Сценарий вечера для учащихся 7-9 классов «Сыновья уходят в бой»
план-конспект занятия по литературе (8 класс)

Шишкова Наталья Борисовна

Цель вечера:

  • воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к 

                        прошлому страны;

  • учить в любой ситуации оставаться Человеком;
  • сформировать представление  о личности В. Высоцкого;
  • показать значение Великой Отечественной войны в творчестве В.Высоцкого, в процессе анализа стихотворений выяснить, в чём заключался особый подход поэта в изображении данной темы.

Оборудование : фрагменты выступлений В.Высоцкого с исполнением песен о Великой Отечественной войне; презентация; фрагменты военного сериала «Штрафбат»

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений и фрагментов сериала; выступления учащихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_vecher.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАТУРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

391129, Рязанская область, Рыбновский район, д. Нове Батурино

Сценарий вечера для учащихся 7-9 классов

«Сыновья уходят в бой»

                                     Разработан : учителем русского языка и литературы

                                      МБОУ «Батуринская ОШ»

                                                  Шишковой Натальей Борисовной

Цель вечера:

  • воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к  

                        прошлому страны;

  • учить в любой ситуации оставаться Человеком;
  • сформировать представление  о личности В. Высоцкого;
  • показать значение Великой Отечественной войны в творчестве В.Высоцкого, в процессе анализа стихотворений выяснить, в чём заключался особый подход поэта в изображении данной темы.

Оборудование : фрагменты выступлений В.Высоцкого с исполнением песен о Великой Отечественной войне; презентация; фрагменты военного сериала «Штрафбат»

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений и фрагментов сериала; выступления учащихся

Чтец:

Хулиганы.

                                                   В. Высоцкому

Мамаша, успокойтесь, он не хулиган,

Он не пристанет к вам на полустанке,

В войну Малахов помните курган?

С гранатами такие шли под танки.

Такие строили дороги и мосты,

Каналы рыли, шахты и траншеи.

Всегда в грязи, но души их чисты,

Навеки жилы напряглись на шее.

Что за манера – сразу за «наган»,

Что за привычка – сразу на колени.

Ушёл из жизни Маяковский-хулиган,

Ушёл из жизни хулиган Есенин.

Чтоб мы не унижались за гроши,

Чтоб мы не жили, мать, по-идиотски,

Ушёл из жизни хулиган Шукшин,

Ушёл из жизни хулиган Высоцкий.

Мы живы, а они ушли туда,

Взяв на себя все боли наши, раны…

Горит на небе новая Звезда,

Её зажгли, конечно, хулиганы.

(В. Гафт)

Ведущий:

Это стихотворение актёр Валентин Гафт посвятил Владимиру Семёновичу Высоцкому -  советскому поэту, актеру, автору и исполнителю своих песен, обладателю Государственной премии СССР, присуждённой ему посмертно. Уникальность Высоцкого заключалась в его поистине невероятной способности завоёвывать сердца огромного количества слушателей и зрителей. Простые, доходчивые песни Высоцкого близки и понятны каждому русскому человеку. В одном из последних выступлений-концертов в 1980 г. Высоцкий говорил: «И расчёт в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят так же, как и меня, какие-то проблемы, судьбы человеческие, что нас с вами беспокоят одни и те же мысли и точно так же вам рвут душу или скребут по нервам какие-то несправедливости, горе людское».

Владимир Высоцкий - продолжатель национальных литературных традиций, настоящий патриот России. «Без России я - ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет», - утверждал поэт, подчеркивая неразрывную связь с людьми.

          Творческое наследие Высоцкого необычайно обширно. Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и спортивные, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. 

            Интересен тот факт, что если Высоцкий писал о моряках, то моряки считали его своим, если об альпинистах, то – альпинистом, если о заключённых, то думали, что он «сидел». Говорили, что он — участник Великой Отечественной войны, фронтовики писали ему письма, в которых спрашивали его, не однополчанин ли он их. На самом деле это, конечно, не так. Воевать ему не довелось: когда началась война, Высоцкому было всего три года. Тем не менее в многогранном творчестве Владимира Семёновича песни и стихотворения о войне занимают важное место. Частое обращение поэта к военной теме и послужило поводом к разговорам о его «фронтовом» прошлом. Это значит, что люди действительно верили, что Высоцкий сам прошёл войну - настолько убедительны были строки, написанные им.

