урок-проект-мастер-класс
проект по литературе (9 класс)

Аюшеева Галина Доржеевна

Учебный проект «Изображение природы в лирике Л.Тапхаева» проводится в рамках элективного курса по литературе  в 9 классе «Природа в творчестве поэтов и писателей Тунки». Работа над проектом позволяет учащимся  обобщить литературоведческие знания по теме, формировать умение анализировать лирическое произведение, самостоятельно составлять связное письменное высказывание по заданной модели, более полно представить красоту окружающего мира, воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к национальной культуре, любовь к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №18

Урок-проект «Изображение природы в лирике Л.Тапхаева».

Вид проекта: монопредметный, краткосрочный, групповой, исследовательский.

Форма представления: выступления на уроке.

Аннотация

Учебный проект «Изображение природы в лирике Л.Тапхаева» проводится в рамках элективного курса по литературе  в 9 классе «Природа в творчестве поэтов и писателей Тунки». Работа над проектом позволяет учащимся  обобщить литературоведческие знания по теме, формировать умение анализировать лирическое произведение, самостоятельно составлять связное письменное высказывание по заданной модели, более полно представить красоту окружающего мира, воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к национальной культуре, любовь к природе.

Подготовительный этап: составляется план проекта, учащиеся распределяются по группам,  выбирают для анализа стихотворения поэта, проводится работа со словарями, специальной литературой.

Содержание проекта:

  1. Изображение природы в лирике Л.Тапхаева-сообщение учителя.
  2. Анализ стихотворения Л.Тапхаева «Саянам»-2 группа
  3. Анализ стихотворения Л.Тапхаева «Я пою о Тунке»-1 группа
  4. Анализ стихотворения Л.Тапхаева «Кынгерга»-3 группа

Приложение. Презентация.

                    1. Изображение природы в лирике  Л.Тапхаева

         Поэзию Лопсона Тапхаева питают могучие, гордые Саяны; красивая и живописная Тункинская долина с бурными красками гор и степи; целительные источники; традиции родного края; мужественные и добрые люди Тунки.

       Детство и юность поэта прошли в тесном общении с природой, потому с такой теплотой и любовью он воспевает природу своей малой родины-Тунки, где он черпает поэтическое вдохновение: величавые, неприступные Саяны; бурный рокот Кынгерги; стремительные воды Иркута, в бурном течении которого ему видится стремительный ход самого времени.

     В творчестве Л.Тапхаева довлеет тема поиска добрых начал в человеческой природе, природа в его поэзии очеловечена; поэт, не нарушая заповедей предков, поклоняется хозяевам- духам- хранителям вод, местностей, тайги- Хангаю.

      «Земля» для поэта- малая родина- тоонто, где его лирический герой появился на свет, рос, возмужал, встретил любимую; где его мать проводила на фронт мужа, трудилась в тылу в годы войны; где маленький мальчик ждал возвращения с фронта отца и не дождался. Повествуя о природе, поэт мысленно, связующей нитью связан со своими предками до 15 колена, вдали от родины его думы постоянно о матери, о домашнем очаге, родном улусе.       Поэзию Л.Тапхаева роднит с поэзией великого русского национального поэта С.А. Есенина огромная любовь к своей малой родине, воспевание красоты природы своего родного уголка. Поэт признается ей в любви:

                              Я пою о горах,

                              О своей колыбели.

                              Эту песню Иркут подсказал берегам.

                              Эту песню мне деды когда-то пропели,.

                              Эту песню я внукам своим

                              передам.

                              Я пою о Тунке.

                              («Я пою о Тунке»)

Лирический герой поэзии Л.Тапхаева хочет слиться с природой, понять язык природы:

                               И еще хотел бы я отныне

                               Знать, как он:

                               О чем шумят леса,

                               И о чем ручей журчит в долине,

                               И о чем молчит себе роса…

                               («Древний обычай»)

                               «… Влюблен в горы беззаветно

                                И в долинах зреющую рожь…»

                               («Древний обычай»

                              « Постичь хочу бесстрастность

                               И величье этих гор…»

                               «Мне б, Саяны, рядом с вами

                               Встать, на землю опершись».  («Саянам»)

« Меня исцеляли аршаны,

Хмелел я от горной арсы.

