Урок Победы («Никто не забыт, ничто не забыто!»)
план-конспект урока по литературе (6, 7 класс)

Кужашева Динара Сагингалиевна

Тематическое направление: патриотическое.

Тема воспитательного мероприятия: Урок Победы «Никто не забыт! Ничто не забыто!»

Целевая аудитория: 6-7 класс (12-13 лет).

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): Воспитательное мероприятие имеет важную роль в системе работы классного руководителя. Оно позволяет реализовывать цель воспитательной работы в 6 классе: создание благоприятныхусловий для формирования и развития личности в соответствии с семейными, общественными, духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Представленная разработка мероприятия связана с разнообразными тематическими конкурсами: чтение стихотворений о войне, викторины на военную тематику. Тематика мероприятия связана с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание, русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка 28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки

воспитательных мероприятий

____________________ПАТРИОТИЧЕСКОЕ__________________________________

Тематическое направление

«УРОК ПОБЕДЫ» («НИКТО НЕ ЗАБЫТ!

НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!»)

_Кужашева Динара Сагингалиевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №1 с УИОП им. С.Г. Хуснетдинова МО «Ахтубинский район»_______________________

Автор: ФИО, должность, образовательная организация (в соответствии с Уставом)

2022 год

  1. Пояснительная записка.

Тематическое направление: патриотическое.

Тема воспитательного мероприятия: Урок Победы «Никто не забыт! Ничто не забыто!»

Целевая аудитория: 6-7 класс (12-13 лет).

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): Воспитательное мероприятие имеет важную роль в системе работы классного руководителя. Оно позволяет реализовывать цель воспитательной работы в 6 классе: создание благоприятных условий для формирования и развития личности в соответствии с семейными, общественными, духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Представленная разработка мероприятия связана с разнообразными тематическими конкурсами: чтение стихотворений о войне, викторины на военную тематику. Тематика мероприятия связана с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание, русский язык.

Актуальность выбранной темы:

Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И такие мероприятия  помогают осуществить  поставленные цели и задачи.

Место мероприятия в системе воспитательной работы:

Данное  мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей,  направлено на реализацию поставленных  целей и задач,  занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне  и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.

Цели: 

  • Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной  войны, готовность к жертвенным поступкам во имя  величия и процветания России.
  • Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной  войны, о мужестве, отваге.
  • Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
  • Учить детей ценить мир на Земле.

Задачи:

Образовательные

1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.

2) Расширить знания школьников о событиях 1941-1945 гг.

3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

4) Познакомить детей с военной литературой.

Воспитательные

1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.

4) Воспитание честности, благородства, сострадания.

5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

Развивающие

  1. Развивать интерес к изучению истории, литературе.
  2. Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Форма проведения: устный журнал, интегрированный урок истории и литературы, групповая работа, коллективная работа.

Методы и приемы: информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, интерактивные, игровые; наглядный метод, прием эмоциональной заинтересованности, прием художественного слова.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: тематически оформленная доска: запись эпиграфа; презентация; стихотворения русских поэтов о войне; интерактивная игра; георгиевские ленточки.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: каждый классный руководитель может реализовать данное мероприятие, при необходимости корректируя отдельные пункты (зависит от специфики целевой аудитории).

Оборудование: компьютер, презентация, георгиевские ленточки, выставка книг о войне.

Прогнозируемый результат:  в ходе проведения внеклассного мероприятия учащиеся запускают общешкольную акцию «Георгиевская ленточка» в память о  героях  ВОВ.  Выступление учителя и учащихся сопровождается презентацией.

План мероприятия

  1. Организация детей.
  2. Сообщение темы, постановка цели.
  3. Слово учителя.
  4. Выразительное чтение стихотворений о войне заранее подготовленными детьми.
  5. Интерактивная игра «Где логика?».
  6. Подведение итогов. Рефлексия.
  7. Акция «Георгиевская ленточка».

2.Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия.

1 этап – организационный. Сообщить учащимся о предстоящем мероприятии. Организовать исследовательскую деятельность.

2 этап – распределительный. Распределить среди учащихся стихотворения для заучивания наизусть.

3 этап – творческий. Подготовка презентации к уроку. Подготовка заданий к интерактивной игре.

Описание проведения воспитательного мероприятия (конспект).

Ход мероприятия

Что лучше: жизнь, где узы плена,

Иль смерть, где русские знамена,

                                                                                                  В героях быть или в рабах?

                                                                                                          Ф. Глинка, из «Военной песни»

Слайд 1.

Учитель:

Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы, когда люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, вспоминают тех, кто погиб от рук фашистов. Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы, обелиски. На братских могилах никогда не увядают цветы.

Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое. Ее дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро тревожат народную память.

Сегодня мы проведём внеклассное мероприятие «Урок Победы», который пройдёт под девизом «Никто не забыт! Ничто не забыто!».

