Рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)

Петренко Лиана Эстатьевна

Данная программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья ЗПР  составлена на основе программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.) с учетом рекомендаций, опубликованных в журнале «Дефектология». Преподавание ведется по учебникам-хрестоматиям для общеобразовательных учреждений (автор-составитель Меркин Г.С.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rp_lit_8_kle.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.

                                                      «Утверждаю»

                                                Директор МБОУ Донской СОШ

                                                Приказ от 01.09.2021 №_243_

                                                  _____________ С.А. Гордиенко

                                 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                           по           ЛИТЕРАТУРЕ

                                          адаптированная для детей с задержкой психического развития

                                          Уровень общего образования (класс)

                                          основное общее образование           8 класс

                                          Количество часов                          68

                                          Учитель       Петренко Лиана Эстатьевна

Пояснительная записка (ОВЗ ЗПР)

    Данная программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья ЗПР  составлена на основе программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.) с учетом рекомендаций, опубликованных в журнале «Дефектология». Преподавание ведется по учебникам-хрестоматиям для общеобразовательных учреждений (автор-составитель Меркин Г.С.)

   Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса.

Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся ОВЗ ЗПР  отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе.

На новой ступени происходит восприятие и осмысление учащимися 7 и 8 классов текстов художественных произведений. В связи с этим в 7—8 классах на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника. Школьники к этому времени учатся осмысливать не только отдельное художественное произведение, но и постигать наиболее существенные стороны литературного процесса, видеть творчество писателя в историко-литературном контексте. Наряду с понятиями и категориями, характеризующими конкретные эстетические явления, вводятся системные понятия и категории: литературный процесс, литературные направления, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя и пр. От учащихся с ОВЗ не требуется знания точных формулировок определений, подробного объяснения понятий, детального анализа литературных явлений

        Перед классами, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья,  стоят те же цели обучения, которые заложены в программах изучения литературы в 5—9 классах массовой общеобразовательной школы

Цели  и  задачи:

1) дать учащимся представление о роли языка в художественной литературе, о его  богатстве и выразительности;

2) обеспечить усвоение определенного круга знания;  

3) формирование умения применять эти знания на практике;

4) развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический срой речи;

5)способствовать усвоению норм литературного языка, совершенствованию умений и навыков владения устной и письменной речью;

6) формировать умение составлять тексты разных жанров и стилей.

Виды коррекционной деятельности на уроке:

  • Индивидуальные задания
  • Увеличение времени на выполнение работы
  • Работа во временных группах
  • Составление плата ответа
  • Использование наглядных пособий при ответе
  • Стимуляция ответов со стороны учащихся
  • Деление заданий на дозы
  • Рациональная система заданий
  • Проговаривание, комментирование, систематическое повторение материала
  • Использование карточек-консультаций, алгоритмов ответов, схем, опор и т.д.
  • Согласование объёма домашнего задания

Основные формы контроля: тест, сочинение по плану, устное сообщение.

Итоговый контроль: итоговая контрольная работа, читательская конференция

Требования к учащимся с ОВЗ ЗПР  по литературе за курс 8 класса

Учащиеся должны знать.

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретическиепонятия: народная песня, частушка, предание; житие как жанр литературы; мораль, аллегория, дума; понятие о классицизме, историзм художественной литературы; поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор; прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция; конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление, герой-повествователь.

Учащиеся должны уметь:

видетьразвитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство иотличие в авторской позиции;
  • выделять общие свойства произведений, объединѐнных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
  • осмысливать роль художественной детали, еѐ связь с другими деталями и текстом в целом;
  • находить основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
  • сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
  • осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

                                            Содержание учебного предмета

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен; репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы

«Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление  как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; икона святых благоверных князей-страстотерпцов Бориса и Глеба; древнерусская миниатюра; репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Из русской литературы XVIII века

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте; ода.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Связь с другими искусствами: портрет Г.Р. Державина.

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н. Тынянова “Пушкин”».

