Урок "Тема гибели души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».10 класс
методическая разработка по литературе (10 класс)

Бадмаева Надежда Васильевна

Урок по  произведению А.П. Чехова "Ионыч"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov_urok.docx739.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок. Тема гибели души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

 Цель: 1 Образовательная. Раскрыть трагизм  повседневно-будничного существования и духовного оскудения  личности в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

     2.Развивающая: развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно читать прозаический текст, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы, формировать умение глубокого анализа текста; вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; развивать творческие способности, монологическую речь. Умение работать в группе.

3. Воспитательная: вызвать интерес к творчеству А.П.Чехова; формировать нравственные ценности личности;

Методы: эвристический, проблемный , лингвистический анализ текста.

Формы работы: беседа, работа в группах, анализ текста.

- Приветствие.

  Мотивация

Просмотр видеофильма. Как  вы думаете, зачем  человек  рождается на свет?

 С чем ассоциируется у вас зажженная свеча?

Жизнь ( физическая и духовная). Одно без другого возможно ?

 А если мы  потеряем душу?

  Давайте  определимся  с темой урока ( облако слов) «Тема гибели  души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

 Цели урока…..

 Кластер. Душа- что это такое? ( это внутренний мир человека, это психические переживания  как  основа  человеческой жизни). Что значит   гибель  души- оскудение внутреннего  мира, человек  лишается каких-либо  переживаний.»

 Работа в группах

1гр. История создания

2гр.-тема рассказа (духовная деградация)

3гр. идея рассказа

 Прежде чем  познакомиться с   героями рассказа, давайте  проведем небольшую  лексическую работу. Найдите в рабочих тетрадях определение слов:

1 гр.- земский (общегосударственный)

2гр. деградация (Постепенное ухудшение, утрата ценных свойств и качеств, упадок. )

3 гр. комфорт(- Дети, что такое комфорт? Вы слышали когда-нибудь фразу «выйти из  зоны  комфорта»? Условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

- В каких  произведениях герой не желает  выходить  из  зоны комфорта? ( Обломов ,   Николай Иванович Чимша-Гималайский из рассказа «Крыжовник» ). Сегодня мы  познакомимся  с еще  одним  героем, который  не захотел  выходить  из  зоны  комфорта.)

 Все вместе рассмотрим, что же такое обыватель и мещанство.:

 Мещанин- это человек с узким жизненным кругозором и мелкими  интересами, духовно и нравственно ограниченный, давно  остановившийся в своем развитии.

 Обыватель- мещанство, ограниченность.

 Работа в группах:

 1гр. описание Старцева ( в самом начале), подчеркнуть  говорящую фамилию «Старцев»-1-2гл. Вывод: полон жизни, работоспособен, любит покушать, любит и понимает искусство и музыку, но не имеет своего мнения.

1 причина – не имеет своего мнения, легко поддается чужому влиянию.

 2гр.  Старцев через 4 года -3-4гл. Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне. Так завершился процесс превращения неглупого человека в стяжателя, довольствующегося тусклой, обыденной жизнью, а точнее, не жизнью, а существованием.

Вывод: влюблен, но думает о приданом. После отказа переживал три дня.

3 причина – чувство любви оказалось не настоящим: интересовало только приданое.

3гр. Старцев несколько лет спустя -5 гл. Вывод: карты, обжорство, накопительство, хамство, оскудение речи, потеря человеческого облика.

5 причина – потеряны человеческие качества, работа ради наживы.

Выводы: Сам А.П. Чехов говорил своему  брату Александру : «Лучше  всего избегать описывать душевное состояние героев,  нужно стараться , чтобы оно было  понятно из действий героев». Поэтому   мы  не  увидим длинных  монологов  состояний  его героев, его  внутреннее  переживание  будет , скорее всего, заключено в одной фразе, а  может  быть и слове.