Слайд 2.

Звучит голос Левитана о начале Второй Мировой войны.

Учитель:

Разрушая и уничтожая, беспощадно сжигая и убивая всё на своём пути, двигались фашисты на территории Советского Союза, пытаясь захватить как можно больше территорий нашей страны. Наш народ поднялся на защиту Отечества, и поэтому война получила название Отечественной. 3 июля 1941 года в выступлении по радио Сталин назвал ее Великой. Название было дано. Началась Великая Отечественная война. Уходили на фронт отцы, братья, сыновья. В смертельной схватке с врагом закалялись и крепли у советских воинов любовь к родной земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.

Ученик :

Горело всё: цветы и клёны,

Былинки не было живой.

Вокруг кустарник запылённый

Шуршал обугленной листвой.

Направо глянешь – дорогая

Пшеница гибнет на корню.

Налево – нет конца и края

Просторам, отданным огню.

Земля, казалось, до предела

Была в огне накалена.

И вся, иссохшая, гудела:

«Да будет проклята война!»

Не отдадим полей бескрайних, синих

 Где побеждали мы и победим

Не отдадим прекрасную Отчизну

 Не отдадим!

Учитель:

Тяжелую войну вынес на своих плечах наш русский солдат. Домой с полей Великой Отечественной войны не вернулся  каждый 7-й. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

А что вы, ребята, знаете о войне? (Дети: Что это была самая кровопролитная и жестокая война, которая длилась 1418 дней и ночей; что на защиту Родины встали все от  мала до велика, старики, женщины и дети рыли окопы, немецкие оккупанты издевались над мирными жителями, угоняли в плен, забирали из домов жителей всё, что им хотелось, оставляя детей голодными).

Учитель:

Мы – счастливые люди, потому что не слышали наяву свиста пуль и грохота рвущихся снарядов, не видели раненых и убитых, не рыли окопы и не жили в землянках.

Но мы знаем, как тяжело было солдатам, детям 40-х годов.

Вопрос школьникам:  Откуда  нам  это известно?

Дети: (из истории, фильмов, книг)

Учитель: Какие книги о  Великой Отечественной и её героях вы читали? Назовите авторов.

Учитель: Книги  хранят память далёких дней, великих подвигов. И мы  должны знать историю своей страны, мы не должны забывать имена тех, кто отстоял её свободу и независимость.
Вспомним, ребята, военные годы, трудные наши бои,
Горе народа и подвиг народа, тяжкие ночи и дни.

Ученик:

Одна на всех Звезда Героя

Не так уж много, честно говоря,

Для тех, кто здесь погиб и выжил, с жизнью споря,

Пройдя немецкие и наши лагеря.

Одна на всех отстроченная слава

Дарована по-барски напоказ,

Так откупается надменная Держава

Своих солдат, предавшая не раз.

…Их жизнь и смерть за лживую страну

…И откровенья папины некстати,

Теперь лишь стены помнят ту войну,

Да гильза, что нашел я в каземате.

Слайд 3.

Учитель:

Ребята, обратите внимание на экран. Перед вами книга «Убиты под Москвой» Константина Воробьева. В повести автор показывает, как война шла по человеческим жизням, как ломается, исчезает «простой и бодрый советский человек», единица отсчета парадов, демонстраций, единодушных голосований. Рождается новый человек, может быть не столь идеальный, но не беспомощный вне ритуала парадов, готовый к тяжелому ратному труду, испытаниям и верой в свою правоту и победу.

Ученик:

Штыки от стужи побелели, 
Снега мерцали синевой. 
Мы, в первый раз надев шинели, 
Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.

Слайд 4.

Учитель:

Одно из важнейших сражений Второй Мировой войны – Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943). Целью Германии было овладение промышленным городом, предприятия в котором выпускали военную продукцию, которая была необходима; получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. 23 августа 1942 г. немецкие танки подошли к Сталинграду. С этого дня фашистская авиация стала систематически бомбить город. Мужество сталинградцев не имело себе равных. В течение 2 месяцев в условиях повышенной секретности под Сталинградом была создана ударная группировка. 2 февраля 1943 года последняя вражеская группировка была ликвидирована.

Слайд 5.

 Ребята, посмотрите на экран. Фрагмент из фильма «В окопах Сталинграда» по мотивам одноименной повести Виктора Некрасова. (просмотр видеоролика).  Повесть «В окопах Сталинграда» — это фронтовой дневник автора, в котором от начала до конца он описывает тяжелые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны. 

Ученик:

Следы врага - развалины и пепел.

Здесь всё живое выжжено дотла.

Сквозь дым не видно солнца в чёрном небе,

На месте улиц - камни и зола.

Здесь всё смешалось в этой круговерти:

Огонь и снег, пыль и свинцовый град,

Кто уцелеет здесь, до самой смерти

Не позабудет грозный Сталинград!

