А.Н.Островский «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Бетюнская Екатерина Айаановна

 А.Н.Островский «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.Н.Островский «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции.

Класс: 10

Цели уроки: подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала – особенности пьесы А. Н. Островского «Гроза».

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Словарь урока: Драма, мещанин, самодур

Ход урока

В «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов»

И.А.Гончаров

1.Вступительное слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством Островского. Его пьесы называют «пьесами жизни». В 9 классе вы читали пьесу «Свои люди – сочтемся!» Островский показал (и это было шагом вперед в истории драматургического искусства) как общественное и имущественное положение людей определяет их психологию и поведение. Деньги дают и власть, и силу, и почет. Страсть к наживе развращает людей. Пьеса стала обличением общественных отношений, основанных на жажде наживы, на имущественном неравенстве, сатирой на самодурство.

Обратимся к еще одной пьесе Островского «Гроза»

О чем это произведение и какие проблемы ставит в ней Островский- нам предстоит разобраться при изучении драмы «Гроза». Познакомимся с историей создания.

2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. Сообщения учащихся. В тетрадях ведем записи.

«Гроза» написана и поставлена в театре в 1859 г.1860 г – была напечатана. Цензор И. Нордстрем, благоволивший к Островскому, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую. 50-60-е годы - это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди этой эпохи. Это было ожидание реформ, многочисленные волнения крестьянской массы стали выливаться в грозные бунты. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.

Далее обратимся к произведению. Анализируя 1 действие (которое прочитали дома), рассматривая образы героев, попытаемся выявить особенности композиции, жанра и конфликта произведения.

Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу):

- Афиша дает нам первое представление о городе Калинове и его обитателях. Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы), характер имен и фамилий, место и время действия.

- Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. Что можно сказать о социальном положении героев? (Представлены различные социальные слои, что позволяет сказать о том, что в пьесе дана широкая картина жизни России).

- В драме нет случайных имен и фамилий. Какой прием использует автор при выборе фамилии и имени героев? Вспомните «Горе от ума» Грибоедова, «Недоросль» Фонвизина.(Говорящие фамилии)

- Попробуйте расшифровать фамилии действующих лиц (Дикой - дикий человек, Кудряш - кудрявый добрый молодец, Тихон- тихий человек, Кулигин - напоминает фамилию талантливого изобретателя Кулибина

- В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. задание 2 стр.147. Прочитаем комментарий: Катерина – в переводе с греч. Означает «вечно чистая», по отчеству она Петровна, что переводится как «камень», -ее именем и отчеством драматург якобы подчеркивает высокую нравственность, силу, решительность, твердость характера героини. Отчество Дикого «Прокофьич» в переводе с греч. значит «успевающий», Варвара – «грубая», Глаша – «гладкая», т.е. толковая, рассудительная. Через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе.

3. Работа с текстом пьесы. Анализ 1-го действия.

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

- Какое место выбирает Островский для действия? (общественный сад)

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес?

- Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину?

Такой выбор места и времени дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить с героями и ввести в сущность конфликта. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

- Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите картины И.Левитана. Например, «Вечер. Золотой плес».

- Что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие пьесы? (Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой)

- Обратите внимание на слова Кулигина в 1 явлении: «Чудеса! Наглядеться не могу! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Восторг! …какая красота в природе разлита».

- Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова. (Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

- Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

- О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? (Кабаниха домашних совсем заела…)

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

 Обратимся к монологу –явление 3: «Жестокие нравы…» Зачитаем:

(у кого деньги – у того власть; у кого власть, тот пользуется ею безраздельно человека можно унизить, оскорбить; заставить приспосабливаться…)

- Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

Обращение к словарю урока:

Мещанин-1.мелкий торговец, ремесленник, 2.человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором, безразличный к интересам общества.

Самодур – в комедии «В чужом пиру похмелье» так определяется значение слова «самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Это - дикий, властный человек, крутой сердцем. (Дикой – дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах. Стоит подбоченясь, говорит низким, басовитом голосом. Способен приводить в трепет окружающих. Грубый, деспотичный, невежественный)

- На чем основано самодурство таких людей как Дикой? (На власти денег. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Деньги - это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно. «У него в доме никто и пикнуть не смей о жалованье: изругает на чем свет стоит.» лучше всего говорит об этом сам же Дикой: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу!.. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет… ну и в те поры ни за что обругаю человека»

«Пронзительный мужик», - так характеризует Дикого за его грубость и ругательства Кудряш. Борис претендует на часть наследства, поэтому вынужден терпеть оскорбления, ведь он получит наследство в том случае, если будет почтителен. Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы)

- Охарактеризуйте Бориса, Кулигина, Кудряша. (Борис – племянник Дикого. Добрый, мягкий человек. Получил образование в коммерческой академии в Москве, что привило ему некоторые культурные взгляды и потребности. Ему трудно ужиться в среде Диких и Кабановых. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей власти.

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления)

- В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. (Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы)

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)?  (Суровая, властная, деспотичная, бездушная. Ее благочестие показное. Кулигин: «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину? ( не терпит проявления своей воли, инициативы, хочет заставить жить по старинке)

- Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”? (Строго соблюдает все обычаи и порядки домостроевской старины. Требует, например, чтобы Катерина «выла» (т.е. причитала) и чтобы не обнимала мужа, а кланялась ему в ноги

– Самостоятельно сделайте выводы о характере Кабанихи (на оценку зачитать)

В) Анализ 7, 8, 9 явлений.

- Охарактеризуйте Катерину. Как попала в дом Кабановых? (выходит замуж за человека, которого не знала и любить не могла; потому, что так положено; как ни старается она быть верной и любящей женой, отзыва в сердце мужа она не находит. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, не похожий на всех окружающих)

- Чем отличается от других персонажей? (Натура сильная, свободная, любящая и искренняя, впечатлительная. Но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания)

В 7 явлении происходит разговор Катерины с Варварой. Прочитаем фрагмент этого явления по ролям. «Отчего люди не летают!..)

- Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

- В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи? (в родительском доме жилось радостно, легко и привольно. После домашнего рая попадает в холодную, бездушную обстановку). (Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины. Она не хочет жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви.)

- В чем она признается Варваре?

- Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

- Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

- Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

- Чем заканчивается 1 действие? (пророчество полусумасшедшей барыни; приближение грозы)

- Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой? (считает свои мысли грешными)

4. Подведение итогов.

- Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее идея? В чем заключается конфликт?

-Можем ли мы сказать, что в «Грозе» показана широкая картина русского быта и нравов?

Идея пьесы. Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.

Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, деспотичными, крепостническими социально-бытовыми принципами, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов.
Наша задача на следующих уроках – накапливать материал о героях пьесы, подойти к раскрытию конфликта драмы. Д/з: д.2 прочитать, з.8,9,11стр.149


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.

Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один  день  из  жизни   Ивана  Денисовича»....

Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,

Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....

М.Ю. Лермонтов "Бородино». История создания, особенности повествования

Открытый урок по литературе, где даётся хороший материал по изучению стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино"( знакомство с биографией писателя, история создания стихотворения, проводится анализ стих...

Открытый урок по литературе в 7 классе на тему:"Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка""

Конспект урока содержит анализ образов повести, коспозиции, сюжета. Сравнительная характеристика главных героев и разбор изобразительно- выразительных средств. Роль антитезы в повести "Барышня- кресть...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"

Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатк...

А.Н. Островский. «Бесприданница». История создания и сценическая судьба произведения.

План самостоятельной работы учащегося   10 класса (ОГН) по русской литературе в режиме ДО...