 Композиция. Вспомните, что это? (это особенности построения художественного  произведения. В  чем  особенность композиции «Ионыча»? Кольцевая ( начинается  и  заканчивается  с описания самой интеллигентной  семьи г. С - Туркиных)  А во взаимоотношениях с  Екатериной Ивановной-Зеркальность. Как это понять ?   ( сначала Старцев добивается  Котика, в конце Екатерина Ивановна, помня прежнего  Старцева пытается вернуть  прежние отношения.)

 Построение сюжета: Завязка- приезд и знакомство Дмитрия Ионовича Старцева с семьей Туркиных.

Кульминация: ( просмотр видео) ожидание Котика  на  кладбище.  Старцев испугался   там находиться?. Найдите, что он чувствует на кладбище ( ему  наоборот  нравится). Почему  Чехов  приводит  героя   именно на  кладбище ( его  душа  уже  умирает) (Кладбище – символ жизни Старцева. Вокруг него все мертво и ему нравится такая жизнь. Он сам мертвеет. Среди этих каменных, неподвижных изваяний лишь лампадка, казалось, горит. Так и старцев, казалось, загорелся. Может любовь, страсть спасет его? Но нет! Как нет у лампады настоящего огня, а лишь отражение луны, так и любовь Старцева всего лишь призрак. Исчезла луна – исчезла страсть. Старцев устал,  устал жить, волноваться, переживать, ему хочется покоя. Но как назвать такой покой: без чувств, без потрясений, без любви? Это смерть. Духовная смерть!)

Развитие  событий-  постепенная деградация.

 Развязка: последнее объяснение  Ионыча  с  Екатериной  Ивановной.

 Работа в группах: круг. Дети, у вас  своеобразный пазл, который  мы  сможем  сложить  только  после выполнения задания.

 1 группа: выписать  ключевые слова из рабочих тетрадей (1-2 гл.)

2 гр.(3-4 гл.)

3гр.(5гр)

 Как вы думаете, почему именно круг? автор замыкает круг жизни своего героя. Она прошла среди утомительной работы и мелких дел, среди скуки и пошлой повседневной суеты. Город встретил Дмитрия Ионыча молодым, полным сил, опутал его тиной мелочей, из которой нет возврата, превратил просто в Ионыча. Кто виноват в его деградации? В конце рассказа Старцев сознательно противопоставляет себя провинциальному обществу, потому что стремится отгородиться от любых влияний, жить «одним развлечением» — считать полученные от клиентов деньги. Возмущение обывательщиной толкает его в объятия той же среды. Мещанские потребности между тем сближают его с обывателями. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных.

Во́рвань — устаревший термин, которым называли жидкий жир, добываемый из сала морских млекопитающих (китов, тюленей, белух, моржей, дельфинов), а также белого медведя и рыб.

 Видео про свечу. Главный призыв Чехова : «Берегите в себе человека!»)

 Чего лишился Ионыч в своей жизни ? ( Веру потерял, надежду не имел, любовь  тоже потерял). Что нужно сделать, чтобы свеча никогда не гасла? Это  будет вашим домашним заданием.

Синквейн:

                         Душа

              Добрая,  ранимая

Чувствует, сопереживает, согревает

                Свет рождает

                     солнце

д\з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Подготовка к сочинению-рассуждению по рассказу А.П.Чехова "Ионыч"" (8 класс)

Данная разработка урока по литературе даст возможность провести подготовку к написанию сочинения-рассуждения  "Жизнь Старцева: деградация или процветание"....

Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Урок литературы  в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направле...

Конспект урока по литературе в 10 классе "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"

Целью данного  урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ ...

Презентация к уроку "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч" 10 класс

Данная презентация является сопровождением к уроку " "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч" 10 класс. Представлено исследование  произведения с точки зрения его концепции.  Презентация доп...

Методическая разработка занятия: Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Тема: «Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»Цель: 1) изучить рассказ Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; 2)воспитывать в обучающихся представлени...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Урок литературы в 11 классе по рассказу А.П. Чехова "Ионыч"

Анализ рассказа А.П. Чехова "Ионыч" выведен в начало 11 класса намеренно, т.к. в этом возрасте ососбенно важно увидеть в себе черты зарождающегося "ионыча" и противодействовать ему...