                                            Саяны, родные Саяны,

     Земной и небесной красы…»

        Такие проникновенные строки признания в любви мог написать только человек, по- настоящему влюбленный в свой родной край, слившийся душой со своей малой родиной, стремящийся заставить и читателей полюбоваться красотой своего родного горного края.

       Образ природы в поэзии Л. Тапхаева основан на народных традициях. Его образные и емкие сравнения отличаются своим неудержимым стремлением к истокам.

Тот не постигнет

смысла красоты,

    кто в звездный час

           не повернет к истокам.

         (« Начальное озеро»)

То, что поэт с самого начала своего творчества шел к истокам народным, говорят даже названия его первых книжек: «Цветы в гольцах», «Узел», «Кынгерга», «Золотой корень», «Сияние в Саянах», «Наследство» и т.д.

       Воспевая красоту родной природы, поэт применяет точные и свежие метафоры:

         «Звездное небо и спящую землю

соединяет река Кынгерга»,

                              «А в долине трава расстилалась постелью…»,

            «Над перевалами облако дремлет»,

              « Снова звездами небо украшено…»

        «Остроконечные головы гор…»,

                               « К вечеру- хмуро верблюдами горбились…»,

   « На скакуне, чье имя-Жизнь,

                    спешу один к неведомым пределам…»

       Родина в поэзии Л.Тапхаева живая, дышит, разговаривает, об этом  свидетельствуют образные олицетворения:

«Это со мной говорит моя родина,

Голос ее над простором звучит»

(«Кынгерга»)

«облако дремлет», «низкий туман спеленал берега», «веселое солнце опускалось ко мне». Услышать голос Родины, подключить к этому мощному голосу Родины свой голос, усилить его- не это ли назначение поэта и гражданина?

      Необычным и метким сравнениям поэта присущ местный национальный колорит:

«Будто архаров могучее стадо

    Ринулось вниз, подцепив на рога

            Синь поднебесную, мощь водопада,-

   Так начиналась река Кынгерга!»

(«Кынгерга»)

Как баторы, что застыли

На коврах зеленых трав,

                                              Так стоят они в покое,

                 Не меняя ровный нрав. («Саянам»)

Отрогами, словно мечами,

                                             Закрыты дороги ветрам.

(«Мое заклинание»)

            А к югу, будто стариковский нос,-

   пологие холмы Хамар-дабана

                                                 («Долина»)

Но, как на отцовские плечи,

Я поднят высоким гольцом»

(«Мое заклинание»)

    Трава луговая дождями омыта.

                                           Покойно в степи

                                           Под вечерней звездой.

                                           С тарелку глубокую

                                           След от копыта

                                           До самого края

                                           Наполнен водой

                                                  («Баллада о коне»)

         Это состояние природы, ночной степи увидено глазами художника.

       В поэзии Л.Тапхаева представлено все многообразие  звуков родины- «топот ног бегущих архаров», «мощь водопада « Кынгерги, «звон удил» степного коня, «призывы кукушки подлунной», «поднебесная трель птиц», «песня дедов», « гулкий топот неудержных скакунов», перекаты «водоворотного Иркута»…

       Многочисленные детали местной природы отражены в поэзии художника: «горная арса», «золотой корень», «голубые ели», «маралы», «архары», «голубой родник», «цветок ургуя», «подснежник», «заснеженная юрта», «малиновый цвет багульника», «белые камни Иркута и Кынгерги», «ласточки над стрежнем», «неприступный гранит гор», «цвет черемухи», «аршаны, дарящие бессмертие» и т.д. И, как и у Есенина, любимые цвета в поэзии Л.Тапхаева- голубой (ель, небо, вода), золотой (корень, закат), малиновый ( цвет багульника).

      Часто в поэзии Тапхаева мы находим устойчивые понятия, образы из мира природы: зима- долгий период расставания, весна- встреча, любовь.

« Хабарнууд ямар удаанаар эрьенэб даа.

Хахасалгамнай убэл шэнги унжагай.

