Родная литература (русская). 7 класс (Хрестоматия, задание "Практикум")
учебно-методическое пособие (7 класс)

Хрестоматия создана из литературных произведений, выбранных на основе ПООП предмета "Родная литература (русская)". Она позволяет учителю и ученикам быстро и эффективно готовиться к урокам родной литературы (русской). Советуем распечатать и сброшюровать 15 (+1 для учителя) хрестоматий по одной на каждую парту; сразу двое учеников могут пользоваться одной распечаткой. Задание "Практикум" помогает ученикам освоить новый вид литературного жанра "Эпиграф", а также создать эпиграф по всем правилам его написания. Освоению жанра способствуют подсказки из памятки и большой выбор литературы, на основе которой предполагается выполнение работы. Файл с заданием "Стихотворение наизусть" носит информационный характер, предполагает не только  развитие памяти, но и формирование логического мышления (поиск и выбор поэтического текста для заучивания). Задания можно прикрепить к электронному журналу или повесить на информационный стенд в классе. Сроки выполнения заданий можно корректировать.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задание «ПРАКТИМУМ»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «эпиграф», научить понимать его роль в литературном произведении и создавать эпиграфы к ним.

Как выполнить задание?

  1. Познакомиться с теорией вопроса. (Приложение 1)
  2. Познакомиться со списком дополнительной литературы. (Приложение 3)
  3. Выбрать пять литературных произведений из данного списка.
  4. Прочитать их.
  5. Написать от руки (в тетради) эпиграфы к каждому из ник по образцу (Приложение 2).

Сдать работу до 16 мая (включиельно).


Приложение 1.

ПРАКТИКУМ

ЭПИГРАФ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Что такое эпиграф?

Эпиграф (от греч. επιγραφή – «надпись») – цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке.

В зависимости от литературных и общественных настроений, эпиграфы входили в моду, становились манерой, выходили из употребления, потом воскресали. Так, в первой половине XIX века ими охотно блистали, как выражением начитанности и уменья применить чужую мысль в новом смысле.

Остроумное изречение, которое используется в качестве эпиграфа, называется «мотто» (итал. motto – шутка, острота, словцо).

Зачем нужен эпиграф?

Эпиграф относится к числу факультативных элементов композиции литературного произведения. Именно благодаря своей необязательности эпиграф в случае его применения всегда несет важную смысловую нагрузку. Учитывая, что эпиграф – вид авторского выражения, можно выделить два варианта его употребления в зависимости от того, присутствует ли в произведении непосредственно высказывание автора. В одном случае эпиграф будет составной частью структуры художественной речи, дающейся от имени автора. В другом – единственным элементом, не считая заглавия, явно выражающим авторский взгляд.

Основные правила написания эпиграфов

1. Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.

2. Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.

3. Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.

4. Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.

5. Эпиграф в кавычки не заключается.

6. В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.

7. Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.

8. При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.


Приложение 2.

Александр Пушкин

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Береги честь смолоду.

Пословица

а 


Приложение 3.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В.Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)

Д.В. Григорович. «Пахарь» (1 и 2 главы из повести)

А.С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху»

А.А. Фет. «Христос Воскресе!» (П.П. Боткину)

С.А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)

В.А. Солоухин. «Камешки на ладони»

Г.М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец»

Н.С. Гумилёв. «Война»

Ф.И. Тютчев. «Русской женщине»

Н.Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»)

А.С. Игнатова. «Джинн Сева»



Предварительный просмотр:

Задание «Выучить стихотворение наизусть»

Цель: познакомить обучающихся с приемами заучивания наизусть. 

Задачи:

- формировать навык осмысленного чтения;

- интерес к художественной литературе;

- учить детей различным видам запоминания.

Как выполнить задание?

  1. Познакомиться с теорией вопроса. (Приложение 1)
  2. Познакомиться со списком литературы. (Приложение 2)
  3. Выбрать один поэтический текст (стихотворение) из данного списка.
  4. Выучить его наизусть.

Сдать работу до 10 апреля.


Приложение 1.

ПАМЯТКА

Как выучить стихотворение?

1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, потом расскажи его наизусть.

Если стихотворение большое и трудно запоминается

1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

2. Выучи первый отрывок.

3. Выучи второй отрывок.

4. Повтори первый и второй отрывки вместе.

5. Выучи третий отрывок.

6. Расскажи наизусть всё стихотворение.

7. Повтори стихотворение ещё раз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.


Приложение 2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Ах вы, ветры, ветры буйные…»

«На заре то было, братцы, на утренней…»

А.А. Фет. «Христос Воскресе!» (П.П. Боткину)

А.И. Солженицын. «Колокол Углича»

А.К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»

А.П. Чехов. «Казак»

А.С. Игнатова. «Джинн Сева»

А.С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1)

А.С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху»

В.А. Солоухин. «Камешки на ладони

В.А. Солоухин. «Камешки на ладони»

В.Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)

В.М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»

Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

Г.М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец»

Д.В. Григорович. «Пахарь» (1 и 2 главы из повести)

И.А. Гофф. «Русское поле»

И.З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»

И.С. Никитин. «Поле»

К.Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»

М.М. Пришвин. «Голубая стрекоза»

Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»

Н.Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (глава «Изумрудная рыбка»)

Н.Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»)

Н.С. Гумилёв. «Война»

Н.С. Гумилёв. «Наступление»

С.А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)

С.М. Городецкий. «Воздушный витязь»

Ф.А. Абрамов. «Дом»

Ф.А. Абрамов. «Золотые руки»

Ф.И. Тютчев. «Русской женщине»

Ю.В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....

Родная литература (русская). 5 класс (Хрестоматия, задание "Практикум")

Хрестоматия создана из литературных произведений, выбранных на основе ПООП предмета "Родная литература (русская)". Она позволяет учителю и ученикам быстро и эффективно готовиться к урокам ро...

Родная литература (русская). 6 класс (Хрестоматия, задание "Практикум")

Хрестоматия создана из литературных произведений, выбранных на основе ПООП предмета "Родная литература (русская)". Она позволяет учителю и ученикам быстро и эффективно готовиться к урокам ро...

Родная литература (русская). 8 класс (Хрестоматия, задание "Практикум")

Хрестоматия создана из литературных произведений, выбранных на основе ПООП предмета "Родная литература (русская)". Она позволяет учителю и ученикам быстро и эффективно готовиться к урокам ро...