Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее сочинение русской культуры на родном языке.
творческая работа учащихся по литературе (9 класс)

Донская земля – колыбель казачества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_na_luchshee_sochinenie.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Целинская средняя общеобразовательная школа №8»

Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее сочинение русской культуры на родном языке.

Номинация: «Сочинение о своей культуре на русском языке»

Подготовила: Карпова Алина,

обучающаяся 9 класса МБОУ «Целинская СОШ №8»

Адрес образовательной организации:

347760 Ростовская область п. Целина, 3 линия, 111

Домашний адрес: 347760 Ростовская область

п. Целина,4 линия, 136

Руководитель: Юнкина И.С., учитель  русского языка

 и литературы МБОУ «Целинская СОШ №8»

Адрес места работы: 347760 Ростовская область

п. Целина, 3 линия, 111

Тел.: 8-928-137-26-32 e-mail: irinaiunkina75@mail.ru

п. Целина

2021 год

Донская земля – колыбель казачества

     Тихий Дон. Гордо несёт он свои воды по широким просторам полей к Азовскому морю. Занавес веков скрывает от нас судьбы миллионов людей, связавших свои жизни с этими землями и морями. Сколько казаков сложило свои смелые головы в Донских степях и по берегам Дона, сколько лежит их на дне Азовского и Чёрного морей, не знает никто. Жестокие войны и кровавые сражения шли здесь из года в год, изо дня в день. Здесь жили тревожной боевой жизнью, не зная покоя. Отсюда выходили герои, удивившие мир своими подвигами. Обо всех этих фактах рассказывает нам история зарождения и развития казачества. Она помогает понять обычаи и традиции, пережившие века и дошедшие до наших дней.

     Казаки имели тихую и уединённую жизнь. В своих привычках соблюдали простоту. Чертами характера казаков являлись доброта и честность. Они не лицемерили, а действовали открыто. Уважение к старшим, особенно к пожилым казакам, закрепилось в традициях. С детства к этому приучали молодёжь. Молодые люди стыдились сделать при старике малейшую непристойность. Любой старец мог не только напомнить юноше о его обязанностях, но и наказать его, не опасаясь гнева родителей. Женщины во всём должны были отдавать первенство мужчинам, даже уступить дорогу при встрече, причём  независимо от погоды. Воровство и обман считались преступлениями.

     Основа казачьего общества – это семья. Брак – христианское таинство, семья его святыня, и никто не вправе вмешаться в жизнь семьи без её просьбы. Ответственность за всё, что происходит в казачьей семье, несут все её члены, но в большей степени глава семьи – отец.

     Соблюдали старые обычаи. Дети получали имена того святого, которого праздновали за седмицу до рождения. И этот обычай строго соблюдался. Казачки отлично знали церковную службу, хозяйничали, шили сарафаны, вязали чулки. Других работ, кроме рыбной ловли и содержания скота, не было. Девушки были стыдливы и скромны. Приданного им не давали. Жених должен был по уговору передать родителям невесты «кладку», то есть денежную помощь в размере от 50 до 200 рублей. Этот обычай вёлся с той поры, когда казаков было больше, чем невест.

     Казаки с десяти лет пасли табуны и ездили на рыбную ловлю. Помогать взрослым они приучались с детства. Но в любом случае казачонок должен был быть всегда опоясан. На поясе была написана молитва «Живый в помощи Вышнего». Снять или потерять пояс было нельзя, за этим следила мать.

     Первой одеждой считалась крестильная рубашка. Рубашку шила или дарила крёстная мать.  Она надевалась только один раз – в момент крещения ребёнка. Крестильная рубашка  сохранялась и сжигалась матерью, если ребёнок умирал  или взрослый казак погибал на войне. Если мать не хотела верить в смерть сына, крестильная рубашка сохранялась до последних дней жизни самой матери с наказом положить её в материнский гроб. Туда же клали рубашки без вести пропавших, которых недьзя было поминать ни среди мёртвых, ни среди живых.

     Но не только крестильная, но и любая другая нательная рубашка  имела ритуальное магическое значение: с больного ребёнка рубашку пускали по воде, если болезнь была тяжёлой, и сжигали на костре, если была какая – нибудь напасть, чтобы огонь и вода – чистые стихии – пожирали болезнь.

     Важным для казачонка было получение первых штанов. Штаны он получал в три года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. И это не случайно. Без штанов невозможна правильная езда на лощади. Штаны становились не только первым предметом для верховой езды, но и признаком его мужского достоинства, признания его уже большим.

    Вскоре  наступал древнейший обычай первой стрижки ребёнка. Когда мальчику исполнился год, крёстная мать вместе с женщинами – родственницами усаживала его на кошму и первый раз в жизни стригла. Обряд сопровождался благими пожеланиями и ритуальными песнями. Остриженные волосы собирались и хранились в киоте именной иконы, которая дарилась ребёнку при рождении и сопровождала его всю жизнь.