    Сам же Высоцкий объяснял свой интерес к теме человека на войне тем, что его всегда привлекал человек в экстремальной ситуации, когда он вынужден был проявлять все грани своего характера, возможности, о которых даже и не подозревал. И, конечно, он не мог не ощущать сопричастность к судьбе своего народа и каждого отдельного человека. Кроме того, отец Владимира прошёл тяжелый фронтовой путь, в доме Высоцких частыми гостями были фронтовики, которые много рассказывали о войне. Тяготы неустроенного быта военных лет маленький Владимир переносил, как и все в ту грозовую пору.

  • Видеозапись «Высоцкий о военной тематике своего творчества»

Ведущий:

            Пройдут годы, и из сплава детских впечатлений и воспоминаний, рассказов отца и его фронтовых друзей, из всего, что сохранило сердце, отольются песни, как живая память о войне, о солдатах, ковавших победу. Долг живых – не забыть о той страшной войне, о тех, кто спас Родину. Мы у них в вечном долгу. Не случайно каждый свой концерт Высоцкий либо начинал, либо заканчивал песней «Братские могилы».

  • Песня «Братские могилы» в исполнении В. Высоцкого

Ведущий:
      Защищать своё Отечество, свою семью, свой дом – святой долг каждого человека. Поэту в своих стихах удалось передать тоску жён, матерей, невест, проводивших своих мужчин на войну.

  • Отрывок из военного сериала «Штрафбат» (Твердохлебов перед расстрелом вспоминает прощание с женой)
  • Песня «Так случилось – мужчины ушли…» в исполнении

В. Высоцкого


Ведущий:

     Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно, письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу. Как много письма значили для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу.

     Отмечая огромное значение почты для поддержания духа воинов на фронте и рабочих в тылу, главная в то время газета страны "Правда" 18 августа 1941 г. писала: "Важно, чтобы письмо бойца родным, письма и посылки бойцам, которые  идут со всех концов страны, не задерживались по вине связистов. Каждое такое письмо, каждая такая посылка именем отцов, матерей, братьев и сестер, родных и знакомых, именем всего советского народа вливают новые силы в бойца, вдохновляют его на новые подвиги".

    Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша»…  Популярным было стихотворение К. Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, газета «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах жёнам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых. Стихотворение звучит как заклинание, как молитва.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять, не ждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

   И стоит оборваться этим тонким, невидимым нитям, связывающим двух близких людей, и смерть не заставит себя долго ждать.

  • Песня «Письмо» в исполнении В. Высоцкого

(Вопрос к учащимся) Охарактеризуйте  душевное состояние солдата из прослушанной песни, получившего письмо от любимой?

Ведущий:

      О чём же писал и пел Владимир Высоцкий  в своих стихах и песнях

военной тематики?

     Об артобстрелах и шквальном минометном огне, о безымянных высотах и штыковых атаках, о медсанбатах, о пехотинцах, морских десантниках, летчиках. Написал и спел так, будто сам прошёл всю войну, сам "принял пулю на вздохе".    Высоцкий пишет то от лица совсем юного солдата-новобранца, доверившего свою судьбу падающей с неба звезде, то от лица лётчика-аса, погибшего вместе с другом во время боевого вылета, то от лица раненого, лежащего в госпитале…

  • Поппури из военных песен «Песня о звёздах», «Песня о госпитале», «Песня лётчика» в исполнении В. Высоцкого

Ведущий:
          Высоцкий никогда ни в чём не кривил душой – ни в жизни, ни в творчестве. В произведениях Высоцкого война предстает не парадным своим портретом, а суровой правдой, некрасивой, жестокой, но всегда верной.  Стихотворение «Чёрные бушлаты» поэт посвятил евпаторийскому десанту.