Связь с другими искусствами: портрет Н.М. Карамзина.

Из русской литературы XIX века

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Невыразимое», «Море».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

А.С. ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы». Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, честь, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: эпиграмма, послание, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями; портрет Екатерины II (художник В. Боровиковский).

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры); романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукции картин М.Ю.Лермонтова.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов — художник».

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).

Н.А. НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей; репродукции картин А. Рылова «Зеленый шум» и А. Венецианова «Крестьянка с косой и граблями».

А.А. ФЕТ

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: портрет А.А. Фета; репродукция картины И.Шишкина «Дубы в Старом Петергофе».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:

Н.И. Гнедич. «Осень»;

П.А. Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Майков. «Весна! Выставляется первая рама…»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

А.К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…»;

И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая, сценическая история пьесы.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: эскизы декораций и костюмов к пьесе «Снегурочка», выполненные В. Васнецовым; прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: портрет Л.Н. Толстого; работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из русской литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни,  истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В.Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.

О серьезном — с улыбкой

(сатира начала ХХ века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык».

Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, красоты, духовноcти. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

М.В. ИСАКОВСКИЙ

Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А.Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В. Исаковский. «Катюша»;

А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…»;

М.А. Светлов. «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский. «Слеги»; 

Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля...»;

В.С. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

В.П. АСТАФЬЕВ

Основные вехи биографии писателя. Фронтовой опыт Астафьева. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям  и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;

Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;

М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

В.Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В.Г. Распутина на киноэкране.

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Для заучивания наизусть

 

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (отрывок).

Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…».

А.А. Фет. Одно из стихотворений (по выбору).

В.В. Маяковский. Одно из стихотворений (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка».

М.В. Исаковский. Одно из стихотворений (по выбору).

А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок).

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».

Из древнерусской литературы

«Моление Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из русской литературы ХIХ века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей».

К.Ф. Рылеев. «Державин».

П.А. Вяземский. «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза».

А.С. Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил...».

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад».

Н.В. Гоголь. «Портрет».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка».

А.А. Фет. «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо».

Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из русской литературы ХХ века

М. Горький. «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...».

М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года».

С.А. Есенин. «Письмо матери».

Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво...»

А. Грин. «Бегущая по волнам».

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель».

Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида».

В. Шаламов. «Детский сад».

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки».

В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши».

Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».

Из зарубежной литературы

В. Гюго. «Девяносто третий год».

                                             

                                                               Тематическое планирование

Разделы курса, темы

Кол-во часов

1

Введение  

1

2

Устное народное творчество

2

3

Древнерусская литература

3

4

Литература ХVIII века

4

5

Литература  ХIХ века

34

6

Литература ХХ века

18

7

Зарубежная литература

4

8

Повторение

2

Итого

68

                           

                                      Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата план

Дата факт

                  Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Коррекция

Вид контроля

1 четверть-17 часов Т-1

Введение-1 час

1

2.09

Художественная литература и история

1

Коррекция мыслительных процессов. Коррекция долговременной памяти. Коррекция   творческого воображения мыслительных процессов.

Из устного народного творчества-  2ч

Коррекция   творческого воображения мыслительных процессов.

2

6.09

Исторические песни, летописи и былины.

1

Коррекция мыслительных процессов.

3

9.09

Солдатские песни. Анализ исторической песни.

1

Коррекция   творческого воображения мыслительных процессов.

Анализ исторической песни

Из древнерусской литературы-3ч

Коррекция мыслительных процессов.

4

13.09

«Слово о погибели  Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.

1

Коррекция мыслительных процессов.

5

16.09

«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

1

Коррекция мыслительных процессов. Коррекция долговременной памяти. Коррекция   творческого воображения мыслительных процессов.

6

20.09

  «Житие Александра Невского».

1

Коррекция   творческого воображения мыслительных процессов.

Из литературы XVIII  века – 4 ч

Коррекция мыслительных процессов.

