Чехов "Хирургия"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Осипова Марина Александровна

5 класс. Конспект урока с использованием ЦОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx47.8 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Автор материала

Осипова Марина Александровна

  1. Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 60»

 г. Магнитогорска

  1. Предмет

Литература

  1. Класс

5 класс

  1. Название

   материала

А.П.Чехов «Хирургия»

  1. Вид ресурса

Методическая разработка опубликована на сайте Инфоурок

  1. Название раздела учебного курса

Изучение нового материала

  1. УМК, авторы

образовательной программы

УМК по литературе под. ред Меркина Г.С.

  1. Цель и задачи

   материала

Цель: чтение и анализ рассказа А.П.Чехова «Хирургия»

Обучающие: Учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел.

Развивающие: Развивать умение выразительно читать и слышать автора.

  • Развивать умение сравнивать и анализировать разные источники информации.

Воспитывающие:  воспитание ценностного отношения к слову и создание благоприятной атмосферы поддержки и уважения

  1. Как реализуется

На уроках литературы

  1. Комплектация

конкурсной работы

Пояснительная записка

Методическая разработка

ЦОРы

Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: урок изучения художественного текста.

Технологическая карта

Тема

А. П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. 

Цель

  • Раскрыть юмористический и сатирический талант А.П. Чехова на основе рассказа «Хирургия»

Задачи

Обучающие: Учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел.

Развивающие: Развивать умение выразительно читать и слышать автора.

  • Развивать умение сравнивать и анализировать разные источники информации.
  • Воспитывающие:  воспитание ценностного отношения к слову и создание благоприятной атмосферы поддержки и уважения

Формируемые УУД

Личностные: положительно отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствование имеющихся.

Предметные: знание содержания прочитанного произведения; умение воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)необходимых действий, операций.

Основные понятия

 сюжет, идея, рассказ, юмор, диалог, юмористические особенности рассказа;

Ресурсы

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Основные моменты для записи

  1. Организационный момент

Цель: проверить готовность к уроку, положительный настрой на занятие.

Доброе утро!

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Повернитесь друг к другу, улыбнетесь и скажите:

-Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Говорят комплименты, проверяют свою готовность к уроку.

  1. Подготовка к восприятию

Цель:  Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Сегодня мы знакомимся с уникальным писателем, который совмещал в себе сразу две совершенно разные профессии - врача и писателя.

Как вы думаете, о ком пойдет речь?

Правильно речь пойдет об А.П.Чехове.

Ребята, а почему, когда мы говорим об это писателе, то часто упоминаем одно насекомое,  а именно – стрекоза?

(выслушать предположение, а если дети не смогут ответить, то рассказать о журнале «Стрекоза», где печатал свои рассказы писатель)

Предлагаю вам поработать с текстом и выделить информацию по след вопросам:  https://www.sites.google.com/site/triumphato/time-tracker/wikipedia/articles/stati/strecoza

(текст распечать)

- В какие годы выпускался журнал «Стрекоза»

- Есть ли информация,  какую работу выполнял Чехов в этом издании?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Работа с текстом по вопросам

II. Первичное восприятие

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему (предварительно записаны на доске)

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Чтобы понять, что это за писатель, давайте ознакомимся на сайте с информацией о нем.  http://chehov-lit.ru/

Что нового вы узнали?

Опиши писателя, заполнив кластер

        

Отвечают на вопросы. Записывают тему и число, формулируют цели урока.

Работают с текстом

Заполняют кластер

Дата, тема

Биография-Таганрог, учеба.

Чехов и его признание

Драматургия

Позднее творчество

III. Выявление специфики восприятия.

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

1)На основе этого видеоурока

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7376/main/305357/ 

 

ответить  на вопросы

 -  какие термины следует записать в тетрадь?

 -Понравился рассказ Чехова?

- Как вы думаете, что побудило писателя к созданию этого произведения?

