Конспект урока по литературе "Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Гарифуллина Розалия Илдаровна

По произведению В.Распутина "Учитель французского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_garifullinoy_rozalii_ildarovny.docx117.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика
в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

Класс: 6 Б

Предмет: литература

Учитель: Гарифуллина Розалия Илдаровна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; охарактеризовать  ее образ, выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика; развивать навыки анализа произведения, пополнять словарный запас; воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира, любовь и уважение к учителям.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.

Регулятивные УУД: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Личностные УУД: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные УУД: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Методические приемы: технология проблемного диалога,  частично-поисковый метод (нахождение эпизодов в тексте),  выразительное чтение, просмотр видеофрагмента.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь, презентация, дидактический материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

-Ребята, скажите, без кого не может существовать школа?

- Действительно, школа не может существовать без учителей и учеников. Они необходимы друг другу. Вот и для проведения сегодняшнего урока мне необходима ваша помощь, а вам, возможно, понадобится моя. Давайте договоримся помогать друг другу и поддерживать.

II. Актуализация знаний.

- С каким произведением вы познакомились на предыдущих уроках? Кто является  его автором? 
(Сегодня мы вновь обратимся к самому лучшему рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Рассказ впервые был опубликован в 1973 году в иркутской комсомольской газете „Советская молодежь".

-Ребята, кому посвящен этот рассказ?

- Учащийся: Этот рассказ посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой– матери товарища-земляка Распутина, замечательного драматурга А. Вампилова, которая всю жизнь проработала в сельской школе учителем математики.

-С каким героем мы знакомимся в самом начале произведения?

(С деревенским мальчиком из бедной семьи, оказавшимся один в райцентре, так как учился в школе).

-Какого он возраста?

 (Пятиклассник).

-Упоминается ли имя мальчика в рассказе?

 (Нет, повествование ведется от его лица, читаем начало рассказа.)

– Почему он учился не в своей деревенской школе?

(В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр).

–Почему герою пришлось сразу повзрослеть?

(Тяжело было переносить голод. Страшной оказалась тоска по дому).

- Кто был классным руководителем мальчика?

(Лидия Михайловна – учительница французского языка).

III. Этап целеполагания и планирования.

6156504        - А сейчас обратите внимание на слайд. Что мы видим с вами на экране?

(Памятник, установленный учителю. Он находится в Иркутске, в родных краях Валентина Григорьевича Распутина).

- В чем смысл данного памятника?

(Памятник означает доброту, мудрость и любовь к детям).

-Куда устремлен взгляд детей? Какие у них лица?

(У них одухотворенные лица, они получились красивыми и любознательными, с восхищением смотрят на учительницу).

- Какая связь между памятником и нашим рассказом «Уроки французского»?

(Учитель играет значительную роль в жизни детей, дает не только знания по определенному предмету, а учит дружить, видеть добро, помогать другим.  И эта роль бесценна!!!)

- Значит, о ком мы будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему урока.

(Будем говорить об учителе, о его роли в жизни детей).

-Таким образом, что необходимо нам выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему? (Охарактеризовать образ учительницы. Выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика).

ТЕМА. Роль учительницы Лидии Михайловны в судьбе мальчика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». (запись в тетради темы урока)

IV. Открытие новых знаний.

- Ребята, мы выяснили, что этот рассказ посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой – матери товарища-земляка Распутина, а кто же стал прототипом учительницы французского языка?

- Что означает слово прототип?

(Прототип – это реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании героя произведения).

Учащиеся. Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в 1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Таким образом, «Уроки французского» – произведение автобиографическое.

- Одним из художественных средств  характеристики литературного героя является портрет.

Что означает портрет?

Портрет – это описание внешнего облика персонажа.

Работа с раздаточным материалом.

Перед вами отрывок из рассказа «Уроки французского». Зачитаем описание Лидии Михайловны и назовем ключевые слова.

«Она сидела передо мной аккуратная  вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… (с.103)
Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца 
улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?» (с. 108)


– Какие черты характера учительницы вы увидели? 

(Доброта, внешняя скромность, неприметность, аккуратность, красота и обаяние).

За внешней скромностью очень легко разглядеть человека с богатым духовным миром, благодаря поступкам.

Беседа с учащимися.

—  Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?

-Почему Лидия Михайловна стала помогать своему ученику?

