Итоговая контрольная работа по литературе 5 класс
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Коваленко Ольга Александровна

Назначение работы

 - установить соответствие подготовки обучающихся 5-го класса по литературе Федеральным государственным стандартам общего образования по литературе,

- выявить вопросы содержания образования по произведениям, вызывающие наибольшие трудности у обучающихся,

- мотивировать обучающихся, педагогов к организации деятельности по восполнению пробелов в уровне подготовки обучающихся.

Для проверки контрольных материалов прилагается спецификация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_literature_5_klass.docx84.34 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы (КИМы)

к ИКР по литературе

5 класс

Задание 1. Знание текстов

По представленному фрагменту определите художественное произведение и его автора (из какого произведения взят фрагмент?)

А) «Какая, однако, здесь глушь! – думал землемер, стараясь прикрыть свои уши воротником от шинели. – Ни кола ни двора. Не ровен час – нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали… Да и возница ненадежный… Ишь какая спинища! Этакое дитя природы пальцем тронет, так душа вон! И морда у него зверская, подозрительная».

Б) Я засыпал, упоенный мечтами о завтрашнем путешествии в деревню, и правда — это было веселое путешествие! Поезд быстро бежит среди ровных снежных полей, вагон озарен утренним солнцем. Белый дым волнующимися клубами плывет перед окнами, плавно упадает и стелется по снегу около дороги, а по вагону ходят широкие тени. Свет солнца от этого то будто меркнет, то снова врывается в окна яркими, янтарными полосами... Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно!

В) Дворец стоял в прекрасном саду, в котором росли чудесные цветы. К самым красивым цветам были привязаны серебряные колокольчики. И когда дул ветерок, цветы покачивались и колокольчики звенели. Это было сделано для того, чтобы никто не прошел мимо цветов, не поглядев на. них. Вот как умно было придумано!

Задание 2. Выберите из вариантов ответов те, которые соответствуют данным жанрам

Басня

Миф

Сказка

А) Мораль

Б)  Постоянные эпитеты

В) Аллегория

Г) осмеяние человеческих пороков

Д)  Рассказ о героях, богах

Е)  Жанр УНТ

Ж) Представление о мире

Задание 3. Анализ лирического произведения

3.1. Прочитайте выразительно (вслух учителю) стихотворение Н.А. Некрасова «Осень».

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...

3.2.Проанализируйте стихотворение по предложенным вопросам.

А) Как вы поняли, о чем это стихотворение? Какова его тема?

Б) Каково настроение лирического героя?

В) Найдите и запишите слова, которые передают это настроение.

Г) Найдите примеры средств художественной выразительности. Выпишите и укажите названия средств выразительности.

*Д) Попытайтесь объяснить, зачем поэт использовал эти средства выразительности.

*Е) Какие звуки повторяются в стихотворении? Как вы думаете почему?

*Ж) Как вы думаете, почему стихотворение заканчивается многоточием?

Задание 4. Работа с иллюстрациями

А) Герои каких литературных произведений представлены на иллюстрациях (запишите имя героя)?

Б) Укажите название произведения и его автора.

*В) Каждый ответ докажите (по каким деталям изображения вы установили персонажа?)

4.1 Пятая иллюстрация к книге Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях - Але.....              4.2.Том Сойер, один из главных персонажей романов Марка Твена, был, как известн...

5.Установите соответствие между персонажем и произведением

5. 1.Данилка Недокормыш

А) «Кавказский пленник»

5. 2. Петька

Б) «Цветок на земле»

5.3. Афоня

В) «Каменный цветок»

5.4. Жилин

Г) «Петька на даче»

6. Установите соответствие между поступком и героем, его совершившим

6.1.Соня

А) Принес своей любимой черевички царицы

6.2.Васютка

Б) «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…»

6.3.Вакула

В) Один провёл несколько ночей в тайге

6. 4. Пятница

Г) Отдала куклу умирающей девочке

7. Укажите название произведения и  героя  по описанию

Имя героя

произведение

Описание героя

А) Он был такой красивый и смелый. На шее — огненное ожерелье, спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные иссиня-черные перья. Держался он гордо, выступал вперед широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, приподнимая лапы, увенчанные загнутыми кверху острыми шпорами, и был храбр, как истинный гвардеец.

Б) «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»

В) И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!

*Задание 8. Проблемный вопрос

Чему можно научиться у героев произведений, изученных в 5 классе?

Задание 9. Проанализируй произведения (7 баллов)

9.1. Познакомьтесь с произведениями. Какая тема их объединяет?

 А) Я всё знаю, всех учу,

      А сама всегда молчу.