 Залинта дурамни эды униин хуйтэндэ

             Залирхаяа панана. Мартажа захалнаб шамай»

(Как долго возвращается весна,

Расставанье длинное, как зима,

               Пылающая любовь в этом холоде долгом

Хочет погаснуть, забываю тебя)

       Л.Тапхаев привнес свое в форму и содержание бурятского стиха…Иногда он восклицает:

В полный рост едва лишь встану,

                                      Белый свет окину разом-

                                      До звезды рукой достану,

                                      И цветком взойдет мой разум…

        Цветы…Весна…Эти строки пишутся и весной.

« А люди разве не цветы»…Я видел, как цветы ходили, и сердцем стал с тех пор добрей»,- писал С. Есенин.

Цветет багульник,

                                                   Каждому листу

                                                   и лепестку

                                                   мечты мои знакомы.

                      Я снова вижу свет в твоих очах.

                              Вновь вижу я друзей своих заветных,

                                                  родную мать

   и вечный наш очаг…

(«Юность»)

                                                  …Почему не стать бы мне

                Ростком женьшеня по весне?

(«Хотел бы я…»)

     Весной, говорят, земля греется у двух огней- солнечного и внутреннего, своего.

     И человек тоже- тепло к нему идет от людей и изнутри, из души его самого.

     У человеческого внутреннего очага стоит хранитель огня.

     Это- поэт.

                    2.  Анализ стихотворения Лопсона Тапхаева «Саянам»

 Перевод В.Бояринова

Л.Тапхаев

«Саянам»

Не отведал я аршана,

Что бессмертие дарит,

Но извечен в этом мире

Неприступных гор гранит.

Мне б, Саяны, рядом с вами

Встать,

На землю опершись.

Про себя забыть навеки,

Про свою былую жизнь.

Гордой грудью принимая

Ласку теплых облаков,

Мне б стоять и видеть землю

Мирной

Тысячу веков.

Только вряд ли мне по силам

Безучастное житье.

Но постичь хочу бесстрастность

И величье этих гор.

Из-под белых снежных шапок

Хмуро глядя на простор,

Как баторы, что застыли

На коврах зеленых трав,

Так стоят они в покое,

Не меняя ровный нрав.

Пронесется по ущелью

Говорливая река-

Не ответят звонкой песней,

Только глянут свысока.

Не раздастся даже эхо,

Тишина стоит в горах

В час, когда играть пещеры

Начинают на ветрах.

Соскользнет подкова с камня,

Просвистит крылами стриж,

Хрустнет ветка, вдох раздастся

На тропе,

И снова тишь.

Но когда глубинной силой

Сотрясается земля

И камней отары мчатся

Вниз, играя и шаля,-

Горы словно оживают-

Так прекрасен грозный вид!

А над снежными гольцами,

В синеве орел парит.

Мне бы в тот простор подняться

И кружить там много дней;

Землю всю увидеть разом

И потом пропеть о ней!

        Лопсон Тапхаев – тонкий и проникновенный поэт природы. Стихотворение «Саянам» виртуозно и легко передает глубину человеческого чувства, тончайшие его нюансы, переходы и оттенки. Оно умеет в себя вобрать «бесстрастность и величие гор», типичные картины народной жизни и быта и через них выразить строй души современного человека, его сокровенные чувства и настроение… Лирика эта не теряет своих связей с древними народно- эпическими традициями. О чем бы ни писал Л. Тапхаев, какую бы форму ни избрал, существеннейшей, характернейшей чертой его поэзии всегда остаются проникновение и яркий лиризм, философичность.

        Природа и чувство человека у Лопсона Тапхаева неразрывны:

Про себя забыть на веки,

Про свою былую жизнь.

        Главное в стихах Л. Тапхаева – гуманизм, огромный накал эмоциональных чувств. Именно эти качества как бы создают единый, поэтически философский диапазон поэзии Тапхаева. В стихотворении «Саянам» лирический герой не только любуется красотой гор, хочет отведать источник вечности, но и встать вровень с Саянами, выражает свое сокровенное желание:

Мне б стоять и видеть землю

Мирной

Тысячи веков.

