи большинства поэтов наполнены картинами «Руси взметенной», ужасом крови и насилия, потрясенной болью за человека.

Чтец:              

Ветер, ветер, выметающий,
Заметающий следы!
Красной птицей залетающий
В белокаменные лбы.

Длинноногим псом ныряющий
Вдоль равнины овсяной.
- Ветер, голову теряющий
От юбчонки кружевной!

Пурпуровое поветрие,
Первый вестник мятежу,
Ветер - висельник и ветреник,
В кулачке тебя держу!

Полно баловать над кручами,
Головы сбивать снегам,
Ты - моей косынкой скрученный
По рукам и по ногам!

За твои дела острожные,
Расквитаемся с тобой,
Ветер, ветер в куртке кожаной,
С красной - да во лбу - звездой!

Это стихотворение было написано М.Цветаевой  в июле 1920 года. А спустя несколько месяцев, в третьей годовщине октябрьских событий, создано другое.

Чтец:              

И страшные мне снятся сны:
Телега красная...

За ней - согбенные - моей страны
Идут - сыны.

Золотокудрого воздев
Ребенка - матери
Вопят.- На паперти
На стяг

Пурпуровый маша рукой беспалой,
Вопит калека. - Тряпкой алой
Горит безногого костыль.
И красная - до неба - пыль
Вздымается девятым валом.

Колеса ржавые скрипят.
Конь пляшет - взбешенный.
Все окна - флагами кипят.
Одно - завешено.

Задыхающийся ритм стихотворения, оборванные строки, выхваченные из жизни и как будто случайные детали, бьющие по самым нервам, передают чувства  Цветаевой, по жизни которой, как и тысячам других, революция прокатилась своей красной телегой: смерть от голода младшей дочери, отсутствие вестей от мужа-белогвардейца, неприкаянность и бесприютность.

Сообщение третьего учащегося.

А вот восприятие революции и гражданской войны другим поэтом, считавшимся когда-то холодноватым, рассудочным парнасцем, киммерийским эстетом, более всего заботящимся о чеканной и отточенной форме стиха. Да и жизнь его – в отличие от многих «унесенных ветром» революции, - казалась благополучной: уцелел в гражданскую войну, не был репрессирован в 30-е годы, в тяжелейшие времена «квартирного вопроса» оставался владельцем «Дома поэта» в Крыму, куда приезжала со  всех  концов  голодной обезумевшей  России художественная интеллигенция, чтобы найти здесь бесплатный кров, отдых, радушного и чуткого хозяина, ставящего единственное требование: «радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение своей доли интеллектуальной жизни».

Все это так, но он Поэт. «Совесть народа - Поэт», - как  скажет он, Максимилиан Александрович Волошин в одном из стихотворений 1925 года. Революцию Волошин принял с открытыми глазами, без иллюзий: как тяжкую неизбежность, как расплату за десятилетия ошибок. «Россия распятая», - так определил он состояние своей Родины.

«Революция наша оказалась не переворотом, а распадом, она открыла период нового Смутного времени». И стихотворение, написанное в 1922 году и посвящённое памяти А. Блока и Н. Гумилева, он называет «На дне преисподней».

Чтец:              

С каждым днем все диче и все глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветер, как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.

Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.

Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца, - Русь!
И на дне твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.

Доконает голод или злоба,

Но судьбы не изберу иной:

Умирать, так умирать с тобой

              И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!

 Свою любовь к Родине поэт доказал жизнью. У него  неоднократно была возможность уехать за границу, как советовали сделать знакомые. Но ответ поэта был нравственным и достойным: «Когда мать больна,  дети её остаются с нею». Такою же была и его позиция в «расплавленные годы» гражданской войны: он неизменно следовал принципу, высказанному в одном из стихотворений: В дни революции быть Человеком, а не Гражданином» - неизменно стоял «над схваткой», помогая всем, с кем сталкивала его судьба, независимо от того, «белый» тот или «красный»:

А я стою один меж них

                            В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

                 Молюсь за тех и за других.

 После 1917 года тема России становится основной и едва ли не единственной в творчестве поэта. И если одно за другим перечитать стихотворения последних периодов его творчества, становится ясно, как менялись взгляды поэта на «Пути России» (название одного из циклов): от мысли о трагическом возмездии и искуплении до непобедимой уверенности в будущем расцвете Родины:

Но я верю, расступится бездна!

                             И во всей полноте бытия -

Всенародно, всемирно, всезвездно -

                         Просияет правда твоя!

Страница третья.   Послушаем  русских философов, писателей, художников о прошлом, настоящем и будущем России…

Диалоги  представителей интеллигенции-мемуаристов (7-8 учащихся).