      Чтоб со мною подружиться,

      Нужно грамоте учиться.

Б) «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное». 
Н.И. Пирогов

В) Умную книгу читать – знания прибавлять.

9.2.А) К каким малым жанрам они относятся?

Б) Распределите произведения по этим жанрам

 9.3. А) Какое произведение вы  бы разместили как эпиграф к  учебнику  литературы (укажите букву из задания 9.1)?

Б) Объясните свой выбор

*Задание 10. Творческое задание

Какое из изученных в 5 классе  произведений  вам запомнилось больше всего? (Объясните, чем произведение привлекло ваше внимание).

Спецификация  итоговой контрольной работы (ИКР)

по литературе в 5-м  классе

  1. Назначение работы

 - установить соответствие подготовки обучающихся 5-го класса по литературе Федеральным государственным стандартам общего образования по литературе,

- выявить вопросы содержания образования по произведениям, вызывающие наибольшие трудности у обучающихся,

- мотивировать обучающихся, педагогов к организации деятельности по восполнению пробелов в уровне подготовки обучающихся.

2. Документы, определяющие содержание работы

Содержание контрольной работы соответствует:

  • Обязательному минимуму содержания основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России №1236 от 19.05.1998 г.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения (приказ №1897 от 17.12.2010)

При этом учитываются:

  • Программа по литературе для 5 -11 классов (базовый уровень, 5 класс) /авт. сост. Меркин Г.С., Зинин С.А.– М., Просвещение, 2018.
  • Адаптированная образовательная программа КГК ОУ Школа 2

Учебно-методическое пособие для учителей / Соловьев

3.Структура работы

- Задания 1, 5, 6-8 помогают выявить знание  содержания текстов, умение распознавать г главных героев произведений, изученных в 5-м классе;

- задания 2, 9 помогают выявить знания  особенностей жанров произведений

литературы  и умение применять эти знания на практике;

- задание 3 помогает выявить умение анализировать лирическое произведение;

- задание 4 помогает выявить навык работы с иллюстрацией;

- задание 10 помогает выявить уровень творческих навыков;

4. Условия проведения контрольной работы.

Время проведения ИКР 60 минут.

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Задания 1, 2, 3.1, 3.2 (А-Г), 4 (А,Б),  5 -7, 9 – базовый уровень;

Задания 3.2 (Д, Е, Ж), 4 (В) – *повышенный уровень;

Задание 10 – **высокий уровень

№ задания

Что оценивается

Количество баллов

Всего

Задание 1

Знание текста произведения и определение его названия по отрывку  

1

3

Знание писателя, которому принадлежит данный отрывок  произведения.

1

3

Всего за  задание 1      

6

Задание 2.

Знание и понимание термина «басня»

3

Знание и понимание термина «сказка»

2

Знание и понимание термина «миф»

3

Всего за задание 2

8

Задание 3

Умение работать с текстом стихотворения

Задание 3.1

Выразительное прочтение стихотворения

1

Задание 3.2

Ответы на вопросы

1

А)

1

Б)

1

В)

1

Г)

1

3

Д)

1

Е)

1

Ж)

1

Всего за задание 3  

13

Задание 4.

Распознавание героев произведения по иллюстрации

Задание 4.1

А)

1

Б)

1

В)

1

Задание 4.2

А)

1

Б)

1

В)

1

Всего за задание 4

6

Задание 5.

Умение соотнести  героя и произведения, из которого он

5.1

1

5.2

1

5.3

1

5.4

1

Всего за задание 5

4

Задание 6.

Умение найти соответствие между поступком и героем, его совершившим

6.1

1

6.2

1

6.3

1

6.4

1

Всего за задание 6

4

Задание 7.

Умение распознавать героя по описанию

6

А)

1

Б)

1

В)

1

Всего за задание 7

6

Задание 8.

Умение отвечать  на проблемный вопрос на литературную тему

4

Задание 9.

 Умение анализировать малые жанры

Задание 9.1

2

Задание 9.2

А)

1

Б)

1

В)

1

Задание 9.3

А)

1

Б)

1

Всего за задание 9

7

Задание 10.

глубина раскрытия темы и убедительность суждений, изложения,

1

композиционная цельность и логичность изложения,

1

следование нормам речи.

1

Всего за задание 10

3

 

Всего за работу ученик может получить 61 балл.

Уровень

Количество баллов

Оценка

Базовый

30-50

3

Повышенный

51-55

4

Высокий

56-61

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса по программе Т. Ф. Курдюмовой. Работа состоит из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом....

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»

Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения.  Д...