Работа с текстом

Произведение «Хирургия» А. П. Чехова интересно тем, что при своей лаконичности (текст совсем короткий) оно очень емко и четко несет основную мысль. Каждое слово рассказа имеет большой вес для общего сюжета и освещения темы, о которой говорит автор. С помощью этого произведения Чехов доказал свою мысль о том, что настоящий мастер пера должен уметь сокращать. Во второй половине XIX века в России сильно не хватало квалифицированных медиков – особенно в удаленных от столицы регионах. А вот болели люди везде. Эту проблему государственного масштаба отлично понимал писатель А. П. Чехов, тем более что он и сам был врачом по образованию и даже периодически практиковал медицину. Среди друзей Чехова был один известный земский медик. Он рассказал писателю историю о том, как однажды к нему пришел пациент с острой зубной болью. Зуб необходимо было удалить, но у самого врача не было на это времени из-за высокой занятости, поэтому он доверил эту обязанность студенту-практиканту. Тот, как оказалось, не имел опыта в стоматологической хирургии, кроме того, его знаний оказалось недостаточно для того, чтобы практиковать медицину в принципе. Студент все-таки удалил зуб пациенту, но оказалось, что зуб-то он вырвал здоровый. В рамках анализа «Хирургии» Чехова отметим, что рассказ написан в сатирическом жанре. Это означает, что и его сюжет, и композиция, и художественные приемы построены так, чтобы высмеять определенные человеческие пороки. В этом произведении Чехов смеется как над невежеством, халатностью и непрофессионализмом медиков, так и над льстивостью, доверчивостью и безответственностью тех, кто к этой медицине обращается.

1.Объясни значение слов

Земский –

Студент-практикант-

2. О чем это текст. Выбери правильное утверждение:

А – Практиканты всегда справляются с трудными задачами

Б- В России в 19 веке было много медиков и потому Чехов написал рассказ «Хирургия»

В-История, рассказанная в тексте легла в основу произведения Чехова

Выполняют задание.

Работают с текстом и отвечают на вопросы.

сюжет, идея, рассказ, юмор, диалог, юмористические особенности рассказа;

 Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Сам Чехов изображал зубного врача, играя со старшим братом

IV. Перечитывание и анализ.

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Давайте обратимся к тексту рассказа «Хирургия».

- Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

-  Вспомните, что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему? 

( Смешно, потому что произведение юмористическое).

- О чем нам говорит фамилия фельдшера – Курятин?

-  Какими предстают перед нами фельдшер и больной?

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит?

Работают с текстом

А. П. Чехов показывает героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи, «говорящих» фамилий.

В основе сюжета – бытовая ситуация, случай из жизни. Диалог дает характеристику героев, по речи мы узнаем, что герои малообразованные, невежественные, невоспитанные люди. Описания даны сжато.

VI. Обобщение

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Слово учителя о юморе и сатире в произведении.

- Ребята, теперь я предлагаю вам поиграть в домино, как в детстве. Необходимо соединить фразы по цепочке. Цель восстановить цепь событий. Класс, делимся на 2 группы

(См приложение)

Слушают учителя. Выполняют работу с домино

Рассказ не только юмористический, но и сатирический, иронический, поскольку наравне со смехом добрым, основанным на  несоответствии того, что есть, с тем, что должно быть, автор высмеивает и критикует поступки героев. Дьячок Вонмигласов не поверил во всесилие хирургии, потому что ему не была оказана медицинская помощь.

VII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности/

Выполните задание  «Синквейн»

Создайте синквейн, характеризующий  рассказ «Хирургия»

  1. 1 существительное
  2. 2глагола
  3. 3прилагательных
  4. 1предложение

Выполняют задание.

Выполните задание  «Синквейн»

Создайте синквейн, характеризующий рассказ «Хирургия»

  1. 1 существительное
  2. 2глагола
  3. 3прилагательных
  4. 1предложение

Приложение 1.

