А.С. Пушкин "Узник"
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Воробьева Марина Отаровна

А.С. Пушкин "Узник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_s_pushkin_uznik.pptx330.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Пушкин «Узник»

Слайд 2

Работа с названием стихотворения Стихотворение А. С.Пушкина называется «Узник». Ваше предположение: о чём это произведение?

Слайд 3

Синтаксический эксперимент УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой Вскормлённый в неволе орёл молодой Мой грустный товарищ махая крылом Кровавую пищу клюёт под окном Расставьте знаки препинания!

Слайд 4

В помощь «заплутавшимся» - Почему после первой строчки точка, а не запятая? -Во время чтения после первого стиха должна быть длинная пауза, потому что… - Кто говорит «Сижу…»? - Кто это «мой грустный товарищ» - Сколько персонажей?

Слайд 5

Перескажите сюжет. В чем сложность? УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

Слайд 6

От чьего лица идет повествование? УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

Слайд 7

Создание схемы месторасположения героев Нарисуйте схему размещения героев стихотворения. Где они находятся? Докажите текстом. Они за решеткой. Оба. Всё время. Гуляют лишь в мечтах.

Слайд 8

Озаглавьте строфы! Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

Слайд 9

Какими приемами создается грустное настроение в I строфе? Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном… Почему Пушкин слову ТЮРЬМА предпочел ТЕМНИЦА? Почему уточнено, что ОРЕЛ МОЛОДОЙ ? Есть ли движение? Выделите глаголы. Задумайтесь над их смыслом. Прокомментируйте деталь. Почему : МАХАЯ КРЫЛОМ (а не КРЫЛЬЯМИ)?

Слайд 10

Словарная работа Узник - человек, который находится в заключении. Темница – (?)помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы. Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение. Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.

Слайд 11

Что изменилось во второй строфе по сравнению с первой? - Почему орёл «бросает» пищу? Отвращение? Уныние? Или протест? -Есть ли движение? Выделите глаголы. Дайте комментарий к ним. Побудительная энергия! -Кому принадлежит внутренний монолог (прямая речь)? Единомышленникам! -Обратите внимание на первое слово III- ей строфы.

Слайд 12

Домашнее задание. Выучить стихотворение "Узник" наизусть (по желанию ), страница 55, задание 2.

Слайд 13

Гимн свободе Строфа- антитеза Почему соседствуют три (!) восклицательных знака? Докажите, что эта строфа – антитеза первой. - Цветовая гамма? Почему её создают не прилагательные, а глаголы? - Что значит фраза «Пора, брат, пора»? Зачем повтор? - Объясните АНАФОРУ «ТУДА…» - «Горы», «морские края», «ветер» - символы какого понятия? - Почему глагол «гуляем» в форме настоящего времени? Кто гуляет? Но ведь оба героя – узники? - Зачем дважды использовано многоточие?

Слайд 14

Сделаем выводы Это произведение о свободе или о неволе? Здесь единоборство невольнического и свободолюбивого начал

Слайд 15

Домашнее задание 1.Развернутый ответ (5-10 предложений) на вопрос «В чём смысл названия стихотворения Пушкина «Узник»? 2. Выучить и выразительно читать стихотворение «Зимнее утро»