        «Безучастное житье», покой после испития бессмертного питья – аршана, источника вечности, покой в горах не устраивают неугомонную душу лирического героя. Ему больше по душе сотрясения «глубинной силы земли» в  горах, когда начинается камнепад, именно тогда «горы словно оживают – так прекрасен грозный вид!».

        В стихотворении мы видим и слышим «теплые облака», «ковры зеленых трав», «ущелья в горах», журчанье «говорливой реки», «пение ветров в пещерах», легкий свист крыльев стрижа, хруст ветки, заросшие таежные тропы, камнепад в горах, «парение орла в синеве». А в центре живого мира природы - снежные гольцы Саян:

Из под белых снежных шапок

Хмуро глядя на простор,

Как баторы…

        Стихотворение это удивительно музыкально и по образам, и по поэтическому языку. Лопсон Тапхаев как бы открывает глубины человеческого бытия, которые не увидишь обычным глазом. Он заставляет думать читателя. И в этом, на наш взгляд, заключаются корни его глубокой нравственной философии…

Но постичь хочу бесстрастность

и величье этих гор.

        Поэт мастерски использует изобразительно – выразительные средства языка. Поэзии Лопсона Тапхаева свойственны зрительные эпитеты: «неприступных гор», «гордой грудью», «теплых облаков», «бессмертное питье», «снежных шапок», «говорливая река», «грозный вид».

        Сравнения, употребляемые поэтом, тоже служат для более глубокого образного выражения явлений, оказывая большое эмоциональное воздействие. Его сравнения точны и ярки, свежи и оригинальны: горы - «как баторы, что застыли», «камней отары». Поэт с помощью сравнений выражает свое эмоциональное выражение к сопоставляемым явлениям.

        При использовании приема олицетворения возникает поэтический образ в необычной оригинальной форме. Благодаря творческому воображению поэта, олицетворение является стилистической основой для создания образов. Используя прием олицетворения, поэт изображает явления природы, образно уподобляя их живым существам: горы «хмуро глядят на простор», «застыли», «стоят в покое»,  у них «ровный нрав», «словно оживают», «не ответят», «глянут свысока», «эхо не раздастся», пещеры «играют на ветрах», «камни мчатся, играя и шаля».

        Природа в стихотворении живая, думающая, имеет свой нрав. Поэт может сказать, обращаясь к горам:

Мне б, Саяны, рядом с вами

встать,

На землю опершись…

        Богатое творческое воображение помогает поэту умело использовать олицетворения и достичь того, что строки его стихов оживают, превращаясь в горный ручей («пронесется река»),  в облако («ласка теплых облаков»), в  камни («камней отары мчатся»).

        Привлекает нас в поэзии Лопсона Тапхаева образность, метафоричность стиха: «ласка облаков», «шапки гор», «ковры трав».  

В стихотворении «Саянам» природа – красота жизни и в то же время она полна загадок. Именно тайное величие природы как бы возвышает душу человека:

        Мне бы в тот простор подняться

                                           И кружить там много дней;

                                           Землю всю увидеть разом

                                           И потом пропеть о ней!

3. Анализ стихотворения Л.Тапхаева « Я пою о Тунке» 

         Поэзию Л.Тапхаева отличает огромная любовь к своей малой родине, воспевание красоты природы своего родного уголка. Лирический герой стихотворения признается ей в любви:

                              Я пою о горах,

                              О своей колыбели.

                              Эту песню Иркут подсказал берегам.

                              Эту песню мне деды когда-то пропели,.

                              Эту песню я внукам своим

                              передам.

                              Я пою о Тунке.

       Лирический герой стихотворения - автор, хочет передать нам свое настроение, через его восприятие дано происходящее. Суть стихотворения- раздумья и размышления героя о жизни, о времени.