Докладчик:

     В конце 1941 года Северо-Кавказский фронт удачно вёл военные действия за освобождение Керченского полуострова, планировалась высадка десанта в нескольких населённых пунктах побережья Крыма. В начале декабря 1941 года был высажен короткий десант в Евпаторию. Ночью к берегу проскочили два катера-охотника. Моряки захватили документы из полицейского и жандармского управлений, освободили из плена более ста человек. Скрылись под утро, прихватив с собой двенадцать "языков". Еще сожгли Пассажирскую пристань - кто мог подумать, что через месяц она будет так нужна.

   Спустя месяц в Евпаторию двинулся новый десант - 740 человек. Главная ударная сила - батальон морской пехоты: 553 пехотинца под командованием капитан-лейтенанта Г. Бузинова. Кроме того, в составе десанта было 60 разведчиков штаба флота во главе  капитаном В. Топчиевым, руководившим операцией в декабре. Задача - занять побережье, продержаться несколько часов до прихода главных сил. Затем захватить город - "овладеть исходным плацдармом для наступления на Симферополь". Тактической целью Евпаторийского десанта советских войск, высаженного 5 января 1942 года, было отвлечение вражеских сил от осаждённого Севастополя и Керченского полуострова.

Три дня десант держал Евпаторию. Их было 740. Осталось – 40. Единицы. Каждого спасло чудо.

  • Песня «Чёрные бушлаты» в исполнении В. Высоцкого

Ведущий:

    В другом произведении Высоцкий обратился к судьбе людей из штрафного батальона. Писать о «штрафниках» до недавнего времени было запрещено. Но Высоцкий писал. Жестокая правда войны, грубая реальность изображаемого призваны утвердить высокую меру подвига всех и каждого.

Докладчик:

    О штрафниках военные историки говорить не любят, их братские могилы безымянны. Штрафбаты бросали в атаки на самые неприступные участки обороны немцев. Штрафбаты было вовсе не обязательно снабжать боеприпасами и провиантом, часто еду и оружие они добывали сами, в бою. Смерть окружала их со всех сторон: спереди их косили пулеметы противника, сзади - пулеметы заградотрядов НКВД.

    28 июля 1942 г. Сталин подписал приказ № 227, в котором требовал прекратить отступление, «упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок Советской земли и отстаивать его до последней возможности». В приказе подчеркивалось: «Ни шагу назад!» Таким теперь должен быть наш главный призыв». Далее, ссылаясь на противника, который для восстановления дисциплины сформировал более 100 штрафных рот и около десятка штрафных батальонов, Сталин считал необходимым «поучиться в этом деле у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу». Исходя из этого, в приказе требовалось:

     «1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами: а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда; б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций, без приказа командования фронта; в) сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить свои преступления против Родины.

     Причем командиры и военные комиссары батальонов и полков направлялись в штрафной батальон не иначе как по приговору военного трибунала фронта. Все, кто направлялся в штрафной батальон, подлежали разжалованию в рядовые. Однако разрешалось назначать штрафников на должности младшего командного состава с присвоением званий ефрейтора, младшего сержанта и сержанта. В Положении устанавливалось, что за боевое отличие штрафники могли быть освобождены досрочно по представлению командования штрафного батальона, утвержденному Военным советом фронта, а за особо выдающееся боевое отличие — представлены к правительственной награде. Все освобожденные из штрафного батальона восстанавливались в звании и во всех правах. Штрафники, получившие ранение в бою, считались отбывшими наказание. Они подлежали восстановлению в воинском звании и во всех правах и после выздоровления направлялись для дальнейшего прохождения службы, а инвалидам назначалась пенсия из оклада содержания по последней должности перед зачислением в штрафной батальон.

    В последующем был издан ряд приказов и директив, которые значительно расширяли круг лиц, имевших право направлять военнослужащих в штрафные формирования, а также увеличивали количество проступков, за которые в виде наказания следовала отправка в штрафные части и подразделения.