 Н.А. Бердяев: «С древних времен было предчувствие, что  Россия предназначена к чему-то великому, что Россия -  особенная страна, не похожая ни на какую страну мира». «В России давно уже возрождалось пророческое чувствование того, что настанет час истории, когда центр мировой духовной жизни будет в ней».

И.А. Ильин: На Руси всегда жила «глубокая, никогда не прекращающаяся, никогда не истощающаяся жажда праведности, мечта о совершенстве».

Е.Н. Трубецкой: Россия должна пройти свой трудный путь, чтобы обрести «идеальный духовный облик». «В том порукой нам - наше великое искусство тот гениальный творческий дар, который явился в произведениях наших художников.  Любовь к России родила эти чудные образы и звуки, и творческая сила этой любви доказывает, что жива Россия. По слову Достоевского, красота спасет мир. Будем же верить в тот дальний, прекрасный, новый мир, в котором само пространство  станет песнью. В нем родина - навеки наша».  

А теперь слово художникам, писателям, поэтам.

И.А. Бунин: «Россия - страна особая, у России свой собственный путь развития. России предстоит великое слово».

Н.К. Рерих: «Россия грандиозна. Неповторима. Россия - полярна. Россия - миссия новых времен».

А. Белый:

Россия, Россия, Россия,
Мессия грядущего дня.

А. Блок: «Все будет хорошо. Россия будет великой».

Но в этой уверенности нет национальной обособленности, нет стремления к мировому господству. Напротив, деятели  «серебряного века» часто цитировали Ф.М. Достоевского,  который писал: «Призвание русских есть всеевропейское и всемирное призвание; быть по-настоящему русским, полностью русским, значит быть только братом всех людей, быть всечеловеком».  Вот как развивается эта мысль русскими философами  «серебряного века»:

И.А. Ильин: «Любовь к России отнюдь не означает проявления «великодержавного шовинизма» - отрицания чужой культуры, презрения ко всему чуждому. Этих крайностей русскому народу удалось избежать. . .»

И.А. Бердяев: «В самых причудливых и разнообразных  формах русская душа выражает свою заветную идею о мировом  избавлении от зла и горя, о нарождении новой жизни для всего человечества».

 Какой же завет прошлого надо принять нам, живущим на рубеже не только веков, но тысячелетий?

И.А. Ильин: Быть русским - это «значит не только говорить по-русски. Это значит воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность. И, наконец, быть  русским - значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все её гении и её строители».

«Путешествие Афанасия Никитина в Индию»: «Русская  земля да будет Богом хранима!.. На этом свете нет страны, подобной ей ... Да станет русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость».

М.А. Волошин:       Из крови, пролитой в боях,
                                  Из праха обращенных в прах,
                                  Из мук казненных поколений,
                                  Из душ, крестившихся в крови,
                                  Из ненавидящей любви,
                                  Из преступлений, исступлений -
                                 Возникнет праведная Русь.
                                 Я за нее за всю молюсь...

III. Заключительное слово учителя.

Вот мы и перевернули  последнюю страницу нашего журнала. Все, о ком мы  говорили  сегодня,  беззаветно любят свою Родину и преданы ей  душой. Всех объединяет время,  эпоха, искренняя убеждённость в том, что они участвуют в духовном обновлении России.  

IV. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Мой… (поэт «серебряного века»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Настоящее и будущее России в комедии А. П. Чехова "Вишневый сад".

К изучению темы "Вишневый сад" А. П. Чехова в 10 классе. Предложены иллюстрации, разнообразные вопросы и текстовой материал....

Конспект урока по математике. УМК "Школа России".Тема: «Решение задач и выражений. Перестановка множителей», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: «Решение задач и выражений. Перестановка множителей»Цели деятельности учителя: актуализация знаний обучающихся о смысле действия умножении; формирование умен...

Конспект урока по математике. УМК "Школа России".Тема: «Название компонентов и результата действия деления», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: «Название компонентов и результата действия деления»Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с названиями компонентов действия деления; развитие в...

Конспект урока по математике. УМК "Школа России".Тема: «Взаимосвязь между компонентами и результатом умножения», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Взаимосвязь между компонентами и результатом умножения»Цели деятельности учителя: раскрытие связи между компонентами и результатом умножения; формировани...

Конспект урока по математике. УМК "Школа России".Тема: «Приемы умножения и деления на 10», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Приемы умножения и деления на 10»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся  о приемах умножения и деления на 10; формирование умения исп...

Конспект урока по математике. УМК "Школа России".Тема: «Задачи с величинами "цена", "количество", "стоимость"», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Задачи с величинами "цена", "количество", "стоимость"»Цели деятельности учителя: развитие умения обучающихся решать задачи ...

Конспект урока по математике. УМК "Школа России".Тема: «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умения решать задачи на нахождение неизвестно...