7

23.09

Входной контроль

1

Коррекция   творческого воображения мыслительных процессов.

Входной контроль.

8

27.09

Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. «Вельможа», «Памятник».

1

Коррекция мыслительных процессов.

9

30.09

 Карамзин Н.М.     Повесть  «Бедная Лиза»

1

Коррекция мыслительных процессов.

10

4.10

  Повесть «Бедная Лиза». Проблематика,тематика, новый тип героя. Обра з Лизы.

1

Коррекция долговременной памяти . Коррекция мыслительных процессов.

Из литературы  XIX  века  - 33 ч

коррекция  творческого воображения мыслительных процессов.

11

7.10

Поэты пушкинского круга . Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева и В.А.Жуковского.

1

Коррекция мыслительных процессов.

12

11.10

Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года».

1

Коррекция долговременной памяти .

Наизусть

13

14.10

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.  «»Бесы»»

1

Коррекция долговременной памяти .

14

18.10

 Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Творческая история.

1

Коррекция пробелов в знаниях. Коррекция адекватной реакции на критику

15

21.10

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.

1

Коррекция пробелов в знаниях.

16

25.10

Падение Белогорской крепости.

1

коррекция  творческого воображения мыслительных процессов.

17

28.10

11.11

Проблема долга и чести. Гринёв и Швабрин

                                                                          2 четверть--14часов. С-1   К.р.-1

18

8.11

13.11

  «Старинные люди» в повести   «Капитанская дочка».

1

Коррекция мыслительных процессов.

 

19

11.11

15.11

Смысл названия повести «Капитанская дочка». Маша Миронова.

1

Коррекция долговременной памяти .

 

20

15.11

18.11

Пугачев в повести «Капитанская дочка».    (Авторское отношение к Пугачеву)

Коррекция развития речи коррекция  творческого воображения мыслительных процессов.

Р.р. Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

21

18.11

22.11

Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.

1

22

22.11

25.11

Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.

1

Коррекция мыслительных процессов.

23

25.11

27.11

Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри»

1

Коррекция пробелов в знаниях. Коррекция адекватной реакции на критику

наизусть

24

29.11

29.11

«Мцыри – любимый идеал поэта»-В.Белинский. Тест.

1

Коррекция долговременной памяти

тест

25

2.12

Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая  история комедии «Ревизор»

1

Коррекция адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности

26

6.12

«Сборный город всей темной стороны». Анализ 1 действия.

1

27

9.12

Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

1

Коррекция долговременной памяти .

28

13.12

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

1

Коррекция долговременной памяти

29

16.12

«Честное, благородное  лицо в комедии» (роль смеха в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя)

1

Коррекция адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности

30

20.12

Художественная идея комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Коррекция долговременной памяти

31

23.12

Контрольная работа за 1 полугодие

1

Коррекция мыслительных процессов

Контрольная работа за 1 полугодие

32

27.12

 Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Повесть «Ася»

1

Коррекция   творческого воображения мыслительных процессов.

                                                                  3-я четверть-19 часов   С-1 Т-2

33

 10.01

Композиция повести. Образ Аси.

1

коррекция  творческого воображения мыслительных процессов.

34

13.01

Образ природы. Тема рока в повести.

1

35

17.01

Некрасов Н.А.  Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

1

Коррекция мыслительных процессов.

36

20.01

Человек и природа в стихотворениях Некрасова.

1

Коррекция пробелов в знаниях. Коррекция адекватной реакции на критику

37

24.01

Краткие сведения об А.А. Фете. «Целый мир от красоты…».

1

Коррекция долговременной памяти

38

27.01

А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…».

1

Коррекция адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности

39

31.01

Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета.

1

Коррекция развития речи

40

3.02

Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке.

1

Коррекция долговременной памяти .

41

7.02

Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского. Тест

1

Коррекция мыслительных процессов

тест

42

10.02

Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».

