Тема урока:"Герой нашего времени"-жанровые особенности; смысл названия.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

М.Ю.Лермонтов. Роман "Герой нашего времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.yu_.lermontov_geroy_nashego_vremeni.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роман «Герой нашего времени» -жанровые особенности, смысл названия,

Цель: заинтересовать учащихся творчеством М.Ю.Лермонтова

Задачи: 

  • напомнить учащимся об основных  характерных особенностях жизни русского общества в 30-е годы XIX века, о судьбе молодого поколения этого времени;
  • познакомить с идейным замыслом романа «Герой нашего времени» и о последовавших литературно-критических отзывах  на выход произведения;
  • прокомментировать важнейшие особенности произведения: психологизм романа и его композиция (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина). 

Тип урока – урок усвоение новых знаний. 

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Постановка учебной задачи.

Эпиграф к уроку:

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание

нескольких повестей и рассказов – это роман,

в котором один герой и одна основная идея,

художнически развитая.

  1. В. Г. Белинский

Смысл названия.

- Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Словарь Ожегова даёт несколько определений данному понятию:

  1. Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
  2. Герой – тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, удивление).
  3. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.
  4. Герой – человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.

- Какое из данных определений мы возьмём для объяснения названия романа?

-Как зовут главного героя романа? (Григорий Александрович Печорин)

-Теперь перейдём ко второй части названия. «Наше время» - это чьё? (Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова).

Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века — временем николаевской реакции во всех сферах общественной жизни и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Печорин - личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.

Исторические события времён М.Ю.Лермонтова.

       30-е—50-е годы XIX века пришлись на царствование императора Николая I, который всеми силами стремился не допустить возникновения ростков оппозиционности и свободомыслия в обществе. Широкое распространение получили слежка, доносы и свирепые цензурные гонения. Мрачные годы николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Невыносимо было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя. Эпоха правления Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после разрухи смутного времени. (В.О.Ключевский )                 

   Судьба Лермонтова неразрывно связана с судьбой поколения, входившего в жизнь в начале 30-х годов 19 века.
Судьба самого поэта не была легкой (ссылка на Кавказ, невозможность выйти в отставку и заниматься литературным трудом).

    Таким образом, Печорин - личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов.

Основная черта современного Печорину поколения - противоречивость.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

2. Работа по раскрытию темы урока.

Известнейший русский критик Виссарион Григорьевич Белинский так высказывался о романе:

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором  один герой и одна основная идея, художнически развитая.

      В названии «Герой нашего времени» определяются основные и тема, и проблема произведения. Само заглавие романа двусоставно. Акцент в нем ставится на слово «герой», и на словосочетание « наше время». По мнению Белинского, лермонтовский роман – «это грустная дума о нашем времени». В романе раскрывается авторское представление не только о герое, но и о своей современности. Афористичное проблемное название предложил опытный журналист А.А.Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего времени».

   Одна из старейших исследовательниц творчества Лермонтова  Гернштейн Э.Г.,  подводя итог своим многолетним изысканиям, пришла к выводу: " Роман Лермонтова - самое загадочное произведение русской литературы…". 

Давайте вспомним с вами историю создания романа.

История создания

Замысел написания романа относится к 1837 г. - героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.

В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется - в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами.

Это самое крупное и значительное произведение Лермонтова в прозе.

Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г. под общим названием «Герой нашего времени». Роман Лермонтов писал в период 1837-1840 гг.  Первоначальное название - «Один из героев начала века».

- Нам необходимо определить жанр данного произведения.

- Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?

(Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души, его связи с миром , то есть как социально-психологический роман.  Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»).

- Так каков же жанр этого произведения?

 ( Запись в тетрадь ).

- А что  называется композицией литературного произведения?

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом. ( Запись в тетрадь ).

- Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя, проследить историю его жизни.

- Мы уже  отмечали необычность композиции данного романа.. В чём она?

В «Герое нашего времени» композиция организует, выстраивает сюжет, а не фабулу. Чтобы понять разницу, необходимо уточнить понятия фабулы и сюжета.

Фабула – совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней связи, развивающихся в хронологической последовательности.

Сюжет – та же совокупность событий и происшествий, а также мотивов и стимулов поведения в их композиционной последовательности, т.е. сюжет – распределение событий в художественном произведении, выстроенное автором в нужных ему целях.

– Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

Сюжет – совокупность событий художественного произведения.

  1. «Бэла» /4/
  2. «Максим Максимыч» /5/
  3. «Предисловие” к “Журналу Печорина» /6/
  4. «Тамань» /1/
  5. «Княжна Мери» /2/
  6. «Фаталист» /3/

Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи.

  1. «Тамань»
  2. «Княжна Мери»
  3. «Фаталист»
  4. «Бэла»
  5. «Максим Максимыч»
  6. «Предисловие” к “Журналу Печорина».

 

Сюжет повестей:

  1. «Тамань» – прибытие на Кавказ, встреча с контрабандистами
  2. «Княжна Мери» – в Кисловодске и Пятигорске. Отношения с княжной Мери, княгиней Верой и Грушницким
  3. «Фаталист» – рассказ о Вуличе и его смерти
  4. «Бэла» – в крепости, отношения с Бэлой
  5. «Максим Максимыч» - Печорин уезжает с Кавказа, ищет смерти

 

Хронологический порядок событий

Расположение повестей в романе

Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань.

«Тамань»

Предисловие ко всему роману.

«Бэла»

Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Внимание читателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы.

После военных действий на Кавказе, Печорин едет в Пятигорск.

«Княжна Мери»

« Максим Максимыч»

Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказывает равнодушие и холодность к человеку, который простодушно им восхищается. Читатель готов осудить героя.

После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча.

«Бэла»

«Предисловие»

к «Журналу Печорина».

«Тамань»

Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина», а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личностью если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.

Затем происходит история с Вуличем.

«Фаталист»

«Княжна Мери»

Через 5 лет Печорин встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию.

«Максим Максимыч»

«Фаталист»

 

Хронология событий:

«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани.

«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча.

«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу.

«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.

«Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.

 

- Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

(Белинский писал: «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». А далее он пояснил: «Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».)

Итак,  композиция романа особенная, подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.

Отках от хронологии обусловлен следующим:

  • выбор наиболее значимых эпизодов;
  • особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий;
  • необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности;
  • выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу) 

- Кто же повествует нам о Печорине, раскрывая его психологический портрет?

Будучи проникновенным психологом, Лермонтов свой рассказ о Печорине начинает с воспоминаний о нём Максим Максимыча ("Бэла"). Затем о своей случайной встрече с героем рассказывает офицер-повествователь ("Максим Максимыч"). И, наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя ("Тамань", "Княжна Мэри", "Фаталист") 
Такая композиция отражает "разорванность" жизни героя, отсутствие в ней единого объединяющего начала, большой цели.

ВЫВОД:  

  •  Печорин – главный герой романа.
  • Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени.
  • Композиция произведения помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его.

3. Итог урока.

4. Д/З: Прочитать главу «Бэла», « Максим Максимыч». Подобрать цитаты, описывающие Печорина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,

Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме : «Особенности композиции романа «Герой нашего времени».

laquo;Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая ...

Урок: «Герой нашего времени» Алексей Панкратов. 14.04.2022 год

Алексей Панкратов - военнослужащий ракетно-зенитной части, дислоцированной на территории Пензенской области. За «мужество и героизм, проявленные при выполнении боевого задания», во время с...

"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. Особенности сюжета, фабулы, композиции

В презентации представлен теоретический материал, необходимый при работе с романом М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"Понятия:-роман-психологический роман-сюжет-фабула-композиция...