Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Чарушникова Наталья Израилевна

Задачи:

  1. образовательная: показать своеобразие и роль женских образов в романе,  средства создания литературных характеров;
  2. воспитательная: умение сочувствовать, сопереживать;
  3. развивающая: формировать умение определять место и роль литературных героев в произведении, характеризовать их, сравнивать поведение персонажа в рамках эпизода; формировать умение определять роль определенного персонажа в системе всего произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема. Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Задачи:

  1. образовательная: показать своеобразие и роль женских образов в романе,  средства создания литературных характеров;
  2. воспитательная: умение сочувствовать, сопереживать;
  3. развивающая: формировать умение определять место и роль литературных героев в произведении, характеризовать их, сравнивать поведение персонажа в рамках эпизода; формировать умение определять роль определенного персонажа в системе всего произведения.

Тип урока – комбинированный.

Форма урока: беседа.

Оборудование: портрет Шолохова, репродукции женских образов романа, видеофрагменты.

Ход урока

  1. Организационный этап

Учитель озвучивает тему урока (она записана на доске): «Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий дон». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

  1. Вступительное слово учителя

Роман М. Шолохова «Тихий Дон», и мы уже говорили об этом,  посвящен изображению жизни казачества в трагические годы российской истории. Человек и история – одна из центральных проблем романа-эпопеи, и избранный автором жанр обязывал писателя к глубокому и всестороннему отражению эпохи. Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» является война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова – это зеркало, своеобразно отражающее и события мировой истории.. Тема шолоховского романа – семья, простой человек в водовороте исторических событий. Впервые в русской литературе в «большом жанре» – романе – люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре. Каждый из характеров, изображенных М. Шолоховым, несет в себе ту неповторимость, которая составляет разнообразие и богатство человеческого мира.

Женские образы романа – это воплощение единства народной жизни, отражение философского осмысления гармонии мира и человека. По мнению исследователей (например, Муравьевой Н.М., Сатаровой Л.), в романе «Тихий Дон» слились воедино многочисленные реки и ручейки русского национального мироощущения, которое зародилось в древности, расцвело в классический период отечественной культуры и во многом исчерпало себя в ХХ веке. И изображение казачьих семей в романе позволяет автору отразить процесс разрушения гармонии целостного казачьего мира, существовавшей на протяжении веков, а семейная драма Мелиховых (как и Астаховых, и Кошевых) становится микромоделью трагедии, произошедшей с казачеством после революции и гражданской войны.

Какие, на ваш взгляд, центральные женские образы? (Наталья и Аксинья). А какие еще женские образы есть в романе (Дарья, Дуняшка, Ильинична, Анна Погудко).

Теперь давайте вспомним основные средства создания литературного характера и дадим определения эти средствам:

А) Портрет – это описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Обычно используется в эпическом роде, реже – в лирике и драматургии.

Б) Речь героя  

В) Поступки героя

Г) Отзывы о герое других персонажей

Д) Предыстория героя

Е) Интерьер

Ж) Диалог; внутренняя речь героя

З) Прямая авторская характеристика

3. Работа с эпизодом («Встреча Натальи и Аксиньи в Ягодном»; кн. 1, ч. 3, гл. XIX)

Чтение эпизода.

Учитель:

Ребята, обратите внимание на речь персонажей, поведение, авторские примечания.

Заранее подготовившийся ученик выразительно читает эпизод (со слов «В воскресенье как-то…» и до конца главы).