Журнал «Стрекоза»

Состав журнала и сотрудники

В свое время наиболее значительный из журналов этого типа. В 1870—80-х гг. в «Стрекозе» печатались бывшие сотрудники «Искры»: П. В. Быков, Г. Н. Жулёв, Н. А. Лейкин, А. Н. Плещеев, П. А. Сергеенко, Л.И.Пальмин и другие. Созданный через два года после закрытия «Искры», новый еженедельник отразил перемены политической обстановки: не поднимаясь до сатиры, он направил острие юмора на «мелочи быта» (брак, семья, служебная карьера, светские условности и т. п.). Развлекательный материал, подчас скользкого содержания (ресторанные и альковные остроты), преобладал над политической злобой дня, критика чиновничьего аппарата подменялась высмеиванием личных недостатков отдельных представителей его.

Среди художников были: Н. А. Богданов, А. И. Лебедев, М. О. Микешин, В. С. Шпак, Н. П. Чехов и другие. По идейно-художественному уровню «Стрекоза» уступала «Искре», придерживалась либерального курса. Печатались обзоры общественной и литературной жизни, рассказы, фельетоны, драматические сценки, юмористические стихи. Наиболее активным сотрудником «Стрекозы» был И. Ф. Василевский, автор статей и фельетонов, в которых высмеивал идеологов реакции (в том числе М. Н. Каткова, В. П. Мещерского), высокопоставленных чиновников, биржевых дельцов и т. п. Изредка печатались Н. С. Лесков, Я. П. Полонский, Д. В. Григорович, В.В.Билибин.

Сотрудничество Чехова

В «Стрекозе» дебютировал А. П. Чехов, выступивший с рассказом «Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху» (№ 10, подпись: «...въ»). Но постоянным сотрудником «Стрекозы» А.П.Чехов так и не стал: Всего в 1880 году им опубликовано здесь 10 рассказов. В 1883 году появился рассказ «Раз в год» и в 1884 году в «Альманахе "Стрекозы" на 1884 год» рассказ «Шведская спичка». На этом сотрудничество писателя с журналом закончилось. В 1900 году редакция журнала выпустила по своей инициативе в качестве главной премии журнала - бесплатное приложение: сборник «В мире смеха и шуток», куда вошли лучшие рассказы и юморески, увидевшие свет на страницах «Стрекозы», в том числе и рассказы Чехова 1880 года.

На рубеже веков

С 1900-х гг. «Стрекоза» стала уделять больше внимания к вопросам политики (внутренней и внешней), на её страницах появились остроты и карикатуры на лидеров Государственной думы, министров. «Стрекоза» защищала демократическое, реалистическое искусство, вела борьбу с декадентскими и модернистскими течениями в литературе. В 1890-е - 1900-е годы в журнале сотрудничали Е.Ф.Кони, Н.И.Позняков, Константин Льдов, Мясницкий. Публикация некоторых рисунков журнала была запрещена цензурой (до выхода номеров из печати): 2 шаржа на главу французского правительства (1894—1902), карикатура, изображавшая российского обывателя в кандалах, с надписью: «рутина», «канцеляризм», «формализм» (1905) и т. д.; № 35 за 1907 был подвергнут аресту, однако быстро снятому, за рисунок, направленный против Илиодора.

Закат журнала

В 1905 г. из журнала уходит И.Ф.Василевский (Буква), отдавший двадцать пять лет редактированию журнала. Какое-то время в «дни свободы» журнал выходит под названием «Спрут». «Спрут» вначале замахнулся на весь государственный аппарат. В редакционной статье говорилось: «В огромном русском море несколько столетий живёт и питается особой породы Спрут... Ничтожный и по силам, и по содержанию, он развил в себе до умопомрачительных размеров способность присасываться к жертве и высасывать из неё соки». Но в конечном итоге «Спрут» ограничился сатирой на «орлов реакции» - С.Дубасова, К.П.Победоносцева, которых при обилии сатирической журналистики в 1905 году не высмеивал только ленивый. В эти годы в журнал влилась группа талантливых молодых сотрудников: художники Ре-Ми (Н.В. Ремизов-Васильев), А. Радаков, А. Юнгер, А. Яковлев, Мисс (А.В. Ремизова) и поэт Красный (К.М. Антипов). Все они были недовольны увядшей «Стрекозой», бесцветной и убогой на фоне расцвета талантливой и злободневной современной сатирической журналистики («Жупел», «Адская почта» и т. д.), и настойчиво предлагали молодому издателю М.Г.Корнфельду реформировать её. Появление А.Т.Аверченко послужило последним толчком для того, чтобы осторожный издатель согласился на реформу «Стрекозы». 3 апреля 1908 года наряду со «Стрекозой» начинает выходить «Сатирикон». В течение двух месяцев журналы выходят параллельно, пока 1 июня 1908 г. они не сливаются окончательно.

