Мастер-класс «Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом (предтекстовый этап)»,Грачева Н.Н.
методическая разработка по литературе

Пегушина Юлия Владимировна

Цель : трансляция  опыта работы  по использованию  некоторых методов  и приёмов  обучению  смысловому чтению в урочной деятельности

Задачи мастер-класса:

 - создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

 - повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

 - распространение передового педагогического опыта (приёмы, методы).

 

Целевая аудитория : педагоги-предметники

Время проведения  мастер-класса : 30 минут

Количество  участников: 20-25 чел.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klassgracheva_n.n.docx156.52 КБ

Предварительный просмотр:

Грачёва Н.Н., учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

  Мастер-класс  

«Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом

 (предтекстовый этап)»

Цель : трансляция  опыта работы  по использованию  некоторых методов  и приёмов  обучению  смысловому чтению в урочной деятельности

Задачи мастер-класса:

 - создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

 - повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

 - распространение передового педагогического опыта (приёмы, методы).

Целевая аудитория : педагоги-предметники

Время проведения  мастер-класса : 30 минут

Количество  участников: 20-25 чел.

Оборудование: презентация , раздаточный материал, распечатанные тексты (притча, задания для практической работы )

Читать – это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное дело.

К.Д.Ушинский

       Тексты вокруг нас… Сегодня особенно  развиты информационные потоки через видео- и аудиотехнику, но считывание глазами буквенной информации остаётся основным средством обучения современности. Чтение как инструмент познания мира по – прежнему играет в жизни людей огромную роль. При этом существует огромное количество избыточных сведений, и наша задача заключается в том, чтобы научиться отсеивать  ненужную информацию и выбирать новые знания. Сделать это можно, развивая  способности по  извлечению значимой, ценной информации в существенно сжатые сроки.

     Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться является уровень сформированности навыков чтения. В стандартах Второго поколения отмечено, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное,  уметь преобразовывать и интерпретировать информацию,  извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.

Хотелось  бы напомнить , что навык смыслового чтения  включает в себя следующие  умения:

  • умение осмысливать цели чтения (для чего?);
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?);
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение воспринимать тексты различных стилей;
  • умение адекватно оценивать информацию, полученную из текста.

А какие виды информации в тексте выпомните?

Работа с разными видами информации (предлагаю поработать с притчей)

Вычитываем информацию текста:

  • О чем этот текст? (Фактуальная информация)
  • Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ? (Концептуальная информация)
  • Что можете сказать о властелине, о толкователях, о придворных? (Подтекстовая информация)
  • На что необходимо обратить внимание, чтобы были понятны последующие события?

Небольшая разница (притча)

        Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано».

( Безусловно, на сон властелина о выпавших зубах)

Почему можно смело утверждать, что сон плохой?

      - Сильное волнение, которое испытывает властелин, и озабоченность, с которой его выслушивает толкователь снов, уже создают атмосферу тревоги, ожидания каких-то неприятностей и бед.

Но властелин не знает значения этого сна, почему же он так встревожен?

       - Да ведь зубы-то выпали не у кого-то, а у него, причем выпали один за другим! Самое тревожное, что выпали все зубы!

 Что ему предвещает такой сон?)

       А вот тут мы можем только предполагать, истолковывать сон, причем толкование может быть самым разным: один скажет, что этот сон к войне, другой — к утрате власти, третий — к смерти властелина и т.д.,  но в любом случае подтекст уже прочитан и описан.

Очень важно помнить, каковы механизмы чтения и как строится диалог  с текстом.

1.МЕХАНИЗМЫ ЧТЕНИЯ

«»Д

Важно,  насколько качественно звучат вопросы: как репродуктивные, так и продуктивные(заставляют думать, сравнивать)

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента,  т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

 в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

 в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

 в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют школьники  для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.

Практическая работа в группах ( распечатанные  тексты )

Познакомиться с текстом . Сформулировать приём смыслового чтения

I . Придумайте финал (финал должен быть несколько парадоксальным). Парадоксы заключены в тексте. Необязательно, чтобы они были сложные. Это одна из возможностей- насколько воспринят текст.

Пример№1

Как-то вечером Резерфорд – знаменитый английский физик зашёл в лабораторию и застал там одного из своих многочисленных учеников. «Что вы делаете так поздно?»- спросил Резерфорд.  «Работаю», последовал ответ.  «А что вы делаете днём?»-спросил учёный. «Тоже работаю». «И рано утром работает?» «Да, профессор , и утром работаю»,- ответил ученик. Резерфорд помрачнел и коротко бросил: «…?…»

Ответ :  (А когда же вы думаете?)

