Поурочное планирование 6 класс (литература)
материал по литературе (6 класс)

Анташкевич Полина Евгеньевна

Поурочное планирование 6 класс (литература)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_litraa.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Литература (6 класс). Рабочая программа. Поурочное планирование.

Раздел 3. Человеческие недостатки. (9 часов)

№ урока

Тема урока. Тип урока.

Краткое содержание

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Домашнее задание

1-2

И.А.Крылов "Свинья под дубом". Урок раскрытие жанровой специфики.

1)Основные оттенки смеха и способы создания комического.

2)Отличие сатирического смеха от юмористического.

3)Расшифровка аллегорических образов басни.

4)Устные и графические иллюстрации к произведению.

5)Свое толкование басни.

Отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль».

Развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование  умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении. 

Развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков,  формирование у детей доброты, уверенности в себе.

 По выбору.
1. Басню наизусть.
2. Вопросы викторины по басням И.Крылова.
3. Вопросы для анализа басни «Волк и Ягнёнок».

3

Внеклассное чтение. «Человеческие недостатки»

Из истории басенного жанра (Эзоп, Ж. де Лафонтен, С. Михалков). Урок внеклассного чтения

Сопоставление басен И.А. Крылова с с другими баснями писателей

Работа над выразительным чтением, выявление художественных особенностей произведения.

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения

1)Выразительное чтение басни «Свинья под Дубом» наизусть.

2)Прочитать рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»  и решить, является он сатирическим или юмористическим.

4-5

А.П.Чехов "Хамелеон". Урок изучения произведения

1)Характеристика героев рассказа Чехова.

2)Особенности композиции рассказа.

3)Авторское отношение к событиям и персонажам

Развитие умения аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного.

 Развитие навыков смыслового чтения, умения работать в группе, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

1) Письменно ответить на вопрос: «С помощью каких художественных средств языка Чехов создает комический эффект в рассказе «Хамелеон»? 

2) Прочитать рассказ «Злоумышленник»

6

М.М.Зощенко. Жизнь и творчество.

Знакомство с творчеством писателя

Знать биографию автора, особенности творческого пути; постичь тайны внутреннего мира писателя (“Человека жалко!”) через художественное слово, определить своеобразие его рассказов

решать проблемные задачи, добывать необходимые знания из различных источников (учебник, раздаточный материал,  продолжить освоение навыков выразительного чтения

вызвать эстетическую и эмоциональную реакцию учащихся путем сочетания образно-эмоционального восприятия и слухового впечатления

Читать Рассказы «Исповедь», «Аристократка», «Любовь», «Рыбья самка», «Волокита», разделы из «Голубой книги» .

7

Чтение и анализ рассказа "Аристократка". Урок изучения произведения

1)Исторический контекст – быт страны Советов. Термин «мещанство». Сказ, роль автора и повествователя в сказе.

2)Смысл названия рассказа.

3)Почему «Аристократка» является сатирическим рассказом?

4)Выразительное чтение эпизодов рассказа.

5)Словесные или графические иллюстрации к произведению.

дать представление о личности писателя; обеспечить эмоциональное восприятие рассказа в целом; проанализировать рассказ, сформулировать его тему и подвести итоги.

создать на уроке диалоговое взаимодействие; содействовать высказыванию учащимися своей позиции; содействовать формированию умения слушать одноклассников.

возбудить интерес к творчеству писателя, к его личности; убедить в том, что человеческую некультурность не спрятать, и как следствие, в значимости культуры для человека.

Ответить на вопрос: «Похожи ли герои Зощенко на героев Чехова? Если да, то чем?

8

Чтение и анализ рассказа "Галоша".

прочитать рассказ «Галоша»;

дать определения неизвестным словам, встретившимся в рассказе;

дать определение понятий «юмор», «сатира», разграничить эти понятия

Знать приемы создания комического. Уметь охарактеризовать главного героя и аргументировать свой ответ.

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

выразительное чтение рассказа М. М. Зощенко «Галоша»;

самостоятельно прочитать рассказ «Встреча» и найти в нем особенности рассказа. Зощенко.

9

Урок развитие речи. Урок обобщающий.

Сочинение смешного рассказа в форме сказа.

Сочинение рассказа, сказа.

Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,


Раздел 3. Человеческие недостатки

1. И.А.Крылов. «Свинья под Дубом»

Сатирическое изображение невежества. Расшифровка аллегорических образов. Художественные средства, вызывающие негативное отношение читателя к Свинье. Выразительность и афористичность художественного языка Крылова. Вклад Крылова в развитие басенного жанра. Создание учебной мотивации;пробуждение познавательного интереса;развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
формирование умения общаться и взаимодействовать с другими. Формирование навыков исследовательской деятельности.

Теоретико-литературные знания. Басня. Аллегорический образ. Сатирическое и юмористическое изображение в литературе.

Самостоятельное чтение.И. А. Крылов. Басни; Ф. Д. Кривин. Басни и притчи.

Художественная и аналитическая деятельность.Сочинение риторической и поэтической басен. Рисование шаржей и карикатур. Анализ иллюстраций к басням Крылова. Отзыв об иллюстрациях к одному из сборников басен Крылова. Составление сборника афоризмов из басен Крылова. Составление каталога «Басни Крылова в иллюстрациях русских художников».

Культурное пространство.Писатели-баснописцы. Сатирическое и юмористическое в изобразительном искусстве — карикатура и шарж.

2. А.П.Чехов. «Хамелеон»

Проблема рассказа и художественные средства ее раскрытия. Композиция рассказа и конфликт. Образы повествователя, Очумелова и Хрюкина, их точки зрения на происходящее. Художественные детали и их роль в создании образов персонажей. Речь персонажа как средство раскрытия его характера. Смысл названия рассказа. Драматическое начало в рассказе. Лаконизм языка писателя.

Теоретико-литературные знания.Рассказ. Драматическое и эпическое. Автор-творец. Повествователь. Художественная деталь. Художественная и аналитическая деятельность. Сочинение юмористического рассказа от первого лица. Драматизация и инсценирование рассказов Чехова. Составление библиографии «Юмористические рассказы А.П.Чехова» с аннотациями на прочитанные рассказы. Отзыв о кинофильме И.Ильинского и Ю.Саакова «Эти разные, разные, разные лица» по рассказам А.П.Чехова.

Культурное пространство. Быт русского дворянства и разночинцев второй половины XIX века. Художественный фильм режиссеров И.Ильинского и Ю.Саакова «Эти разные, разные, разные лица».

3. М.М.Зощенко. «Аристократка», «Галоша»

Особенности послереволюционного быта Советской России. Мещанство как особое мироотношение. Сюжет, композиция и конфликт в рассказе «Аристократка».Сказ как стилистическое средство создания образа героя рассказа. Характеры персонажей, их точки зрения. Прием самораскрытия. Конфликт. Самосознание и самооценка персонажей. Образ оперного театра и его роль в рассказе — театр в театре. Точка зрения автора. Конфликт в рассказе «Галоша». Способы создания образа героя-рассказчика. Критика бюрократизма. Смешное и грустное в рассказе. Объекты юмора писателя. Средства создания комического.

Теоретико-литературные знания.Сказ, стилизация, образ повествователя. Точка зрения героя и точка зрения автора. Комическое и его художественные средства.

Художественная и аналитическая деятельность.Выразительное чтение. Сочинение-рассуждение о том, что значит быть культурным человеком и зачем это нужно. Сочинение юмористического рассказа-сказа. Иллюстрирование рассказов Зощенко. Отзыв на один из самостоятельно прочитанных рассказов Зощенко. Отзыв о кинофильме Л.Гайдая «Не может быть!» по рассказам писателя.

Самостоятельное чтение.А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Пересолил», «Налим», «Свадьба»; М. М. Зощенко. Рассказы; В. М. Шукшин. «Срезал», «Критики».

Культурное пространство. Россия начала XX века. Быт и искусство Страны Советов. Кинофильм Л.Гайдая «Не может быть!».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по литературе 11 класс

Поурочное планирование по литературе 11 класс. 102 часа в год, 3 часа в неделю....

Поурочное планирования по литературе 9 класс

Поурочное планирование по литературе в 9 классе по учебнику В.Я.Коровиной...

Поурочное планирование по литературе 8 класс

Поурочное планирование по литературе в 8 классе по учебнику В.Я.Коровиной...

Поурочное планирование по литературе за 6 класс

Поурочное планирование по литературе за 6 класс по программе Г. Меркина....

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе 6 класс по учебнику Т.Ф, Курдюмовой

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   по литературе 6 класс по учебнику Т.Ф, Курдюмовой...

Поурочное планирование по литературе. 5 класс (34 часа).

Поурочное планирование по литературе. 5 класс, надомное обучение. По программе под редакцией В. Я. Коровиной....