Новый журнал

Какое-то время «Стрекоза» не выходит совсем. Спустя несколько лет в 1915 году издатель И.Богельман и редактор (с 1917 года) М.Архангельская начинают новое юмористическое издание и дают ему знакомое читателям название. Еженедельный журнал сатиры и юмора «Стрекоза» продолжал свою родословную от прежнего издания. Основными авторами новой «Стрекозы» стали А.А.Измайлов, Ф.Ф. и Ф.В.Трозинер, Сергей Михеев, Д'Актиль, художник прежней «Стрекозы» А.И.Лебедев и др. По аналогии с «Всемирной и русской историей, обработанной «Сатириконом», «Стрекоза» печатает «Историю русской лирики от Тредьяковского до Кузмина» — серия пародий А.А.Измайлова. Но в целом уровень публикаций в новой «Стрекозе» мало отличался от той прежней «Стрекозы», которую по ядовитому замечанию Аверченко можно было читать только в парикмахерской. В таком виде журнал просуществовал до января 1918 года, закрытый новой властью за вышучивание революционеров-большевиков.

Приложение 2

Произведение «Хирургия» А. П. Чехова интересно тем, что при своей лаконичности (текст совсем короткий) оно очень емко и четко несет основную мысль. Каждое слово рассказа имеет большой вес для общего сюжета и освещения темы, о которой говорит автор. С помощью этого произведения Чехов доказал свою мысль о том, что настоящий мастер пера должен уметь сокращать. Во второй половине XIX века в России сильно не хватало квалифицированных медиков – особенно в удаленных от столицы регионах. А вот болели люди везде. Эту проблему государственного масштаба отлично понимал писатель А. П. Чехов, тем более что он и сам был врачом по образованию и даже периодически практиковал медицину. Среди друзей Чехова был один известный земский медик. Он рассказал писателю историю о том, как однажды к нему пришел пациент с острой зубной болью. Зуб необходимо было удалить, но у самого врача не было на это времени из-за высокой занятости, поэтому он доверил эту обязанность студенту-практиканту. Тот, как оказалось, не имел опыта в стоматологической хирургии, кроме того, его знаний оказалось недостаточно для того, чтобы практиковать медицину в принципе. Студент все-таки удалил зуб пациенту, но оказалось, что зуб-то он вырвал здоровый. В рамках анализа «Хирургии» Чехова отметим, что рассказ написан в сатирическом жанре. Это означает, что и его сюжет, и композиция, и художественные приемы построены так, чтобы высмеять определенные человеческие пороки. В этом произведении Чехов смеется как над невежеством, халатностью и непрофессионализмом медиков, так и над льстивостью, доверчивостью и безответственностью тех, кто к этой медицине обращается

Приложение 3

Распечатать и разрезать. Цель - составить цепочку по развитию событий в рассказе

        

входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик

Вырвать можно. 

Сел намедни со старухой чай пить и

раскройте рот пошире..

За грехи, Сергей Кузьмич, за грехи!

Этот — раз плюнуть

 М-да... Садитесь... Раскройте рот!

Чего пять лет тянешь?

не помогло

и щипцы срываются с зуба

 Вырвать его нужно

А ты зачем руками хватаешь? 

Хирургия — пустяки..

Дай дух перевести... Ох! 

Хирургия — пустяки..

Он ошеломлен...