Царевна-лягушка
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Демчук Екатерина Юрьевна

Конспект урока "Царвна-лягушка", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tsarevna-lyagushka_5_klass.docx50.52 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Урок 6

Тема: Сказка. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка». Народные идеалы.

Предмет: литература

Тема: Сказка. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка». Народные идеалы.

Класс: 5

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: рассказ учителя с элементами беседы

Цели:

  1. Обучающие:  прививать умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную активность.
  2. Развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения  сопоставлять,   выделять главное,  приводить примеры, формировать умения работы с учебником.
  3. Воспитательные: поспособствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Оборудование: учебник, иллюстрации, презентация.

Деятельность на уроке: Выразительное  чтение сказки. Различные виды  пересказа.  Чтение по ролям.  Нахождение фрагментов,       читающихся ритмично, как стихотворение.  Объяснение их роли в сказке. Анализ    художественных средств: повторов, эпитетов, гипербол. Размышления о названии сказки.

ЭПИГРАФ УРОКА:

А.С. Пушкин: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!”

Ход урока

I. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы переходим к изучению устного народного творчества, а именно: поговорим о сказках.

II. Тестирование по теме «Мифология»

- Но для начала мы проведем небольшую проверочную по мифам. Итак, я раздала вам карточки, на выполнение которых вам отводится 5-7 минут.

Тест по разделу «Мифология»

Ф.И. ______________________________________________________

1. Дайте определение следующим понятиям

Главный бог Древней Греции –

Циклоп –

Миф –

Род –

Тартар –

Олимп –

Сварог -

2. Согласно славянской легенде, земля была рождена (подчеркните правильный ответ): а) из воды, б) из облака, в) из молока, г) из масла.

3. Чего не увидел Сварог в поднебесье? (подчеркните ответ): а) Солнца, б) Месяца, в) Океана, г) Земли.

4. Род – отец и мать всех богов славян. Составьте ряд однокоренных слов со словом «род»: _________________________________________________________

____________________________________________________________________

III. Слово учителя

- Устное народное творчество – это творчество народа. Его еще называют фольклор.  В далекие времена, когда не было письменности, народ создавал пословицы, поговорки, сказки и загадки, передавал их из уст в уста. Сегодня мы поговорим о сказке. Сказка – это занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях. Различают сказки волшебные, бытовые и о животных (ст. учебника 34 – 36).

- А как появились  литературные сказки?

(сообщение ученика: «Сначала сочинял сказки народ, мечтая о лучшей своей доле. Но  позже,  когда  люди  научились  писать,  сказки  начали  записывать,  чтобы  лучше сохранить их до наших дней. По Германии ходили с перьями и бумагой братья Гримм, по  Франции  –  Шарль  Перро,  по  великой  России  –  Владимир  Даль,  АлександрАфанасьев и многие другие.  А еще стали писатели специально переделывать народные сказки и придумывать свои собственные». Это А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, Антоний Погорельский и многие другие»).

IV. Анализ сказки (презентация)

- К сегодняшнему уроку вы прочли сказку «Царевна-лягушка». Кто знал эту сказку раньше? Как вы о ней узнали?

(Дети говорят, как правило, что она была им прочитана ещё до изучения в классе.)

- А какое-то время назад дети узнавали сказки от бабушек.М.Шибанов. «Празднество свадебного договора» (1777)

…И начну у бабки
Сказку я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал… —

писал поэт Иван Суриков.

Одной из величайших ценностей человека является семья. Создание и сохранение семьи было обязательным для наших предков, поэтому женитьба — важный момент в жизни человека. В далёком прошлом даже существовал запрет на холостяцкую жизнь.

“Жениться — с людьми расплатиться”, — говорили наши предки, то есть выполнить свою обязанность.

Семья связывает наше настоящее с прошлым и будущим. Считалось противоестественным не иметь семьи, не иметь “ни роду, ни племени”. К неженатому человеку относились с презрением и недоверием, взимали штрафы. Женитьба была делом всего рода, а не только жениха и невесты. А свадьба являлась своеобразным экзаменом для обеих семей (как воспитали, чему научили).

В народном быту была отмечена сильная власть отца и высокий авторитет матери. Старший сын выделялся среди других сыновей. В доме царило почтительное отношение к старшим. Старше — значит, опытнее. Старших почитали и слушали беспрекословно. Были строгие правила общения, за соблюдением этих правил строго следили.

Хранительницей очага и семейных преданий (мудрости) была женщина. К ней всегда было особое отношение. Мужчина — добытчик — понимал, что содержанием семьи и дома он был обязан женщине. Мир в доме, спокойствие мужа полностью зависели от терпения, благожелательности и мудрости женщины.