1

Коррекция адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности

43

14.02

Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. Приёмы создания образов.Тест

1

Коррекция долговременной памяти

тест

44

17.02

Р.р.Сочинение по рассказу «После бала» Л.Н. Толстого  

1

Коррекция развития речи коррекция  творческого воображения мыслительных процессов.

Р.р.Сочинение по рассказу «После бала» Л.Н. Толстого  

                                                                        Из литературы xx века - 18ч

45

21.02

Горький М.  Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».

1

Коррекция мыслительных процессов.

46

24.02

Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа

1

Коррекция пробелов в знаниях. Коррекция адекватной реакции на критику

47

28.03

В.В. Маяковский Поэт и толпа в  стихах. «Хорошее отношение к лошадям»

1

Коррекция долговременной памяти

48

3.03

О серьезном – с улыбкой. Н.А. Тэффи «Свои чужие»

1

Коррекция адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности

49

10.03

М.М. Зощенко «Счастливый случай», «Обезьяний язык»

1

50

14.03

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта

1

Коррекция долговременной памяти .

51

17.03

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

1

Коррекция долговременной памяти .

Наизусть

                                                                           4-я четверть-16 часов С-1 Т-2 К.р-1

Коррекция адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности

52

28.03

Р.р. Сочинение «Что есть красота?»

1

Коррекция развития речи

Р.р. Сочинение «Что есть красота?»

53

31.03

 Краткие сведения о В.П.Астафьеве. «Последний поклон».

1

Коррекция   творческого воображения мыслительных процессов.

54

4.04

Тема человека и истории в произведении

1

Коррекция   творческого воображения мыслительных процессов.

55

7.04

Астафьев В.П.  Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.Тест

1

коррекция  творческого воображения мыслительных процессов.

Тест

56

11.04

 Поэзия М.В.Исаковского.

1

Наизусть

57

14.04

Краткие сведения об А.Т.Твардовском. «За далью-даль». История создания поэмы.

1

Коррекция мыслительных процессов.

58

18.04

А.Т. Твардовский «За далью – даль».

1

Коррекция пробелов в знаниях. Коррекция адекватной реакции на критику

Наизусть

59

21.04

Краткие сведения о В.Г.Распутине. 20 век на страницах прозы В.Г.Распутина

1

Коррекция долговременной памяти

60

25.04

Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

1

Коррекция адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности

61

28.04

Р.р. Сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

Р.р. Сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

62

5.05

Мотивы милосердия в повести В. Распутина. Тест.

1

Коррекция долговременной памяти .

Тест

Из  зарубежной  литературы-5 ч

63

12.05

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

1

Коррекция адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

64

16.05

Эпоха Возрождения. История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта».

1

Коррекция долговременной памяти

65

19.05

Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта». Проблематика трагедии.

1

66

23.05

Краткие сведения о М. Сервантесе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея.

1

Коррекция   творческого воображения мыслительных процессов.

67

26.05

Роман «Дон Кихот»: образ Дон Кихота.   Донкихотство  

1

68

30.05

Урок-игра

1

                                Информационно-методическое   обеспечение образовательного процесса

1.Программа основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2018 г.

2. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2018г.

 

4.Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). Ф.Е.Соловьева. М.: «Русское слово», 2015

5.Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература.8 класс»  Соловьева Ф.Е. М.: «Русское слово», 2015г

 

                                         

 

            «СОГЛАСОВАНО»

на заседании методического совета  

протокол от 30.08.2021  №1  Руководитель МС

                  __________Тарасенко И.А

В классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Работа с ними строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по литературе на 2021-2022 учебный год  6 Б класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по родной литературе на 2021-2022 учебный год  6 Б класс...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс

Адаптированная рабочая программа  для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс

Адаптированная рабочая программа  для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...

Рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития . Математика 6 класс.

Рабочая программапо математике 6 класс, разработана для индивидуальной работы с детьми 7 вида....

Рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку 8 класс

Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2018. и учебника «Русский язык» для 8 класса общеобразовательных уч...

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету «Литература». 5-9 классы

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету «Литература». 5-9 классы...