Урок по ОДНКНР. Семейные традиции. Родительский наказ.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Левицкая Светлана Владимировна

Урок по ОДНКНР в 9 классе "Семейные традиции. Родительский наказ" с выходом на подготовку к ОГЭ по литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_traditsii._nakaz.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОДНКНР в 9 классе «В» 15 марта 2022 года.

Семейные традиции. Родительский наказ.

Цель: выявить, обобщить, конкретизировать знания учащихся о русских семейных  традициях.

Задачи: напомнить о месте семейных традиций в русском обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей, познакомить с понятиями и терминами: семейные традиции, родительское наставление, отцовский наказ; выяснить роль родительского наставления в жизни человека на примере героев русской художественной литературы.

 Формирование УУД: 

Предметные: формирование знаний по теме «традиции русской семьи»: связь поколений, наставление родителей детям, уважение, послушание.

метапредметные: слушать других, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; выделять существенную информацию из текстов разных видов; 

личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание необходимости уважительного отношения к семейным традициям.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний. Мотивационно-целевой этап.
  • Как вы думаете, к чему самому главному стремится человек? /быть счастливым/
  • Согласитесь, представление об этом у каждого своё. Но.
  • Представим счастье человека в виде дома: кирпичики – фундамент его (образование, карьера, достаток, друзья, семья)
  • Выберите то, без чего вы не сможете быть счастливым человеком?
  • Почему человек не сможет стать по-настоящему счастливым без семьи? /В семье мы чувствуем поддержку, опору, находим понимание, прощение, если ошиблись, объяснение, как жить нужно, подсказки/
  1. Постановка проблемы.

Поскольку разговор сегодня посвящён семейным традициям, на какой вопрос будем искать ответ? Попробуйте сформулировать цель нашего разговора.

/Насколько важны семейные традиции сейчас? Какую роль играют они в современной жизни человека?/

  1. Погружение в тему.

Человек всегда ощущает себя частью семьи (там, где живут родители, например; или частью семьи-государства), где привыкли жить по определённым законам, в соответствии с определёнными правилами, укладом, объединённые общими идеалами, интересами, отношением к жизни. Мы это называем традициями.

Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков, ближних родственников, живущих вместе. (Словарь Д.Ушакова)

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

  • Зачем нужны традиции? /укрепляют связь между членами семьи, позволяют чувствовать себя защищённым, воспитывают, прививают опред.духовные качества, помогают жить, не запутываясь, не сбиваясь с пути/
  • Вспомните, какие семейные традиции испокон соблюдаются на Руси, в России?
  • Почитание предков, знание дедушек-бабушек, родственников. Самое страшное было стать Иваном, родства не помнящим.
  • Уважение к старшим, послушание. Забота о пожилых.
  • Соблюдение праздников, обрядов, связанных с религией, с семейным укладом( рождение ребёнка, взросление, свадебные обряды, проводы на службу, похороны)
  • Хождение в храм
  • Отношение к соседям, знакомым людям, чужим
  • Передача и сохранение семейных реликвий, ценностей
  • Присвоение отчества, которое напоминает о родстве, выражает почтение
  • Сохранение профессии, дела, которым занимается род, семья
  • (пекари, кузнецы, священники, сапожники, плотники др.), передача умения, тайн от отца к сыну, от матери к дочери
  • Приём гостей, застолье
  • Благословление на какое-то дело или  когда молодые вступают в брак
  • Сохранение за отцом статуса главного, хозяина в доме
  • Что происходило, если традиции грубо нарушались, если члены семьи отказывались соблюдать заведённый порядок? /рушилась семья, неслух мог быть отлучён от семьи, лишён доли наследства, например, его осуждал не только род, но и село, город, где жил. На семью падала тень, о ней судачили, она тоже считалась изгоем…/
  • Благодаря кому традиции в семье соблюдаются? /родители/
  • Т.е. родительское слово для детей играет очень важную роль. Порою как говорили родители, так и поступало чадо.

Роль отца как главы и опоры семьи, как хозяина и защитника домочадцев отмечалась еще во времена Древней Руси, что нашло отражение в «Поучении» Владимира Мономаха и в своде правил и норм жизни русского общества XVI-XVII в.в. «Домострое». Слово отца, его наставление, напутствие, особенно сыну как продолжателю рода и отцовского дела, издавна заключало в себе глубокий смысл. Отцу вообще полагалось быть немногословным. И если уж глава семьи говорит слова, выпуская в большую жизнь свое детище, то слова эти должны представлять собой сгусток отцовского опыта, отцовской мудрости, своеобразный стержень, который поможет молодому человеку поставить жизненную цель. Главное- чтобы, у отца было что передать, чему научить. А это зависит от мировоззрения, от того , на какие нравственные ценности ориентируется отец и каким он хочет видеть сына.