Пример№2

Однажды Пушкин сидел в кабинете графа … и читал какую-то книгу. Сам граф … лежал напротив, на диване, а на полу, около письменного стола, играли двое его детей. – Саша, скажи что-нибудь экспромтом,– обратился граф к Пушкину. Пушкин, ничуть не задумавшись, скороговоркой ответил: – Детина полоумный лежит на диване. Граф обиделся. – Вы забываетесь, Александр Сергеевич, – строго проговорил он. – Но вы, граф, кажется, не поняли меня … Я сказал: – Дети на полу, умный лежит на диване.

( Приём: ВЕРОЯТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ)

II .Найдите в тексте:

  • Непонятные слова и выражения и выясните их значение;
  • Слова, употреблённые в переносном смысле;
  • Слова, употреблённые иронически;
  • Слова, подчёркивающие уверенность или неуверенность автора;
  • Слова, употреблённые в непривычном смысле или в необычном словосочетании

(Приём: РАБОТА СО СЛОВОМ: контекст)

ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ

Предтекстовый этап

Диалог с текстом начинается:

  • Со знакомства с заглавием (разновидности заголовка, названий);
  • Вероятное прогнозирование (антиципация) от лат. «обращение вперёд»;
  • Реципация (мысленный возврат к прочитанному);
  • Главное и второстепенное в тексте;
  • Умение задавать вопросы к тексту;
  • Умение пересказывать, составлять план, конспект.

III. РАБОТА С ЗАГОЛОВКОМ (функции заглавия )

1.Названия, выражающие главную мысль

2.Названия, сформулированные в виде вопроса

3.Непонятные, интригующие

  4.Названия, передающие эмоциональное состояние

5.Названия, выражающие  отношения автора к своим персонажам

6. Названия, содержащие иносказание, метафору

7. Названия, обозначающие место, время действия или имя персонажа

8. Названия, неподдающиеся объяснению

Примеры  (определите функции предложенных заголовков)

1.1.Название  рассказа Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» - простое односотавное предложение - есть предопределение судьбы главной героини: «Светка Сергеева - рыжая» и от этого у неё все жизненные проблемы (как у всех рыжих).

1.2.Название очерка Тита Мартышина «Кто лебедя убьёт…» - простое предложение с открытым финал, звучит как предупреждение.

1.3.Рассказ Льва Квина «Кто убил лебедей?» (название выражает вопрос, побуждающий к действию: поиску преступников).

1.4.Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» позволяет предположить какие-то  отрицательные действия  в поведении героя (иносказание).

1.5. Рассказ Л.Романовой «Мы приговариваем тебя к смерти»

3.Упражнения с заголовком

  • Прочитайте заголовок и скажите, о чём (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.
  • Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?
  • Внимательно прочтите заголовок и выделите в нём доминирующее слово (смысловую доминанту).
  • По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о, …?
  • Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?
  • По каким ключевым словам, словосочетаниям вы определили, что эта информация о …?

IV.Упражнения на определение темы текста:

  • Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема.
  • Прочтите часть текста, назовите тему.(Предлагаются тексты различных жанров)
  • Распределите заглавия по указанным темам.
  • Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
  • Ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его.
  • По иллюстрации (чертежу, схеме) и ряду ключевых слов сделайте несколько предположений по содержанию текста или задайте несколько вопросов.
  • Что объединяет данные тексты?

Рефлексия

  • Синквейн
  • «5-минутное эссе»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие стратегий смыслового чтения и работы с текстом в биологическом образовании"

Презентация рассказывает о нескольких приёмах формирования грамотной работы с текстом на уроках биологии.Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все д...

Мастер-класс "Развитие навыков смыслового чтения"

Тема: Развитие навыков смыслового чтения как средство формирования метапредметных умений Цель : показать роль смыслового чтения для формирования метапредметных умений, через различные приемы....

Сценарий мастер – класса по теме «Смысловое чтение как прием формирования УУД»

Что же такое смысловое чтение, нужно ли учить ему? Как учить? Какие приемы использовать? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить сегодня...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»

Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»...

Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»

Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»...

Конспект мастер-класса « Приемы обучения смысловому чтению на уроках математики».

мастер-класс для учителей  математики. Содержит некоторые приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики...