Контрольный тест по литературе 2 половины 19 века
тест по литературе

Батомункуева Светлана Сократовна

Тест по литературе 2 половины 19 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тест по литературе26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный тест по литературе:

1. «А.А.Фет создавал различные по жанру лирические произведения и, в зависимости от «предмета» изображения, использовал разные художественные средства. В ряде стихотворений, к их числу принадлежит «Шепот, робкое дыханье…», А.А.Фет применяет особенный метод описания, в результате небольшое по объёму произведение наполняется глубоким содержанием.

Что позволило поэту достигнуть такого результата?

А) развёрнутые пейзажные описания.

Б) исчерпывающая психологическая характеристика.

В) отсутствие глаголов.

Г) броские, « говорящие» детали, создающие ощущение недосказанности, но при этом отмечающие изменения, происходящие в состоянии человека и природы.

2.  Назовите основной конфликт пьесы «Гроза».

А) конфликт между поколениями (Тихон, Варвара и их мать)

Б) внутрисемейный конфликт между строгой свекровью и непокорной невесткой

В) столкновение самодуров и их жертв

Г) любовный конфликт между Катериной, Тихоном и Борисом

3. В противостоянии каких героев ярче всего выражается основной драматургический конфликт пьесы?

А) Кабаниха – Дикой

Б) Катерина – Варвара

В) Катерина – Кабаниха

Г) Кудряш – Дикой

Д) Борис – Дикой

4.Кому из героев пьесы «Гроза» принадлежат следующие слова?

« Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться… У кого деньги, тот старается бедного закабалить. Чтобы на труды его даровые ещё больше денег наживать… А между собой – то как живут. Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти…»

А) Борису

Б) Кулигину

В) Кудряшу

Г) Тихону

5.Кому из героев пьесы принадлежат следующие высказывания о грозе?

А – Катерине

Б – Варваре

В – Кулигину

Г – Тихону

Д – Дикому

1 – Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь!

2 – Всякий должен бояться… Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь… вот что страшно;

3 – Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах;

4 – Гроза – электричество;

5 – Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться;

6 – Не гроза это, а благодать! У вас всё гроза! Изо всего-то вы себе пугал наделали.

6 .Кому принадлежат следующие характеристики нигилизма в романе «Отцы и дети»?

А) Базарову

Б) Аркадию

В) Павлу Петровичу

1 – Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип;

2 – Прежде молодым людям приходилось учиться, не хотелось им прослыть за невежд. А теперь стоит сказать: всё на свете вздор – и дело в шляпе… И в самом деле, прежде они были болваны, а теперь вдруг стали нигилисты;

3 – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

7.Какова художественная функция образов Ситникова и Кукшиной?

А – показать, что Базаров не одинок;

Б – сатирически изобразить безыдейных, мыслящих вторично людей;

В – подчеркнуть трагическое одиночество Базарова.

8 .Узнайте персонажа романа по портретной характеристике:

1 – Павел Петрович

2 – Базаров

3 – Одинцова

4 – Кукшина

5 – Ситников

А – Вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик … изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов;

Б - … человек высокого роста в длинном балахоне с кистями … обнажённая красная рука… Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, лицо оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.;

В – На кожаном диване полулежала дама, ещё молодая, белокурая, несколько растрёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове.

Г – Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица, небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно каким-то коротким, деревянным смехом;

Д – Женщина высокого роста… Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий…

9.Кому принадлежат следующие высказывания о природе?

1 – Базарову;

2 – Аркадию;

3 – Николаю Петровичу;

4 – автору.

А – Нет, богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием: нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но исполнить, как приступить?

Б – Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник;

В – И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким тёплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела, и над нею поднималось бледно-голубое небо, обрумяненное зарёй;

Г – А я вот думаю: я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удалось прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…

Д – Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, нежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.

10. Одним из главных мотивов лирики Н.А.Некрасова является судьбы русской женщины. Соотнесите названия стихотворений со следующими строками из них:

1 – «Тройка»;

2 – «Родина»;

3 – «Нравственный человек»;

4 – «Забытая деревня».

А – И вышла за седого богача.

Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша

И через год в чахотке умерла.

Б – Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде-

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы.

В – И схоронят в сырую могилу,

Как пройдешь ты тяжёлый свой путь,

Бесполезно угасшую силу

И ничем не согретую грудь.

Г – Из дома крепостных любовниц и псарей

Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила

Тому, которого не знала, не любила…

Д – Полюбив Наташу хлебопашец вольный,

Да перечит девке немец сердобольный

Главный управитель.

11.Одной из центральных в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» является проблема понимания счастья.