Отцовский наказ как главное руководство в жизни героя

Каждый родитель дает ребенку жизненные советы на протяжении всего процесса воспитания. Иногда эти советы бывают полезными и разумными, иногда напротив – оказывают негативное влияние на формирование личности ребенка. Однако все родительские советы несомненно оставляют тот или иной след в жизни детей, порой играя определяющую роль в развитии судьбы ребенка. Чтобы доказать значимость родительских наставлений в жизни людей, обратимся к произведениям классиков.

Посмотрите, в рабочем листе перечислены произведения, в которых даётся  родительское наставление отцом сыну. Под цифрой 2 – список произведений и значимость присутствия родителей обозначена. Соотнесите.

Тема формирования, становления героя является главной во многих произведениях: «Детстве» Л. Н. Толстого, «Детстве» М. Горького, «В дурном обществе» В. Г. Короленко и др. Немаловажную роль играют взаимоотношения с отцом. Особенно интересны произведения, в которых есть эпизоды прощания отца с сыном или герой вспоминает отцовский наказ.

  • В чём смысл родительского наказа (наставления)?

В напутствии, наставлении, наказе, как в зеркале, отражаются нравственные ценности отца, которые он хочет завещать сыну. «Яблочко от яблони недалеко падает», и наказ отца становится и главной целью в жизни, и руководством к достижению этой цели.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сцена прощания с родителями и отъезда Петруши Гринева на службу – одна из ключевых сцен. Именно в сцене прощания звучат слова, вынесенные в эпиграф ко всему произведению: «Береги честь смолоду.» Произнесено ключевое слово для молодого человека – «честь». Что же за ним стоит? «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся…»

И как бы ни иронично звучал рассказ Петруши о жизни в родительском доме, мы знаем, что истинная атмосфера, царившая в семье Гриневых, - это атмосфера внимания, заботы, любви. Именно в такой уютной домашней обстановке и складывались у будущего офицера понятия о долге, чести, хотя и слов-то таких, вероятно, в доме не произносили.

Потому что воспитание истинного офицера – дворянина осуществляется не словами. Пример отца перед глазами Петруши.

Эпиграф к первой главе заканчивается словами Я.Б.Княжнина: «Да кто его отец?» Очень скупы сведения об Андрее Петровиче Гриневе: служил при графе Минихе, вышел в отставку премьер-майором, что соответствовало должности командира батальона. За этими сведениями – человек-кремень, который не боится отправить единственного сына в «глухую и отдаленную сторону». Отец хочет видеть в нём не повесу и «шаматона» , а истинного российского офицера, каким он сам был когда-то при графе Минихе. И то, что отец ,якобы, не знает, «сколько лет Петруше», вовсе не характеризует его как плохого отца. И когда впоследствии мы восхищаемся мужеством, стойкостью, честностью, благородством, искренностью Петруши, мы помним, что в этом есть заслуга Андрея Петровича: он воспитал его таким, он дал ему верный жизненный ориентир – беречь честь. Во всех трудных жизненных ситуациях молодой офицер следует этому наказу. После обсуждения этого вопроса можно дать творческое домашнее задание ответить на проблемный вопрос: « Есть ли связь между тем, как поступает Пётр Гринёв в жизни, и наказом, который даёт ему отец?»

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет такого эпизода, где бы отец, прощаясь с сыном, давал наказ. Но завещание отца сыну звучит:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья.

Швейцару, дворнику, для избежанья зла.

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Опять звучат ключевое слово, на этот раз – «угождать» , ключевое как для отца, так и для сына. Цель поставлена, нравственный ориентир дан, и Молчалин его быстро усвоил. Рассказывая об этом завещании Лизе, Молчалин сразу же употребляет хорошо усвоенное ключевое слово: «И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека».Услужливость, преклонение, подхалимство как способы достижения материального благополучия – вот нравственные, а точнее безнравственные ориентиры, данные Молчалину отцом.

Можно сопоставить это завещание с наказом Гринёва и дать на дом письменно ответить на проблемный вопрос: «Становится ли завещание отца нравственным ориентиром для сына?» (По повести Пушкина и комедии Грибоедова.)