 (Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием, ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было возможности передавать продукты вдоволь).

-Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

 (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить).

-Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась?

 (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок).

-Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? 

(Она предложила играть на деньги в «пристенок»).

Пристенок – это игра  на монетки, популярная в советское время, игра на деньги и игра весьма азартная. Второе название игры – «замеряшки».

Физкультминутка. Математическая задачка.

 Сколько времени проводит ученик с учителем в школе в неделю, если у него в день по 6 уроков и 2 урока внеурочных занятий?

5. Закрепление усвоенного материала.

-Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно относился
к игре в «замеряшки» с ней?

(Главный герой считал выигранные деньги честно заработанными, а деньги, доставшиеся без каких-либо усилий с его стороны, ранили самолюбие. Лидия Михайловна без труда раскрыла причину отказа от подарка. И выбрала иной способ помощи).

  • Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Понимала ли она, чем чревата для нее эта игра на деньги с учеником?
  • (Поняв, что мальчик не примет от нее никакой помощи, Лидия Михайловна решила создать такую же ситуацию, когда Валя будет вынужден брать деньги как выигрыш.)

6.Посмотрим эпизод «Игра в пристенок» из фильма Е.Ташкова «Уроки французского», снятого в 1978 году.

  • Что сделал директор, когда обнаружил Лидию Михайловну на месте «преступления»? Захотел ли он разобраться в ситуации?
  • (Директор проявил строгость и решительность. Его не интересовала причина, толкнувшая Лидию Михайловну на этот поступок.)

- Какими словами директор школы Василий Андреевич характеризует поступок Лидии Михайловны? («преступление»)

Слайд с толкованием лексического значения слов «преступление».

Преступление – 1. Самовольно нарушить, отступить от чего-нибудь. 2. Общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

  • Действительно ли на ваш взгляд поступок учительницы «преступление»? (нет)
  • Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?

В самом факте игры учительницы на деньги со своим учеником он увидел грубейшее нарушение внутришкольного устава. С его точки зрения, поведение учительницы было аморальным. И он принял все меры, чтобы выгнать ее из школы.

•        Как ведет себя Лидия Михайловна в этой сцене?

(На возмущение директора она отвечает спокойно, не выкручивается и не оправдывается. Она ничего не стала объяснять директору, потому что он ничего бы и не понял — не тот человек.)

  •  Каким вы себе представляете директора школы?

(Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался»)

(Директор отчитывает Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником и увольняет. Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление).

Директор должен был знать, как живут его ученики. Он в ответе за всех.

7. Зачитаем концовку рассказа: с.120

«И больше я её никогда не видел.

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

- Ребята, почему именно яблоки отправила Лидия Михайловна герою рассказа «Уроки французского»?

- О каких душевных качествах говорит данный поступок?

(О душевной чуткости, внимательности учительницы).

– Как вы думаете, символом чего являются яблоки?  

 Яблоки являются символом знания жизни и людей!!!

Как вы понимаете это предложение?

  • Какую роль играет послесловие?

(Кратко рассказав о последующих событиях, автор завершает свое повествование сообщением о полученной им посылке с Кубани. В ней были макароны и три красных яблока. Память об этих яблоках Валя сохранил на всю жизнь.)

Вывод: Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

8. Рефлексия.

- Какую же роль сыграла учительница в жизни мальчика.?

Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Учительница уехала к себе на родину на Кубань. Я считаю такой поступок учительницы очень благородным и добрым.

Рефлексия с яблоками.

        - Каким же должен быть настоящий учитель?(Ученик может любить, не боятся и доверять ему, настоящим будет тот учитель, которого не забудут никогда.)

Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую роль в вашей жизни  и вы будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.

9. Выставление оценок. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение  на тему «Мой любимый учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»

Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....

Конспект урока по теме «Один день в нашей жизни. Какой он?» (6-й класс)

Этот урок по программе И. Бим «Deutsch.Klasse 6» находится в теме «„Ein Tag  unseres  Lebens. Wie ist   er?“» и является уроком комплексного применения знаний по подтеме «Мой рабоч...

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика". 7 класс

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика" 7 класс.  Урок построен с учетом элементов р...

Конспект урока на тему "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака".

Конспект урока на тему "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака"....

Презентация "Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика"

По произведению В.Распутина "Учитель французского"...

Презентация "Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика"

Презентация "Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика"  (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)...