Правила поведения людей, их взаимоотношения с другими людьми передавались детям разными способами, в частности, они узнавали о них, слушая сказки, пословицы, поговорки.

Запишем пословицы и поговорки о семье.В.М. Васнецов. «Царевна-лягушка» (1901–1918)

  • Не красавицей дом держится, а умницей.
  • В единстве сила.
  • Вся семья вместе — и душа на месте.
  • Где любовь да совет, там и горя нет.
  • Доброй женой и муж будет славен.
  • Добрую жену взять — ни скуки, ни горя не знать.
  • Лучший клад — когда в семье лад.

Вопросы для беседы

— Как в сказке «Царевна-лягушка» отражены взгляды русского народа на семью? Найдите нужные эпизоды.

(“Как стали сыновья на возрасте, собрал их царь и говорит:

— Вот что, сынки, пора вам жениться, возьмите каждый по стреле, выходите в чисто поле, натяните тугие луки и стреляйте в разные стороны. Куда чья стрела упадёт, там и ищите себе жену”.)

- Сыновья не спорят с отцом, не говорят, что не хотят жениться. Они понимают, что создание семьи — необходимость.

— Как в сказке отражено уважение к старшим?

(“Иван-царевич… завернул хлеб в полотенце и понёс к отцу. Принесли свои хлебы и другие сыновья.

Царь сперва принял хлеб от старшего сына, посмотрел-посмотрел и отослал на кухню. Принял от среднего сына и отослал туда же. Подал свой хлеб Иван-царевич…”)

— Сказка повествует о появлении трёх молодых семей. Почему же основное внимание уделяется семье Ивана-царевича и Василисы Премудрой?

(Именно эта семья предстаёт перед нами примером семейного уклада. А Василиса Премудрая — это образ идеальной жены. Она приветливо встречает мужа, когда он приходит домой (“Ква-ква, Иван-царевич! Что закручинился? Аль услышал от отца слово неприветливое?”); помогает Ивану-царевичу во всех его трудностях (“Не тужи, царевич, не горюй! Ложись-ка спать-почивать: утро вечера мудренее!”); она хорошая хозяйка, да и в обществе умеет себя вести так, что Ивану-царевичу можно только позавидовать.)

Читаем сцену пира, обращаем внимание на антитезу (противопоставление), использующееся при описании Василисы и жён старших братьев.

Как хороша сказочная царевна в своём древнерусском уборе с разлетающимися от движения тёмно-зелёными, по-старинному свободными рукавами! Всё в движении, всё в лад её смелому танцу!

— Что можно сказать о муже Василисы Прекрасной — Иване-царевиче?

(Иван-царевич делает страшную ошибку, сжигая лягушачью кожу. Он поступил необдуманно, эгоистично. Его деяние могло разрушить их семью, погубить Василису. В семье эгоистом быть нельзя! В любом сложном положении, которых немало в жизни, нужно разобраться не торопясь, понять его причины, не рубить сплеча.)

- Вспомним события сказки «Царевна-лягушка». Как вы думаете,  какие секреты о жизни древней Руси может поведать нам эта сказка?  (ответы детей).

Оказывается,  немалые.  Например,  из  нее  мы  узнаем,  что  за требования предъявляла семья мужа к будущей жене сына (невестке). Чего только она  должна была уметь: и вкусно готовить, и дом чисто убирать, и рубашки шить, и вышивать. Да еще во всем отцу и матери мужа подчиняться.

- Вспомните, какие поступки совершает Иван – царевич?

(Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…»).

- Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.

 - Почему же Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

Выводы:

- Какие человеческие качества отражены в сказке? Что запишем в тетради? (трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость). Эти качества являются народными идеалами.

V. Домашнее задание

- Дома вам нужно прочитать бытовую сказку «Чего на свете не бывает?».

VI. Итоги урока

- Итак, ответьте на вопрос: Чему на учит эта сказка? (доброте, справедливости, трудолюбию, любви к окружающим).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий сказки для кукольного спектакля "Царевна-лягушка" на английском языке

 Сценарий для кукольного спектакля "Царевна-лягушка" написан на английском языке в доступной и стихотворной форме для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы. Можно  разучить и использовать на ...

Сказка "Царевна-лягушка" в 5 классе

данная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе...

Сценарий к спектаклю "Царевна-лягушка"

Сценарий был написан мною для Театральной недели 6 класса, по сэтому сценарий был поставлен спектакль....

Презентация к уроку по русской народной сказке "Царевна-лягушка" предназначена для учеников 5 класса

Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе при изучении народных сказок.   Работа составлена красочно, кроме информации о содержании сказки и ее вариантах, помещены за...

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

Царевна-лягушка.

Презентация к уроку литературы в 5 классе по программе В.Я. Коровиной....

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...