(Г.Акопян)

Слайд 6.

Учитель:

Ленинград - один из крупнейших городов мира. Научный, культурный, промышленный, исторический центр нашей страны. В планах гитлеровцев Ленинград занимал одно из центральных мест. В первые же дни войны фашисты попытались захватить Ленинград. Но защитникам города удалось его отстоять, и тогда фашисты перешли к длительной осаде. Они окружили город плотным кольцом, надеясь задушить его голодной блокадой. Вражеские налеты, артиллерийские обстрелы не прекращались ни на один день. Но город жил, работал, сражался. Каждый день голодные, замерзающие люди  спасали свой город от уничтожения. Единственной нитью, связывающей Ленинград со страной, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.

Героизм и мужество защитников города-героя Ленинграда вошли в историю, показали величие духа нашего народа. 900 дней и ночей длилась блокада и только 27 января 1944 года блокада была снята.

Слайд 7.

Ребята, я предлагаю прослушать стихотворение Ольги Берггольц,  недавней комсомолки, молодой коммунистки, её называли «ленинградской мадонной». Ее стих, ее голос какое-то время, в самую тяжелую, смертельную пору, жил исключительно в эфире. Строки Ольги Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища «Никто не забыт, ничто не забыто»

Ольга Берггольц – поэт, олицетворяющий стойкость Ленинграда. (звучит голос Ольги Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов…»)

Интерактивная игра «Где логика?» (Приложение 2)

Учитель:

Наше мероприятие посвящено истории Великой Отечественной Войны. И сейчас мы проведем игру «Где логика?», где выясним, кто из вас лучше знает историю Победы. Заранее вы поделились на две команды.

Учитель:

Вы, ребята, – будущее нашей Родины. Я хочу, чтобы вы любили нашу страну так же сильно, как те, кто воевал против фашизма. Для этого вы должны помнить об их подвиге и быть им вечно благодарны.

-Ребята, какими качествами обладает человек, совершающий героические поступки? (ответы детей).

Мы, ребята узнали многое о войне. Мы должны знать  историю нашей Родины. И помнить о тех людях, которые отдали за нас свои жизни. Давайте почтим память погибших солдат в борьбе с фашизмом минутой молчания и чтением стихотворения. Дети встают - минута молчания.

Ученик:

Я помню голос Левитана
И слово грозное ? война?,
Как наша армия отступала,
Сдавая села, города,
Как насмерть под Москвой стояли,
Как был в блокаде Ленинград,
Как немцев били в Сталинграде,
Под Курском всыпали опять.
Все для Победы, все для фронта! –
Призыв партийный прозвучал,
И наш народ, собравши силы,
Как будто монолит стоял.
В тот грозный час страна мужала,
А люди бились все вокруг.
И нам Победа засияла
За наш тяжелый, ратный труд!
Отдавши тридцать миллионов
Своих сынов и дочерей
Мы отстояли честь, свободу
Великой Родины своей!

- Что нужно делать, чтобы не забыть войну? (рассуждения детей)

-Изучать события войны.

-Рассказывать младшим школьникам

-Участвовать в викторинах, конкурсах

-Не забывать ветеранов войны, помогать им

-Участвовать в митингах, шествиях, посвященных победе.

Слайд 9.

Учитель:

В заключение нашего мероприятия мы с вами проведем акцию «Георгиевская ленточка» - общественную акцию по раздаче символических ленточек. Главной целью акции является стремление во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне в истории человечества, чьими наследниками мы остаёмся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить. (дети с учителем выходят во двор школы и раздают прохожим георгиевские ленточки).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 68 годовщине Великой Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто»

  Все дальше и дальше в историю уходят от нас  героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания вели...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА, ПОСВЯЩЁННОГО ДНЮ ПОБЕДЫ «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»

Праздник проводится накануне Дня победы. На него приглашаются ветераны, которым даётся слово для рассказа о том, как они воевали. классы подгатавливают заранее подарки для ветеранов....

Внеклассное мероприятие в 6 классе, посвященное празднованию 70-летия Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного празднованию 70-летия Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто», рассчитано на учащихся 6 класса....

Сценарий тематического праздника, посвященного Дню Победы " Никто не забыт, ничто не забыто"

Сценарий тематического праздника, посвященного  Дню Победы "Никто не забыт, ничто не забыто" для воспитанников старшей группы...

Сценарий праздничного концерта ко Дню Победы «Никто не забыт, ничто не забыто…» Май 2017 года

Данная работа посвящена великому событию в истории нашего государства – Великой Отечественной войне, которая явилась тяжелейшим испытанием, выпавшим на долю Советского народа.Наша страна каждый ...

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА, посвящённая Дню Победы "НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА,  посвящённая Дню Победы "НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"...