      Маршал Советского Союза A.M. Василевский, оценивая приказ № 227, в своей книге «Дело всей жизни» писал: «Читая его, каждый из нас задумывался над тем, все ли силы мы отдаем борьбе. Мы сознавали, что жестокость и категоричность требований приказа шла от имени Родины, народа, и важно было не то, какие будут введены меры наказания, хотя и это имело значение, а то, что он повышал сознание ответственности у воинов за судьбы своего социалистического Отечества».

  • Отрывки из военного сериала «Штрафбат»  (как Твердохлебов попал в штрафбат, штрафники на минном поле; заключённых набирают на фронт)
  • Песня «Все ушли на фронт» в исполнении В. Высоцкого
  • Песня «Штрафные батальоны» в исполнении В. Высоцкого

Ведущий:

  «Сыновья уходят в бой», превозмогают страдания, несмотря на то, что «крики «ура» застывают во рту, когда они пули глотают». Цель перед бойцами святая — освободить родную землю, ведь «земля — это наша душа», а «сапогами не вытоптать душу». Несмотря на то, что военные стихи Высоцкого трагичны, чувства безысходности в них нет. Родная земля даёт силу героям Высоцкого, наполняет души оптимизмом:

Материнства не взять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря...

      В одном из ключевых стихотворений военного цикла «Он не вернулся из боя»  трагическая смерть одного из бесчисленных рядовых Великой войны осмысляется как обыденный факт: войны без смерти не бывает. Но в стихотворении вперёд выступает неподдельное горе человека, потерявшего близкого друга, сожаление, что при жизни он недооценивал товарища.

  • Песня «Он не вернулся из боя» в исполнении В. Высоцкого

Ведущий:

    Тема  давно окончившейся войны стала у Высоцкого одной из самых современных: своей поэзией он продолжал воевать за справедливость, за то, чтобы в человеке открылось самое благородное и высокое.

Чтец:

Пророков нет в отечестве моём,

А вот теперь ушла и совесть.

Он больше не споёт нам ни о чём,

И можно жить, совсем не беспокоясь.

Лишь он умел сказать и спеть умел,

Что наших душ в ответ дрожали струны.

Аккорд его срывался и звенел,                                

Чтоб нас заставить мучиться и думать.

Он не допел, не досказал всего,

Что было пульсом и в душе звучало,

И сердце разорвалось от того,

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдёт

Так просто, вместе с тем и так достойно.

Он умер! Да! И всё же он поёт,

И песни не дадут нам жить спокойно.

                                                     Н. Высоцкий.

  • Песня «Давно смолкли залпы орудий» в исполнении В. Высоцкого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географический вечер для учащихся 9 – 11 классов

учителя географии данный материал могут исользовать на вечерах, с целью повышения интереса к предмету география....

Сценарий тематического вечера для учащихся 9-11 классов «Войны священные страницы навеки в памяти людской»

Целью мероприятия является  углубление знаний учащихся о важнейших событиях  Великой Отечественной войны; - на примерах героизма советских людей формировать чувства патриотизма, гордости за...

"Я вас любил" (по любовной лирике А. С. Пушкина) литературно музыкальный вечер для учащихся 9 - 11 классов

«Я ВАС ЛЮБИЛ...»(по любовной лирике А. С. Пушкина) Литературно-музыкальный вечер для учащихся 9-11 классовЗвучит «Вальс» Свиридов (из кинофильма «Метель»).Чтец.      На ...

Сценарий праздника последнего звонка в 9 классе "Куда уходит детство"

Торжественное мероприятие для выпускников 9 классов, педагогов и родителей....

Сценарий Пушкинского вечера для учащихся 5-6 классов

Сценарий Пушкинского вечера для учащихся 5-6 классов...

Сценарий экологического вечера для учащихся 5-11 классов "Природы храм"

Аннотация к разработке.- Данная разработка дает возможность всем участникам: и выступающим и зрителям увидеть связь прошлого с будущим, перспективы развития отношений человека и природы. Этот экологич...

Сценарий вечера для выпускников 9,11 классов (после "Последнего звонка")

Данный материал является разработкой вечера, проводимого учащимися 10 класса для выпускников 9, 11 классов. Проходит этот вечер после линейки, посвященной Последнему звонку...