Вопросы для учащихся:

  1. Зачем пришла Наталья к Аксинье в Ягодное? (Наталья пришла к Аксинье для женского разговора, пришла уговорить отдать ей Григория; «как-то внезапно созрело у Натальи решение сходить в Ягодное к Аксинье вымолить, упросить ее вернуть Григория.  Ей  почему-то  казалось,  что  от Аксиньи зависит все, и упроси она ее - снова  вернется  Григорий  и былое счастье. Она не задумывалась над тем, осуществимо  ли  это  и  как  примет Аксинья ее  странную  просьбу.  Толкаемая  подсознательным  чувством,  она стремилась скорей претворить внезапное свое решение  в  жизнь»).
  2. Давайте посмотрим на речь Натальи. Обратите внимание на знаки препинания в ее репликах. Как речь характеризует состояние Натальи? (реплики: «Я к тебе, Аксинья...; Мне бы напиться...; Ты отбила у меня  мужа...  Отдай  мне  Григория!..  Ты...  мне  жизню сломила... Видишь, я какая...; Ты своего мужа бросила... Не шуми так...; Ты думаешь, я надеялась, что выпрошу?; Тоска меня пихнула»). В этом эпизоде – отчаяние Натальи (и многоточия, и восклицательный знак как последний крик)
  3. Выпишите цитаты из текста, которые характеризуют поведение Натальи: «она остановилась, безжизненно уронив свои большие рабочие руки, сапно дыша, пыталась и не могла выпрямить изуродованную шею; обвела комнату тяжелым, негнущимся взглядом; заговорила, трудно поднимая голос; Наталья боком подошла к лавке и села, роняя голову на руки, ладонями закрывая лицо; пьяные от муки глаза; вся содрогаясь, Наталья глядела на ребенка. Сухая спазма захлестнула ей горло; она вышла на крыльцо, рыдая и качаясь; раздавленная неизъяснимой тоской»)
  4. Теперь посмотрим на речь Аксиньи. Какие предложения преобладают в ее речи? Почему? (практически вся речь Аксиньи состоит из восклицательных предложений (помимо вопросов Наталье), она возмущена, она ненавидит свою соперницу, она никогда не отдаст ей Григория).
  5. Поведение Аксиньи во время разговора (проследить по тексту: Аксинья сначала вкрадчиво спрашивает, зачем пришла Наталья, а затем начинает закипать. Автор сравнивает одну из реплик Аксиньи с первыми каплями дождя: «слова – дождевые капли на камень – точились скупо»).
  6. Обратите внимание на авторские комментарии, которые объясняют поведение Аксиньи («вот та, по милости которой исходила Аксинья слезами, расставаясь с Григорием, несла в  сердце кровяную боль, и в то время,  когда  она,  Аксинья,  томилась  в  смертной тоске, вот эта ласкала Григория и, наверное, смеялась над нею, неудачливой оставленной любовницей»).
  7. Как данный эпизод раскрывает характер героинь? (Обе героини беззаветно любят Григория. Наталья пошла на унижение, чтобы вернуть любимого мужа. Аксинья ни за что не отступится от своей пусть и грешной любви). Этот вывод запишем в тетрадь.

Фронтальный опрос

  1. Для чего Шолохов дает читателю предысторию жизни Аксиньи? (рассказ о девическом горе Аксиньи и жизни ее с нелюбимым Степаном помогают понять неистовую позднюю любовь к Григорию).
  2. Отношение окружающих к Аксинье (например, Степан любит и ненавидит; Пантелей Прокофьевич побаивается; бабы завидуют и злорадствуют; Ильинична сначала недолюбливает, а потом они сближаются, т.к. обе любят Григория).
  3. Отношение окружающих к Наталье (любимая дочь, любимая внучка, пришлась ко двору и Мелховым).
  4. А кто из них счастливее? Можно ли вообще ставить такой вопрос? (У Натальи есть дом, семья, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему).

Учитель:

Ребята, мы видим, что автор противопоставляет двух героинь. Это две разные дороги, которые, как мы знаем из содержания романа постоянно пересекаются, потому что любят одного мужчину, это две судьбы. Но в этих сильных женщинах есть и общие черты. Давайте выделим их.

Наталья

Аксинья

Портрет

Красивая женщина. Автор сначала в словами Аксиньи оценивает внешние данные Натальи: «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая». Даже изуродованная шея не особо повредила ее красоте. И опять Аксинья замечает: «…так же хороша, как и раньше, - щеки ее и рот свежи, не измяты временем, а у нее, Аксиньи, не по вине ли этой Натальи раньше времени сплелась под глазами паутинка морщин?»