Кому из героев поэмы принадлежат следующие определения счастья, и какое из них выражает точку зрения Н.А.Некрасов?

1 – Грише Добросклонову

2 – попу

3 – помещику Оболту-Оболдуеву

4 – лакею графа Переметьева

5 – солдату

6 – «дьячку уволенному»

А – В чём счастие по-вашему:

Покой. Богатство, честь?

Б – Коль обогреет солнышко

Да пропущу косушечку,

Так вот и счастлив я!

В - … в двадцати сражениях

Я был, а не убит;

Г – С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал,

Напитки иностранные

Из рюмок допивал…

Д – Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон – моё желание!

Кулак – моя полиция!

Е - … будет жить для счастия

Убогого и тёмного

Родного уголка.

12.Фольклорные мотивы и образы играют в поэме значительную роль.

Среди перечисленных жанров устного народного творчества назовите те, которые использует Н.А.Некрасов в своём произведении.

1 – пословицы и поговорки, загадки;

2 – песни;

3 – притчи и легенды;

4 – волшебные сказки;

5 – колыбельные потешки и прибаутки;

6 – былины.

13.Соотнесите пример из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина и название художественного приёма, который в ней использован:

1 – «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум уму дан большой...»

2 – «Через губернский город летел отроившийся рой мужиков…»

3 – «Был он пескарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить - не то, что мутовку облизать…»

А – гротеск

Б – ирония

В – гипербола

14.Какие приёмы народной сказки использует М.Е.Салтыков – Щедрин в сказке «Дикий помещик»?

1 – традиционный сказовый зачин;

2 – троекратное повторение эпизода;

3 – постоянные эпитеты;

4 – сюжет – путешествие;

5 – фантастические предметы и события.

15.Соотнесите персонажей романа «Преступление и наказание» со сказанными ими словами:

1 – мещанин;

2 – Раскольников;

3 – Мармеладов.

А – На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь…

Б - …бедность не порок, это истина. Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы ещё сохраняете свое благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто.

…А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…

В – Убивец! – проговорил он вдруг тихим, но ясным и отчётливым голосом.

16.Расположите в хронологической последовательности следующие эпизоды романа:

1 – посещение квартиры Мармеладовых;

2 – встреча с пьяной девочкой на бульваре;

3 – чтение письма от матери;

4 – услышанный в бильярдной разговор офицера и студента;

5 – сон Раскольникова об убитой Миколкой лошади;

6 – разговор с Мармеладовым в распивочной.

17.Соотнесите следующие портретные характеристики с персонажами:

1 - … человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные как щёлочки, но одушевлённые красные глазки…

2 - … крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы были жирно смазаны маслом;

3 - … ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, ещё с прекрасными тёмно-русыми волосами, с раскрасневшимися до пятен щеками… глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен…

4 - … девушка очень молоденькая… На ней было шелковое платьице, как-то очень чудно надетое, едва застёгнутое и сзади у талии, в самом начале юбки, разорванное; целый клок отставал и висел болтаясь… Девушка шла нетвёрдо, спотыкаясь и даже шатаясь;

5 – Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен;

6 - … скромно и даже бедно одетая девушка, очень молоденькая, почти похожая на девочку, со скромной и приличной манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка…

…Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Её даже нельзя было назвать хорошенькой, но зато голубые глаза были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица её становилось доброе и простодушное…

7 - … человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином… Широкое, скуластое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво…

8 - … человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было

цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое.

9 - … господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожной и брюзгливой физиономией;

10 - … была замечательно хороша собою – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что нисколько не отнимало у её движений мягкости и грациозности. Волосы у неё были тёмно-русые, глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые;

11 - …Несмотря на то, что ей уже было сорок три года, лицо её всё ещё сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа. Свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости.

А – Мармеладов;

Б – Порфирий Петрович;

В – Раскольников;

Г – Лужин;

Д – Свидригайлов;

Е – мать Раскольникова;

Ж – Дуня Раскольникова;

З – Соня Мармеладова;

И – девочка с бульвара;

К – Алёна Ивановна;

Л – Катерина Ивановна.

18.Какие приметы не характерны для романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

1 – проникновенный лиризм;

2 – изображение событий, изменяющих ход истории и судьбы героев;

3 – широкий охват событий;

4 – широкие временные и пространственные рамки;

5 – философское осмысление событий;

6 – обилие сюжетных линий.

19.В нижеследующих фрагментах текста помещены описания основных этапов духовных исканий Пьера Безухова. Расположите их в хронологическом порядке.