При изучении поэмы Н.В.Гоголя « Мёртвые души» мы снова встречаемся с эпизодом расставания отца и сына Чичиковых. И снова звучат слова наставления, как жить, к чему стремиться, что ценить в людях: «…больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, … а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче , чтобы при случае могли быть тебе полезными. …а больше всего береги и копи копейку : эта вещь надёжнее всего на свете. ...копейка тебя не выдаст… Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой.» Ключевое слово и жизненная цель – копейка. Стало ли это наставление неожиданным для Павлуши Чичикова? Вряд ли. Убогое существование «в маленькой горенке с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето», «вечное сиденье на лавке, с пером в руках», отсутствие товарищей – всё это не могло не сказаться на желаниях, мечтах, жизненных устремлениях Павлуши. Какую жизненную мудрость мог передать сыну больной отец, вечной мечтой которого была «копейка»? Нелепо было бы услышать из уст старика Чичикова наказ: « Служи верно, кому присягнёшь…, береги честь смолоду». Не может отец передать, наказать сыну то, о чём сам понятия не имеет. Идеалы, стремления отца и сына совпали. Наказ усвоен. Чичиков в погоне за «копейкой» превращается в мошенника, афериста

При изучении сказки М.Е Салтыкова – Щедрина «Премудрый пискарь» можно снова поговорить об отцовском наказе, как жить : « Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» Вспоминаем на уроке, какие заветы оставляли своим детям-наследникам отцы-герои других произведений. Это задание способствует развитию ассоциативного мышления учащихся. Вспоминаются и известные слова отца Петруши Гринёва, и знаменитое признание Алексея Степановича Молчалина, и «умное наставление», которое давал Павлуше Чичикову отец.

Итак, три разных наказа: «береги честь смолоду», угождай «всем людям без изъятья», «береги копейку». На уроке выясняем вопрос: « К какому из этих « заветных слов» ближе всего поучение старого пискаря: «гляди в оба»? Ничего общего не имеют эти речи с благородным и честным заветом героя «Капитанской дочки». Но и молчалинский « символ веры», лицемерный и подлый, расходится с пискариным. На всемогущую в их глазах власть денег уповают гоголевские сатирические герои. Ученики заметят, что жизненная позиция пескаря до конца не совпадает ни с молчалинской, откровенно карьеристской, ни с чичиковской, жадно приобретательской. Главный мотив в пескарином завете – заботиться о собственной сохранности и благополучии, устранившись от общественной жизни. Пескариная премудрость близка к некоторым ненавистным Салтыкову-Щедрину житейским изречениям, маскирующим рабью, обывательскую мораль: « сильным не борись», « всякий сверчок знай свой шесток», « уши выше лба не растут» и т. п

Вывод. Какова же роль семейных традиций в жизни? Важно ли родительское наставление для ребёнка?

Семейные традиции – это надёжная поддержка для ребёнка, молодого человека. Соблюдение их помогает ориентироваться в жизни, осознавать стабильность и постоянство, что очень значимо для осознания существования основы в жизни.

Родительское наставление даёт опору в ситуациях сложного морального выбора, помогает не растеряться под давлением обстоятельств. Наказ родителя помогает человеку оставаться верным себе и чётко различать добро и зло в себе и в окружающих. Не менее важную роль в воспитании играет и личный пример родителей. Ребёнок, едва начав понимать, что он – отдельная личность, что он не един с окружающим миром, уже бессознательно копирует поведение близких. Пример родителя оказывает влияние на поведение ребёнка на протяжении всей его жизни. 

Какова роль родительского наставления в жизни человека? Безусловно, совет близкого иной раз бывает полезнее совета десятка простых знакомых. Особенно важен для человека наказ родителя: он становится опорой при принятии важных решений, помогает не сбиться с пути, формирует нравственный стержень.

  • Как думаете, сейчас семейные традиции соблюдаются в наших семьях? Какие? Можно опираться на собственный пример.
  • Насколько важны семейные традиции сейчас? Какую роль играют они в современной жизни человека?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семейные традиции и обычаи"Родительское собрание в 5 классе

В форме диспута на сонове заранее проведенного анкетирования  проводится собрание о проблемах семейного воспитания....

Фрагмент родительского собрания во 2 классе на тему: «Семейные традиции».

Фрагмент родительского  собрания во 2 классе на тему: «Семейные  традиции». Собрание проводилось в виде круглого стола с чаепитием....

Доклад и презентация к родительскому собранию на тему" Семейные традиции"

Эти материалы окажут помощь классному руководителю в работе с родителями...

Родительское собрание "Семейные традиции"

“Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?...

Видеоотчет по родительскому собранию на тему "Семейные традиции"

Семья Некрасовых в творческой форме представила семейные традиции....

Родительский наказ в мировой литературе (Урок литературы и родительское собрание в 9 классе)

Родителям очень важно увидеть своих детей среди других учеников. Услышать их мысли, умение говорить, доказывать свою точку зрения. Уроки литературы дают богатый материал для того, чтобы родители и дет...

Технологическая карта к уроку ОДНКНР "Православные традиции и семейные ценности"

Тема семьи остается одной из самых актуальных в современном обществе. Что такое семья и какие семейные ценности есть в каждой семье? Православные традиции влияют ли на семью в наше время? Какие э...