      Оптимистическое настроение в этом стихотворении создается художественными приемами- олицетворениями, метафорами, сравнениями, эпитетами: «поднебесною трелью», « веселое солнце»,

 «босоногое детство». Метафоры «горы - колыбель», «трава в долине- постель» помогают поэту создать яркий образ природы родины. Олицетворения: «солнце опускалось», «Иркут подсказал»- одушевляют пейзаж родины. Природа в этом стихотворении живая, дышит, чувствует. В стихотворении есть традиционный для поэзии Л.Тапхаева мотив пути, дороги, которые уводят лирического героя далеко из родного края, но все равно возвращают обратно назад. Лексические повторы строк « Я пою о весне», «о горах», «о Тунке…»; анафора «Эту песню…», нарастающая градация «подсказал, пропели, передал» служат для усиления эмоциональности признания. В стихотворении представлено все многообразие звуков родины - «поднебесная трель птиц», шелест трав, «песня дедов», «песня Иркута». Многочисленные детали местной природы отражены в поэзии художника: «птицы» в степи, «трава в долине», «горы», «Иркут», «Тунка».    

4. Анализ стихотворения Л.Тапхаева «Кынгырга».

        Любимая река, чаще всего воспеваемая тункинскими поэтами - река детства Кынгырга, разносящая далеко вокруг неукротимый грохот. В стихотворении «Кынгырга» лирический герой признается в любви к своей реке детства.

        Грохот Кынгырги подобен песне любимой, «колыбельной в родимых местах».

        Поэт не дробит мир на части, а подчеркивает его цельность, взаимосвязанность земли и неба, людей и «братьев наших меньших».

Мысль о связи со всем живым- с окружающей природой, с землей, на которой живешь - проходит через всю образную систему поэзии Лопсона Тапхаева, становясь сердцевиной его поэзии, ключом нравственных и эстетических исканий поэта. В установлении связей между человеком и природой, временем, веком - в этом направлении движется мысль поэта. Восхищение лирического героя водопадами Кынгырги, рокотом ее волн, подобных бубну, камнепаду или топоту ног бегущих архаров передается и нам, читателям. Это настроение создается художественными приемами: олицетворениями, метафорами, сравнениями, эпитетами.

        Родина в поэзии Л. Тапхаева живая, дышит, разговаривает, об этом  свидетельствуют образные олицетворения:

«Это со мной говорит моя родина,

Голос ее над простором звучит».

 Услышать голос Родины, подключить к этому мощному голосу Родины свой голос, усилить его - не это ли назначение поэта и гражданина? Все олицетворения: «облако дремлет», «туман спеленал берега», «воды несутся», «река не помнит», «отвергает», «соединяет», «мудрость придет», «камни стоят в стороне», «ударило время о щит»- работают на одушевление пейзажа. Воспевая красоту родной природы, поэт применяет точные и свежие метафоры:

         «Звездное небо и спящую землю

   соединяет река Кынгерга»…;

              «Над перевалами облако дремлет…»

      Описание реки дано через восприятие лирического героя. «Чистые воды» Кынгырги сравниваются с «чистыми помыслами» человека, к старости лирический герой становится мудрым, вспоминает с грустью «дни юности - «звон золотой». Лирический герой  стихотворения - автор, призывает нас полюбоваться первозданной красотой горной реки, откуда зарождается целебный источник. Размышления о течении реки переходят в философские раздумья о счастье, о смысле и быстротечности жизни. Размышляя о смысле жизни, поэт применяет антонимы «печаль-радость», «лед- пламень…»

       Любимые цвета в поэзии Тапхаева - синий, голубой, золотой. Часто встречаются лексические повторы слов «звон золотых крыл орла», «звон золотой юности», «синь поднебесная», «голубое поднебесье», которые придают стихотворению выразительность. Многочисленные детали местной природы отражены в поэзии художника: «стотысячный табун», «горный орел», «стадо архаров», «водопады», «горы высокие», «белые камни», «перевалы»…

        Разнообразные звуки родины представлены в стихотворении - мы как будто бы слышим грохот реки и водопадов, необычным и метким сравнениям поэта присущ местный национальный колорит:

«Будто архаров могучее стадо

    Ринулось вниз, подцепив на рога

            Синь поднебесную, мощь водопада,-

   Так начиналась река Кынгырга!»

       Бурные воды Кынгырги поэт сравнивает с топотом «стотысячного табуна», с камнепадом. Эти сравнения помогают ярче создать образ бурной реки, текущей с верховьев Саянских гор.