1 – При въезде на Арбатскую площадь огромное пространство звёздного тёмного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистинским бульваром, окружённая, обсыпанная со всех сторон звёздами, но, отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная комета, которая, как говорили, предвещала всякие ужасы и конец света… Но в Пьере светлая звезда эта не возбуждала никакого страшного чувства… Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягчённой и ободрённой душе;

2 – Пьер полтора месяца после вечера Анны Павловны и последовавшей за ним бессонной. Взволнованной ночи, в которую он решил, что женитьба на Элен была бы несчастие и что ему нужно избегать её и уехать, Пьер после этого решения не переезжал от князя Василья и с ужасом чувствовал, что каждый день он больше и больше в глазах людей связывается с нею, что он должен будет связать с нею свою судьбу;

3 – Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства;

4 – После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что видел отражённым в своей жене, В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что было истинно хорошее: всё не совсем хорошее было откинуто. И отражение это произошло не путём логической мысли, а другим – таинственным, непосредственным отражением…

5 – В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти три недели похода, он узнал, ещё новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного;

6 – Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешённым. Он понял теперь весь смысл и всё назначение этой войны и предстоящего сражения. Всё, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел , осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую…. Теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел. И которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти…

20.В нижеследующих фрагментах помещены описания основных этапов духовных исканий князя Андрея. Расположите их в хронологическом порядке.

1 - … выходя с парома, он поглядел на небо, на которое ему указал Пьер, и в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лёжа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нём. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь…

2 – «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей.- Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!»

3 – «…Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

4 – Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившей его красивое лицо, он отвернулся от неё. Я теперь отправлюсь на войну, на величайшую войну. Какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь…

5 - …Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей…

6 – Князь Андрей держал её руку, смотрел ей в глаза и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней и таинственной прелести желания, а была жалость к её женской и детской слабости, был страх перед её преданностью и доверчивостью, тяжёлое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично, как прежде, было серьёзнее и сильнее;

7 – Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадёжном положении, ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что он тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!

8 – Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду пред ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам её руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни…

21.Соотнесите названия рассказов, входящих в маленькую трилогию, с их зачинами:

1 – «Человек в футляре»;

2 – «Крыжовник»;

3 – «О любви».

А – Ещё с раннего утра всё небо обложили дождевые тучи; было тихо, не жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли тучи, ждёшь дождя, а его нет. Ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин уже утомились идти, и поле представлялось им бесконечным;

Б – На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная двойная фамилия – Чимша - Гималайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству…

В – На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду. Это был человек среднего роста, с пухлым лицом и маленькими глазками, бритый, и казалось, что усы у него были не бриты, а выщипаны…

22.В нижеследующих фрагментах рассказа «Ионыч» обозначены различные этапы жизни главного героя. Расположите их в хронологическом порядке.

1 – У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе ещё третий, повыгоднее…

2 – Старцев всё сбирался к Туркиным, но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа… . Но вот из города принесли письмо в голубом конверте… Вера Иосифовна написала ему трогательное письмо, в котором просила его приехать и облегчить её страдания… Он в самом деле немножко помог, и она всем гостям уже говорила, что это необыкновенный, удивительный доктор…

3 – В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой.

23.Узнайте персонажа по словам, сказанным о вишнёвом саде…

1 – Раневская;

2 – Лопахин;

3 – Гаев;

4 – Фирс;

5 – Трофимов;

6 – Аня.

А – Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это вишнёвый сад…

Б – Замечательно в этом саду только то, что он большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает…

В – В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили…

Г – И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад…

Д – Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест…

Е - … отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе XVIII века. 9 класс

Контрольная работа по литературе из 17 заданий, которые  проверяют знания по теории литературы и изученные произведения. По учебнику С. Зинина, В. Сахарова, В. Чалмаева....

контрольный тест по истории средних веков

Контрольный тест за 1 полугодие по истории средних веков 6 классТест составлен к учебнику «История средних веков» Е.В.Агибалова, Г.М.Донской,...

Контрольная работа по литературе 18 века для 9 класса

Задания позволяют проверить не только знания, но и понимание учеником специфики литературы 18 века, а также общеязыковой уровень ученика....

контрольная работа по литературе XIX века для 5 класса

контрольная работа по программе к УМК Г.С. Меркина по итогам первого полугодия...

Контрольная работа по литературе 19 века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь)

Контрольная работа составлена в формате ЕГЭ по литературе. 2 варианта....

Итоговая контрольная работа по литературе XIX века в 7 классе. Литература и история: изображение в литературе исторических событий.

Контрольная работа составлена в двух вариантах, соответствует новому тематическому планированию, действующему с 2023-2024 учебного года. Дана система оценивания....