     Казачья шапка овеяна большим количеством легенд и преданий. Она была предметом почитания, поклонения и гордости казака.

     Если одежда – вторая кожа, то шапка, как считали казаки, - вторая голова.

     Считалось смертельным оскорблением для замужней женщины «опростоволосить» её, то есть сорвать головной платок. Для казака таким смертельным оскорблением была сорванная или сбитая с головы шапка. Сбитая с головы шапка – вызов на поединок, брошенная оземь – цена проигрыша.

     Шапка играла большую роль и в гражданской жизни казаков, особенно в семейной.  Она была символом юридических прав главы семьи. У неё было особое место в убранстве казачьего курени. По числу шапок можно было узнать, сколько казаков живёт в доме.

     Шапку убитого или умершего казака везли домой. Казак, привёзший страшное известие о гибели сына, мужа, отца, обнажив голову, слезал с коня у ворот осиротевшего дома, доставал из сумы простреленную или порубленную шапку и молча проходил мимо родных в горницу, где клал головной убор на полку перед иконой. Это означало, что защитника в доме больше нет, что защита этой семьи перепоручается Богу или  христианам.

     Если женщина вторично выходила замуж, то её новый муж после венчания шапку прежнего хозяина убирал. Тайком нёс её к реке и опускал в воду со словами: «Прости, товарищ, но не гневайся, честно взял я твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту».

     Шапка играла большую роль и в обряде сватовства. Кинуть её в окно – бытовой обычай.  Если девушка тут же выбрасывала её на улицу, это означало отказ. Если нет, то вечером казак  мог прийти с отцом или крёстным по поводу сватовства. Если родители были против этого, то возвращали шапку, говорили: «Кто – то шапку потерял. Примерьте, не ваша ли».  Если родители были не против, то звали девушку и спрашивали у неё, не находила ли она шапки какой.  Девушка приносила  шапку и если клала крестом вниз – означало согласие, если вверх – несогласие. Неудачливому жениху отец или крёстный предлагал прикинуть  шапку. А отец девушки радостно говорил: «Твоя папаха? Носи её на здоровье». На улице она слетала с головы неудачника от крепкого отцовского подзатыльника.

     Большое значение в жизни казака придавалось причёске. Донские казаки стриглись «под горшок». Чтобы подстричь волосы ровно, надевали горшок на голову и волосы ровняли по краю. Срезанные волосы имели огромную силу. Они тщательно прятались: закапывали волосы в землю или сжигали, опасаясь, что попадут к врагу и тот совершит над ними заклинания.

     Застолица – один из основных обычаев, чтимых в семьях и в быту. За обеденным столом семья усаживалась по заведённому порядку: у окна, ближе к образам. В торце стола хозяин - отец семейства, человек в возрасте. Слева от него, под образами, старый отец, за которым сын почтительно ухаживает. Справа от хозяина сидит уважаемый гость или гости. Слева и справа, вдоль стола  - сыновья и дочери. Замыкает стол хозяйка – жена хозяина. Рядом с ней мама хозяина.

     Хранителями обычаев были старики. Не занимая никакой должности, они играли огромную роль в общественном мнении. Даже не состояв в совете стариков, они могли сказать своё слово. Без их одобрения ни одно распоряжение Атамана не выполнялось.

     Мало что соблюдается в наше время из этих обычаев. Ещё Н.В. Гоголь в «Тарасе Бульбе» говорил: «…какие басурманские обычаи; свой со своим не хочет говорить; свой своего продаёт…». Создаётся впечатление, что характеризовал он нашу действительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление своей деятельности на Всероссийский конкурс ПНПО "Лучший учитель"

В данной презентации представлена моя деятельность как учителя русского языка и литературы, рассказано о достижениях, которые позволили мне подать документы на конкурс в Приоритетно...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Приказ от 23 ноября 2021 года №205-о Об итогах муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение.

Приказ от 23 ноября 2021 года №205-о Об итогах муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение....

Приказ № 161-О от 16.09. 2022 г. Об определении состава жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке

Приказ № 161-О Об определении состава жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание  русской культуры  на родном я...

Приказ № 169-О от 23.09. 2022 г. Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке

Приказ № 169-О  от 23.09. 2022 г. Об итогах  проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее  сочинение о своей культуре на  русском языке и лучшее описание русск...

8 класс. 3 четверть. Родной русский язык. Контрольная работа по разделу «Культура речи».

В работу включены задания, выполнение которых требует ЗНАНИЙ правильного произношения и ударения, грамматических и лексических норм.Задание № 4 носит как просветительский, так и проверочный характер (...