Красивая женщина: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…». Даже ведра с водой она носит гордо и величаво.

Отношение к Григорию

«Наталья, доверчиво и беззаветно отдавшая свое нерастраченное молодое чувство Григорию, не встретила ответного движения». Она вскоре поняла, что нелюбима, оплакивала свое «заплеванное счастье».

Вся любовь Натальи – в письме к Григорию в Ягодное.

Борьба за любовь.

«Со всей силой и страстью впервые и на всю жизнь полюбила Аксинья, замужняя женщина, соседского парня, угловатого и неловкого в ласках Григория Мелехова».

Чувство взаимное.

Борьба за любовь.

Женщина-мать

Наталья-мать приобретает одухотворенную и возвышенную красоту. У Григория все-таки просыпается любовь к Наталье (внутренний монолог).

Материнство Аксиньи (доброе и нежное) обогатило характер Аксиньи. Это чувство особо проявляется в отношении ее к детям григория и Натальи.

Смерть

Жизнь без любви и верности Григория – жизнь без всякого смысла и ценности. Горе, которое вначале скрыто, надломило ее. Семейная драма завершается страшным исходом: гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от нарушившего верность Григория. После аборта, варварски сделанного хуторской бабкой-повитухой, она гибнет.

Любовь погубила Наталью.

Вся сила характера Аксиньи выразилась в любви к Григорию. Ничего другого, столь же важного, не существовало для нее. И это в конечном счете привело Аксинью в суровых условиях гражданской войны к трагической гибели.

Любовь к Григорию погубила и Аксинью.

Вывод: несмотря на полярность этих двух героинь можно выделить общие черты, которые помогают нам глубже понять Наталью и Аксинью, проследить авторский замысел.

Примечание: учитель называет общий критерий, задает наводящие вопросы, напоминает костяк сюжета (это обусловлено объемом романа). Также, когда ребятами после обсуждения в тетради заполняется таблица, диктует главное.

Учитель:

Мы с вами уже отметили, что Наталья и Аксинья – две разные дороги со своей судьбой. Давайте подытожим: какой выбор сделала каждая из героинь? Какая судьба у них?

Учащиеся говорят о жизни Шолоховских героинь, об их трагической гибели: всю себя отдала Григорию Аксинья, не воспользовалась даже возможностью иметь свой дом, быть матерью, убежала с возлюбленным Гришенькой и погибла от красноармейской пули; Наталья выбрала путь материнства, дом, семья, дети – стали ее судьбой, но,  убив неродившегося ребенка,  погибает сама.

Этот итог записываем в тетрадь.

Далее учитель предлагает посмотреть два фрагмента фильма «Тихого Дона» Герасимова.

Учащиеся смотрят такие фрагменты: «Смерть Натальи» и «Гибель Аксиньи». Дается установка: уловить настроение. После просмотра ребята говорят о чувствах грусти, сожаления, сострадания к героиням.

Домашнее задание: выделить основные черты других женских образов романа, определить место и роль образа в системе романа (учащимися выбирается один женский образ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Женские образы в романе Шолохова "Тихий Дон"

Хароактеристика Аксиньи,Натальи и прочих....

Урок литературы "Женские образы в романе М. Шолохова "Тихий Дон"

Цель:рассмотреть женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»....

План двухчасового занятия на тему "Женские образы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Материал представляет собой план двухчасового занятия литературы на тему "Женские образы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". В плане отражены цели, формы и методы работы, временные рамки, отводимые на...

Тема любви: Григорий и Аксинья в романе М.Шолохова "Тихий Дон"

Материалы к обучению написания сочинения....

Конспект урока литературы в 11 классе "Женские судьбы в романе М.Шолохова "Тихий Дон""

Цель урока: совершенствование  в ходе работы по изучению произведения навыков коммуникативной компетентности, совершенствование умений анализа, сопоставительного  анализа путём проникновения...